Русская народная сказка "заяц хваста"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats_-_hvasta.docx23.08 КБ
Файл e.a._permyak_pervaya_rybka.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с детьми

по развитию речи

Выполнили: Вопилова Ю. А., студентки 43А группы, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Преподаватель: Паршакова Т.С.

г. Красноуфимск 2022

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Тема занятия: Русская народная сказка «Заяц - хваста»

Возрастная группа: старшая (дети 6-го года жизни)

Цель занятия: формирование у детей представлений о поступках героев через чтение произведения, закрепление последовательности сюжета через дидактическую игру, закрепление нетрадиционной техники "набрызг" через рисование лошади гуашью.

Задачи занятия:

Образовательные:

-1. Актуализировать знания детей о нравственных качествах посредством разборе пословиц

2. Познакомить с произведение Слепая лошадь через чтение произведения и пересказа по дидактической игре на ИКТ

3. Учить объяснять поступки героеа, давать им оценку через беседу

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать память, внимание, мыслительные операции;

- развивать активный словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам;

- воспитывать желание помогать ближним, любознательность.

- воспитывать умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Игровая задача: закрепить знания последовательности сюжета сказки, с помощью игры на интерактивной доске. (Расставить картинки а правильном порядке)

Дидактическая задача: закрепить знания о сказке посредством дидактической игры «Доскажи словечко». (Закрепить сюжет рассказа)

Продуктивный вид деятельности: Закрепить нетрадиционную технику рисования набрвзг через рисование лошади акварелью

Словарная работа: гумно, кокорина, хваста.

Подготовительная работа: Рассказ об авторе, беседа о пословицах, разработка дидактической игры, подготовка раздаточного материала и оборудования (книга слепая лошадь, дидактическая игра)

Предполагаемый результат: Характеризуют поступки героев рассказа, называют последовательность сюжета через дидактическую игру на ИКТ оборудовании, и рисуют лошадь в нетрадиционной технике набрызг.

Материалы и оборудование: средства икт, материалы для продуктивной деятельности.

Демонстрационный материал: интерактивная игра, хрестоматия.

Раздаточный материал: листы бумаги для оригами.

Этапы совместной деятельности

Задачи этапов

Содержание деятельности

Методы и приёмы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-

мотивационный

этап

Создание эмоционального настроя, возбуждение интереса к предстоящей деятельности

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, солнышко – дружок,

Здравствуй, носик – пятачок 

Здравствуйте, губки 

Здравствуйте, зубки 

Губками «почмокали» 

Зубками «пощёлкали»

Ручки вверх подняли 

И ими помахали 

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали

Словесный

Дети приветствую воспитателя и друг друга.

Дети включаются в образовательную деятельность.

2.

Основной этап

Настроить детей на предстоящую деятельность, решить поставленные задачи

2.1

Этап

постановки

проблемы

Создание проблемной ситуации в понятной для детей форме.

- Перед работой разомнем наши язычки.

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

-Ребята, кто же к нам в гости пожаловал? А кто это, вы узнаете из загадки.

От лисички тот зверек

 Убегает наутек.

Ну—ка, угадай—ка!

Это белый …

К нам в гости прибежал зайка. Он принес нам интересную книжку. Вы знаете, что эта за книга?

Ответы детей.

Правильно, это хрестоматия. Зайка сказал, что там есть сказка про него и он хочет ее прочитать, но сам читать он не умеет. Прочтем зайчику сказку?

Словесный, игровой, практический

Дети отвечают на

вопросы. Выполняют задания.

Дети понимают задачу занятия.

2.2

Этап

ознакомления с

материалом

Познакомить детей со сказкой «Заяц - хваста», с ее автором, и иллюстратором.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной русской народной сказкой из хрестоматии «Заяц - хваста».

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости.

Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои.

С иллюстрациями Евгения Рачева, сказка становится ярче и завораживающей.

-Перед тем как мы приступим к чтению разберем непонятные для нас слова.

Словарная работа:

Гумно – помещение, сарай для зерна.

Кокорина – часть ствола, переходящая в корень.

Хваста – хвастливый.

Наглядный, беседа, дидактическая игра.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Сформируется представление о сказке, ее авторе и иллюстраторе.

2.3

Этап

практического

решения

проблемы

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Беседа:

Ребята назовите главных героев сказок?

Ребята почему заяц хвастался перед другими?

А как вы думаете почему ворона отругала зайца?

Физкультурная минутка.

Зайка серенький сидит)

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Кто - то зайку напугал,

Зайка - прыг и убежал

- А теперь проверим как вы запомнили эту сказку.

А поможет нам в этом наша интерактивная доска.

Вспомним правила техники безопасности работы с доской.

Ответы детей.

Сейчас мы определим в какой последовательности мы пойдём играть.

Интерактивная игра:

Зрительная гимнастика:

Влево вправо посмотрели

Круг вокруг изобразили.

Широко глаза раскроем

И скорее их закроем.

Игра «Доскажи словечко»

Продуктивные виды деятельности.

Поделка зайца.

Проблемные вопросы, практическое задание.

Слушают воспитателя, выполняют задания.

Знают, чем закончилась сказка.  Выполненные задания.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Заяц очень рад, что мы ему прочитали эту сказку. Ему пора идти. Скажем до свидания!

С какой сказкой мы с вами познакомились?

Кто автор этой сказки?

Как вы думаете хвастаться хорошо?

Чему учит эта сказка?

Вы большие молодцы, мне понравилась ваша активность на занятии. До новых встреч!

Словесный

Подводят итоги и отвечают на вопросы.

Сформирован навык применения полученных знаний и умений полученных на занятии.

Рекомендации родителям

Тема интегрированного занятия

Русская народная сказка «Заяц - хваста»

Цель интегрированного занятия

формирование у детей представлений о поступках героев через чтение произведения, закрепление последовательности сюжета через дидактическую игру, закрепление нетрадиционной техники "набрызг" через рисование лошади гуашью.

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия

Объяснить поступки героев произведения по теме: русская народная сказка «Заяц – хваста»

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия дома

Прочитать произведение, заучить стихотворения по теме, подготовить пословицы, разобрать проблемные ситуации в игровой форме.

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия

Рисунки и поделки



Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с детьми

по развитию речи

Выполнили: Вопилова Ю. А., студентки 43А группы, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Преподаватель: Паршакова Т.С.

г. Красноуфимск 2022

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Тема занятия: рассказ Е.А. Пермяка «Первая рыбка»

Возрастная группа: старшая (дети 6-го года жизни)

Цель занятия: формирование представления о рассказе Е.А. Пермяка «Первая рыбка», посредством чтения рассказа, проведения интерактивных игр и продуктивных видов деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

- актуализировать знания детей о жанровых особенностях рассказа посредством беседы;

- познакомить детей с рассказом Е.А. Пермяка «Первая рыбка», посредством выразительного чтения произведения и дидактической игры;

- учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильного строя предложения, посредством беседы о сказке по мнемотаблице.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мыслительные операции;

- развивать логическое мышление, мелкую моторику рук;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать желание помогать ближним, любознательность.

Воспитывать умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Игровая задача: закрепить знания последовательности сюжета рассказа, с помощью игры на интерактивной доске.

Дидактическая задача: закрепить знания о сказке, посредством дидактической игры «Доскажи словечко».

Словарная работа: уха, ерш, навариста.

Подготовительная работа: знакомство с творчеством Е.А. Пермяка.

Предполагаемый результат: дети знакомы с последовательностью сюжета рассказа Е.А. Пермяка «Первая рыбка».

Материалы и оборудование: средства икт, материалы для продуктивной деятельности.

Демонстрационный материал: интерактивная игра, хрестоматия.

Раздаточный материал: листы бумаги и карандаши для рисования.

Этапы совместной деятельности

Задачи этапов

Содержание деятельности

Методы и приёмы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-

мотивационный

этап

Создание эмоционального настроя, возбуждение интереса к предстоящей деятельности

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

Словесный

Дети приветствую воспитателя и друг друга.

Дети включаются в образовательную деятельность.

2.

Основной этап

2.1

Этап

постановки

проблемы

Создание проблемной ситуации в понятной для детей форме.

-Ребята, кто же к нам в гости пожаловал? А кто это, вы узнаете из загадки.

Машинки катают,

Играют в танчики,

Весь пол разбросают

Озорные…

Ответы детей.

К нам в гости прибежали озорные мальчишки. Они рассказали, что одному из них мама совсем недавно прочитала очень интересный рассказ про первую рыбалку мальчика Юры. Этот рассказ настолько понравился, что мальчик хочет, чтоб его друзья тоже его послушали, поэтому просят нас помочь прочитать этот рассказ. Мальчишки принесли с собой книгу. Вы знаете, что это за книга?

Ответы детей.

Правильно, это хрестоматия.

Словесный, игровой, практический

Дети отвечают на

вопросы. Выполняют задания.

Дети понимают задачу занятия.

2.2

Этап

ознакомления с

материалом

Познакомить детей со сказкой «Лягушка – путешественница», с ее автором, и иллюстратором.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним рассказом из этой книги Евгения Пермяка «Первая рыбка».

Евгений Пермяк – замечательный русский поэт, писатель, написавший множество интереснейших произведений для детей. Одним из них является рассказ «Первая рыбка».

С иллюстрациями Олега Васильева рассказ становится ярче и завораживающим.

-Перед тем как мы приступим к чтению разберем непонятные для нас слова.

Словарная работа:

Уха – суп из рыбы.

Ёрш – рыба, живущая в реках и прудах.

Навариста – густой, жирный.

Наглядный, беседа, дидактическая игра.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Сформируется представление о сказке, ее авторе и иллюстраторе.

2.3

Этап

практического

решения

проблемы

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка

Беседа:

Куда отправилась семья?

Что сделала Юра?

Как отреагировала семья на первую рыбку Юры?

Что приготовила бабушка из рыбки?

Физкультурная минутка.

Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде

То согнуться разогнуться то зароются в песке.

- А теперь проверим как вы запомнили этот рассказ.

А поможет нам в этом наша интерактивная доска.

Вспомним правила техники безопасности работы с доской.

Ответы детей.

Сейчас мы определим в какой последовательности мы пойдём играть.

Интерактивная игра:

Зрительная гимнастика:

Влево вправо посмотрели

Круг вокруг изобразим.

Широко раскроем глазки

И скорее их сомкнем.

Игра «Доскажи словечко»

Продуктивные виды деятельности.

Рисунки ерша.

Проблемные вопросы, практическое задание.

Слушают воспитателя, выполняют задания.

Знают чем закончилась сказка.  Выполненные задания.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Мальчишкам очень понравился рассказ, а вам? Им пора идти. Скажем до свидания!

С каким рассказом мы с вами познакомились?

Кто автор этого рассказа?

Как вы думаете почему семья хвалила рыбку Юру?

А почему Юра радовался что уха понравилась семье?

Чему учит этот рассказ?

Вы большие молодцы, мне понравилась ваша активность на занятии. До новых встреч!

Словесный

Подводят итоги и отвечают на вопросы.

Сформирован навык применения полученных знаний и умений полученных на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Презентация по связной речи "Заяц хваста" русская народная сказка

Презентация по связной речи "Заяц хваста" русская народная сказка...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...