А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?
презентация урока для интерактивной доски по литературе (11 класс)

Говорухина Галина Владимировна
Понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; работа с поэтическим произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Блок. Поэма "Двенадцать"2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» ( 1918 ) Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

Слайд 2

Вводно-ориентировочная беседа: первичное осмысление поэмы Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным , что насторожило? Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?» В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока? К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому , лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы? Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы? Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий). Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?

Слайд 3

«29 января… «Сегодня я – гений!» «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 4

Смысл названия Почему поэма названа «Двенадцать»? двенадцать глав двенадцать красноармейцев образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами) Почему Христос?

Слайд 5

Поэма « Двенадцать» « Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования — погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство?

Слайд 6

Ж анр, стиль и композиция «Двенадцать» — эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах . Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Слайд 7

Ритм. Какие ритмы вы услышали? Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина ! В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг. Запирайте етажи Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба ! Вперед, вперед, Рабочий народ! «Вся власть Учредительному Собранию !» Марш Городской романс Частушки революционная песня Лозунги

Слайд 8

Композиция. Ритм. Музыка. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы . «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка . Определите значение метафоры « музыка революции »? Определите размер стиха, с помощью которого автор передаёт звучание стихии жизни. ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами , иногда с нерифмованным стихом.

Слайд 9

О собенности сюжета поэмы Сюжет двухслойный внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц внутренний : побуждения, обоснование поступков двенадцати

Слайд 10

Лексика поэмы разнообразна разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; искажения слов: « етажи », « елекстрический »; сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец »; высокий слог : Нежной поступью надвьюжной , Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос .

Слайд 11

Как рисует Блок образы героев поэмы ? А нализ 1-й главы

Слайд 12

2-й урок Анализ поэмы «Двенадцать» Жанр, стиль, композиция, особенности сюжета, лексика Выпишите образы-символы. Какие два мира противоборствуют в поэме? О бразы и мир сытых. Как автор относится к этому миру? Какими автор показывает 12 красногвардейцев в начале поэмы и в конце? Какой разворачивается сюжет?

Слайд 13

Глава 1-я Каково место действия поэмы? Время года? Какие ключевые слова употребляются в описании времени года? Что могут символизировать эти слова? Какое время суток изображено в этой главе? В чём его символика? Кто появляется в первой главе ? Какие сатирические образы встречаются в первой главе поэмы? Как обрисовал эти образы автор? В чём символика такого изображения?

Слайд 14

Глава 2-я Кто главный герой поэмы? Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать? Почему главный герой не один человек, а коллектив? К какому миру: света или тьмы, добра или зла, принадлежат главные герои, появляющиеся во второй главе? Подтвердите ваше мнение текстом фрагмента «Винтовок черные ремни ». Как характеризуют героев поэмы следующие строки? В зубах — цыгарка , примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

Слайд 15

Как относятся «двенадцать» к религии? Прокомментируйте слова: «Свобода, свобода. Эх, эх, без креста!» и «Товарищ, винтовку держи, не трусь, Пальнем-ка пулей в Святую Русь ...». В чём символика числа красноармейцев? Сколько раз во второй главе звучит рефрен: «Эх, эх, без креста!?» ( 3 раза ) Это случайность? Или так автор хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси ?

Слайд 16

3-я глава Образ «мирового пожара» Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Почему эта строфа заканчивается обращением к Творцу: «Господи, благослови !» Может ли Творец благословить подобное?

Слайд 17

Главы 4-6 За что убили Катьку? В чем вина Катьки, за которую ее так страшно наказали? Какую роль играет любовная интрига? Почему именно в этот момент — момент торжества произвола и жестокости — снова появляется «революционный призыв»? Катька ли «враг неугомонный»?

Слайд 18

Глава 7-я Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что — в нравственном плане — произошло, что они сотворили? Чем вызваны переживания Петрухи? Переживал бы он, если б не «проводил ночки черные, хмельные с этой девкой »? Как характеризует нравственный мир Петрухи и «двенадцати» то, что такого «утешения» оказалось достаточно, чтобы «он опять повеселел»?

Слайд 19

Глава 8-я Какую картину создают 8 строк? Как строит Блок эти 8 строк? Почему восьмая глава заканчивается именно так: «Скучно!»? О какой «скуке» идет речь?

Слайд 20

9-я глава Н ачало 9-ой главы — это строки романса, причем романса о декабристах. В композиционном плане такое начало главы является связующим звеном между скукой (VIII глава) и ее преодолением: «от скуки извольте романс!». В смысловом же плане обращение к декабристам как явлению истории можно рассматривать как известную попытку установления «связи времен», поисков ответов на вопросы, поставленные настоящим, у истоков нынешних событий.

Слайд 21

9-я глава Случайно ли образ «буржуя» дан «на перекрестке»? Что такое перекресток? Только ли это четыре дороги, или это еще и крест? Может ли хоть одна из этих дорог привести человека в ту жизнь, в где он станет самим собой ? Почему человек-вопрос застыл именно там, где должно находиться сердце распятого на кресте Христа?

Слайд 22

10-я глава Какой мотив появляется в главе? ( мотивы четырех дорог и отрицания Христа)

Слайд 23

11-я глава ...И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль ... Строфа эта отделена от предшествующих и последующих строк многоточием. Почему ? Не значит ли это, что Блок хотел обратить внимание читателя на ее содержание, выделить его? Что же особенно важно в ней? К уда идут «двенадцать », какая «даль» является их целью?

Слайд 24

Горький из «Несвоевременных мыслей»: « Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

Слайд 25

12-я глава В главе дважды упоминается «державный шаг», которым идут герои поэмы. Необходимо ответить на вопрос : О какой державе идет речь ? Какая картина рисуется в 12 главе? Что понимает автор?

Слайд 26

« расстановка» героев 12 –й главы: « позади — голодный пес» ( образ-символ старого мира), центр группы — «двенадцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими и — как они считают абсолютно им не нужный (что и словом, и делом доказывалось ими на протяжении всего пути) — Иисус Христос.

Слайд 27

Случайно ли появление Христа в последней главе поэмы ? «…я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.

Слайд 28

Трактовка образа Христа «Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

Слайд 29

«…почему Христос?» «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

Слайд 30

Трактовка образа Христа Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение — человека — наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...». «18 февраля... Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого — ? — Я как-то измечен ».

Слайд 31

Образы - символы Ветер , вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета : «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», « пес безродный», Христос.

Слайд 32

Д.З. Дать трактовку образа Христа. Выписать образы-символы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "А. Блок поэма "Двенадцать" в 11 классе.

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная А...

Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Ок...

Урок литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"...