Урок по рассказу К. Паустовского "Снег"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок построен на поэтапном анализе текста рассказа, самое главное здесь - текст и вдумчивое отношение к нему читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ рассказа К. Паустовского "Снег" способствует обучению вдумчивому чтению. | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РАССКАЗУ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «СНЕГ»
«А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение
тайного, оставшегося за строками, за пределами слов?»
М.И. Цветаева
— Константин Георгиевич Паустовский был тонко чувствующим, добрым, умным, деликатным, благородным человеком. Таким людям и посвятил он свои рассказ «Снег».
Рассказ «Снег» родился неожиданно. Как- то Паустовский смотрел в окно на свежевыпавший снег и вдруг произнёс тихим, слегка хрипловатым голосом: «Снег как старое серебро». На другой день близкие ему люди услышали от него эту же фразу: «Снег как старое серебро». Мы встретим эту же фразу в его произведении.
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Кто будет его читатель? Почувствует ли он то, что любило сердце автора? Состоится ли у него духовная встреча с теми, для которых он писал своё произведение. М.И. Цветаева писала: «А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов?» Мы с вами сегодня будем читать медленно и вдумчиво.
Рассказ написан в военном, тревожном 1943 году. Практически вся литература этого периода была посвящена героической борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. А Паустовский создаёт рассказ не о боях, не о кровопролитных сражениях с врагом, а трогательную историю о …..
— Но отзвуки страшной войны слышны в этом тихом повествовании. Назовите их.
(Эвакуация из Москвы в северный «пустынный городок», из которого многие ушли на фронт; упоминание о налётах, о выступлениях в лазаретах перед ранеными, о пребывании младшего Потапова в госпитале и его отъезд на фронт, отсутствие электричества, а по вечерам свет керосиновых ламп).
- Экспозиция рассказа предельно сжата: всего два предложения, а в них запечатлён большой отрезок жизни героев: «Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой».
— Почему «осталась одна»: ведь рядом дочь и няня? О чём сожалеет героиня?
Вынужденный отъезд из Москвы, расставание с театром, с друзьями рождает в её душе чувство одиночества. Она оказывается в этом захолустном северном городке с пустынными улочками, в «маленьком доме — всего в три комнаты».
— Как осенний пейзаж помогает нам понять настроение Татьяны Петровны?
«Облетевший сад», тучи галок, носящихся «над голыми вершинами» и накликающих ненастье, глухие вечера, холодная северная река… Оценочные слова, выбранные Паустовским, точно передают состояние героини — бесприютность, грусть, безысходность, опустошённость.
— Что возвращает Татьяне Петровне чувство успокоенности?
Она принимает решение выступать в лазаретах, петь раненым бойцам и в награду обретает душевное равновесие. Человеческое счастье заключается в том, чтобы быть нужным и полезным другим. Меняется мироощущение героини.
— Как это отразилось на её отношении к городу?
— Какую роль в перемене настроения столичной актрисы играет зимний пейзаж?
«Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила его снегом». Слово «снег» повторяется десять раз, оно становится заглавием рассказа. Ключевое слово-название имеет широкое ассоциативно-смысловое поле
- Откройте свои тетради и запишите ассоциации к слову «снег»
— Символом чего является снег в этом рассказе Паустовского?
Снег — это символ чистоты, торжественности, праздничности, целомудрия, нового этапа в жизни героев. Там, на фронте, где идут бои, другие краски: кровь, чёрный порох, грязь разъезженных танками дорог. …А здесь тихо, спокойно, безмятежно… Словно и нет войны… С приходом зимы возвращается к Татьяне Петровне душевное равновесие: она привыкает к чужому дому, к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, к письменному столу с выцветшим зелёным сукном, модели крейсера «Громобой», на котором плавал старик Потапов, к фотографии его сына. За этими деталями интерьера скрывается история жизни героев. Расширяя художественное время и пространство рассказа, Паустовский усиливает глубину и ёмкость слова. Татьяна Петровна брала и рассматривала фотографию молодого Потапова.
— Как вы думаете, почему писатель использует глаголы несовершенного вида?
Глаголами несовершенного вида автор подчёркивает многократность действий героини: она брала карточку вновь и вновь, мучительно думая, что «где-то его встречала, но очень давно, ещё до своего неудачного замужества. Но где? И когда?» «Моряк смотрел на неё спокойными, чуть насмешливыми глазами, будто спрашивал: “Ну что ж? Неужели Вы так и не припомните, где мы встречались?” — Нет, не помню, — тихо отвечала Татьяна Петровна». Какое причудливое переплетение человеческих судеб! Какие странные сближения происходят в жизни! Ещё не встретившиеся мужчина и женщина хранят неясные воспоминания друг о друге. Среди зимы стали приходить письма на имя старика Потапова, написанные одним и тем же почерком. Героиня бережно их складывает на письменном столе. Но однажды ночью её будит мягкий отражённый свет белых снегов. «Снега тускло светили в окна». Неожиданное употребление слова «снег» во множественном числе рождает поэтический образ.
— В каком значении использовано здесь автором слово «тускло»? Тускло — неярко, слабо, как «старинное серебро». Небольшое предложение всего из пяти слов создаёт картину тишины, разлитого в природе покоя. Паустовский был убеждён, что «пейзаж очищает человека во всех его проявлениях». Природа помогает понять героев рассказа в самые сложные минуты их жизни.
Татьяна Петровна постояла у окна и увидела, как «с дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег», который «долго сыпал белой пылью, запорошил стёкла». Такая же тишина и умиротворение поселилась в душе молодой женщины. Вошла в кабинет старика Потапова, зажгла свечу на столе, села в кресло, долго смотрела на неяркий свет свечи и думала. Бережно взяла одно из писем и начала читать.
— Зачем люди пишут друг другу письма?
Письмо — это не только мостик между людьми, по которому можно сделать шаг навстречу другому. Письмо — духовная ценность, дневник и исповедь, искренние чувства и сокровенные мысли. Письма — это зеркало души человека. Они хранят в себе теплоту руки, писавшей их, и трепетность сердца. В рассказе Паустовского это письма сына к отцу. Они не предназначались никому постороннему.
— Почему героиня решается прочитать письмо, адресованное не ей? Разве можно читать чужие письма?
Письма, как человеческая душа, ждут отклика. А того, кому они написаны, нет в живых… — Письмо с фронта.
_Каким предстаёт перед нами молодой Потапов? Что мы узнаём о нём?
Он заботливый, любящий сын. С отцом их объединяет не только кровное родство, но и общность выбранной профессии: они моряки. Лейтенант Потапов — тонко чувствующий, деликатный человек: ни одним словом он не хочет огорчить старика, рассказывая о ранении.
— Что согревало его сердце там, на Черноморском флоте? Что памятно герою?
Он бережно хранит воспоминания о запахе берёзового дыма от домашних печей, о расчищенной от снега дорожке, ведущей к беседке, о кустах сирени в пушистом инее, о нотах увертюры к «Пиковой даме» и романсу «Для берегов Отчизны дальней». Потапов помнит свежесть колодезной воды из кувшина, грустит, что не успел починить колокольчик у дверей, что не настроен рояль. Воспоминания об отчем доме давали герою силу выжить на войне, а главное — наполняли его желанием «в самые страшные минуты боя» защищать «не только страну, но вот этот её маленький и самый милый» для него уголок, отца, сад, «вихрастых мальчишек», «берёзовые рощи за рекой и даже кота Архипа». Эти дорогие воспоминания о доме, о родных местах наполняют сердце Николая любовью, делают его духовно крепким, мужественным в ожесточённых боях с захватчиками, теми, кто пришёл осквернить его землю.
— Почему на Татьяну Петровну такое сильное впечатление произвело письмо совсем незнакомого ей человека?
— Как после прочтения письма меняется её восприятие природы?
— Какую роль в этом контексте играет слово «рассвет»?
«Татьяна Петровна долго сидела у окна, смотрела широко открытыми глазами в окно, где в густой синеве начинался рассвет, думала, что вот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей и увидеть здесь всё совсем не таким, каким он хотел бы увидеть». Прикосновение к чужой судьбе, возможная встреча рождает волнение в душе героини.
— Как Татьяна Петровна готовится к этой встрече?
Сама исправит колокольчик над дверью, пригласит настройщика роялей, вставит витые жёлтые свечи в подсвечник, попросит Варю расчистить дорогу к беседке, приготовит знакомое Потапову «льняное полотенце с вышитыми дубовыми листьями», поставит кувшин колодезной водой. Наполняет дом музыкой.
— Как эти приготовления изменили душевное состояние молодой певицы?
«Сейчас Татьяна Петровна меньше всего походила на взрослую. Она вся как будто светилась и была больше всего похожа на ту девушку с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю. Об этой девушке Татьяна Петровна сама рассказала Варе». Ожидание чуда, предчувствие любви, счастья наполняют героиню внутренним светом. Не случайно возникает на страницах рассказа образ Золушки, которая с нетерпением ждёт своего принца. Молодая женщина, готовясь к приезду Николая, ещё до их встречи дарит ему свою любовь. Все её приготовления — это бесценный подарок ему, ещё незнакомому, но уже такому родному. Отдавая свою жизни другому, он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Татьяна Петровна обладает не только музыкальным талантом, её главный талант — способность чувствовать другого человека, как саму себя, дарить щедрость своей души.
И Потапов приезжает, узнаёт от начальника станции о смерти отца и решает обратным поездом, «ночью, в пять часов», отправиться на фронт.
— Почему, приняв решение уехать, герой всё-таки отправляется в сторону дома? Какие чувства переполняют его?
«Потапов медленно пошёл в сторону дома. Он решил в дом не заходить, а только пройти мимо… Мысль о том, что в доме живут чужие, равнодушные люди, была невыносима. Лучше ничего не видеть, не растравлять себе сердце, уехать и забыть о прошлом». Мастерство Паустовского как писателя проявилось в умении оживить природу: «Сад как бы вздрогнул. С веток сорвался снег, зашуршал». С помощью олицетворения автор передаёт сильное волнение своего героя. Снег в рассказе не просто лирическая деталь пейзажа. Этот образ в художественном мире Паустовского символизирует отчий дом, с которым связано ощущение тепла, света, радости.
— Что заставило Потапова изменить решение и близко подойти к дому?
Расчищенная к беседке дорожка, осторожное прикосновение незнакомой молодой женщины «с бледным строгим лицом», её тихий голос, простые, сердечные слова: «Наденьте фуражку — вы простудитесь. И пойдёмте в дом. Не надо здесь стоять».
— Что чувствует Потапов? Как автор передаёт это?
Герой испытывает сильное волнение: «Судорога сжала ему горло, он не мог вздохнуть». Он с трудом перевёл дыхание, но, когда увидел привычную домашнюю обстановку, понял, что его встретили вовсе не чужие люди. И зазвеневший над дверью колокольчик, и холодная колодезная вода, и знакомое льняное полотенце, и горящие витые свечи в подсвечнике на рояле, и ноты любимой музыки, и старый отцовский компас, и кот Архип на диване — всё это растопило сердце Николая. Постепенно утихает его душевная тревога.
— Почему Потапов не мог избавиться весь вечер «от странного ощущения, будто он живёт в лёгком, но очень прочном сне»?
Давно он мечтал о встрече с отцом, родным домом, и скорее всего дорогие воспоминания приходили герою в коротких снах между боями. А теперь сон стал явью. Очень мало времени отведено Николаю на отпуск. И Татьяна Петровна туманной лунной ночью повела его на могилу отца.
Как сдержанна, немногословна проза Паустовского, нет ничего лишнего. Никаких длинных монологов или диалогов, цветистых эпитетов или сравнений мы не встретим в сцене свидания и одновременно прощания сына с отцом. И только сам читатель своим чутким сердцем может домыслить, что в эти минуты переживает молодой Потапов. А поздним вечером, перебирая клавиши рояля, Татьяна Петровна, обернувшись к нему, спросит: «Мне всё кажется, что где-то я уже видела Вас». И услышит в ответ: «Да, пожалуй», «Нет, не могу припомнить».
— Как можно объяснить этот феномен узнавания героев?
Провожая ранним утром Потапова на станцию, Татьяна Петровна скажет: «Пишите. Мы теперь как родственники. Правда?» А через несколько дней получит от него «письмо с дороги».
— Какие эпитеты можно подобрать к этому письму?
— Щемящее, пронзительное, романтическое, нежное, волнующее душу письмо давно влюбленного в неё человека получает молодая женщина.
— Что больше всего поражает нас, читателей, в финале рассказа?
Неожиданный поворот сюжета: Татьяна Петровна никогда не была в Крыму и не было той встречи, о которой так взволнованно пишет Николай.
— Почему она принимает решение не разуверять ни его, ни себя?
Сбылась мечта, произошло чудо любви: встретились два близких по духу человека. Они нашли друг друга в безбрежном море людей. И отступают горе и одиночество героев, начинается новая жизнь. Татьяна Петровна дочитала письмо «туманными глазами», засмеялась, закрыла глаза ладонью. Символически автор заканчивает свой рассказ: «За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий закат». И читателю хочется верить, что не погаснет свет этой встречи. Она будет ждать его с фронта. А он будет защищать не только свой отчий дом, но и её, любимую… Мы прочли с вами удивительный рассказ Паустовского, который по своей тональности лиричен, музыкален, сопоставим с музыкой Чайковского, Вивальди, Шопена.
— Но не странно ли писать такие произведения, как «Снег», в самое тяжёлое, страшное время, когда шла беспощадная, кровопролитная война? Стоило ли в этот период разрухи, страданий и потерь писать рассказы о добром, красивом, изящном? Почему?
— Стоило! Сам Паустовский признавался: «Война — дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Всё-таки писать надо о добром, о хорошем, о благородном и красивом в человеческой душе». Паустовский в рассказе «Снег» показал созидательную силу любви, надежды, родство человеческих душ. В то трудное военное время появилась на стихи Михаила Исаковского и на музыку старинного вальса «Осенний сон» песня «В лесу прифронтовом», были написаны песня «Землянка» на стихи Алексея Суркова (музыка К. Листова) и лирическое стихотворение Константина Симонова «Жди меня». В кинофильме «Два бойца» (1943) Марк Бернес исполнил песню «Тёмная ночь...» — стихи Н. Богословского, музыка В. Агатова (демонстрируется фрагмент из фильма). Да, не на ненависти, не на вражде, не на мести и зависти держится мир. Мир сохраняется любовью, «любовью, что движет солнце и светила». Бессмертные слова из «Божественной комедии» Данте Алигьери, не случайно ставшие названием урока, как путеводная звезда, помогают школьнику оценить нравственно-художественную глубину рассказа К.Г. Паустовского «Снег», направляют на познание ценностей подлинного искусства и человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...