Урок -размышление" Испытание на человечнрсть" ( по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

 Урок по рассказу К.Г.Паустовского заставляет задуматься, как нужно относиться к родителям. Материал помогает понять, что нельзя забывать освоих близких, неообходимо оставить все дела и проводить с близкими больше времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – размышление 

«Испытание на истинную человечность»

(по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

        Цели урока: воспитывать уважительное отношение к матери, заботься о близких при

                                   жизни, развивать коммуникативные способности учащихся, формировать

                                   умение работать в команде.

                                                                   

                                                                                                  За добро плати добром, не будь пустельгой.

                                                                                                                     К.Паустовский

- Ребята, у нас сегодня непростой урок. Не простой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

( прослушать песню о маме)

-Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

( На прошлом уроке мы прочитали рассказ Паустовского «Телеграмма»,  главная героиня, Настя,  тоже осталась без матери)

-«Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

2.- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души. Послушайте, какое впечатление произвел он на Марлен Дитрих, суперзвезду западного кино.

Очень сильное впечатление этот рассказ произвел на суперзвезду западного кино, подругу знаменитых писателей: Хемингуэя и Ремарка, Марлен Дитрих. Она когда-то в 70-е годы была в Москве и давала концерт, на котором случилось следующее: на сцену вышел с поздравлениями большой начальник из КГБ и любезно спросил Дитрих: "Что бы вы хотели еще увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, Мавзолей?" И эта недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: "Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!" Сказать, что присутствующие были ошарашены, - значит не сказать ничего. Мировая звезда - и какой-то Паустовский?! К вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцене появилась легендарная звезда, и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом начала целовать руку писателя и долго потом прижимала её к своему лицу, залитому слезами. И весь большой зал беззвучно замер, как в параличе. И только потом вдруг - медленно, неуверенно начал вставать, потом бешеный водопад рукоплесканий! Паустовского усадили в старое кресло, и зал затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма", который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. Марлен сказала - очень просто: "С тех пор я чувствовала как бы некий долг - поцеловать руку писателя, который это написал. И вот - сбылось!  Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем - и спасибо России!" 

-Сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным. А наш урок я назвала «Испытание на истинную человечность»

    -Откройте тетради, запишите число и тему урока, эпиграф к уроку

 -     Какие же  проблемы, поднимает автор в произведении?  (одинокой старости, материнской         любви, взаимоотношений между детьми и родителями, человечности -отношение людей друг к другу)

-      Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе, она затронула вас      больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

- ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми

-        Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут     и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

     Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили. И еще    подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».

-      Посмотрите на тему урока. Исходя из неё, попробуйте сами сформулировать цель сегодняшнего урока (должны определить, прошли  ли герои испытание на истинную  человечность)

   3.Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

Обратимся к рассказу.

-        Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? (Когда хотят сообщить что-то очень важное)

-      Какое чувство рождает это слово - «телеграмма»? (Тревогу)

-   Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)

-       Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)

-    Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо.  

- перечитаем начало рассказа

-У Паустовского природа- это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? ( природа увядает, как и Катерина Петровна, безотрадная картина осени соответствует  внутреннему состоянию Катерины Петровны)

- Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?  ( эпитеты: спутанная трава, рыхлые тучи; Олицетворения: тащились рыхлые тучи)

- Какое выражение в описании пейзажа вам показалось необычным?

(маленький подсолнечник у забора)

- Это как маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то.

-Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж? ( грустные, тревожные)

- Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

Вывод: действительно, у Паустовского природа связана незримой нитью с человеком, как живое существо, и  Катерине Петровне действительно плохо, одиноко, а полнее ощутить это помогает осенний пейзаж.

                          4.Заполнение таблицы.

-   Итак, как же живется главной героине рассказа Катерине Петровне? Каково её душевное состояние? Расскажите кратко о её жизни, опираясь на заполненную дома вами табличку.

                     Один из вариантов заполнения таблицы:

Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его.

Отец ее был известным художником.  Когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя.

У нее нет никого родных, кроме дочери Насти, работающей в Ленинграде.

Добрая,  страдает от одиночества, но не упрекает дочь, любит её.

Катерина Петровна

Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихонько плачет.

Для нее ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница,

 Дряхлая

брошенная всеми старушка, бледная, маленькая.

Не знает, как дожить до утра.

Пишет дочери письмо.

-Как Катерина Петровна относится к своей дочке? (Очень любит свою дочь. Несмотря ни на что, оправдывает ее: «…Насте не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не  мешать». Но Катерина Петровна скучает по дочери и  очень хочет увидеть её.)

- В каких строках указывается на то, что Катерина Петровна не потеряла надежду увидеть родную дочь, она продолжает ждать ( зачитать)

- Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?

( метафора: Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю- подчеркнуто одиночество Катерины Петровны, ее тоже забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно. Олицетворение: клен облетел, озяб,  ему некуда идти)

- Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет. Автор как бы проводит параллель между состоянием природы и душевным состоянием человека.

- Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения невозможно пересказать, давайте послушаем Аню, она прочитает нам наизусть письмо Катерины Петровны.

 ( чтение наизусть)

-    Но ещё я хотела бы попросить вас вот о чём: когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, поднимите открытую ладошку, вот так.  Хорошо?

- (После прослушивания)   Используя этот приём «Открытой ладошки», мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые должны обсуждать какую-то определённую тему, или мы люди, которые смотрят на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень непростого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.

-   Так почему же Катерина Петровна, редко писавшая Насте, вдруг ночью написала дочери письмо? (поняла, что жить ей осталось совсем мало, и захотела попрощаться с дочкой)

-   Какое самое важное слово в письме? (Ненаглядная.)— (любимая, дорогая)

-   О чем говорит этот эпитет? ( о сильной материнской любви, мать очень) хочет хотя бы перед смертью « наглядеться» на дочку

-  Как отреагировала Настя на полученное от матери письмо? (спрятала в сумочке, не прочитав)

- Ребята, вы обратили внимание  на композицию рассказа? Паустовский резко поменял место действия: он переносит нас в большой город, где живет и работает Настя Что мы узнаем о ней из первой части?  Как к ней относимся?

( Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери,  1 раз в два –три месяца посылает деньги- 200 рублей. Не жалуется на Настю, наоборот оправдывает ее-зачитать)

-  Как автор описывает её?  Найдите подтверждение в тексте.

(Прямых авторских оценок в тексте нет,  но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти.

 «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась

и усмехнулась, - сейчас она нравилась сама себе».

- Как ее звали художники?

(Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»)

-  На какую деталь её портрета вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

-  То есть какие? (равнодушные, пустые, безразличные, всегда спокойные, неэмоциональные)

Сольвейг — героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе — означает   «Солнечный путь или луч»).

  -- Но была она им для матери?

. Настя праздник устраивает, а глаза у нее  холодные. А ведь они – зеркало души, значит, и душа у нее холодная.

-   Л.Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души». Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у него такое же холодное, жестокое сердце, не  правда ведь?

    6.Исследование проблемной темы

- А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли  ли герои испытание на истинную человечность?

- Но сначала попрошу вас подобрать синонимы, близкие по значению слова к слову «человечность», которые помогут ответить на вопрос: «В чём проявляется человечность?» 

- Прикрепите выбранные карточки на доску при помощи магнитов.

На карточках слова:

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание, жалость, сочувствие,  ненависть, предательство, злость, гуманность).

-  Внимание! Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

-вопросы:   Почему  же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила  на первое место не самое главное. нужно было ехать к матери, а она занимается организацией выставки)

- Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

-   А «человечность» может быть ненастоящей?   (Да, у Насти она именно такая.  Она занимается делами  пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней  встречи с мамой.)

-Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? ( обратимся к тексту)

- Почему вручают телеграмму во время праздника? ( если бы она ушла, никто бы не заметил, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей для чужих людей, приятно слушать похвалу в свой адрес)

- Почему Настя боялась поднять голову? ( боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все)

-Кто заставил Настю вспомнить о телеграмме?

-Зачитать (чей-то взгляд….

 (Просмотр отрывка из фильма)                                                  

Настя прозрела, многое поняла. А в это время в Заборье умирала Катерина Петровна. Снова перенесемся в заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти? (Тихон, Манюшка помогают К.П.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание? 

Дополнительные вопросы:

-Как Тихон. Зная о близкой смерти К.П., решил скрасить последние дни ее жизни?( сам написал телеграмму от имени Насти)

-  Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

-  О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь.  Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

 Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность?  (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки.   А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

-Перечитаем сцену похорон.

-каким стал пейзаж? Почему?( стал светлым. Веселым. Холодным. Потому что кончились мученья К.П

- чем осталась Настя?

-Так почему же рассказ называется « Телеграмма»? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя:

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой.

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова ждут самые близкие люди, прежде всего мама.  

10.Заключительное слово учителя

    Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я думаю, что у вас есть большое желание стать настоящими людьми, вы готовы  пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

И в заключении послушайте песню «Мама» в исполнении группы «Белый день»

12.Д/З 

Какой урок вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?      (письменно)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

Уроки достоинства и человечности в рассказе В.Распутина "Уроки французского"

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами  скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительн...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...