Презентация "К.Воробьев "Это мы, господи!""
презентация к уроку по литературе (11 класс)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СУДЬБЕ ПИСАТЕЛЯ КОНСТАНТИНА ВОРОБЬЕВА И ЕГО КНИГЕ О ВОЙНЕ "ЭТО МЫ, ГОСПОДИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon k_vorobev_eto_my_gospodi.ppt391.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Воробьев

Слайд 2

Война – это есть одна из величайших кощунств над человеком и природой! А.С. Пушкин

Слайд 3

Константин Воробьев родился 24 сентября в 1919 в деревне Нижний Реутец Курской области. Незадолго до Великой Отечественной после службы в армии был зачислен в роту кремлевских курсантов. Спустя многие годы в 1963 году в “Новом мире” будет напечатана повесть “Убиты под Москвой”, начинающаяся словами: “Рота кремлевских курсантов шла на фронт...”… В этой роте был и и лейтенант Воробьев. В первом же бою, под Клином, полегли почти все. Константин Воробьев попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве

Слайд 4

В 1943 Воробьев бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть "Дорога в отчий дом", опубликованную под названием "Это мы, Господи!". В послесловии к современным публикациям повести читаем: «Повесть была написана, когда группа партизан, сформированная из бывших военнопленных, вынуждена была временно уйти в подполье. Ровно тридцать дней в доме № 8 на улице Глуосню в литовском городе Шяуляй писал Константин Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Писал неистово, торопясь, зная что смертельная опасность рядом и надо успеть. В 1946 году рукопись поступила в редакцию журнала "Новый мир". Поскольку автор представил лишь первую часть повести, вопрос о публикации был отложен до тех пор, пока не появится окончание. Однако вторая часть так и не была написана. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась, но отдельные ее фрагменты вошли как законченные и художественно осмысленные отрывки в некоторые другие произведения.

Слайд 5

ВОРОБЬЕВ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ. Родился 24 сентября 1919 в Курской обл. в многодетной крестьянской семье. В 1937 переехал в Москву, окончил вечернюю школу и стал сотрудником заводской газеты. Находясь на срочной службе в армии (1938–1940), сотрудничал в армейской газете. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. М.В.Фрунзе, затем был направлен на учебу в Высшее пехотное училище. В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть Дорога в отчий дом (опубл. в 1986 под названием «Это мы, Господи!»). В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей. Умер Воробьев в Вильнюсе 2 марта 1975. Посмертно удостоен премии Александра Солженицына.

Слайд 6

Стояла утренняя тишь, Был смешан с медом воздух сочный, Стекала капельками с крыш Роса по трубам водосточным. Как где-то радио в дому В июньский этот день вступало Еще не с тем, о чем ему вещать России предстояло. 22 июня 1941 года началась ВОВ.

Слайд 7

Так получилось, что на целых сорок лет рукопись исчезла из поля зрения редакций и читателей. Лишь в 1985 году она была обнаружена в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, куда была в свое время сдана вместе с архивом "Нового мира". Материал повести автор предполагал использовать в своей будущей книге, главной для него, которую он задумал как продолжение повести "Крик". Написанная предельно просто и точно, новая книга, по словам Константина Воробьева, должна была стать "кардиограммой сердца". Автор предполагал дать ей заголовок "Это мы, Господи!", хотя в архиве писателя имеются и другие варианты названия». В 1946 году Воробьев отправил повесть «Это мы, Господи!» в «Новый мир», в архиве которого она и пролежала почти сорок лет и была опубликована только в 1986 году в журнале «Наш современник». Через 11 лет после смерти писателя.

Слайд 8

О чем бы думал я? Сраженный вражеской гранатой, О чем бы думал я в тот миг, Когда лежа в ромашках смятых Последний раз смотрел на них?

Слайд 9

Игорь Золотусский , выступая в апреле 2001 года в Доме русского зарубежья на церемонии награждения лауреатов Литературной премии Александра Солженицына, сказал о Константине Воробьеве: "Проза Воробьева саднит и жжет, как открытая рана, и жжение ее не утихает с годами, хотя ужасы прошлого отступают в вечность. Судьба рассчитывала на него как на очевидца и лучшего свидетеля найти бы не смогла". Воробьев Константин: «Я не требовал наград за свои дела»

Слайд 10

В 2001 году Константин Воробьев посмертно был удостоен Литературной премии Александра Солженицына вместе с земляком – Евгением Носовым. Александр Солженицын сказал о них: "Через жизни и литературные труды Константина Воробьёва и Евгения Носова, уроженцев Курской земли и невдали друг от друга, — Великая война пролегла несмываемыми, многопоследственными полосами.», их «произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой войны, ее ход, ее последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебреженных ветеранов". За Константина Воробьева премию получили его дети - Сергей и Наталья Воробьевы. Наталья Константиновна сказала, что эта награда - единственная в литературной судьбе ее отца.

Слайд 11

Начал работать в сельском магазине, где платили хлебом, в 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти. Окончил сельскую школу, учился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринске . Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село. В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева» и, опасаясь доносов, уехал к сестре в Москву . В Москве работал в редакции газеты «Свердловец». Учился в вечерней школе . В октябре 1938 года был призван в Красную Армию. Служил в Белорусском военном округе. Работал в армейской газете «Призыв». По окончании службы в декабре 1940 года работал литературным сотрудником газеты Академии Красной Армии им. Фрунзе, откуда был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР

Слайд 13

Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных ( 1941 — 1943 ). Дважды бежал из плена. В 1943 — 1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени

Слайд 14

В 1946 году рукопись повести была предложена журналу «Новый мир», но публикация её не состоялась. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась. Лишь в 1986 году она была обнаружена аспиранткой Ленинградского Государственного педагогического института Ириной Владимировной Соколовой в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), куда она была сдана в своё время вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.

Слайд 15

С 1947 года жил в Вильнюсе . Сменил много профессий. Был грузчиком, шофёром, киномехаником, конторщиком, заведовал магазином промышленных товаров. В 1952 — 1956 годах работал в редакции ежедневной газеты « Советская Литва » [2] . Был заведующим отделом литературы и искусства. В Вильнюсе вышел его первый сборник рассказов «Подснежник» ( 1956 ) и последующие сборники повестей и рассказов «Седой тополь» ( 1958 ), «Гуси-лебеди» ( 1960 ) и другие. После тяжёлой болезни (раковая опухоль мозга) умер в 1975 году . На доме, в котором жил писатель, была установлена мемориальная доска (улица Вяркю, 1). В 1994 году посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском (Никитском) кладбище. В 2001 году присуждена Премия Александра Солженицына (посмертно).

Слайд 16

“ Удел всех” О повести Константина Воробьёва «Это мы, Господи!..» Повесть Константина Воробьёва «Это мы, Господи!..» уникальна. Не только тем, что написана за тридцать дней в условиях подполья в оккупированном немцами Шяуляе. Не тем, что отразила страдания, которые довелось испытать лейтенанту Воробьёву в фашистском плену на собственной шкуре. И даже не тем, что, написанная в 1943 году, предложенная в первый послевоенный год «Новому миру» и отвергнутая им, была напечатана лишь в 1986 году. Уникальность повести Константина Воробьёва в другом. Это единственное в нашей военной прозе произведение, целиком посвящённое судьбе русских солдат в условиях немецкого плена. Плена, от которого, учитывая статистику, как от сумы и от тюрьмы, зарекаться не следует никому. Ибо это, как скажет в повести автор, “удел всех”.

Слайд 17

Горечь этого удела отражена уже в эпиграфе к повести, взятом из «Слова о полку Игореве»: “Луце жъ бы потяту быти, неже полонёну быти”. Жребий “полонённого” хуже доли убитого не только из-за пресловутого клейма бесчестия, ощущаемого воином, попавшим в плен (мёртвые, как известно, сраму не имут), которое в контексте изображаемой эпохи превращалось в тавро изменника Родины, предателя, невольно обрекающего на страдания и неповинных родственников. Судьба военнопленного — советского в особенности! — это мучительная жизнь, каждый день которой воспринимается как последний, приближающий к жуткой, бесславной, безвестной гибели.

Слайд 18

. “Это была какая-то вакханалия жестокости, какая-то адская фантасмагория, совершаемая нелюдями, которым застила всё кровавая пелена — и зрение, и совесть, и душу, и всё человеческое”, — пишет об атмосфере плена в повести Вячеслав Кондратьев2. Эту зловещую атмосферу автор воспроизводит с первых глав повествования. “…Злоба вымещалась на голодных, больных, измученных людях… В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! Убивали за поднятый окурок на дороге. Убивали, чтобы тут же стащить с мёртвого шапку и валенки. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятёрками, а… целыми сотнями. <…> Трудно было заблудиться немецкому солдату. <…> Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли в пути в мягкой постели родной страны…” Перед нами реквием автора по “миллионам его однобедцев

Слайд 19

Герой повести Сергей Костров проходит те же круги ада, что и автор. Каждому кругу соответствует своя особая интонация. О ржевском лагере (глава третья) повествование ведётся с мрачной торжественностью, “беспощадно и откровенно”: “По открытому, ничем не защищённому месту гуляетаукает холод, проносятся снежные декабрьские вихри, стоная и свистя в рядах колючей проволоки, что заключила шесть тысяч человек в страшные, смертельной хватки объятия. <…> Почему в этом строгом квадрате, обрамлённом следами колючки, в декабре ещё нет снега? Съеден с крошками земли холодный пух декабрьского снега. Высосана влага из ям и канавок на всём просторе этого проклятого квадрата! Терпеливо и молча ждут медленной, жестоко­неумолимой смерти от голода советские военнопленные…”

Слайд 20

Рассказ о лагере на окраине Смоленска (глава шестая) пропитан горечью сарказма: “Это уже было образцово­показательное место убийства пленных. В самой середине лагеря, как символ немецкого порядка, раскорячилась виселица. Вначале она походила на букву «П» гигантских размеров. Но потребность в убийствах росла, и… к букве «П» решено было приделать букву «Г», отчего виселица преобразилась в перевёрнутую «Ш». Если на букве «П» можно было повесить в один приём четырёх пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых”. О саласпилсском лагере командного соста­ва «Долина смерти» (глава восьмая) сказано под­чёркнуто сухо, внеш не бесстрастно, но это спокойствие безысходности, сухость арифметики смерти: “Четыре пулемётные вышки и шестнадцать ходячих часовых охраняют плен ных. <…> Паёк пищи, выдаваемый пленным, составлял 150 граммов плесневелого хлеба из опилок и 425 граммов баланды в сутки… <…> Кусок хлеба в сто пятьдесят граммов разрезается на сто, двести долек. <…> Получит обречённый пайку, положит её около глаз — полежу, полюбуюсь, — да так и останется лежать навеки”.

Слайд 21

Но наиболее жуток эпизод садистского глумления над пленными в каунасском лагере “Г” (глава седьмая), где “были эсэсовцы, вооружённые… железными лопатами. <…> Ещё не успели закрыться ворота лагеря за измождённым майором Величко, а эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжёлым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп”. Обилие натуралистических деталей способно шокировать не только юных и неискушённых читателей повести, но и суровых фронтовиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над повестью П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала повесть П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчество П.Л....

План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...

Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"

Рассмотреть семью Головлёвых с точки зрения психологии семейных отношений....

Господа офицеры (Учебное пособие)

Предназначенов в помощь офицерам-воспитателям, преподавателям ОВС при проведении занятий по истории, этике и при проведении воспитательной работы с кадетами....

Стихотворение "Славь, душа моя, Господа..."

Мною уже замечено, что все стихи на православную тематику у меня складываются молниеносно, словно кто-то говорит: "Встань и пиши!"...Так и это стихотворение сложилось неожиданно, среди ночи, словно кт...

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....