Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (6 класс)

Золотарева Светлана Николаевна

Цель программы:

-формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении художественных произведений Дона и о Доне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_rp-l-ra_6_kl-obnovlennaja.docx70.02 КБ

Предварительный просмотр:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 6 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  105

Учитель                 Золотарева Светлана Николаевна

2022-2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Наименование   Программы

Рабочая программа по литературе 6 класс.

Основания для разработки Программы

  - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  -ФГОС ООО от 17.12.2010г. №1897;

 - основная образовательная программа ООО для 5-9 классов  (Приказ №157от   31.08.2022г.);

-  программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 8 –е изд. – М.:ООО «Русское слово»  2015.

Цель Программы

 -формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении художественных произведений Дона и о Доне.

Задачи Программы

-формировать эстетический идеал, развивать эстетический вкус, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитывать доброту, сердечность и сострадание как важнейших качеств развитой личности;

-формировать умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формировать речевые  умения;

-ввести учащихся в мир художественных образов, картин, меткого языка литературы Дона;

-  развивать образное мышление, устную  и письменную  речь;

-  обучать пользоваться известными литературными понятиями в оценке нравственно-эстетических ценностей региональной литературы. 

Количество часов

105

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение литературы в 6 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 105 уроков. На основании учебного плана МБОУ НКСОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г №168) и регламентирования образовательного процесса (Приказ от 31.08.2022 г №160), с целью выполнения программного материала мной уплотнено количество часов, предусмотренное программой по темам: В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.( с 2 часов на 1 час);  Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и

юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». ( с 2 часов на 1 час.)Мир природы и человека в стихотворении И. С. Бунина « Не видно птиц. Покорно чахнет»

Внесенные коррективы позволяют программный материал реализовать в полном объеме, не снижают уровень подготовки учащихся.

Сроки реализации Программы

2022-2023

2. Планируемые результата освоения учебного предмета

Рабочая программа ориентирована на достижение

 Личностных результатов, включающих:

- воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

- значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Метапредметных результатов, включающих:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

- осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметных результатов, включающих:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

По окончании изучения учебного предмета обучающиеся должны знать и  применять на практике:

- понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);

- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий;

-средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика);

- роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

- выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

- давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.

3.Содержание учебного  курса  6 класса

1. Введение  1 час

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

2. Из греческой мифологии 3 часа

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

3. Из устного народного творчества  4 часа

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного за курс 5 класса»        (входной контроль).

             Р.к. Сказки донских писателей. П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: пересказывание, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

4. Из древнерусской литературы  3 часа

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

5. Из литературы XVIII века.  2 часа

М.В. ЛОМОНОСОВ  

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

6. Из литературы XIX века    53 часа

6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ  

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

6.2 А.С. ПУШКИН  

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Р/рОбучение анализу стихотворения

Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.

Р.к. М.Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы).

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

6.4 Н.В. ГОГОЛЬ  

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Р/р  Сочинение по  повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ  

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

6.6 Н.А. НЕКРАСОВ  

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ  

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Р/р Сочинение-размышление«Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО  

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Р/р Сочинение по  повести В.Г.Короленко  «В дурном обществе» («Мой друг Вася (от имени Валека)»).

Р.к. А.С.Серафимович «Маленький шахтёр».

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

6.9 А.П. ЧЕХОВ  

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Р/ рСочинение-рассказ « Смешной случай из жизни».

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

7. Из литературы XXвека   29 часов

7.1 И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Для заучивания наизусть.  И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

7.2  А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ«Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменныйотзывоб эпизоде

7.3C.A. ЕСЕНИН  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Р.к. Стихи донских поэтов XX века о природе.

           Р.к.М.А.Шолохов «Жеребёнок».

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

7.5 М.М. ПРИШВИН  

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Р/р Сочинение по сказке-были  «Кладовая солнца».

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

7.6  Н.М. РУБЦОВ  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.  

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

7.8 В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Р/рСочинение по рассказуВ.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

8. Из  зарубежной  литературы   7 часов

8.1Восточные  сказки  «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

8.2 БРАТЬЯ ГРИММ  

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Р/р Обучение анализу текста.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

8.4. Региональный компонент

Сказки донских писателей. П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

М.Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы).

А.С.Серафимович «Маленький шахтёр».

М.А.Шолохов «Жеребёнок».

П.Н.Яковлев «Первый ученик».

Стихи донских поэтов XX века о природе

4. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

 Количество часов по разделу

Сроки

1

 Введение

1

1.09

2

Из  греческой мифологии

           3

5.09-8.09

3

Из устного народного творчества

4

12.09-19.09

4

Из древнерусской литературы

3

21.09-26.09

5

Из русской литературы X VIII

2

28.09-29.09

6

Из русской литературы XIX века

53

3.10-16.02

7

Из литературы XX века.

29

20.02-10.05

8

Из зарубежной литературы

10

11.05-31.05

Календарно-тематическое планирование

I

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

О литературе, писателе и читателе.

1

1.09

II

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3 часа)

2.

Мифы о героях. «Пять веков».

1

5.09

3.

Миф «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту.

1

7.09

4.

Миф «Яблоки Гесперид».Значение древнегреческих мифов.

1

8.09

III

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 часа + 1 Р.К)

5.

Легенда«Солдат и смерть».

1

12.09

6.

Нартский  эпос.  Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

1

14.09

7.

Народные представления о добре и зле.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1

15.09

8.

Р.к. Сказки донских писателей. П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного за курс 5 класса» (входной контроль).

1

19.09

IV

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ( 3часа)

9.

«Сказание о белгородских колодцах». Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях.

1

21.09

10.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Гимн в честь воинского подвига.

1

22.09

11.

«Поучение Владимира Мономаха».Поучительный характер древнерусской литературы.  

1

26.09

V

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА (2 часа)

12.

М.В.Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1

28.09

13.

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

1

29.09

VI

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXВЕКА.( 42часа + Р.К. 2 часа)

14.

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1

3.10

15.

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

 «Светлана». Творческая история баллады.

1

5.10

16.

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

1

6.10

17.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

1

10.10

18.

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1

12.10

19.

Тема природы в лирике А. С. Пушкина«Редеет облаков летучая гряда».

1

13.10

20.

А.С. Пушкин«Зимнее утро».Лирика природы.

1

17.10

21.

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер».

1

19.10

22.

Р/рОбучение анализу стихотворения.

1

20.10

23.

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

1

24.10

24.

Ссора Дубровского с Троекуровым.

1

26.10

25.

Отец и сын Дубровские.

1

27.10

26.

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер,

необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1

7.11

27.

Дубровский и Маша Троекурова.

1

9.11

28

Р/р  Подготовка к сочинению  по роману А.С. Пушкина «Дубровский»                                        

1

10.11

29

Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»  

1

14.11

30.

М.Ю. Лермонтов.

Личность и судьба поэта.

1

16.11

31.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова«Тучи».

1

17.11

32.

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

1

21.11

33.

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

1

23.11

34.

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

1

24.11

35.

Р.к. М.Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы).

1

28.11

36.

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1

30.11

37.

«Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя.

1

1.12

38

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1

5.12

39.

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1

7.12

40.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

1

8.12

41

Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

12.12

42.

Р/р  Сочинение по  повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

14.12

43.

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

15.12

44

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

1

19.12

45.

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

1

21.12

46.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1

22.12

47

Гражданская позиция поэта.Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.«В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…».

1

9.01

48

Гражданская позиция поэта.Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.«В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…».

1

11.01

49

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

1

12.01

50

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести  Л.Н. Толстого«Детство».

1

16.01

51

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести  Л.Н. Толстого«Детство».

1

18.01

52.

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого«Детство».

1

19.01

53.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

23.01

54.

Р/р Сочинение-размышление«Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

1

25.01

55.

1

26.01

56

В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

1

30.01

57.

В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

1

58.

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко«В дурном обществе».

1

1.02

59.

Дети и взрослые в повестиВ.Г.Короленко«В дурном обществе».

1

2.02

60

Р/р Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Мой друг Вася (от имени Валека)»).

1

6.02

61.

Р/р Сочинение по  повести В.Г.Короленко  «В дурном обществе» («Мой друг Вася (от имени Валека)»).

1

8.02

62.

Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и

юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

1

9.02

63

Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и

юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

1

64.

А.П. Чехов«Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1

13.02

65.

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1

15.02

66.

Р/ рСочинение-рассказ « Смешной случай из жизни».

1

16.02

VII

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 23 часа, Р.К. 3 часа)

67

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц.Покорно чахнет…»)

1

20.02

68.

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

1

69.

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

1

22.02

70

А.И. Куприн.Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

1

27.02

71

А.И. Куприн.Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

1

1.03

72.

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказеА.И. Куприна«Белый пудель».

1

2.03

73.

А.И. Куприн. «Тапер».   Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

1

6.03

74

С.А. Есенин. Слово о поэте.  «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

1

9.03

75

С.А. Есенин. Слово о поэте.  «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

1

13.03

76.

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворенияС.А. Есенин.

1

15.03

77.

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1

16.03

78.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

1

20.03

79.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

1

22.03

80.

Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина«Кладовая солнца».

1

23.03

81

Р/р Подготовка к сочинению по сказке-были  «Кладовая солнца».

1

3.04

82

Р/р Сочинение по сказке-были  «Кладовая солнца».

1

5.04

83

А.А.АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века.

1

6.04

84

Стихотворения «Перед весной бывают дни
такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля».
Тема духовной свободы народа.
Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине

1

10.04

85

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях

М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»;
С.С.Орлов.
«Его зарыли в шар земной...»;

1

12.04

86

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях. К.М. Симонов. «Жди меня,и я вернусь...»;
Р.Г.Гамзатов.
«Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1

13.04

87.

Р.к.М.А.Шолохов «Жеребёнок».

1

17.04

88.

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть«Последний поклон».

1

19.04

89

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1

20.04

90

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев.

1

24.04

91

Р/р Сочинение по рассказуВ.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

26.04

92

Р.к. П.Н.Яковлев «Первый ученик».

1

27.04

93.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей».

1

3.05

94.

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

1

4.05

95

Р.к. Стихи донских поэтов XX века о природе.

1

10.05

VIII

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 10 часов + Р.Р 1 час.)

96

Восточные  сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

1

11.05

97

Братья Гримм. Сходство и различия народных и литературных сказок.

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

1

15.05

98

Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

1

17.05

99

Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

1

18.05

100

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

1

22.05

101

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы».

1

24.05

102

Д.Лондон«Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия.

1

25.05

103

Р/р Обучение анализу текста. 

1

29.05

104

Итоговое повторение за курс 6 класса. Рекомендации для летнего чтения.

1

31.05

105

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

1

105 часов

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...