П.П.Ершов. "Урок чтения"
методическая разработка (5 класс)

 Сценка "Урок чтения"  предлагается  для проведения открытых уроков по литературе при изучении биографии и творчества П.П.Ершова, внеклассных мероприятий  в  общеобразовательных школах . Методический материал дополнен мм-презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenka_urok_chteniya.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценка «Урок чтения»

Тема: Писатель - педагог Петр Павлович Ершов.

Класс: 5

Цель: познакомить обучающихся с писателем- педагогом П.П.Ершовым, его сказкой «Конек-горбунок».

Задачи:

- создать условия для осознанного прочтения сказки учащимися.

Коррекционно-развивающая:

-способствовать расширению словарного запаса учащихся посредством ознакомления со словом «просветитель»;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся посредством выразительного чтения и отгадывания загадки.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Методы: словесно-наглядный, практический.

ТС: компьютер, мм-презентация.

Реквизиты: Указка для Знайки, очки, костюм для Незнайки (шляпа, желтая рубашка и голубой галстук), книга «Конек-горбунок».

I. Участники: Знайка и Незнайка.

На сцене парта и стул для Незнайки.

Слайд 1. Поэт, въехавший в литературу на собственном коньке.

Знайка: Здравствуй, Незнайка. Начинаем наш урок чтения с загадки. (читает слайд: Поэт, въехавший в литературу на собственном коньке). Подумай и ответь, о ком идет речь.

Незнайка: (делает вид, что думает, чешет голову, вздыхает) Вспомнил! Это конек-горбунок!

Знайка: Это конек-горбунок – поэт и въехал в литературу на собственном коньке?

Незнайка: (чешет голову)Конечно, нет! Я ошибся! Это Ершов Петр Павлович - поэт! Он сказку написал про конька- горбунка!

Слайд 2. Ершов и его книга.

Знайка: Молодец, Незнайка! Именно сказка «Конек-горбунок» прославила Ершова на всю страну. Поэту тогда было всего 19 лет.

А сказке уже 188 лет, и в нашей стране ее помнят и любят.

Незнайка: Я тоже люблю. А Петр Павлович написал что-нибудь еще?

Слайд 3. Стихи .

Знайка: Да. Он писал стихи, рассказы и сказки. Мечтал создать сказку сказок «Иван- Царевич» из 10 томов! Но не смог: надо было кормить семью (У Ершова было четверо детей). Денег не хватало, и поэт стал учителем русской словесности в гимназии города Тобольска, на своей родине.

Незнайка: Не знал, что Петр Ершов был учителем. Но ведь этому надо учиться!

Знайка: Конечно! Поэт учился в Санкт-Петербурге, в университете.

Слайд 4. Ершов – писатель, педагог и просветитель.

Незнайка: (смотрит на слайд) Значит, Петр Павлович Ершов – поэт, писатель, педагог и просветитель. Знайка, а кто такой просветитель?

Слайд 5. Просветитель – это человек, который занимается просвещением, то есть указывает путь к знаниям.

Знайка: Просветитель – это человек, который занимается просвещением, то есть указывает дорогу к знаниям. Ершов помог открыть в Тобольске первые женские школы. Вся его жизнь связана с Тобольской губернией. В тех местах он родился в 1815 году и умер в 1869.

Слайд 6 . Село Безруково

Незнайка: Знайка, а памятник Петру Ершову на его родине есть?

Слайд 7,8, 9,10 . Памятники Ершову.

Знайка: Да. Памятники есть. А еще педагогический институт и улицу назвали его именем. Также село Безруково, в котором поэт родился, теперь называется Ершово и там открыли музей Иванушки-дурачка.

Слайд 11. Музей Иванушки- дурачка в селе Ершово.

Незнайка: Здорово! Замечательный человек был Петр Павлович Ершов!

Слайд 12. Сказку маленькому Петруше..

Знайка: Это правда. А теперь, Незнайка, тебе домашнее задание: выучи отрывок из сказки наизусть. (подает книгу).

Слайд 13. Известен он сказкой…

Незнайка убегает со сцены и возвращается, книгу кладет на стол.

Незнайка: Здравствуй, Знайка, я выучил отрывок!

Знайка: Проверим! Я буду автором, а ты - Иваном.

II.Выразительное чтение отрывка по ролям.

Слайды открываются по тексту по очереди. От слайда : “Начинает сказка сказываться»…

Автор.

Братья двери отворили,
Дурака в избу впустили
И давай его ругать,
Как он смел их так пугать!
А Иван наш, не снимая
Ни лаптей, ни малахая,
Отправляется на печь
И ведет оттуда речь
Про ночное похожденье,
Всем ушам на удивленье:

Иван.

«Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал;
Месяц, ровно, тоже светил, —
Я порядком не приметил.

Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то — что те плошки!

Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею —
И вскочил ему на шею.
Уж таскал же он, таскал,
Чуть башки мне не сломал,

Но и я ведь сам не промах,
Слышь, держал его как в жомах.
Бился, бился мой хитрец
И взмолился наконец:

«Не губи меня со света!
Целый год тебе за это
Обещаюсь смирно жить,
Православных не мутить».
Я, слышь, слов-то не померил,
Да чертенку и поверил».

Автор.

Тут рассказчик замолчал,
Позевнул и задремал.

Братья, сколько ни серчали,
Не смогли — захохотали,
Ухватившись под бока,
Над рассказом дурака.

Сам старик не смог сдержаться,
Чтоб до слез не посмеяться,
Хоть смеяться, так оно
Старикам уж и грешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...