"Праматерь хлеба"
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс)

Татьяна Голова

Разработка для проведения внеклассного мероприятия для 5 -6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pramater_hleba.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тематическое направление: духовное и нравственное

Тема: "Праматерь хлеба"

Актуальность: Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. В современном мире развития высочайших информационных технологий дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. Не случайно 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

Большую роль играет духовное и нравственное воспитание в формировании личности младшего школьника. Фольклор является комплексным средством воспитания школьников. Воспитательное мероприятие - это одна из организационных форм, которую классный руководитель широко использует во внеурочной деятельности. Материал для праздника был не только развлекательным ,но и познавательным, поучительным. Дети были вовлечены в процесс подготовки.

Мероприятие проводилось на классном часе в соответствии с планом воспитательной работы и закрепляло знания детей по русскому языку и литературе.

Данное мероприятие проводилось в 5 классе.

Цель: Духовно - нравственное воспитание учащихся через приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ценностям русской национальной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

- ознакомить детей с русским народными обычаями наших предков

- познакомить детей с русским фольклором - пословицами, поговорками, играми, песнями, загадками, потешками.

- научить понимать русские традиции гостеприимства

- дать детям представления о жизни и быте своего народа в старину

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к традициям русского народа

- развивать выразительную речь, внимание, память,

- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма

- сплочение классного коллектива

Планируемые результаты

Личностные:

- учиться определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и уметь их излагать

- развитие и формирование личностных деловых качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений;

Регулятивные:

- принятие установленных правил

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- умение применять свои знания на практике

- адекватно оценивать правильность выполнения действия

Познавательные:

- развитие интеллектуальной деятельности обучающихся: знакомство с видами каш, круп, злаков.

Коммуникативные:

- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;

- использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач

Форма проведения: Праздник. Каждое воспитательное мероприятие духовно - нравственной направленности должно накладывать положительный след на эмоциональном фоне ребёнка, оставляя в его душе состояние праздника. После таких мероприятий у ребёнка должна проснуться потребность к добрым делам и красивым поступкам

Педагогические технологии:

- коллективное творческое дело

- здоровьесберегающие технологии

- игровая технология

- личностно-ориентированная технология

Методы и приёмы:

- чтение и анализ русских народных пословиц и поговорок

- отгадывание загадок

- разучивание народных песен, игр

- элементы театрализации

- поисковый метод

Мероприятие проводилось в краеведческом музее в экспозиции "Русская изба" с учащимися 5 класса. Учитель выступал в роли хозяйки праздника. В празднике принимала участие сотрудник краеведческого музея.

Оборудование: костюмы для выступлений, крупы, приготовленные заранее сообщения детей, конверты с разрезанными пословицами, сваренная гречневая каша, посуда для угощения.

Основная часть

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап

- Определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия

- Определение формы, методов и приёмов мероприятия

- Разработка сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей

- Разучивание русских народных песен, пословиц, поговорок.

- Заучивание наизусть стихотворений.

- Инсценировка сказки.

- Оформление сцены к мероприятию

- Репетиция праздника

Основной этап - Фольклорный праздник

Сценарий праздника.

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие

Маленькие и большие.

Проходи, поторопись!

На места скорей садись.

Ждём вас, поджидаем

Праздник наш не начинаем!

А праздник-то у нас сегодня необычный. Чествуем мы сегодня одно из древнейших русских блюд -кашу! "Праматерь хлеба" назвали мы наш фольклорный праздник. А вот почему так назвали праздник каши, расскажет хранительница старины, работник музея Фомина Т.Л.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.


ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе .На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША».

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Х-ка: Давайте-ка и мы с вами ,ребята, приготовим на наш праздник угощение-кашу! Ребята, а что нужно было хозяйке сделать, прежде чем кашу варить?

- Печь затопить.

- Правильно. Так давайте растопим нашу печь. Что для этого нужно?

- Дрова.

- Вот они наши дровишки. Только наши дрова особенные. Чтобы их в печь отправить, надо пословицы составить. На берёзовых начало, на сосновых - конец.

(дети составляют пословицы)

1 Щи да каша-пища наша.

2 Где щи да каша -там и место наше.

3 Горе наше, что без масла каша.

4Кашу маслом не испортишь.

5 Без каши обед не обед.

Х-ка. Вот и затопили печку.

Х-ка. А знаете ли .ребятушки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте-ка мои загадки, тогда мы с вами назовём всё, что для каши нужно.

1 Жидкое, а не вода, белое, а не снег.(молоко)

2 Не едят меня одну, и без меня ничего не едят.(соль)

3 Я бел, как снег

в чести у всех

И нравлюсь вам

Во вред зубам.(сахар)

4 Что всегда поверх каши лежит (масло)

Х-ка: А чего ещё не достаёт?

- крупы.

Х-ка. Правильно. Ну а теперь и в печь можно ставить.

(Дети ставят горшок ухватом в печь)

А пока каша варится, побываем в русской народной сказке "Каша из топора" и посмотрим, как там солдат кашу варил.

(Инсценировка сказки)

Х-ка. А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить солдат вместе с топором?

А знаете ли вы ,как выглядят эти крупы?

Задание 1 Назвать крупу.

манка

пшено

перловка

гречка

геркулес

пшеничная

рис

ячневая

Задание 2. А теперь усложним задание. Угадать крупу на ощупь с закрытыми глазами.

-Х-ка: Молодцы, ребята! А знаете ли вы , из чего получают крупу?

-Из зерна.

(Обо всех крупах -вопрос, ответ ,пояснение)

манка (пшеница)

пшено (просо)

перловка (ячмень)

гречка (гречиха)

геркулес (овёс)

пшеничная (пшеница)

рис (рис)

ячневая (дроблёный ячмень)

-Хозяйка: Каша -любимое блюдо на каждом столе. А сколько сказок, пословиц, поговорок, песен, прибауток , скороговорок сочинил народ про кашу.

Ой, да что это я. Как говорится, "соловья баснями не кормят". Пора нашу кашу из печки доставать.

(достаёт ребёнок). Ой, ребята, вот чудеса! У нас тут вместо каши какие-то задания.

(раздаёт задания на листочках)

1) Сказать скороговорку 3 раза

* У Маши мошка в каше.

* Каши дали Клаше вместо простокваши.

*Кошке кашки плошку

*Хороша кашка -мала чашка.

2) Спеть детскую прибаутку о сороке, которая кашу варила.

3) Назвать сказки, где упоминается каша.

-Х-ка: Ребята, какой же праздник без хороводов и песен. Давайте-ка и мы с вами попляшем.

(в круг "Во поле берёзонька стояла" и стенка на стенку "А мы просо сеяли".

-Х-ка: Ребята, а какую крупу делают из проса?

-Х-ка: Ребята, а вы любите кашу?

Вот послушайте-ка историю про Машу, которая не ела кашу.

(Читают наизусть ребята)

«Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
— Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша сладкая — с песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет:
— Не хочу я каша вашу!
Вдруг гром — тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
— Мы пахали поля, боронили.
Выросла пшеница —
Можно заблудиться:
Густа, высока,
Не достать
До колоска!
Разворчался, разгневался трактор,
Запылил по широкому тракту:
— Тракторист рассердился на Машу,
Что не ест Маша манную кашу!…
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячи гаек.
Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться —
Или зря убирали пшеницу?!
Тарахтя, подкатила трехтонка,
Подкатила и крикнула звонко:
— Мы с шофером слыхали про Машу,
Что не ест Маша манную кашу,
Мы возили зерно по амбарам,
А выходит, старались мы даром!
Стук, лязг под окном,
Ходит дом ходуном,
Мчится мельница,
Жернов вертится.
Гул взлетает к облакам!
Вслед за мельницей — река
Катится лугами,
Плещется волнами.
— Как же тут не шуметь, не сердиться?
Иль напрасно мололи пшеницу —
Манных круп запасали для маши?
Маша даже не смотрит на кашу!..
И корова пришла — замычала:
— Молоко я для каши давала! —
Да как топнет корова копытом:
— На капризу я тоже сердита!
Замотала буренка рогами:
— Зря я, что ли, бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?
Тут заслонкою печь забренчала:
— Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила —
Я для Машеньки кашу варила.
Сколько все потрудилась для Маши…
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: — Дай-ка мне, бабушка, ложку!-
Ароматная каша, густая.
Пять минут — и тарелка пустая!
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню-шоферу,
Жаркой печке,
Проворной трехтонке,
Шумной мельнице,
Рыжей буренке…
Обняла свою бабушку Маша:
— Всем спасибо,
Хорошая каша!!!

-Х-ка: Какой вывод вы сделали из этого стихотворения?

(Труд многих людей вложен в приготовление каши. Этот труд надо уважать и быть благодарным)

-Х-ка: А бывают и такие истории. Послушайте стих -е С Михалкова "Сашина каша".

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.

С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.

Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, —
Как люди говорят, —
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!

Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»

Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.

Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…

Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

-Х-ка: А что, ребята, действительно, у Саши во рту всегда была каша?

-Х-ка: Тогда какая? почему?

-Х-ка: Конечно же нет! Просто так говорят в народе, потому что каша была основной едой и выражение "во рту каша" стало "крылатым". Их в русском языке называют фразеологизмами.

-Х-ка: А вот и ещё "крылатые выражения"найдите

стих -е

Если в беспорядке, мысли ваши,

Если в голове у вас сумбур,

Говорят: в голове у вас каша!

Только это, друзья, чересчур!

Ведь согласитесь-ка, ребята

Что поговорка не права:

Ну, разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,

Если вашу речь нельзя понять...

Говорят, что во рту у вас - каша !

Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь- ка, ребята,

Что приговор несправедлив.

Да разве каша виновата,

Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,

И в дыре нога видна,

Говорят: башмаки просят каши,

Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята.

Нам вымещать на каше злость?

Ведь разве каша виновата,

Что плохо вбит в подошву гвоздь?

-Х-ка: Вот, ребята, сколько всего интересного мы узнали про кашу.

А сейчас прошу всех в избу отведать нашей каши.

Кушайте, ребятушки, кашу гречневую с маслом. А праздник наш подошёл к концу. Спасибо всем: и гостям и хозяевам за хлеб за соль.

(отметить лучших учеников)

-Х-ка: А попрощаемся мы с вами, как прощались на Руси раньше.

Мир тому, кто в этом дому. И хозяевам, и малым детушкам. Всем вам и житья, и бытья, и здоровьица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....