Конспект урока по чтению: «С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока по чтению: «С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»» ( коррекционная школа, 6 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

           «Согласовано»

Руководитель МО

О.В.Власова  /____________/

           «Согласовано»

Зам. директора по УВР ГБОУ «СКОШИ №2»

Л.А.Осколкова   /___________ /

«__»______________2022г.

Конспект урока

«С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»»

Власова Ольга Васильевна

Улан-Удэ

2022 г.

Цель урока: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи урока:

Образовательные:

- определить основную идею сказки;

- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.

Коррекционные:

- продолжить работу по развитию речи;

- развивать память, внимание и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к родной природе.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака; сказка «Двенадцать месяцев»; А. Гречанинов «Подснежник»; карточки-анаграммы; план урока, выполненных на альбомных листах; подснежники, сделанные в технике оригами; небольшая корзиночка; толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.

– Чтобы узнать, с творчеством какого автора мы сегодня познакомимся, вы сможете ответить на этот вопрос, решив следующее задание: «По первым буквам угаданных анаграмм сложите фамилию известного детского писателя».

ЯМКА – ... (МАЯК)

ФАРА – ... (АРФА)

УДАР – ... (РУДА)

ПАЛАШ – (ШПАЛА)

СТАИ – ... (АИСТ)

СТУК – ... (КУСТ)

Ответ: МАРШАК.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Маршака.

Тема урока «С. Маршак. «Двенадцать месяцев»».

Пьеса-сказка – это произведение для театрализованного представления.

– В этой сказке девочка пошла зимой в лес с корзинкой, зачем она это сделала, мы узнаем, когда познакомимся со сказкой. Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники. На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. После выполнения каждого задания, мы будем срывать подснежник и класть в корзину. Кто лучше работает, тот и сорвет цветок.

(На доске оформлен план урока на альбомных листах, к каждому альбомному листу прикреплен подснежник, выполненный в технике оригами. На столе учителя стоит небольшая корзинка. Учащиеся после выполнения каждого этапа урока будут «срывать» подснежники с доски и ставить в эту корзинку.)

План урока

– Что же нас ждет на уроке? (учитель проводит анализ плана урока).

1. Познакомимся с жизнью и творчеством С. Я. Маршака.

2. Проведем словарную работу.

3. Прочитаем отрывок.

4. Поделимся своими впечатлениями.

5. Проведем конкурс «Самое красивое предложение о подснежнике».

6. Подведем итог урока, узнаем домашнее задание.

III. Разговор о творчестве С. Я. Маршака.

     С. Я. Маршак родился в 1887 году в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Много лет работал журналистом, переводчиком. Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.

     В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

IV. Словарная работа.

– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске.

Указ – постановление, которое создается людьми, имеющими власть;

Мачеха – неродная мать;

Падчерица – неродная мать;

Посох – волшебный предмет;

Твой черед – твоя очередь;

Не гневайся – не ругайся, не злись, не сердись;

Дуйте, что есть мочи – во всю силу;

Проворные руки – умелые, работящие;

Видимо-невидимо – очень много;

Деваться мне некуда – некуда пойти, безвыходное положение.

V. Первичное чтение отрывка.

Учитель и хорошо читающие ученики читают отрывок по ролям.

– О чем хотел рассказать автор в сказке?

– Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля... С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

– Девочка встречает в лесу двенадцать братьев. Они очень похожи? Чем они отличаются? (Внешностью, голосом.)

– Будут ли отличаться голоса зимних месяцев и весенних месяцев? (Зимние месяцы должны говорить громко, голос у них низкий как у взрослого человека. А у весенних месяцев голосок звонкий, детский.)

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками.)

VI. Чтение сказки детьми. (10 минут.)

VII. Анализ отрывка.

– Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

– Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

Выберите: добрая, ленивая, грубая, воспитанная, трудолюбивая, честная.

VIII. Конкурс на лучшее предложение о подснежнике.

– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)

– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы.

У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поется... Попробуйте угадать, о ком:

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

– «Зеленая ножка»... Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник.

– Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.

– А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?

– Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки.

«На опушке леса нежился хрустальный подснежник».

«Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему».

«Подснежник выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке».

 Учащиеся определяют победителя в этом конкурсе.

IX. Итог урока.

– С каким произведением вы познакомились?

– К какому жанру относится произведение «Двенадцать месяцев»?

– Что же такое «пьеса-сказка»?

– Что вы узнали о творчестве С. Я. Маршака?

– Чему учит нас это произведение?

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.

– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)

– Назовите сказочные элементы этого произведения?

– Какое задание получила Падчерица?

– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

X. Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

* Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"в 5 классе

В уроке-путешествии несколько станций,которые предлагается посетить ученикам для исследования пьесы-сказки С.Я .Маршака...

План-конспект урока по сказке С.Маршака "Двенадцать месяцев"

Разработка урока литературы по сказке С.Маршака "Двенадцать месяцев"...

План-конспект урока чтения. Тема: С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

Цели:Образовательная: расширить знания учащихся о творчестве писателя; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, живописи, музыке;Коррекционная:  продо...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПЬЕСОЙ С. Я. МАРШАКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».

Поддержание интереса к чтению детской литературы; знакомство с произведением С. Маршака....

Урок литературы "Драма и театр (на примере сказки- пьесы С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев")"

Урок с элементами интеграции способствует развитию следующих УУД:Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как инди­видуальность ...

Урок литературы в 5 классе С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Урок литературы  13 апреляТема:С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»Тип урока: открытие новых знанийВремя и длительность: 1 урок   11. 30 ...

План - конспект урока. Тема: С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» ________________________________________

Цели:Образовательная: расширить знания учащихся о творчестве писателя; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, живописи, музыке;Коррекционная:  продо...