Урок по литературе ("Алые паруса" А. Грин)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

"Алые паруса" - красивая феерия, произведение, заставляющее нас мечтать, верить в чудо. Данная разработка - урок, посвященный творчеству Грина, его замечательному произведению "Алы паруса" - символу мечты, детства, чуда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А.Грин "Алы паруса"26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, цели

Деятельность учителя и ученика

Средства

Мировоззренческие выводы

Умения и навыки

1.  Познакомить учеников с личностью А. Грина.

1. Работа с портретом:

- Взгляните на портрет писателя А. Грина. Подумайте, каким  человеком он мог быть?

(Задумчивым, интеллигентным, скромным).

- Можно ли по портрету Грина определить, что жил он в сложное и тяжёлое время? Обоснуйте свой ответ.

(У него усталый, потускневший взгляд, лицо испещрено морщинами).

- Вот что говорили по поводу внешности Грина его современники:  «Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов.

Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния. Ходил он тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой. Был он очень доверчив».

- В чём вы видите противоречивость натуры Грина?

(Писатель обладал внутренней красотой, которая не соответствовала его внешнему образу).

2. Рассказ учителя о писателе:

Фамилия Грин – это псевдоним писателя. Александр Степанович Гриневский родился 11 (24) августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку. Мать умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой Александр не поладил. Может, поэтому его герои зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви, святости. Из-за строптивого характера Грин не мог ужиться с наставниками и сверстниками в школе. Он вспоминает: «меня сверстники не любили, друзей у меня не было». От одиночества и обид он уже с детства «уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о далеких странах, морских путешествиях, необыкновенных подвигах».

«Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью.

Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье.

Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего - его повесть «Алые паруса».

С 16 лет Александр Грин скитался по стране, испытал голод, болезни, нищету, ночлежки, разочарования в любви.

В 1896 году он отправился к морю в Одессу. Матросом он проплавал совсем немного. Рухнула мечта стать моряком.

«Морская жизнь сразу же обернулась к Грину изнанкой.

Грин неделями слонялся по порту и робко просил капитанов взять его матросом на пароход, но ему или грубо отказывали, или высмеивали в глаза, - какой мог получиться матрос из хилого юноши с мечтательными глазами!» - писал К. Паустовский.

От отчаянья писатель добровольно вступил в царскую армию. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры: Рост — 177,4. Глаза — светло-карие. Волосы — светло-русые. Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Грина удручала невольная жизнь и он сбежал из батальона и стал жить по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов.

Грин жаждал стать писателем. Его литературный путь был нелёгким. Он начинал его с рассказов об окружающей действительности. Грин был неграмотен, поэтому издателям приходилось прилагать много усилий, чтобы понять смысл его произведений, а редакторы вносили в них многочисленные коррективы. Его становление как писателя-романтика состоялось во многом благодаря простому лесорубу Илье, который вечерами рассказывал Грину сказки Перро, братьев Гримм, Афанасьева и многих других сказочников. Богатое с детства воображение Грина вылилось в его последующие произведения.

Незадолго до своей смерти Грин переежает в Феодосию. Ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю... приморская жизнь была той реальной писательской средой, которая дала ему возможность выдумывать свои рассказы.

Грин умирал так же тяжело, как и жил. Он попросил поставить его кровать к окну. За окном синели далекие крымские горы и небо сверкало, как отблеск любимого и навсегда потерянного моря.

Портрет писателя.

С самого детства А. Грин сталкивался с трудностями, жестокой реальностью. Он мечтал стать моряком – это было единственной его отрадой, но эта надежда рухнула, оставив серьёзную рану в душе будущего писателя. Однако вера в чудеса, в мечту, в свободную личность осталась.

Умение определять особенности характера по портрету.

2. Охарактеризовать жанр феерии, выделить главных героев.

1. Слово учителя:

Повесть «Алые паруса» писатель вынашивал пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что, - вспоминал Александр Грин. - Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Сам автор определил жанр своего произведения как феерия.  

Словарь С.И. Ожегова:

 Феерия (от fee - фея) - 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

 2. перен. Волшебное сказочное действие.

Главные герои повести «Алые паруса» - Ассоль и Грэй.

Ассоль очень рано потеряла маму и воспитывалась отцом -  Лонгреном. Лонгрен – бывший моряк, занимался изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. У Ассоль не было друзей. Когда-то отец отомстил человеку, который не занял денег его обессилевшей от голода жене. За этот проступок все возненавидели и избегали моряка и его дочь. Несмотря на озлобленность окружающих девочка выросла доброй, отзывчивой и искренней. Самая яркая цитата из текста о ней: «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была - дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов».

- Как вы понимаете эти слова?

Однажды с Ассоль произошла встреча, которая изменила её жизнь.

2. Просмотр видеофрагмента встречи Ассоль с Эглем.

- Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль?

- Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? («Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки»).

- Как отец девочки отреагировал на её рассказ о старике? Как отнеслись к легенде другие люди и почему?

3. Слово учителя.

Грэй был единственным ребёнком знатной и богатой семьи и жил в родовом замке. С самого детства он отличался решительностью и бесстрашием. Яркая цитата о нём: «родился с живой душой».

- Как вы понимаете эти слова?

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна (город, в котором жила Ассоль). Однажды в Каперне Грэй ловил рыбу. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Давайте посмотрим на вторую встречу Ассоль и Грэя.

4. Просмотр видеозаписи.

- Какие чувства возникли у вас при просмотре?

- Какой характер несёт музыка в этом фрагменте?

5. Интерактивная сравнительно-обобщающая таблица.

См. табл. Сделайте соответствующие выводы о схожести или несхожести двух героев.

           

Статья из словаря С. И. Ожегова.  

Иллюстрации с изображением Ассоль.  

Видеозапись.  

Иллюстрации Грэя.      

Видеозапись.

Таблица «Ассоль и Грэй».                                    

Свою повесть «Алые паруса» Грин назвал феерией, чтобы подчеркнуть в ней волшебное, сказочное начало. Ассоль и Грэя окружающие не понимали, потому что были равнодушными, бесчувственными людьми, не умеющими любить и мечтать. Ассоль и Грэю как будто было предначертано судьбой встретиться и полюбить друг друга; мечта девушки осуществилась, несмотря на неверие злых людей.

Умение слушать, делать выводы.

Подвести итог урока.

1. Эвристическая беседа.

- Сегодня на уроке много раз звучали слова мечта, сказка, чудо. Что для вас значат эти слова? Чем они друг от друга отличаются?

- Почему А. Грин выбрал именно алый цвет парусов?

(Алый – цвет глубокой сердечной любви, радости, но в то же время благородный и царственно гордый; ассоциируется с алой утренней зарёй).

- Хотелось бы завершить урок словами К. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудителей причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего».

Иллюстрации алых парусов.

В жизни каждого человека есть место мечте, сказке, чуду, надежде, но только по-настоящему романтическая натура может ценить это.

Умение высказывать аргументированно своё мнение, анализировать образ-символ.

Конспект урока по литературе для 6 класса

студентки 403 группы филфака

Сукаевой Тамилы

Тема: Мечта о прекрасном будущем в феерии «Алые паруса» А. Грина.

Обучающая цель: рассмотреть основные моменты произведения «Алые паруса».

Развивающая цель: развивать умение постигать авторский замысел, понимать мысли и чувства писателя, вызвать интерес к прочтению произведения.

Воспитывающая цель: учить верить в человеческие возможности и в осуществление мечты.

Тип урока: обзорный урок.

Модель урока:

        символ любви, красоты, мечты

А. Грин

                                  «Алые паруса» (феерия=волшебство)

                                                                                                Ассоль                               Грэй

                                                                         (любование красотой мира,                  (стал капитаном корабля, променял        

                                                                         вера в силу мечты, воображения,         обеспеченную жазнь на тяготы моря  

                                                                         которые могут изменить мир                «чудеса нужно делать своими руками»)

       

                                            родственные души, сильные, романтические личности, стремящиеся к неизвестности, свободе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Алые паруса" А. Грин

С этим конспектом урока  я участвовала в районом конкурсе "Поиск. Опыт. Мастерство" и заняла 3 место....

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: А.Грин "Алые паруса"

Конспект урока по произведению А.Грина "Алые паруса" с использованием приёмов театральной педагогики...

Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...