Лэпбук по устному народному творчеству
учебно-методический материал по литературе

Воронина Наталья Геннадьевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._lepbuk_po_ustnomu_narodnomu_tvorchestvu.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Лепбук. Устное народное творчество»

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

  • чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках и внеурочной деятельности технологии создания лэпбука.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Лэпбук — это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Работа проходит в несколько этапов:

  • выбор темы;
  • обсуждение плана;
  • создание макета;
  • создание шаблона лэпбука.

Как вы поняли, тема нашего лэпбука будет «Устное народное творчество»

Лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  • развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
  • может проходить знакомство с терминологией;
  • использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.

Макет нашей папки будет состоять из следующих разделов:

  1. Русские народные праздники.
  2. Русская народная одежда
  3. Русские народные песни
  4. Русские народные сказки
  5. Загадки

У нас будут использоваться следующие элементы:

•        Конвертики обычные. Конвертики фигурные.

•        Книжка-гармошка.

•        Лист, сложенный в несколько раз.

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). Задание 1: Перед вами названия русских народных праздников и картинки. Вы должны правильно подобрать к каждому празднику картинку и коротко рассказать о традициях праздника.

На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. 

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам. Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

Задание 2: Перед вами трафарет русской рубахи и сарафана. Вы должны раскрасить, используя русский народный орнамент. Перед вами подсказки, как может выглядеть орнамент этой одежды.

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл. Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи. Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими.

Задание 3: Угадай по музыке русскую народную песню и наклей в нужном порядке в книжке-гармошке.

С давних времён, чтобы успокоить ребёнка или его развлечь, родители ему рассказывали сказки. Сказки - это произведения устного   народного творчества, которые основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. Ещё одной группой сказок являются сказки о животных, где главными героями являются животные, которые ведут себя как люди. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Задание 4: Перед вами героя разных сказок. Вы должны выбрать только тех, кто относится к русским народным сказкам. И распределите их по конвертам, в зависимости от вида сказки. Вспомните, в каких сказках есть эти герои.

В сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой. Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство. На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет. На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде.

Задание 5: Перед вами сложенный лист. На обложке изображён предмет. Вы должны на следующей странице вспомнить и записать загадку с этим предметом. Если вы не помните, то проявите смекалку и составьте свою.

Вот у нас и получился Лэпбук. Его можно ещё продолжить, заполняя другими жанрами устного народного творчества.

А сейчас я предлагаю вам встать в ряд и сыграть в игру «Кондалы». Давайте вспомним слова

-Кондалы

-Закованы

- Раскуйте нас

-Кем из нас?

Пока вы крепко держитесь за руки, расковать вас невозможно. Так и в жизни: « Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех».

Командная работа настолько важна, что практически невозможно достичь высот ваших способностей, не достигнув успеха в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...