Технологическая карта урока 1
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Терехова Зинаида Сергеевна

Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_1.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Терехова Зинаида Сергеевна

Предмет

Литература

Класс

5

Урочная/не- урочная форма

Комбинированный урок

Тема

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Цель

Повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа.

Задачи

 Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «волшебная сказка»;
  • выявление основной идеи сказки;
  • применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;
  • умение оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения;
  • формирование навыка работы с иллюстрациями;
  • совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

 Развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться и др.
  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

 Воспитательные:

  • создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;
  • воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
  • воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.

 Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной

деятельности и общения        со сверстниками.

Планируемые результаты

 Предметные: (знания, умения, представления)

  • научиться вести беседу о сказке;
  • знать понятия «мораль» и «образ».

 Личностные:        (личностные

 УУД)

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи, чувства патриотизма и гражданской ответственности.
  • развитие разных сторон личности учащегося: мировоззрения, мышления, памяти, системы нравственных и эстетических взглядов, культуры умственного труда.

 Метапредметные:  (познавательные, в том числе

 основы   проектной    деятельности,   основы   работы  с  текстом,        основы        ИКТ-компетентности,  регулятивные, коммуникативные УУД)

  • способность        сознательно        организовывать        и  регулировать свою учебную деятельность;
  • выработка        умений        работать        с        учебной информацией;
  • готовность к сотрудничеству с соучениками;
  • формирование умения определять цели своей работы
  • развитие речи, мышления, воображения, коммуникативности;
  • совершенствование культуры общения;
  • повышение общей культуры, расширение кругозора

Образовательная технология

Урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения,  ИКТ.

Ресурсы (оснащение)

компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г;

  • раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Актуализация знаний, постановка цели урока

Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

1.Кого унесли гуси из сказки "Гуси лебеди"?

 а) сестричку     б) братика    в) ежа     г) бабу-ягу

2.Кто разбил золотое яичко?

а) мышка   б) дед   в) бабка   г) кот

3.Какой герой встретился колобку на пути?

  а)лиса   б) баран   в) медведь   г) заяц

4.Какая избушка была у зайца?

  а) деревянная   б) ледяная   в) лубяная   г) водяная

5.Как звали маленького медведя из сказки "Три медведя"?

 а)  Мишенька  б) Мишутка   в) Топтышка

  6.Сколько персонажей в сказке «Теремок»?

 а) 3  б) 5  в) 6   г) 8

 7.Что принесла бабушке Красная Шапочка?

 а) пирожки  б) конфеты   в) горшочек с маслом   г) цветы

 8.Кем стал Иванушка, испив водицы?

 а) поросёнком   б) козлёнком  в) оленёнком  г) Сивкой Буркой

Формирование новых знаний, умений и навыков

Слово учителя с элементами беседы по теме «Русские народные сказки» (можно использовать материал статьи учебника).

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

У: - Откройте  тетради  и запишите название сказки. «Царевна-лягушка».

– Что называется сказкой?

Сказка – это жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин,  противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

– Как доказать, что  данное произведение является сказкой?

Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.

А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

 - Каковы свойства и виды сказок?

Свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

– По какому признаку можно поделить сказки?

По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

- Перечислите признаки волшебной сказки.

Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

- Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный

- По какому принципу делятся герои сказки?

По характеру герои делятся на положительных и отрицательных

(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных

(царь, сыновья, жены – Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

- Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?

Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней).

– Честности, принципиальности.

Работа с текстом

-Прочитайте зачин сказки.

У: - Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую?

(Стрела указала)

-Почему Иван-царевич лягушку в жены  взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?

У:- Ребята, а вы как думаете?

- Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.

Чтение первой части.

-Какое первое задание царя невесткам?

 Словарная работа:

Невестка – жена сына

У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

(Ответы детей)

- Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами» (запись пословицы в тетради).

Чтение второй части.

- Каково второе задание царя невесткам?

  — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

-    Легко ли своими руками соткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

 Словарная работа:

Рукодельничать – заниматься рукоделием

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

 Словарная работа:

-Что такое утварь?

Утварь – предметы, принадлежности какого–нибудь обихода

У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена  

уменьем». Как вы ее понимаете?

 Словарная работа:

- Кто такая пава?

Пава –самка павлина

- Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?        (зачитывают)

Чтение третьей части.

- У: - Каково третье задание царя невесткам? Почему танец?

-Как вы понимаете слова: «А сама-то величава, выступает будто пава».

- Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?

Вывод: В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и... скромность.

Пошли танцевать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

 - О чем говорит такое поведение невесток?

(Об их глупости и завистливости)

- Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют    

поведение и поступки других?

  (Работа в группах).

(Ответы детей)

Выводы: во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится   смешным.

- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана?

 (Сжег лягушечью кожу)

- Как поступил Иван?

(Необдуманно, своевольно)

& Словарная работа:

Необдуманный - опрометчивый

неразумный – неумный

-Какие это слова? (Слова близкие по значению. Это синонимы).

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?

(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)

- Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?

(Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)

- Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?

(Пожалел, сжалился)

- А кто такая баба-яга?

Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть...

- Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.

Подведение итогов урока (рефлексия)

- Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?

(Работа в группе.  Дети работают с карточкой-помощницей).

(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).

 - Почему звери помогали Ивану-царевичу?        

(Он их пожалел, и они его пожалели)        

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят» (запись в тетради пословицы).

 Рефлексия.

Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Домашнее задание

Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...