Методические разработки открытых уроков
методическая разработка по русскому языку

Галина Владимировна Залуцкая

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ассоциация  образовательных организаций

«Сибирский технологический университет»

 XII   Межрегиональный конкурс педагогического мастерства

«Педагог-новатор»

Конкурсная номинация:  теоретическое занятие

Название работы:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока

по дисциплине «Русский язык»

на тему «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление »

Автор работы

Залуцкая Галина Владимировна

преподаватель русского языка

место выполнения

ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Бурятия Кабанский район п. Селенгинск

2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

_________О.Н. Мордовская

«___»___________2021 г.

План урока

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление »

Учебная дисциплина: Русский язык

Группа: 1 курс,ССА-11

Специальность: : 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Тип урока: комбинированный  

Вид урока: практикум

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Задачи:

1) образовательные: актуализировать знания студентов при работе с языковым материалом, расширить представление о лексических средствах;

2) развивающие: развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом, совершенствовать навыки грамотного письма;

3) воспитательные: способствовать воспитанию культуры речи студентов, формированию потребности говорить правильно и красиво.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Межпредметные связи: с литературой

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник, раздаточный материал

Код личностных результатов программы воспитания: ЛР 1,3,4,5

Развитие универсальных учебных действий: МПР1,2,3,4,5,7,8

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Ход занятия

1.Организационный момент (5мин)

2.Актуализация знаний (15мин)

Слово преподавателя:

Добрый день, ребята! Сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Слайд 1:Викторина «Узнай меня!»

Слова – хамелеоны,

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.

Они спешат меняться,

Являя все цвета;

Поблекнут – обновятся,

И в том их красота.

К.Д.Бальмонт          (омонимы).

Мы всегда близки по смыслу

Разнимся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!            (синонимы)

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.

По значенью мы всегда противоположны                   (антонимы)

С буквой ф помогает,

Без ф - торжественно шагает.

Что это за глаголы?  (Паронимы. Шефствовать - оказывать помощь. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно).

Слайд 2. Написаны вразброс понятия, нужно найти соответствия-1 студент.

-ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - 'шарообразная летучая дымчатая масса' (клуб дыма) и клуб - 'культурно-просветительское учреждение' (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

 -СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

- АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

-ПАРОНИМЫ –слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Эти   термины вам  знакомы  ещё  с  курса  средней  школы.  Сегодня  нам  нужно  актуализировать  имеющиеся  знания  по  этим   лексическим  понятиям.    

3.Изложение нового материала (10мин)

Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.Хочу рассказать вам о понятии "омонимы".  

Слайд 3.Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.

Омонимы делятся на несколько видов.

1. Собственно омонимы или абсолютные омонимы – это слова одной части речи, которые и пишутся, и произносятся одинаково: ключ (родник) – ключ (в двери) - ключ (музыкальный знак) - ключ (гаечный ключ), мышка (ласковое название животного) - мышка (компьютерное устройство ввода) и др.

Русский язык. Лексика. Омонимы. Русский язык, Интересное, Длиннопост

Слайд 4. Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся: гриб – грипп, код – кот, луг – лук и др.

Русский язык. Лексика. Омонимы. Русский язык, Интересное, Длиннопост

Слайд 5.Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в основном благодаря разнице в ударении: белки – белки, парить – парить, писать – писать, передохнуть – передохнуть и др.

Русский язык. Лексика. Омонимы. Русский язык, Интересное, Длиннопост

Слайд 6. Омоформы – проявление грамматической омонимии – разные грамматические формы одного слова или разных слов различных частей речи, совпадающие по форме: мой (притяжательное местоимение и глагол повелительного наклонения), три (числительное и глагол повелительного наклонения), течь (существительное и инфинитив глагола) и др.

Русский язык. Лексика. Омонимы. Русский язык, Интересное, Длиннопост

Следует отличать омонимы и многозначные слова.

4.Применение и закрепление  знаний (54мин.)

Задание.

По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

  1. Хлопотный, трудный  (канительный)
  2. Прихоть, причуда (каприз).
  3. Суть, сущность (квинтэссенция).
  4. Выразительны, своеобразный (колоритный).
  5. Любезность, похвала (комплимент).
  6. Уточнение, пояснение (конкретизация).
  7. Определенно, предметно (конкретно).
  8. Установление, утверждение (констатация).
  9. Отвратительный, страшный (кошмарный).
  10. Преклонение, почитание (культ).

Учащиеся делают выводы по способам отнесения слов, пришедшим в русский язык из других языков.

Цифровой диктант

Слайд 7.Преподаватель зачитывает словосочетания, а студенты в тетради ставят только соответствующие цифры: 1-синонимы,2- омонимы,3-антонимы.

Знаменитый художник-известный художник, умный ребенок-понятливый ребенок, бальный наряд-наряд на уголь, храбрец-трус, почитать старших-уважать старших, дверной косяк-косяк рыбы, крошечный кусочек-здоровенный кусок, зеленые косы березки-песчаная коса на море, смелый воин-храбрый воин.

Код:1,1,2,3,1,2,3,2,1.

Слайд 8.Задание. Подберите синонимы.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Слайд 9.Задание. Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23.

Задание. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

  • Драматический - …(драматичный).
  • Дружеский - …(дружелюбный).
  • Существо - …(сущность).
  • Единственный - …(единый).
  • Злой - …(злостный).
  • Искусно - …(искусственно).
  • Подпись - …(роспись).
  • Заглавный - …(главный).
  • Наследие - …(наследство).
  • Гнездовье - …(гнездо).
  • Безответный - …(безответственный).
  • Пустошь - …(пустырь).

Работа по карточкам.

Всем учащимся раздаются разноуровневые карточки с заданием.

Задание. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант 1.

  1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.
  2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.
  3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.
  4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
  5. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.
  6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
  7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.
  8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
  9. В политике двойные стандарты неприменимы.
  10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант 2.

  1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.
  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
  4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.
  6. Этот человек производит двойное впечатление.
  7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

Вариант 3.

  1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.
  2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.
  3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги.
  4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков.
  5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.
  6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Вариант 4. 

  1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный практический интерес.
  2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
  3. У известного композитора двойная фамилия.
  4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.
  5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.

Ключ:

Вариант 1. 

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
5. “Твое горе - не горе … , дело 
житейское”, - сказал старик.
9. В политике
 двойные стандарты не применимы.
10. 
Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант 2. 

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
6. Это человек производит 
двойственное впечатление.
7. Игорь 
надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

Вариант 3. 

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем 
вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.

Вариант 4.

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

В заключении я предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои знания.

Контрольный тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы»

1. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

2. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

А) Перевал

В) Местность

С) Вершина

Д) Тропа

Е) Водопад

3. Подберите фразеологизм-синоним к понятию «золото».

А) Слово в слово

В) Презренный металл

С) Кот наплакал

Д) Голова на плечах

Е) Кожа да кости

4. Укажите строку паронимов.

А) Белый, черный

В) Искусный, искусственный

С) Холодный, теплый

Д) Горячий, обжигающий

Е) Алфавит, азбука

5. Укажите строку омонимов

А) Корень слова, корень растения

В) Старый билет, старое здание

С) Укрепление здоровья, укрепление позиций

Д) Пятый курс, курс на юг

Е) Банальный, заурядный

6. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»

А) Родиться в рубашке, собраться с духом

В) Сжечь свои корабли, перейти рубикон

С) Невелика птица, пустое место

Д) Заткнуть за пояс, утереть нос

Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки

Ключ к тесту

1- Д

2- В

3- В

4- В

5- Д

6- Е

В РЕЗЕРВЕ!!!

Стр.17 конспект «Паронимы»

Упр.17 (войти в дом- взойти на крыльцо)

Стр.19,упр.22(красивый

Упр.25 радость

Упр.26 свежее

Упр.28 иди вперед

5.Подведение итогов урока (3 мин).Комментирование оценок за урок.

6.Домашнее задание (3 мин). На выбор студентов.

1.Составить текст, в котором используются синонимы,антонимы,паронимы,омонимы

2. ЭБС BOOK.RU В.Руднев «Русский язык и культура речи» 2017г.

Стр.113 вопросы:7,11,13; стр.102 упр.18

Преподаватель Залуцкая Г.В. (ФИО)

Самоанализ проведенного урока по учебной дисциплине «Русский язык»

«Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление »

          Общеобразовательный учебный предмет «Русский язык» изучается на первом курсе. Урок был дан в группе по специальности «Сетевое и системное администрирование». Группа ССА-11, в целом, отличается высоким уровнем обученности, высокой мотивацией к обучению. Как и в каждом коллективе есть часть студентов с низким уровнем активности. Но заложенный потенциал сильными студентами, а их большинство, позволяет проводить уроки в высоком темпе и с высокой результативностью.

      Учитывая психологические особенности студентов на уроке использовались различные методы обучения – словесный, наглядный, поисковый. Использование различных методов обучения, их чередование позволяет сохранить темп урока, снизить утомляемость, поддерживать работоспособность, а также воздействовать на студентов с психологической точки зрения.

                   При проведении урока ставились следующие задачи:

1) образовательные: актуализировать знания студентов при работе с языковым материалом, расширить представление о лексических средствах;

2) развивающие: развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом, совершенствовать навыки грамотного письма;

3) воспитательные: способствовать воспитанию культуры речи студентов, формированию потребности говорить правильно и красиво.

    С помощью выполненных заданий, студенты смогли расширить понятийную базу о лексике русского языка и обеспечить понимание роли синонимов, омонимов, паронимов с различными оттенками значения.

 

    Используемые методы и приемы, задания, направленные на приобретение знаний способствовали успешной реализации поставленных на уроке задач.

Для проведения занятия использовалась следующая литература:

  1. Руднев В.Н. Учебное пособие, КноРус,2015(Электронный ресурс ЭБС https://www.book.ru/book/)
  2. Гольцова Н.Г.,И.В.Шамшин. Русский язык 10-11 классы. Русское слово,2019 год.

ЗАЯВКА

на участие в Межрегиональном конкурсе педагогического мастерства «Педагог-новатор»

ФИО автора (полностью)

Залуцкая Галина Владимировна

Название методической разработки

Урок по дисциплине «Русский язык»

на тему «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление »

Номинация (согласно данному Положению)

 теоретическое занятие

Регион, населенный пункт

Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкр. Солнечный 42

Место работы (полностью)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Политехнический техникум»

Должность

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

Контактный телефон (с кодом города), мобильный телефон

(30138)75-0-32  

Е-mail

sel-politeh@mail.ru

Почтовый адрес образовательного учреждения с указанием индекса(на данный адрес будет выслан сертификат участия)

Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкр. Солнечный 42    индекс 671247

Наличие квитанции об оплате

прилагается


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Марина Цветаева: «Если душа родилась крылатой»

Слайд 3

Марина Цветаева Родилась 8 октября 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета и пианистки. Стихи начала писать в шестилетнем возрасте

Слайд 4

Родители Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Мейн (Цветаева)

Слайд 5

Образование Марины Цветаевой Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко ; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне

Слайд 6

Личная жизнь Марины Цветаевой В 1912 году Марина Ивановна Цветаева вышла замуж за литератора Сергея Эфрона

Слайд 7

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

Слайд 8

Личная жизнь Марины Цветаевой В семье Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родились трое детей: Ариадна, Ирина и Георгий. Средняя дочь Ирина умерла в возрасте 3 лет

Слайд 9

Ариадна Эфрон переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса. Старшая дочь М.Цветаевой . В семье девочку называли Аля

Слайд 10

Ариадна Эфрон в детстве

Слайд 11

Ариадна Эфрон в зрелом возрасте

Слайд 12

Ариадна и И рина Эфрон

Слайд 13

Георгий Эфрон В семье мальчика называли Мур

Слайд 14

Георгий Эфрон В 1944 году погиб на фонте

Слайд 15

Книги Марины Цветаевой «Вечерний альбом» «Волшебный фонарь» «Из двух книг» «Лебединый стан» «Разлука » «Ремесло» И др.

Слайд 16

Выставка книг Марины Цветаевой

Слайд 17

Выставка книг Марины Цветаевой

Слайд 18

Особенности творчества Марины Цветаевой Романтический максимализм Мотивы одиночества Трагическая обреченность любви Неприятие повседневности Ритмичность Метафоричность

Слайд 20

Марина Цветаева Умерла 31 августа 1941 года в Елабуге

Слайд 21

Список литературы https://ru.wikipedia.org/wiki / Цветаева ,_ Марина_Ивановна Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 3CD[Электронный ресурс]. – 2006. Режим доступа: www.KM.ru



Предварительный просмотр:

План урока

Тема: «Профессионализмы в речи сварщика»

Учебная дисциплина: Русский язык

Группа: СВ-11

Специальность: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Вид урока: традиционный-практикум

Форма организации учебного занятия:

Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах

Задачи: предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;

метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание преподавателя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.

личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к преподавательскому и ученическому труду, к предмету.

Методы обучения: словесный, наглядный

Межпредметные связи: история, основы сварочного производства

Коды личностных результатов реализации программы воспитания:ЛР1,3,4,5

Ход занятия

1.Организационный момент (___ мин)

2.Актуализация знаний (____мин)

Слово преподавателя:

На прошлом уроке мы говорили с вами о разновидности лексики русского языка.

1.Какая бывает лексика? (общеупотребительная/имеющая ограниченную сферу употребления)

2. Общеупотребительная лексика - слова, известные всему народу и употребляемые всеми. Такие слова знакомы всем и всем понятны. Их употребление не зависит ни от места жительства, ни от профессиональной принадлежности.

3. К лексике, имеющей ограниченную сферу употребления?Диалектизмы,термины, жаргонизмы,профессионализмы.

Профессионализмы – слова, употребляемые в речи  людей, объединенных какой-либо профессией или специальностью.

3.Изложение нового материала (_____мин)

Есть такая профессия – сварщик.

Герои будней- сварщики простые,

А руки у героев золотые!

Кто с их работой нынче не знаком?

На их плечах весь город, каждый дом!

Сварить, создать, отремонтировать мгновенно- огнём дуги сияя непременно.

На предприятии, и дома, и везде

Без сварщика не обойтись нигде!

На сегодняшний день данная профессия относится к числу наиболее востребованных в области строительства. Учитывая сложившийся дефицит рабочих, данная профессия очень ценится работодателями, так как сварочные операции необходимы практически в любой производственной деятельности, а достаточного количества молодых специалистов сейчас просто нет.

Все это подводит нас к выводу, что знание профессиональной лексики сварщика неотъемлемое условие получения образования.

Культура профессиональной речи включает:

  • владение терминологией данной специальности;
  • умение строить выступление на профессиональную тему;
  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

Из недр каменного века берут начало многие достижения человечества, в том числе и в области сварочной технологии.

Еще в глубокой древности при помощи каменного орудия из самородков золота, серебра, меди можно было обковывать пластинки, острые лезвия, скребки, которые для увеличения их размеров соединяли между собой. Нанося удары по сложенным вместе кускам металла, удавалось их соединить. А это был уже один из видов сварки – сварка в холодном состоянии путем приложения деформирующих усилий. Способ холодной сварки совершенствуется до сих пор и находит эффективное применение в наше время.

Что касается Руси, то уровень производства и обработки металла был достаточно высоким уже в IX - XII веках. Для Руси был характерен кузнечно-сварочный метод, основанный на пайке. В 1802 году профессор Петербургской медико-химической академии Василий Владимирович Петров построил самый крупный для того времени источник тока - батарею из 4200 пар медных и цинковых кружочков. На ней впервые в мире была получена электрическая дуга.

Однако от открытия В.В.Петрова до технического применения дугового разряда с целью соединения (сварки) и разъединения (резки) металлов прошло около 80 лет. Именно тогда русский умелец-самородок Николай Николаевич Бенардос на основании дуги Петрова и достижений мировой электротехники создал принципиально новый способ сварки и резки металлов – электродуговой. Примерно с этого момента наблюдается возникновение терминов и жаргонизмов.

Например:

 «электрод» - слово произошло от греческого ἤλεκτρον «блестящий металл; янтарь» иὁδός (путь).

Но тем не менее ремесленники называли электрод лучиной по аналогии с данным предметом; защитная маска была похожа на забрало чужеземного рыцаря; шланг напоминал змею.

Почему ассоциативный способ образования жаргонизмов был столь востребован? Клещи Бенардоса для контактной сварки были похожи на вытянутую пасть животного – крокодила, а первая установка для контактной сварки напоминала самовар. Следует принимать во внимание и тот факт, что Россия дореволюционного (1917) времени в основе своей была безграмотной и таким образом сленг помогал рабочему и ремесленному люду (цеховским) лучше понимать предмет профессиональной деятельности.

Основной этап развития сварки пришелся на 20 – 40–е годы XX  века. В 1930-х годах в СССР, США и ряде других стран «научные работы в области сварки были направлены на создание электросварочного оборудования, на изучение механических свойств и деформаций сварных конструкций, металлургии и металловедения сварки» . Новые разработки потребовали применения терминологии международного уровня поэтому на производстве был объявлен тотальный режим использования терминов, а не жаргонизмов. Поэтому в то время в ходу были профессионализмы, понятные всем и не нарушающие официальную терминологию сварочного производства («мундштук» - «мундштук сварочной головки», то есть «часть сварочной головки, предназначенная для направления сварочной проволоки в зону сварки и подвода к ней электрического тока»; «блок питания» и др.) Однако употреблялись и идиоматические междометия «Глаза!» (произносилось перед зажиганием дуги), «Горю!» (произносилось, когда начиналось тление рукавицы от искры), необходимые для предотвращения несчастных случаев в ходе сварочных работ.

2. Заимствования в профессиональной лексике

Одним из основных путей появления профессиональной лексики являются заимствования.

Заимствованные слова можно определить по целому ряду признаков. К ним относятся:

  1. Наличие начальной буквы «а»: абразивный износ.
  2. Наличие буквы «э» в корне слова: аэрозоль, электрод.
  3. Наличие в слове буквы «ф»: светофильтр, автоматический светофильтр с автоматической установкой градационного шифра.
  4. Наличие сочетаний двух и более гласных в корнях слов: двуокись углерода.
  5. Наличие сочетаний «ге», «ке», «хе» в корне: автогенная сварка, дефект от вдавливания в слиток кернов клещей крана, схематизация
  6. Наличие двойных согласных в корнях слов: дроссель.
  7. Произношение твёрдого согласного звука перед гласными [э] (буквой «е»): генератор ацетиленовый, глубина залегания дефекта.
  8. Наличие иноязычных приставок: автовакуумная сварка, автогенная резка, электросварочный.

Вывод: заимствования в профессиональной лексике сварщика занимают большое место.

3. Жаргон

Жаргонизмы очень заметны и привлекают внимание общества. Это другая лексика, резко отличающаяся от общелитературной, диалектной и даже просторечной.

Сварочное дело – целое искусство, в котором кроме сухих и сложных терминов используется и обычный «человеческий» сленг или жаргонизмы. С его помощью профессионалам проще общаться между собой.

Выделяют жаргонизмы, в основе которых лежит сходство одного признака понятий или сходство нескольких признаков:

 «крокодил» инвентарь с парой зубьев, похожий на вилку и которым удается выгибать металл

«клевок» обозначает сварочный молот;

«звукач» специалист по дефектоскопии;

«еврейка» - шапочка, которую поддевают под маску;

«башка» - верхний отдел полуавтомата, место нахождения проволоки);

«шкварка» - плохо выполненная сварочная работа;

«черняжка» - сталь с низким или средним содержанием углерода, в которой нет легирующих включений)

«северным сиянием» принято называть контактные сварочные работы;

«гарниром» - присадку в виде проволоки;

«трезубцем» - электродный держатель;

 «адмиралом Нахимовым» - главный шов;

«репкой» - сталь;

«забралом» - маску;

«рыбой» - связующую пластинку;

«шнурок» - это кабель (логично);

«макароны» - трубы с маленькой окружностью;

«корона» - сварочная маска

 «напруга» - это напряжение, сила тока (от напряжение – по словообразовательной модели);

«самовар» - сварочный аппарат, по форме напоминал самовар;

«дятел» -отбивание шлака (переосмысление значения слова);

«коза» -короткое замыкание – первые слоги – получилось новое слово);

«прихватка» - сборка деталей перед сваркой (подготовка к работе, от глагола прихватить=наживить или вещь, необходимая на кухне).

4.Применение и закрепление  знаний (____ мин)

Практика!              

Комплексный анализ текста.

(1) Электрогазосварщик соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. (2) Собирая заготовки (узлы) конструкций, сварщик осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет подготовку соединяемых частей для сварки. (3) Он осуществляет зрительный контроль сварных швов и производит зачистку швов после сварки, сварку горизонтальным, вертикальным и потолочным швом, заваривание раковин и трещин на деталях, выполняет резку металла на полуавтоматических и автоматических машинах, предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии. (4) Основное орудие труда ручной сварки — электрод. (5) В процессе деятельности, выполняя поступательные и колебательные перемещения электрода, электрогазосварщик регулирует температуру, длину дуги и образование шва. (6) Для сварки тонкого металла, цветных металлов, их сплавов и чугуна используется газовая горелка, в которой происходит смещение горючего газа с кислородом и образование пламени. (7) Соединения, получаемые сваркой, характеризуются, прежде всего, высокими механическими свойствами, низкой трудоемкостью и невысокой себестоимостью. (8) Газосварщик выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляя наплавку, пайку и подогрев металла.

Задания:

I. Осмысление текста: 1. Какие виды работ осуществляет электрогазосварщик?

2. Какое оборудование в профессиональной деятельности использует электрогазосварщик?

3. Озаглавьте текст?

II. Лексика:

1. Укажите лексическое значение слов (толковый словарь, специальный справочник) пайка, деформация, электрод, трудоемкость, себестоимость. 2. Определите, в каком значении употребляются подчеркнутые слова: сварных швов, потолочным швом, заваривание раковин в предложении № 3.

 III. Фонетика:

1. Запишите слова в транскрипции: соединяет, сварщик, резку, электрод, горючего. 2. Выполните фонетический разбор слов: орудие, режим 3. Из предложения 8 выписать слова, содержащие только твердые согласные.

IV. Морфемика и словообразование:

1. Выписать из текста слова, образованные путём сложения слов или основ. 2. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: электрогазосварщик, сварка, пайка, невысокой. 3. Из предложения 5 выписать слова с непроизводной основой. 4. Привести примеры из текста однокоренных слов и форм слов. V. Орфография:

1. Объяснить правописание слов: собирая, аппарата, соединяемых, горизонтальным, полуавтоматических, пламени. 2. Выписать из предложения 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне.

VI. Морфология:

1. Выписать из текста отглагольные существительные. 2. Выписать из текста слова, принадлежащие к определённой части речи, указать их лексико-грамматические признаки: а) причастия (указать характерные суффиксы) б) деепричастия (указать характерные суффиксы) в) предлоги, определить их тип (производные или непроизводные); 3. В предложение 6 слово «которой» является союзом или союзным словом (часть речи).

VII. Синтаксис и пунктуация

1. Определить вид грамматической связи в словосочетаниях: заваривание раковин, механическими свойствами, регулирует выполняя, тонкого металла, осуществляет транспортировку. 2. Указать № предложений следующих видов: а) предложения с обособленным обстоятельством (деепричастный оборот); б) предложения с обособленным определением (причастный оборот); в) предложения с однородными членами; г) предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены им. существительным; д) СПП с придаточным определительным; 3. Объяснить постановку знаков препинания в предложении № 7. 4. Выписать предложение № 6 и сделать синтаксический разбор.

Диктант «ЧТО ТАКОЕ СВАРКА»

Как соединить две металлические пластины? Уже в древности люди пользовались сваркой. Ученые знают много способов сварки, но продолжают поиск новых. Сварка нужна для ремонта машин и аппаратов, для строительства домов и прокладки труб. Сваривать можно и металлы, и пластмассы, и стекло, и даже керамику. Сварку можно вести везде: на воздухе, под водой, в космосе, в знойных песках пустыни. Сварка увеличивает прочность деталей, экономит металл и время.Она творит настоящие чудеса. Газовой сваркой можно соединять металл до шести миллиметров толщиной. Холодная сварка не требует нагрева.Настоящей столицей сварки стал Киев. Здесь находится крупнейший в мире институт сварки. (98 слов)

Письменный опрос

1) Что такое фонетика?

2) Приведите 2 примера слов из текста, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

3) Разбейте слово «металлы» для переноса.

4) Расставьте слова первого предложения по алфавиту.

5) Выпишите 2 слова из текста с оглушением согласных.

6) Объясните, почему в слове «аппарат» 7 букв, но 6 звуков. (За каждое задание ставится по 1 баллу.)

7) Выполните фонетический разбор слова: 1 вариант — «вьюга», II вариант — «метель».

5.Подведение итогов урока (___мин)Сбор тетрадей. Комментирование оценок

6.Домашнее задание( ___ мин)

Преподаватель _Залуцкая Г.В.____________________(ФИО)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опрос 1.Какая бывает лексика?

Слайд 2

2. Общеупотребительная лексика – это…

Слайд 3

3. К лексике, имеющей ограниченную сферу употребления относятся?

Слайд 4

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ В РЕЧИ

Слайд 6

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ Заимствования в профессиональной лексике Жаргон

Слайд 7

«крокодил» инвентарь с парой зубьев, похожий на вилку и которым удается выгибать металл « клевок» обозначает сварочный молот; «звукач » специалист по дефектоскопии; «еврейка» - шапочка, которую поддевают под маску; «башка » - верхний отдел полуавтомата, место нахождения проволоки); «шкварка » - плохо выполненная сварочная работа;

Слайд 8

«черняжка » - сталь с низким или средним содержанием углерода, в которой нет легирующих включений) « северное сияние » принято называть контактные сварочные работы; «гарнир » - присадку в виде проволоки; « трезубец - электродный держатель; «адмирал Нахимов» - главный шов;

Слайд 9

«репка» - сталь; «забрало» - маска; «рыба» - связующая пластинка; «шнурок» - это кабель (логично); «макароны» - трубы с маленькой окружностью; «корона» - сварочная маска

Слайд 10

« напруга» - это напряжение, сила тока (от напряжение – по словообразовательной модели); «самовар» - сварочный аппарат, по форме напоминал самовар; « дятел» -отбивание шлака (переосмысление значения слова); « коза» - ко роткое за мыкание – первые слоги – получилось новое слово); « прихватка» - сборка деталей перед сваркой

Слайд 11

Практика

Слайд 12

Задание к диктанту 1) Что такое фонетика? 2) Приведите 2 примера слов из текста, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. 3) Разбейте слово «металлы» для переноса. 4) Расставьте слова первого предложения по алфавиту. 5) Выпишите 2 слова из текста с оглушением согласных. 6) Объясните, почему в слове «аппарат» 7 букв, но 6 звуков. (За каждое задание ставится по 1 баллу.) 7) Выполните фонетический разбор слова: 1 вариант — «вьюга», II вариант — «метель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...