"Путешествие за мечтой" по произведению Владислава Крапивина "Тень Каравеллы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ten_karavelly.docx21.67 КБ
Office presentation icon ten_karavelly.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

 "Путешествие за мечтой" по произведению Владислава Крапивина "Тень Каравеллы"

№ этапа

Деятельность учителя

I этап.

Организационный момент.

II этап.

Введение в тему занятия.

Слайд №3

 

 

III этап. Путешествие за мечтой.

Слайд №4,5

 

 

 

 

 

 

1. Словарная работа.

 

 

 

 


2. Аналитическое чтение фрагмента текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. “Мой крылатый кораблик”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7, 8, 9

 

 

 

 

 

4. “Узы дружбы самые крепкие.

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

Слайд №11,12

 

 

 

IV этап.

Итог занятия, выводы.

- Сегодня ребята я приглашаю вас в путешествие.
- А как вы понимаете это слово? Что значит путешествовать?

Сравните свое объяснение с толкованием этого слова в толковом словаре ПУТЕШЕСТВИЕ, я, ср. 1.Поездка (реже – передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания.

- Вы, верно, понимаете это слово.
- Как вы думаете, почему люди путешествуют, для чего?

Вот сегодня мы и отправимся в путешествие с таким же мальчиком, как вы, вслед за его мечтою.

Главный герой повести “Тень Каравеллы” когда-то, давно, в послевоенное время, жил в нашем городе. Его имя Влад. Ему 7 лет.

Сейчас я вам прочту фрагмент повести, а вы карандашом в тексте отметьте незнакомые слова и попытайтесь ответить на вопрос: “Как относится Влад к миру, в котором живёт?”

Чтение учителем отрывка из повести “Тень Каравеллы”:

“Мир, в котором жили мы, был устроен удобно и просто. В середине его стоял наш длинный двухквартирный дом, который назывался флигель. По сторонам, в разных концах заросшего двора, находились другие постройки: бревенчатый сарай с сеновалом, двухэтажный дом с каменным низом, скрипучая, кривая голубятня и кирпичный магазинчик, окруженный забором из неструганых горбылей”.

- Встретились ли непонятные слова в тексте?

Учитель объясняет детям значения слов.

Заросший двор – двор, который зарос травой, кустами, неухоженный;
Горбыли – необработанные доски;
Голубятня – помещение для домашних голубей;
Флигель – дом во дворе здания;
Бревенчатый – сделанный из бревен;
Сеновал – помещение для хранения сена.

- Как относится Влад к миру, в котором живёт?
- Да, далее в повести читаем: “Видите, как всё здорово было устроено”.
- Как появилась у Владика мечта?

Найдите в тексте подтверждение этим словам.

- О чём мечтал главный герой повести?

- Прошло немного времени – Влад собирался поступать учиться в школу. Его ждали новые интересы, трудности, задания, как у любого первоклассника. Но, тем не менее, в его жизни появилась красивая мечта, не похожая, ни на какие другие.

Чтение учителем в паре с учеником отрывка из повести “Тень Каравеллы”:

“А тополь цвел. И видимо, в этом белом кружении под безоблачным небом лета прозвучал для меня впервые голос синих пространств. Голос, который делает из мальчишек моряков, поэтов и путешественников”.

- Какой прием использовал автор, описывая летнее безоблачное небо? С чем он его сравнивает?

 

 

- Почему герой мечтает именно о крылатом кораблике? Чем он особенный?

Сначала мальчик мечтает полетать в тополиной метели, а потом, из рассказов Павлика узнаёт о море. И два цвета – синий и белый – становятся связанными с мыслями о море, “ а в синие летние дни впервые задела крылом Павлика и меня Тень Каравеллы”. У мечты появляется имя.

- Как вы думаете, осуществил ли свою мечту мальчик?

- В действительности, мечтая о море и никогда не видя его, может человек построить корабль и путешествовать на нем?

Н: Карта и каравелла появились у нас почти в одно время. Карта – на сутки раньше…

…Павлик тем временем гордо поднял жерди, тряхнул их, и предо мной с треском развернулась карта полушарий.

Со сдержанным торжеством Павлик сказал:

Д: Во! Видал?

Н: Я оглушено молчал. Первое впечатление было такое, словно непонятный великанище глянул на меня в синий бинокль.

Потом почудилось мне в карте что-то знакомое. Конечно, таких больших карт я раньше не видел, но все равно знакомое в ней было. Она была синяя и белая.

Учитель: Два синих круга на белом поле. Желто-зеленые материки с темными жилками рек лишь чуть-чуть вносили пестроту...

Д: …Кораблик был нарисован на бумаге, вырезан и держался на маленькой подставке. То есть мне сначала показалось, что он нарисован, а потом я разглядел, что это печатная картинка.

Были у кораблика круглые борта, высокая узорчатая корма, туго надутые паруса разных размеров и форм. Самый маленький парус пристроился под задорно вздернутым бушпритом.

Удивительный был кораблик – весь наполненный ветром. Павлик ласково сказал:

- Каравелла… Вот она какая.

Так появилась у нас каравелла…

  • Какой представилась герою карта?
  • Какие чувства вызвали карта и каравелла у ребят?

В этой удивительной повести ребята - Влад и Павлик, находят ответы на очень трудные вопросы, а сможете ли вы ответить на них?

На карте полушарий “намечен” маршрут “путешествия”. Найдите соответствующие толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, расположенных на стенах класса. 1ряд “путешествует” к Америке, 2 ряд “путешествует” к Африке, 3 ряд – Евразии.

Каравелла – в XIII-XVII вв. морское парусное 3-х или 4-х мачтовое судно с одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части.

Бриг – военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами.

Бригантина – от французского"briganol" - разбойник) - 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв.

Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Шхуна (от английского "schooner" – шхуна) – парусное судно, имеющее 2 и более мачты с косыми (треугольными) парусами. Использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели водоизмещение 100-800 т. Вооружение до 16 орудий.

Экипаж – 1) Личный состав судна. Разделялся на офицеров и команду. 2) Береговая воинская часть, входящая в состав флота

Матрос (англ. – seamen) – лицо из состава верхней команды на судне.

- Прочитайте вслух правильное толкование морских терминов. Какие из них вызвали у вас затруднения?

- Какой учебный предмет помог вам преодолеть их?

В действительности этот мальчик Влад- Владислав Крапивин, писатель, который родился и вырос в нашем городе, написал повесть “Тень Каравеллы” о своем детстве и детстве таких же мальчишек.

В повести писатель рассказывает нам о детских мечтах своего героя Влада. Он, действительно не видя моря, мечтал построить настоящий корабль. Позже, будучи взрослым, сам писатель осуществил свою мечту. В его жизни появились и корабли, которые могли “ходить” под парусами, и команда матросов, состоящая из таких же, как он сам когда-то подростков. А сам он принял звание “командор” для своей команды. А начало всему положила та самая красивая мечта в детстве.

- Как вы думаете: без чего мечта остается только мечтой и никогда не сбывается?

Действительно путешествие без труда и знаний не принесет успеха. Поэтому я вам предлагаю, сегодня сделать первый шаг к познанию морского дела и научиться завязывать морской узел.

- Как вы думаете, где применяются такие узлы в жизни?

- Осваивая такелажное мастерство, ребята не только постигали очень сложное дело, но между ними развивалась взаимовыручка, зарождалась и крепла дружба.

Недаром в народе говорят, что узы дружбы самые крепкие.

- Как вы думаете, Владик и Павлик сохранили свою дружбу, став взрослыми? Почему сохраняется дружба между людьми на долгие годы? Приведите примеры из личного опыта

- Как вы считаете, дружба, возникшая в детстве, может сохраниться на долгие годы?
- О чем мечтаете вы сейчас?

Каждый читатель, сопереживая героям произведения, учится дружить, мечтать, потому, что без мечты грустно, неинтересно жить. Владислав Крапивин написал стихи к песне “Синий краб”. Необыкновенное чудо, каким и был синий краб, удивляло ребят, и они верили, что он действительно существует. Так и самая необыкновенная красивая мечта, если верить в нее, всегда сбудется. Я предлагаю вам послушать эту песню и по старому морскому обычаю поместить в бутылку свои записочки, а через 10, а может быть и через 20 лет, их откроем и прочитаем. Только одно условие- каждый записывает свою самую красивую мечту.

Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Путешествие за мечтой" по произведению Владислава Крапивина "Тень Каравеллы"

Слайд 2

ПУТЕШЕСТВИЕ- поездка (реже - передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания.

Слайд 4

Владислав Крапивин

Слайд 5

Морской словарь Бриг Бригантина Мачта Экипаж Шхуна Матрос Каравелла

Слайд 6

Владислав Крапивин

Слайд 7

Владислав Крапивин

Слайд 8

Владислав Крапивин

Слайд 9

Такелажное дело

Слайд 10

Владислав Крапивин

Слайд 11

Владислав Крапивин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"

Данный материал можно использовать в рамках недели"География, или на уроке учета знаний по данному материку. Данный урок-КВН удачно "вписывается" в программу, т.к. это и путешествие по природным зонам...

путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"

урок квн по Африке, позволяет в игровой форме вспомнить весь материк...

Программа ЛОЛ Каравелла "Мое прекрасное сегодня"

Программа  "Мое прекрасное сегодня" и план творческих дел на первую и вторую смены летнего оздоровительного лагеря "Каравелла".    План творческих дел на первую и вторую смены.  ...

Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву")

Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав...

Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"

Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"...

Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Владислава Крапивина "Нравственные проблемы в произведениях Крапивина"

Урок в форме защиты книг Крапивина  Цели урока: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава   Крапивина, познакомиться с его произведениями....