Урок-концерт
методическая разработка по литературе

Урок-концерт  "Литература в годы ВОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_v_gody_vov1.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Литература в годы ВОВ

Автор:

Елизарова Олеся Александровна,

учитель русского языка и литературы

Литература в годы ВОВ (урок-концерт)

Цели:

  1. Дать обзор поэзии времен ВОВ.
  2. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
  3. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Учащимся заранее было дано задание: выучить стихотворение, которое дал учитель.

Класс разделен на 5 групп (каждая группа- год ВОВ). На столе у каждой группы табличка с указанием года.

У: Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и отправиться во времена ВОВ, погрузиться в атмосферу того времени посредством произведений литературы 1941-45 гг. На прошлом уроке вы получили домашнее задание, с которым, я надеюсь справились все. Ни у кого не возникло затруднений?

Д: Нет.

У: Прекрасно. А сейчас я попрошу вас представить такую картину ( гаснет свет): 21 июня- жаркий летний день. Люди отдыхают, наслаждаются жизнью. В большинстве городов огромной страны проводились выпускные. Сотни тысяч повзрослевших мальчишек и девчонок, получив аттестат зрелости, гуляли по ночным городам Ленинграда, Одессы, Минска, Москвы, радовались, грезили, строили планы на будущее. Утром они возвращались домой, но выспаться им не удалось. (звучит выступление Левитана о начале войны).

(Свет включается)

«Наше дело правое»- эти слова широко использовали в СМИ и агитационно – пропагандистских материалах с целью воодушевить народ. Наступили тяжелые для всего Союза дни. Но люди проявили не только необъятную физическую выносливость, но и безмерную стойкость воли и духа, в эти тяжелые минуты для всего народа нужна была эмоциональная поддержка. Именно в это время активизируется творческий потенциал страны. Песни и литература патриотического направления – вот основной упор культурного развития государства.

И сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир литературы времен ВОВ.

Ребята, а какие у вас возникают ассоциации со словом война?(учащиеся высказывают свои предположения). Действительно, страх, боль, страдания, лишения, утрата- все это война.

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта Василия Лебедева – Кумача «Священная война». Сразу же после публикации, композитор Александров написал к ним музыку. Впоследствии, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио.

( прослушивание песни «Священная война»).

Ребята, а почему война названа «священной»?(учащиеся делятся мыслями ).Молодцы! Защита Отечества, своей семьи –это святой долг.

На войну шли все от мала до велика, каждый хотел принести пользу в победе над войной.

Прослушаем стихотворение, написанное в 1941 году «Человек склонился над водой».  Спасибо! Ребята, кого мы видим в этом стихотворении?(ученики высказывают свои предположения)

В этом стихотворении мы видим молодого человека, патриота своей Родины, готового отдать  за неё свою жизнь , готового мстить фашистам, за свою так рано ушедшую молодость. Это образ бесстрашного бойца, которых в годы войны было тысячи.

Каждый день со всех концов необъятной Родины стекались люди на фронт. Прощались с отцами, сыновьями, братьями,  а зачастую с  матерями и сестрами. Неофициальным гимном прощания того времени можно назвать стихотворение К.Симонова «Жди меня» (слушаем выступление ученика).

Какова, на ващ взгляд, основная мысль этого стихотворения? (ученики высказывают свои предположения). В 1 строчке задушевная мысль о том, как важно для солдата ожидание. Кстати, это стихотворение автор посвятил жене.

Люди были готовы идти до последнего, только чтоб Родина не досталась врагу, они верили в победу, и в этом мы убедимся, прослушав последние 2 стихотворения уходящего 1941 года. Слушаем выступление учащихся («Клятва»,«Пустьзнает враг, на нас войной идущий,»)

Священная война продолжается, он в самом разгаре. На пороге 1942 год, он ознаменован такими событиями, как продолжение блокады Ленинграда, Сталинградская битва, битва за Севастополь.Сейчас мы внимательно прослушаем несколько стихотворений и попробуем ответить на вопрос: «Что объединяет эти стихотворения?»

Для начала скажите, как вы понимаете слово «блокада»? (слайд)

Зима в этот год была очень холодной и тяжелой для Ленинграда. Иссякли запасы топлива. Самым ценным считались дрова. Из строя вышел водопровод, и люди ходили за водой на реку Неву. Иссякли запасы продовольствия. Суточная норма хлеба составляла 125 грамм служивым и 250 грамм –рабочим. В городе наступил голод, люди умирали везде, хоронить не успевали, невозможно передать страдания Ленинграда, но в тяжелых условиях блокады ленинградцы продолжали сражаться. (Слушаем выступление ученика «Я говорю с тобой под свист снарядов,»)

17 июня началась битва за Сталинград. После массированной бомбардировки, город был превращен в горящие руины(выступление учащегося «Он с воздуха разнесен…»

Битва за Крым, который имел важное стратегическое значение и был важен как база авиации. В связи с этим, командование понимало важность удержания полуострова и сосредоточило на этом все усилия. ( выступление учащегося со стихотворением «Севастопольцы»)

Ребята, теперь ответьте мне на вопрос : «Что же объединяет эти стихотворения?»( слушаем предположения детей).

Действительно, любовь к Родине, к своей Отчизне. Безмерная, неугасаемая. Люди истощены, устали от войны, но все также непреклонны и  несломлены, рискуют своей жизнью, лишь бы не сдаться врагу.

За один день, летом 1942 года, Константин Симонов пишет стихотворение «Убей его». Прослушаем его (выступление ученика).

Чем является это стихотворение? (Ответы учащихся).

Правильно, это призыв, который был необходим в тяжелые дни отступлений. Это стихотворение несчетное количество раз читали по радио, сбрасывали с самолетов, напечатанными на листовках.

И мы уже в 1943 году. Этот год считается переломным. Именно в этом году советскими войсками одержана крупнейшая победа в битве за Сталинград. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Слушаем выступление 2 учащихся (стихотворение «Войны имеют концы и начала..», «Полмига»).

Голос солдата. Как мало слов, но какая в них сила!Настоящее мужество, настоящая доблесть заключаются не в том, чтобы слепо бросаться в атаку, а в том, чтобы суметь преодолеть страх. Преодолеть – значит выжить. Струсить – значит умереть

И в заключении прослушаем еще одно стихотворение («Мужество»).

К чему призывает автор? (Слушаем ответы учащихся)

Конечно, быть мужественным в защите своего государства.

Мы переступили порог 1944 года. Люди истощены. Теряют друзей, родных, близких.

Прослушаем стихотворение «Мой товарищ, в смертельной агонии,». Это стихотворение, и многие подобные отображали все душевные переживания, изображали как протекают ежедневные будни от похорон и до психологического расслабления. Как важно отвлечься от негативных мыслей и не зациклиться в них.

Сейчас прослушаем еще одно стихотворение и ответим на вопрос «Кто главный герой поэзии?»(Нехороший был год,високосный!). (Дети отвечают на вопрос)

Конечно, героем является каждый солдат, независимо от нации, весь советский народ . Ведь каждый человек внес свой вклад в победу, которую встретить удалось не всем и до встречи с которой еще целый год, полный тяжелых испытаний и лишений.

27 января 1944 года произошло великое событие- прорыв блокады Ленинграда .(выступление учащегося, стихотворение «За залпом залп»). Что вы чувствуете, прослушав это стихотворение (предположения детей). Действительно, смешанные чувства: и слезы на глазах от радости, гордость за свой народ, что смогли выстоять, не сдаться врагу в тех страшных условиях, в которых они жили 872 дня, и в то же время страх, боль утраты, невозможно представить то, что пришлось пережить людям


1945 год.На улице весна, идет 1408 день войны. 29 апреля начались ожесточённые бои в районе Рейхстага и 1 мая 1945 года около 3 часов утра на крыше Рейхстага водрузили флаг, который ознаменовал победу. (Слушаем стихотворений «Недаром первый украинский», «Где трава от росы и от крови сырая»). Голос  Левитана об окончании войны, троекратное «Ура!»

Долгожданные слова. Ровно 1418 дней длилась война. Столько лишений, утрат, боли, страданий пришлось перенести людям, но они выстояли, они не сдали  Родинуврагам ценой своих жизней.

Урок хочу закончить строчками из стихотворения Ольги Берггольц« Никто не забыт, ничто не забыто», и хочется верить, что подвиг наших дедов не оказался напрасным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

"Урок-концерт, посвященный Международному женскому дню" для учащихся подготовительного класса ДШИ

материал состоит из 4 страниц - афиша к празднику, 3 страницы текста ( с указанием названий используемых песен)...

Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.

Урок – концерт«Золотая флейта России»по творчеству Сергея Есенина....

Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока:  познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра,  определить место авторской песни  в развити...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...