Средства художественной выразительности и их изучение на уроках литературы
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

  Козырева Надежда Ивановна

Данный материал широко представляет широкий спектр средств художественной выразительности, который изучается в основной  и средней школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение темы «Средства художественной выразительности и их изучение на уроках литературы»

                                                               Эпиграф

                                                             С русским языком можно творить чудеса.                                                                                    Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

                                                              К.  Паустовский

Анализ демовариантов и контрольно – измерительных материалов  для ОГЭ и ЕГЭ свидетельствует о том, что знания обучающихся в области понимания и узнавания средств художественной выразительности в конкретных текстах должны быть более  основательными.  Мотивация понятна: от этого зависит успешная сдача экзаменов.

Но практикующие учителя знают, что далеко не все дети умеют безошибочно находить и определять средства выразительности. Почему это происходит? Ведь эта работа начинается еще в начальной школе.  

В среднем звене мы продолжаем эти занятия в основном на уроках литературы.

5кл.

6кл.

7 кл.

8 кл

9 кл.

 В итоге на выходе из основной школы  обучающиеся должны владеть основными базовыми знаниями.

А именно. Они знают, что выразительность речи достигается разными способами. Спросите, какие средства художественной выразительности им известны, и они ответят: «Тропы и фигуры речи». Но далеко не все понимают, что такое тропы и фигуры. Поэтому на начальном этапе обучения надо  четко определиться в терминологии.

Тропы

(от греческого слова, обозначающего поворот, оборот образа). Это употребление слов, фраз в переносном смысле. К тропам мы относим

-эпитет,

-сравнение,

-метафору,

-олицетворение,

-гиперболу,

-литоту,

-перифраз,

-метонимию,

-синекдоху,

-иронию

Фигуры речи

(от латинского слова, обозначающего оборот речи- внешний вид, очертание).

Такие синтаксические конструкции и  построения используются  для выразительности речи. К ним мы относятся

-антитеза,

-инверсия,

-градация,

-анафора,

-эпифора,

-оксюморон,

-синтаксический параллелизм,

-парцелляция,

-лексический повтор,

-эллипсис,

-бессоюзие,

-многосоюзие,

-риторические фигуры,

*обращение,

*восклицание

*вопрос,

*умолчание.

Какие тропы и фигуры дети знают хорошо? (ответ).

 Почему именно их они знают лучше? (ответ).

Что нам, учителям, мешает дать более основательные знания по этой теме? Думается, излишняя перегруженность литературным материалом, нехватка времени. А также зачастую мы просто  мало уделяем внимания формированию умений сознательно использовать  изобразительно-выразительные средства языка.

              «Понимание речи заключается в цепи ассоциаций», - писал Л. Выготский.  Ассоциативность мышления лежит в основе умения говорить  и писать ярко, образно.  Поэтому наша задача помочь детям увидеть и расшифровать  изобразительно – выразительные средства языка. Путь к этому, по словам академика Н. М. Шанского, -  аналитическое и синтетическое прочтение текста.  От этого зависит,

- как ребенок воспринимает окружающий мир,

-какую дает ему оценку,

-какие при этом испытывает чувства.

Как известно, накопление материала по этой теме идет постепенно.

 Проиллюстрирую это  на работе по изучению эпитета.

                   Эпитет является достаточно распространенным, доступным и интересным для обучающихся тропом. Конечно, он не может изучаться  изолированно от метафоры, олицетворения и сравнения. На уроках дети получают понятие о тропе.  Это этап «Ознакомься!» «Узнай!».  Они понимают, что

Эпитет   - определяет предмет  и явления

                 - подчеркивает качества предмета

                  -переносит новое качество на предмет

                  -выделяет свойства, качества, признаки

На исследовательском этапе  («Изучи!») мы рассматриваем две большие группы эпитетов:

_-изобразительные эпитеты, придающие содержанию картинность, образность, конкретность, и

    -выразительные эпитеты, отражающие экспрессивность, окрашенность чувствами.

Такие уроки могут быть сдвоенные обобщающе-повторительные или тематические. Весной или осенью. При изучении этой темы мы параллельно повторяем лексику, фонетику, морфологию, синтаксис, пунктуацию (как позволит время). Есть хорошие задания для работы. Например, предложения, в которых нужно найти эпитеты и определить их назначение:

1.Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона.       (Л. Н.Толстой) 2.Дождинки на листочках клейких большими каплями блестят. (Е.Трутнева) 3.Солнце иногда всходит в багровой мгле, и черные облака почти касаются земли. ( А.Соловьева)  

Или  можно записать текст.

  1. Дождь обрушился. Он был какой-то ясный. Хлещущая с неба вода пронизана внутренним светом. Берег, темные рябые волны, пароходная палуба с рулевой будкой  купались в этом неистовом, веселом  сияющем дожде. (В.Тендряков)
  2. Ни луны, ни звезд. Ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало-мальски светлой точки…  Все утонуло в сплошном непроницаемом мраке. Глядишь, глядишь и ничего не видишь, точно тебе глаза выкололи… Дождь жарит, как из ведра. Грязь страшная. (А.Чехов)

 

   

 Есть прекрасные тексты, в которых каждое слово удивительно, оно работает на образное восприятие ребенка, воспитывает его душу.

Накануне экзаменов мы  используем любые возможности для повторения изученного. Разработчики тестов, анализируя результаты экзаменов по русскому языку, отмечают, что выпускники имеют весьма слабое представление об изобразительно – выразительных  возможностях языка (тропах и фигурах речи). Отмечается, что не все выпускники понимают, что в качестве средств выразительности в текстах могут быть использованы , казалось бы, обычные слова  и синтаксические конструкции. Надо различать случаи использования языковых единиц в собственно номинативной и  изобразительно – выразительной функциях.

 Все это так. Но специальных  уроков по изучению  ИВС языка не предусмотрено. Да и в комплексном анализе текста задания типа «Найти выразительные средства языка» стоят, как правило,  на последнем месте. И на уроке времени на них почти не остается.

Посмотрим, как можно организовать эту работу.

1-ый этап. Знакомство с теоретическим понятием и определением. Для этого необходимо систематизировать материал в таблицы и опорные схемы.Эти таблицы можно составлять с 5 класса.  При подготовке к ОГЭ можно дать готовые материалы- памятки.  Они будут вам предложены в конце выступления.  В моих классах эти материалы есть у каждого ученика. Вопрос в том, как они ими пользуются.

2-ой этап. С самого начала необходимо научить детей различать фонетические, морфологические, лексические, синтаксические  изобразительные средства языка. На экзаменах, помимо тропов, чаще всего предлагают найти и  определить лексические и синтаксические средства художественной выразительности. Мною проведен анализ  60 вариантов ОГЭ и 50 вариантов ЕГЭ и определена частотность  заданий. Предлагаю рассмотреть это в порядке убывания указанные тропы:

Эпитет -26 раз

Метафора -24 раза

Литота- 18 раз

Сравнение -17 раз

Анафора – 14 раз

Ирония- 6 раз

Требовалось найти также олицетворение , метонимию, гиперболу, оксюморон, развернутую метафору.

Среди лексических, синтаксических средств:

Ряды однородных членов – 25

Парцелляция -23

Фразеологизмы – 22

Диалог – 18

Вопросно-ответная форма -15

Вводные слова –15

Противопоставление – 14

Лексический повтор - 12

Сравнительные обороты-10

Восклицательные предложения – 9

Цитирование -9

Синонимия- 9

Антонимы -9

Разговорная лексика -8

А также выпускникам предлагается найти просторечные слова, профессиональную лексику, индивидуально-авторские неологизмы, вопросительные предложения, безличные и неполные предложения, риторические вопросы и  обращения, индивидуально-авторские слова, лексические повторы, эмоционально-оценочную лексику, синтаксический параллелизм.

Одним словом, надо одинаково хорошо знать лексику и весь синтаксис.

Итак, мы видим, что могут быть любые задания. Но сориентируем выпускников на главном и трудном. Отработаем с ними эти задания. Если работать в системе, то даже слабые ученики будут чувствовать себя увереннее и не бояться 24 задания. Целесообразно составить кластеры.

3-ий этап. Использование наглядности. Пусть стенд «Изобразительно-выразительные средства языка» постоянно будет у них на глазах. Что – то и запомнится.

Какие виды работ можно использовать на уроках?

1.Выполнение целого ряда одинаковых упражнений, допустим, с варианта 1 по 5. Иногда слабые ученики заявляют: «Вот теперь я понял». Ведь при последовательном решении тестовых заданий обучающиеся забывают ранее отработанные алгоритмы.

2.Выполнение традиционных упражнений  по определению ИВС языка  (на этапе 7 – 8 классов, когда еще достаточно времени). Например:

*найти в тексте ИВС и выписать их

*определить функцию ИВС языка

*определить, какой частью речи выражено это средство, какова его синтаксическая роль в предложении

*определить художественную значимость  и необходимость изобразительного средства в данном контексте

*подобрать синонимы и антонимы к данным тропам

*составить словосочетания 

*выписать из текста словосочетания, в которые входят тропы

*придумать предложения с данными ИВС языка

3.Можно выполнить нетрадиционные задания при выполнении упражнений

*ввести в текст различные тропы (предлагается текст на карточках с пропусками)

*устно закончить строчки стихотворения с подходящими по смыслу   и рифме тропами

*написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя ИЗВ средства

*редактировать текст  с точки зрения употребления в нем ИВС

Такой вид упражнений способствует развитию образной речи и подготовке к экзаменам.

      На уроках русского языка и литературы при анализе художественных текстов мы всегда сориентированы на конечный результат, на формирование необходимых компетенций.

4.Лингвистический анализ текста – наиболее перспективная форма работы при подготовке к экзаменам. Задание  25 ЕГЭ по русскому языку предполагает умение выпускника понимать текст, его структуру и связность. Поэтому работа над описанием, повествованием и рассуждением  приобретает в старших классах новую окраску.  Она связана с изучением авторского стиля того или иного писателя, с авторским замыслом произведения, с изобразительными средствами данного текста.

       Следует заметить также, что умение находить и определять ИВС языка тесно связано с выразительностью речи самого обучающегося, с его умением выразительно и осмысленно читать. Психологи утверждают, что монотонно читающий человек не испытывает радости от прочитанного. Он может лишь понимать информацию, а его эмоциональное восприятие не работает. Следовательно, надо, начиная с начальных классов, работать над выразительностью речи, умением правильно интонировать текст.

Хорошие результаты  дает выполнение творческих заданий (мини-сочинения, пейзажные зарисовки, работа с газетными текстами, созерцание  репродукций картин великих художников,  создание собственных рисунков  к художественным произведениям ), умение выразить восторг , экскурсии на природу,  выразительное чтение стихотворений,  попытки самим сочинять стихи  и т.д.

Все это и многое другое, что есть  в методической копилке каждого учителя, можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Предлагаю материал для практической работы на уроках.

 К изобразительно – выразительным средствам относятся  тропы и фигуры речи.

Тропы - это слова или выражения, используемые в переносном значении.  К тропам относятся метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота, сравнение, эпитет, градация,  лексический повтор, синекдоха.

Фигуры речи – это синтаксические конструкции. К ним относятся антитеза, инверсия, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос и риторическое обращение, вопросно-ответная форма изложения и др.

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства (цвета, формы, объема, функции, назначения,  положения в пространстве и времени и т.д.)

Например.

«Солнце золотило верхушки деревьев». (И.С. Соколов-Микитов)

«Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха» (Л.Леонов)

«Открыть сердце, Украсить будни. Скользить по поверхности текста.»

«Пусть молчаливой дремотой  белые дышат поля». (Н.Заболоцкий)

«Скоро птиц перелетных кочевья  /  В трубы весны  затрубят»

«И воды обратно толпой  / Помчались вглубь истощенного чрева» (В.А.Жуковский «Кубок»)

«Березки растрепали шелковые косы» (С.А.Есенин)

«Горят серебряные росы» (С.Есенин)

«Крапива обрядилась ярким перламутром» (С.Есенин)

1

Метонимия – это слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе смежности явлений или понятий, внутренней или внешней связи между предметами.

                Например.

Лес поет. (В лесу поют птицы)

Перенос по смежности  реализуется на основе связи

*между предметами и материалами

                  Например.

«Не то на серебре - на золоте едал» А.Грибоедов)

*между содержимым и содержащим

                  Например.

«Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»  (И.А.Крылов)

*между действием и орудием этого действия

                 Например.

«Перо его местию дышит». А.К.Толстой

*между автором и его произведением

                   Например.

«Читал охотно Апулея , а Цицерона не читал» (А.С.Пушкин)

*между местом и людьми

                   Например.

«Но тих был наш бивак открытый» (М.Ю.Лермонтов)

«Театр уж полон; ложи блещут; / партер и кресла – все кипит» (А.Пушкин)    

«Село коптит, город шумит».

Сравнение – это сопоставление двух предметов. В результате изображаемое становится ярче, конкретнее.

Сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета. Оно может быть выражено словом, словосочетанием и даже самостоятельным предложением.

Сравнение выражается

*творительным падежом

Например.

«Снежная пыль столбом стоит в воздухе»

*формой сравнительной степени прилагательного или наречия

Например.

«Ты всех милее, всех дороже,/Русская, суглинистая , жесткая земля» (А.Сурков)

*оборотами со сравнительными союзами: как, как будто, словно)

Например.

«Внизу, как зеркало стальное, /Синеют озера струи». (Ф.Тютчев)

*лексически, при помощи слов « подобный, похожий»

Например.

«Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы»

Приведем еще примеры сравнений:

«Лед неокрепший на речке студеной  словно как тающий сахар лежит». А.С.Пушкин

«И сосны гнутся , как живые,/ И так задумчиво шумят…/

И, словно стадо птиц огромных,/ Внезапно ветер налетит…» А.А.Фет

«Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далекого самолета» В.Астафьев

«Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около  троп». (Н. Заболоцкий)

Эпитет – это образное определение явления, предмета или действия - какого-либо его качества, свойства или признака.

Например.

«Идут дожди, висят лохматые серые тучи « (С.Антонов)

Беспечно смеется иволга.

Голубые сны. Мрачный бор. Стеклянные глаза. Серебристые звуки

У С. Есенина: «звезды золотые», «сонные березки», «Шелковые косы», «серебряные росы», «шепчет шаловливо».

У В.А.Жуковского в балладе «Кубок»

«…из пены седой…»

«…истощенного чрева…»

«…разъяренный прилив…»

Гипербола – это стилистический прием, заключающийся в явном и намеренном преувеличении размеров, силы, объемов, красоты предмета или явления.

Цель – усилить выразительность  или подчеркнуть мысль.

Например.

«Громады стройные теснятся дворцов и башен…». (А,С,Пушкин)

«В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский)

«И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» (Н.В.Гоголь)

«Говорил тебе это сто тысяч раз»

«Еды на год хватит»

«Ждать целую вечность»

«Испугаться до смерти»

«Мечтать о чем-нибудь всю жизнь»

«Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н.В.Гоголь)

«И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». (М.Ю.Лермонтов)

«Шаровары, шириной с Черное море» (Н.В.Гоголь)

«И полусонным стрЕлкам лень/ Ворочаться на циферблате,/ И дольше века длится день, / И не кончается объятье». (Б.Пастернак)  

Литота- преуменьшение. Это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

Литота может выражаться словом, словосочетанием, предложением.

Например.

«От горшка два вершка»

«Осиная талия»

«Капля в море»

«Рукой подать»

«Мужичок с ноготок»

«небо показалось с овчинку»

«Мальчик с пальчик»

«Только в мире и есть, что тенистый /Дремлющих кленов шатер». (А.Фет)

Оксюморон – это сочетание противоположных по смыслу слов, казалось бы, несопоставимых по смыслу. Часто используется в названиях статей, книг.

Например.

«Сила детства»

«Вечное мгновение»

«Правда лжи»

«Фальшь истины»

«Живой труп»

«Тишина шумит»

«Пышное природы увяданье»

«Убогая роскошь наряда»

                                                     

                                                                                                                                                           

Синекдоха –  вид метонимии, состоящий в упоминании  большего вместо меньшего или , наоборот, меньшего вместо большего или части вместо целого.

 Например.

«Борода! Что ты все молчишь?» А.П.Чехов

«Мы все глядим в Наполеоны». А.С.Пушкин

«И слышно было до рассвета, / Как ликовал француз».(М.Лермонтов)

«Равны мне писари, уланы, равны законы, кивера»

«Где повелительные грани / Стамбулу русский указал» (А.Пушкин)

Олицетворение – это прием, когда предметам неживой природы присваиваются свойства живых существ (способность говорить, мыслить, чувствовать, совершать определенные поступки и т.д.). Это разновидность метафоры.

Например.

«Улыбкой ясною природа /  Сквозь сон встречает утро года» (А.С.Пушкин)

«Отговорила роща золотая / Березовым веселым языком». (С.Есенин)

«Ветер спит. Сумерки идут. Леса молчат. Дрова трещат».

«Шепчет чуткий камыш»

Антонимы  - это слова с противоположным значением. Например, добро-зло, счастливый – несчастный, приходит – уходить.

Антонимы лежат в основе создания  антитезы. Антитеза - это противопоставление по смыслу.

Например.

«Сам толст, его артисты тощи». А.Грибоедов

«Бим уже абсолютно точно мог определить - веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет»  (Г.Троепольский)

Инверсия – изменение обычного порядка слов. Цель – подчеркнуть смысловую значимость какого-либо слова, образа

Например.

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом..!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?» ( М.Лермонтов)

Градация – стилистическая фигура, состоящая из ряда слов или словосочетаний или предложений, расположенной в порядке возрастания или убывания  смысловой значимости. 

Например.

«Как же так  получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным(Д. Гранин)

«Ему (Коровину) хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего». ( А.П.Чехов)

Параллелизм- композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух или трех элементов в художественном произведении. Они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, абзацах, благодаря чему выявляется их общность.

Например.

 «В синем море волны плещут,

   В синем небе звезды блещут». (А.С.Пушкин)

Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторе похожих звуков, синтаксических и ритмических повторений в начале смежных стихов, строф, предложений.

Например.

«Только ветер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полет,

Только кров, что наполнила вены,

Закипающим гулом поет. « (Э.Багрицкий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Средства художественной выразительности".

Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.

Проза Гоголя — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венными ...

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Стихи С.Есенина — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венны...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...