Урок-семинар литературы в 11 классе
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс)

Соколовская Оксана Евгеньевна

«Война - жесточе нету слова…» по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-seminar_11kl.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар по литературе Слайд 1.

«Война - жесточе нету слова…»
по произведениям писателей-фронтовиков
о Великой Отечественной войне

подготовила: учитель русского языка и литературы

Соколовская О.Е.

Цели и задачи урока: 

Слайд 2.

- создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материалах повестей

1. Повесть  В. Кондратьева «Сашка»

2. Повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!»

3. В. Быков «Сотников»

- выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца;
- развитие словесно-логического, критического мышления учащихся путем аналитического чтения текста;
- формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма.


Оборудование:
- слайд-шоу «Великая Отечественная война в литературе»;

- отрывки из художественных фильмов.

Ход урока.


I. Слово учителя. 3 минуты
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. В нынешнем году мы празднуем 78-ю годовщину со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок посвящен произведениям русской литературы, посвященным этой теме.

Слайд 3. Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения Александра Твардовского (Чтение отрывка из стихотворения).

II.Индуктор. 2 минуты

Слайд 4.
Вас нет еще: вы – воздух, глина, свет;

О вас, далеких, лишь гадать могли мы, -
Но перед вами нам держать ответ.
Потомки, вы от нас неотделимы.
Был труден бой. Казались нам не раз
Незащищенными столетий дали.
Когда враги гранатой били в нас,
То и до вас осколки долетали.
(Степан Щипачев «Потомкам»)


Слово учителя.
- «Когда враги гранатой били в нас, То и до вас осколки долетали», - как вы понимаете эти слова поэта?

 Долетели ли до нас, людей, живущих в XI веке, осколки Великой Отечественной войны?

(Я думаю, такой осколок есть и должен быть в сердце каждого из нас. Пока существует человечество, эти осколки должны бередить нашу память, тревожить душу, напоминать об ужасах войны, которые довелось пережить поколению наших дедов и прадедов).

Ш. Ассоциативное поле «Война». 5 минут
-
Так что же такое война? Что мы знаем о ней?

 Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне.

Слайд 5.

--- ВОЙНА ---

- А знаете ли вы, сколько человеческих жизней унесла война за четыре года?
  «Страшная арифметика войны»
Слайд 6. Слайд 7.

IV. Целеполагание. 3 минуты

- Ребята, мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже знаете о войне. Может быть, этого достаточно, нужно ли продолжать работу по этой теме и тем более читать произведения о войне? Ведь и так все ясно?


- Итак, давайте сформулируем цели нашего урока: сегодня мы анализируем художественные произведения о войне для того, чтобы …

Слайд 8. («увидеть», какой была война на самом деле, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять, что чувствует человек в нечеловеческих условиях и что помогает ему оставаться человеком).

V. Слайд-шоу «Лейтенантская проза». 5 минут Слайд 9.
- Сегодня мы с вами обсуждаем произведения писателей-фронтовиков, давайте познакомимся с ними.
«Правда о войне в произведениях послевоенной литературы»
«Лейтенантская проза»  

Слайд 10. «Писатели на войне»
«Писатели-фронтовики»
 Вячеслав Кондратьев
 Василь Быков
 Константин Воробьев

VI. Война в произведениях писателей-фронтовиков 1 минута

- Вы прочитали произведения писателей-фронтовиков, которые не понаслышке знали, что такое война. Это повесть «Сашка» Вячеслава Кондратьева, «Это мы, Господи!» Константина Воробьева и «Сотников» Василя Быкова.

2. Работа в группах с текстами произведений.
1 группа. Повесть В.Кондратьева «Сашка» 5 минут
- Как представляют войну молодые солдаты?

(Война представляется им романтическим приключением, из которого они вернутся в родной дом героями: «…ворвалось в их жизнь необыкновенное, очень важное и страшное, что станет их судьбой. Правда, тогда грезились им еще и подвиги, и поступки геройские, которые совершат они непременно, лишь бы война не мимо, лишь бы не просидеть ее на востоке. И потом, после всего совершенного, вернутся они героями по своим домам… приманчива была война издали…»).


- Какой оказывается война на самом деле? Какие детали, картины, факты созда-ют в повести обстановку боев под Ржевом? 

(глава 2). («…рвутся мины одна за другой, пачками, будто строчит какой-то здоровенный пулеметище»; «…и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья…», « месяцы страшные», «битая-перебитая рота», «бедует фронт», «набухшая от крови земля», «ни окопов, ни землянок», «трупный дух и гарь», «На передовой казалось, что нет уже народа у страны, вроде побило всех за одиннадцать месяцев войны…», «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшенки на двоих – и будь здоров. Ра-путица!»; «...нету силенок ребят хоронить… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах», из ста пятидесяти солдат за два месяца боев в живых осталось шестнадцать).


- Что думает Сашка о войне? Верит ли он в победу? В чем видит причины поражения советской армии? Считает ли себя героем?

(глава 2: «…ни разу не засомневался он в победе. Казалось уж яснее ясного - сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не рас-кидывается, ночами бережется… Сколько ракет надо иметь, чтобы вот так все ночи под-ряд запуливать их в небо без передыха, уйму. Мин и снарядов не жалеет. Значит, навалом их у него… Но все же знал Сашка точно – не победить немцу!... Понимал он и то, что дело не только в недохвате снарядов и мин, но и порядка было маловато. Не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверел и делал свое сол-датское дело как умел, хотя особых геройств вроде не совершал. И совсем не думал, что од-но нахождение тут, в холоде и голоде, без укрытий и окопов, под каждочасным обстрелом, является уже подвигом»).


- Как выглядит Сашка?

(глава 2: «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали дру-гие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из них бежевые теплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей (каски-то не всегда надевали), тоже рас-терзана, обмотки цвет свой потеряли и рыжи от налипшей глины, а руки черные, обож-женные… Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги». Страшно, что у человека нет ничего личного, даже носового платка, Сашка два месяца не был в бане).


Обобщение
- Что можно сказать об особенностях изображения войны в повести Кондратьева? 

(Война Кондратьева – это правда солдатской жизни, в повести изображен тяжелый военный быт, в котором нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее: пережить утренний минный обстрел, добыть махорки – и все это повседневные «заботы». И то, и другое одинаково важно. Даже подвиг – пленение немца не выглядит героически).


2 группа. К.Воробьев «Это мы, Господи!» 5 минут


- Как описывает Воробьев фашистские концлагеря? Как немцы относятся к военнопленным? Можно ли их пребывание в плену назвать жизнью?

(Чтение или пересказ эпизодов: «Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани…»;
каждый день из бараков выносили около 60-ти умерших, скидывали в огромную яму, не зарывая; если пленный просил добавить баланды, полицейский выбивал из его рук котелок и «выливалась из него сизая дрянь-жидкость, бухался горемыка на ток земли, утоптанный тысячью ног, и, не обращая внимания на побои, слизывал-грыз место, оттаявшее от пролитой баланды...»; «...Попыхивает комендант лагеря…»; «…от шести часов утра до восьми вечера пленные не получали даже капли воды»; «…эсэсовцы, вооруженные... железными лопатами…».


- Что делает с человеком голод? 

(«…широкое и тупое чувство равнодушия ко всему да голодное посасывание под ложечкой»; «Страх, как и голод, истерзав и скомкав тело, делает его со временем бесчувственным, апатичным и ленивым к восприятию ощуще-ний»; чтение или пересказ эпизодов: «Двести голосов просящих, умоляющих…»; «Съеден с крошками земли…»; «На тринадцатые сутки умышленного мора голодом …»).

Каунасский лагерь (эпизод)

Смоленский лагерь (эпизод)


Обобщение
- Какие чувства вызвали у вас страницы повести Воробьева? 

(Сашка говорит, что лучше погибнуть, чем попасть в плен. Я думаю, теперь вам понятно, почему).


3 группа. В.Быков «Сотников» 5 минут


- Центральной темой повести является, конечно же, предательство. Назовите предателей и объясните, почему они идут на такой страшный шаг.

(В повести «Сотников» В.Быков рисует образы предателей: это «добрая тетка», которая, усадив Сотникова поесть, отправила свою восьмилетнюю дочь за полицаями. Что заставило ее сделать это? Скорее всего, желание выслужиться перед «новой властью». В поисках продовольствия Сотников и Рыбак попадают в дом старосты, который позже окажется рядом с ними в подвале фашистов. Этот человек становится старостой по просьбе местных жителей, иначе на его месте оказался бы Будила – огромный молодой мужик, жестокий палач, не знающий жалости. Он перешел на сторону врага по своему желанию, в душе он фашист. И, наконец, Рыбак, который, спасаясь любой ценой, говорит, где расположен отряд, главное для него – он будет жить! Рыбак мечтает выпутаться, выкрутиться, выкарабкаться, вывернуться, он обманывает сам себя, успокаивает себя тем, что потом, когда полицаи потеряют бдительность, он сбежит и будет мстить).

Итак, что мы знаем о Сотникове и Рыбаке в начале произведения?
(Оба партизаны, попали в отряд из окружения, смелые, сильные, на задание вызвались сами).
Пройдём вместе с героями их путь и проследим, как под влиянием одних и тех же обстоятельств идёт проверка каждого на прочность взглядов и нравственных убеждений.

2. Вспомните эпизод "Встреча с полицаями", где герои впервые определяют мотивы своего поведения. Полицаи - первая опасность на пути. Реплики героев кратки, главным образом они молчат, но мысль продолжает работать. Проследите за внутренним монологом Рыбака. О чём он думает?

("Если бы не Сотников, которого нельзя было оставлять одного, он бы, наверно, ушёл далеко». Пожалуй, впервые за эту ночь у Рыбака шевельнулось лёгкое недовольство напарником..." "Пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь. Но что он скажет в лесу? ")

- Какое основное чувство по отношению к Сотникову испытывает Рыбак? (Досада, потому что Сотников - помеха. В этот момент он думает о себе).


А что происходит в сознании Сотникова? О чём его мысли? ("Так просто он им не дастся. Пока жив, он их к себе не подпустит. Он был в сознании, имел оружие - это главное. Смерти он не боялся ").

- Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

- Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

 

- Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

Обобщение

  - Что и кого предают люди на войне и можем ли мы оправдать их выбор?

(Эти люди предают Родину, своих друзей, с которыми они вместе переносили все тяготы войны, а главное, они предают себя. От своей совести никуда не убежишь, хотя вряд ли «добрую тетку» или Будилу будут мучить угрызении совести).

 

- Таким образом, В.Быков показывает нам не ужасы физических мучений человека на войне, но ужасы мучений нравственных, не воинский подвиг, не одоление врага, а подвиг духовный, нравственный. Ужас ситуации состоит в том, что человек ставится перед выбором: погибнуть физически или духовно. И каждый выбирает для себя, что страшнее.

3. Синквейн «Война» (самое страшное на войне). 7 минут  

Слайд 11.
- Итак, ребята, мы с вами окунулись в страшную атмосферу военных лет, увидели, что пережили советские люди за 4 года войны. Что можно добавить в наше ассоциативное поле?
- Подчеркните в ассоциативном поле то, что кажется вам самым страшным на войне. Напишите «стихотворение»:
1 строчка – существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – предложение из 4-х слов


Презентация работ в группах. Чтение лучших работ (по 1-2 от группы).

VII. «Привал» 5 минут
- А сейчас – небольшой привал. Разделите 800 граммов хлеба на 12 равных кусочков и представьте этот кусочек хлеба как вашу дневную норму пищи.

VIII. Человек на войне
- А теперь мы обратимся к образам героев прочитанных произведений и попытаемся понять, какая сила помогает им выжить в нечеловеческих условиях и оставаться людьми не-смотря на все тяготы и ужасы военного времени.


1. Работа в группах – характеристика героев.
- Охарактеризуйте героев, подтвердив характеристики эпизодами из текста.
1 группа. Сашка 5 минут  ОПИСАНИЕ
Смелый, самоотверженный, заботливый, добродушный.
- Под обстрелом ползет к убитому немцу, чтобы снять с него валенки для ротного.
- Берет в плен немца, объясняет ротному, что взял его «дуриком», хотя потом думает: «Все же проявил смекалку и красноармейскую находчивость. И, что ни говори, смелость. Ведь с пустым диском немца догонял».
- В госпитале берет на себя вину лейтенанта Володьки, который бросил в упитанного тылового майора тарелку за то, что на ужин выдали им по две ложки каши. Ему, простому солдату, за это ничего
не будет, а Володька мог пойти под трибунал.
Человек слова, милосердный.
- Получив приказ комбата расстрелять пленного немца, Сашка не может представить себе, как будет убивать безоружного человека, вот если бы ему встретились немцы, которые сожгли деревню, их он убивал бы беспощадно. А главное, по пути к комбату Сашка показывал немцу листовки, в которых говорилось, что советские солдаты относятся к пленным гуманно, немец отнесся к листовкам недоверчиво, а Сашка свято верил в из содержание. Кроме того, немец показался ему обыкновенным человеком, похожим на его деревенского приятеля. Как Сашка мог его убить?
- После ранения Сашка идет в тыл, по пути в лесу находит тяжело раненного и обещает прислать санитаров. Но, придя в госпиталь, боится, что санитары не найдут раненого, и сам отводит их в лес.
Умеет любить по-настоящему.
Сашка, идя в тыл, мечтает только об одном: встретить Зину, девушку, с которой он познакомился по дороге на передовую. Он не видел ее два месяца, а знаком с ней всего несколько часов, но она стала для него дороже всего на свете. Придя в тыл, он понимает, что Зина любит другого, и прощает ее, потому что на войне все скоротечно, человек живет одной минутой. Сашка прощает Зину и уходит, принимает решение съездить к родным. Он уходит, потому что любит Зину и хочет, чтобы она была счастлива.


- Чему научили Сашку два месяца кровопролитных боев? Как война меняет отношение человека к жизни и смерти?

 («Научился он там не давать воли ни тоске, ни надежде»; «…привыкли на фронте жить часом, а то и минутой»; «попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы, на людей не похожи»).


2 группа. Сергей Костров 5 минут  ОПИСАНИЕ
Стойкий, мужественный, настойчивый, любит жизнь, целеустремленный.
Сергей несколько раз бежит из плена, немцы жестоко избивают его, но он ведет себя очень мужественно. Он должен был умереть во время тифа, но он выжил, потому что очень хотел жить и бороться.
Чтение или пересказ эпизодов: «Прыгают кованые сапоги…»; «Кости хрустнули в плечах…»; «…почему он, Сергей, бравировавший на фронте…».
Милосердный.
Душа Сергея разрывается, когда мальчик Коля показывает ему свои ноги. Пальцы отморожены и отваливаются, пошла гангрена. Коля мечтает о том, чтобы пришла мама, при-несла хлеба и картошки, но Сергей понимает, что ее тут же расстреляют фашисты.

3 группа. Сотников 5 минут  ОПИСАНИЕ
Ответственный, мужественный.
Сотников, тяжело больной, отправляется на задание – добыть продовольствие для отряда, потому что понимает, что другие не могут идти – один только что разобрал и принял-ся чистить пулемет, а у другой накануне провалился в воду.
Справедливый.
Когда видит старосту в подвале у немцев среди пленных, понимает, что тот действительно не по своей воле принял эту должность, а ради своих односельчан.
Боится стать обузой.
Сотников не боится смерти в бою, он готов к такому исходу, но он боится стать обузой для своего товарища, подвергнуть другого человека опасности.
Стойкий, мужественный, честный.
Во время жестоких допросов у Сотникова нет даже мысли о том, чтобы ценой жизни своих товарищей остаться в живых самому. Он ранен, потерял много крови, но выдерживает все пытки.
Милосердный.
Когда полицаи схватили их в доме Дёмчихи, Сотников пытается защитить ее, объяснить, что она невиновата, делает он это, что бы спасти невинную женщину, у которой дома остались маленькие беспомощные дети.

2. Подведение итогов работы в группах. 3 минуты


- Итак, что же помогает человеку в нечеловеческих условиях сохранить себя?


Слайд 12.  Запись на доске и в тетрадях: милосердие, мужество, стойкость, совесть, ответственность перед другими людьми, любовь к жизни, любовь к Родине и к своему народу, справедливость, самоотверженность, верность данному слову.


IX. Рефлексия. 3 минуты
- Ребята, в начале урока мы прослушали стихотворение Степана Щипачева «Осколки». Сейчас, на последнем этапе нашей работы, подумайте и запишите в сердечки то, что останется в ваших живых, прекрасных сердцах этот урок.
Ученики озвучивают свои мысли (по желанию).

 

X. Д/з Слайд 13.

 Сочинение «Я – человек на войне» 

- Ребята, итогом нашей работе на сегодняшнем уроке станет сочинение-миниатюра «Я – человек на войне».

Цель этой работы – пропустить через себя мысли, чувства, переживания, нравственное и физическое состояние тех людей, которых вы встретили на страницах прочитанных произведений.

 Может быть, вашего персонажа даже нет в этих повествованиях, может быть, вы придумаете его сами.

НО ВСЕГДА ПОМНИТЕ….Слайд 14.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

Урок по творчеству В.Высоцкого построен в форме семинара...

УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

Цели:1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики.2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений3.Воспитывать патриотизм, гуманизм, л...

Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (по роману « Мастер и Маргарита»).

Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгак...