Рассказ Косточка Толстой
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostochka.docx22.52 КБ
Файл russkaya_skazka_volk_i_lisa.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с детьми

по развитию речи

Выполнили: Вопилова Ю. А., студентки 43А группы, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Преподаватель: Паршакова Т.С.

г. Красноуфимск 2022

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Тема занятия: рассказ Л.Н. Толстой «Косточка»

Возрастная группа: старшая (дети 6-го года жизни)

Цель занятия: формирование представления о рассказе Л.Н. Толстого «Косточка» посредством интеграции различных видов деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

- актуализировать знания детей о жанровых особенностях рассказа посредством беседы «Что такое рассказ»;

- познакомить детей с рассказом Л.Н. Толстого «Косточка» посредством выразительного чтения произведения и дидактической игры на ИКТ оборудовании «Построй сюжет»;

- учить детей подробному пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» посредством беседы «Перескажи сказку» и продуктивной деятельности.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мыслительные операции;

- развивать логическое мышление;

- развивать активный словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам;

- воспитывать желание помогать ближним, любознательность.

- воспитывать умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Игровая задача: закрепить знания последовательности сюжета рассказа, с помощью игры на интерактивной доске.

Дидактическая задача: закрепить знания о рассказе, посредством дидактической игры «Доскажи словечко».

Словарная работа: горница, сочла.

Подготовительная работа: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

Предполагаемый результат: дети знакомы с последовательностью сюжета рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Материалы и оборудование: средства икт, материалы для продуктивной деятельности.

Демонстрационный материал: интерактивная игра, хрестоматия.

Раздаточный материал: клей, картинки.

Этапы совместной деятельности

Задачи этапов

Содержание деятельности

Методы и приёмы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-

мотивационный

этап

Создание эмоционального настроя, возбуждение интереса к предстоящей деятельности

Здравствуйте, ребята!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Словесный

Дети приветствую воспитателя и друг друга.

Дети включаются в образовательную деятельность.

2.

Основной этап

2.1

Этап

постановки

проблемы

Создание проблемной ситуации в понятной для детей форме.

-Ребята, сегодня мне на почту пришло письмо. Откроем его вместе.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Мы с ребятами очень любим слушать интересные рассказы и почти все уже знаем. Но недавно я услышал про один рассказ, где говорится про мальчика и косточку. Мне стало очень интересно, что произошло в этом рассказе. Поэтому прошу вас прочитать его мне». 

-Прочитаем, ребята?

Словесный, игровой, практический

Дети отвечают на

вопросы. Выполняют задания.

Дети понимают задачу занятия.

2.2

Этап

ознакомления с

материалом

Познакомить детей с рассказом «Косточка», с ее автором, и иллюстратором.

-Посмотрите Ваня отправил нам вот такую книгу. Как думаете, что это за книга?

-В наш рассказ живет в этой хрестоматии.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка».

Лев Николаевич Толстой –известный русский детский писатель, любимый всеми детьми страны. Писал рассказы для детей.

Одним из них является рассказ «Косточка».

С иллюстрациями Р. Былинской рассказ становится ярче и завораживающим.

-Перед тем как мы приступим к чтению разберем непонятные для нас слова.

Словарная работа:

Горница – комната для приема гостей.

Сочла – сосчитала

Наглядный, беседа, дидактическая игра.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Сформируется представление о сказке, ее авторе и иллюстраторе.

2.3

Этап

практического

решения

проблемы

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Чтение рассказа.

Беседа:

Почему Ваня съел сливу?

Как отреагировала мама?

Что сделала Ваня когда папа его раскрыл?

Физкультурная минутка.

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- А теперь проверим как вы запомнили этот рассказ.

А поможет нам в этом наша интерактивная доска.

Вспомним правила техники безопасности работы с доской.

Ответы детей.

Сейчас мы определим в какой последовательности мы пойдём играть.

Интерактивная игра:

Зрительная гимнастика:

Влево вправо посмотрели

Круг вокруг изобразим.

Широко раскроем глазки

И скорее их сомкнем.

Игра «Доскажи словечко»

Продуктивные виды деятельности.

Аппликация картины как семья сидит за столом.

Проблемные вопросы, практическое задание.

Слушают воспитателя, выполняют задания.

Знают чем закончилась сказка.  Выполненные задания.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Вам понравился рассказ?

С каким рассказом мы с вами познакомились?

Кто автор этого рассказа?

Как вы думаете почему Ваня не признался сразу, что съел сливу?

Чему учит этот рассказ?

Вы большие молодцы, мне понравилась ваша активность на занятии. До новых встреч!

Словесный

Подводят итоги и отвечают на вопросы.

Сформирован навык применения полученных знаний и умений полученных на занятии.

Рекомендации родителям

Тема интегрированного занятия

Русская народная сказка «Заяц - хваста»

Цель интегрированного занятия

формирование у детей представлений о поступках героев через чтение произведения, закрепление последовательности сюжета через дидактическую игру, закрепление нетрадиционной техники "набрызг" через рисование лошади гуашью.

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия

Объяснить поступки героев произведения по теме: русская народная сказка «Заяц – хваста»

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия дома

Прочитать произведение, заучить стихотворения по теме, подготовить пословицы, разобрать проблемные ситуации в игровой форме.

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия

Рисунки и поделки



Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с детьми

по развитию речи

Выполнили: Вопилова Ю. А., студентки 43А группы, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Преподаватель: Паршакова Т.С.

г. Красноуфимск 2022

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Тема занятия: Русская народная сказка «Волк и лиса»

Возрастная группа: старшая (дети 6-го года жизни)

Цель занятия: формирование представления о русской народной сказке «Волк и лиса» посредством интеграции различных видов деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

- актуализировать знания детей об особенностях сказки посредством беседы «Что такое сказка?»;

- познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и лиса» посредством выразительного чтения произведения и дидактической игры на ИКТ оборудовании «Построй сюжет»;

- научить детей подробному пересказу русской народной сказки «Волк и лиса» посредством беседы «Перескажи сказку» и продуктивной деятельности.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мыслительные операции;

- развивать логическое мышление;

- развивать активный словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам;

- воспитывать желание помогать ближним, любознательность.

- воспитывать умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Игровая задача: закрепить знания последовательности сюжета сказки, с помощью игры на интерактивной доске.

Дидактическая задача: закрепить знания о сказке, посредством дидактической игры «Доскажи словечко».

Словарная работа: хворостяная, приступочек, сени.

Подготовительная работа: знакомство со сказкой.

Предполагаемый результат: дети знакомы с последовательностью сюжета русской народной сказки «Волк и лиса».

Материалы и оборудование: средства икт, материалы для продуктивной деятельности.

Демонстрационный материал: интерактивная игра, хрестоматия.

Раздаточный материал: листы бумаги для оригами.

Этапы совместной деятельности

Задачи этапов

Содержание деятельности

Методы и приёмы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-

мотивационный

этап

Создание эмоционального настроя, возбуждение интереса к предстоящей деятельности

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

Словесный

Дети приветствую воспитателя и друг друга.

Дети включаются в образовательную деятельность.

2.

Основной этап

2.1

Этап

постановки

проблемы

Создание проблемной ситуации в понятной для детей форме.

-Ребята, кто же к нам в гости пожаловал? А кто это, вы узнаете из загадки.

Говорят, она хитра,

 Кур уносит со двора.

Но зато красавица–

Всем ребятам нравится!

Ответы детей.

К нам в гости прибежала лисичка. Она принесла нам интересную книжку. Вы знаете, что эта за книга? Ответы детей.

Правильно, это хрестоматия. Лисичка сказала, что там есть сказка про ее хитрющую сестричку. Все в лесу уже прочитали эту сказку, и Лисичка тоже просит нам ей ее прочитать.

Словесный, игровой, практический

Дети отвечают на

вопросы. Выполняют задания.

Дети понимают задачу занятия.

2.2

Этап

ознакомления с

материалом

Познакомить детей со сказкой «Волк и лиса», с ее автором, и иллюстратором.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной русской народной сказкой из хрестоматии «Волк и лиса».

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости.

Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои.

-Перед тем как мы приступим к чтению разберем непонятные для нас слова.

Словарная работа:

Хворостяная – сделанный из хвороста

Приступочек – ступенька, порожек.

Сени – часть дома для хозяйственных нужд.

Наглядный, беседа, дидактическая игра.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Сформируется представление о сказке, ее авторе и иллюстраторе.

2.3

Этап

практического

решения

проблемы

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Беседа:

Ребята назовите главных героев сказок?

Ребята почему Лиса пришла к волку просится?

А как вы думаете почему лиса так поступила с волком?

А почему волк поверил лисе?

Физкультурная минутка.

Лисонька по лесу шла,

Хвостиком снежок мела,

А когда проголодалась,

За добычею помчалась

- А теперь проверим как вы запомнили эту сказку.

А поможет нам в этом наша интерактивная доска.

Вспомним правила техники безопасности работы с доской.

Ответы детей.

Сейчас мы определим в какой последовательности мы пойдём играть.

Интерактивная игра:

Зрительная гимнастика:

Влево вправо посмотрели

Круг вокруг изобразили.

Широко глаза раскроем

И скорее их закроем.

Игра «Доскажи словечко»

Продуктивные виды деятельности.

Поделка лисы.

Проблемные вопросы, практическое задание.

Слушают воспитателя, выполняют задания.

Знают чем закончилась сказка.  Выполненные задания.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Лисичка очень рада, что мы ей прочитали эту сказку. Ей пора идти. Скажем до свидания!

С какой сказкой мы с вами познакомились?

Кто автор этой сказки?

Как вы думаете почему лиса так поступила с волком?

Чему учит эта сказка?

Вы большие молодцы, мне понравилась ваша активность на занятии. До новых встреч!

Словесный

Подводят итоги и отвечают на вопросы.

Сформирован навык применения полученных знаний и умений полученных на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Л.Толстого "Зерно с куриное яйцо"

Изучение в 6 классе рассказа Л. Н. Толстого «Зерно с куриное яйцо»[1] (урок вдумчивого чтения).Изучение творчества Л. Н. Толстого в школе всегда связано с решением важных нравственных задач...

Духовное и нравственное в рассказе Т. Толстой "Смотри на обороте".

Часть 1 - презентация "Путешествие в Равенну" позволит прогуляться по улицам этого старинного города. А "экскурсоводом" будет сам А. А. Блок. Часть 2 - слайды к презентации для работы над текстом рас...

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»

План-конспект урока литературы в 11 классе...

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Презентация к уроку по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза"

Данный материал поможет учителю в проведении урока литературы в 11 классе...

Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"

Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...