"Праматерь хлеба"
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс)
Разработка для проведения внеклассного мероприятия для 5 -6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Тематическое направление: духовное и нравственное
Тема: "Праматерь хлеба"
Актуальность: Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. В современном мире развития высочайших информационных технологий дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. Не случайно 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:
Большую роль играет духовное и нравственное воспитание в формировании личности младшего школьника. Фольклор является комплексным средством воспитания школьников. Воспитательное мероприятие - это одна из организационных форм, которую классный руководитель широко использует во внеурочной деятельности. Материал для праздника был не только развлекательным ,но и познавательным, поучительным. Дети были вовлечены в процесс подготовки.
Мероприятие проводилось на классном часе в соответствии с планом воспитательной работы и закрепляло знания детей по русскому языку и литературе.
Данное мероприятие проводилось в 5 классе.
Цель: Духовно - нравственное воспитание учащихся через приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ценностям русской национальной культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомить детей с русским народными обычаями наших предков
- познакомить детей с русским фольклором - пословицами, поговорками, играми, песнями, загадками, потешками.
- научить понимать русские традиции гостеприимства
- дать детям представления о жизни и быте своего народа в старину
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к традициям русского народа
- развивать выразительную речь, внимание, память,
- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма
- сплочение классного коллектива
Планируемые результаты
Личностные:
- учиться определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и уметь их излагать
- развитие и формирование личностных деловых качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений;
Регулятивные:
- принятие установленных правил
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- умение применять свои знания на практике
- адекватно оценивать правильность выполнения действия
Познавательные:
- развитие интеллектуальной деятельности обучающихся: знакомство с видами каш, круп, злаков.
Коммуникативные:
- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;
- использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач
Форма проведения: Праздник. Каждое воспитательное мероприятие духовно - нравственной направленности должно накладывать положительный след на эмоциональном фоне ребёнка, оставляя в его душе состояние праздника. После таких мероприятий у ребёнка должна проснуться потребность к добрым делам и красивым поступкам
Педагогические технологии:
- коллективное творческое дело
- здоровьесберегающие технологии
- игровая технология
- личностно-ориентированная технология
Методы и приёмы:
- чтение и анализ русских народных пословиц и поговорок
- отгадывание загадок
- разучивание народных песен, игр
- элементы театрализации
- поисковый метод
Мероприятие проводилось в краеведческом музее в экспозиции "Русская изба" с учащимися 5 класса. Учитель выступал в роли хозяйки праздника. В празднике принимала участие сотрудник краеведческого музея.
Оборудование: костюмы для выступлений, крупы, приготовленные заранее сообщения детей, конверты с разрезанными пословицами, сваренная гречневая каша, посуда для угощения.
Основная часть
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
Подготовительный этап
- Определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия
- Определение формы, методов и приёмов мероприятия
- Разработка сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей
- Разучивание русских народных песен, пословиц, поговорок.
- Заучивание наизусть стихотворений.
- Инсценировка сказки.
- Оформление сцены к мероприятию
- Репетиция праздника
Основной этап - Фольклорный праздник
Сценарий праздника.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие
Маленькие и большие.
Проходи, поторопись!
На места скорей садись.
Ждём вас, поджидаем
Праздник наш не начинаем!
А праздник-то у нас сегодня необычный. Чествуем мы сегодня одно из древнейших русских блюд -кашу! "Праматерь хлеба" назвали мы наш фольклорный праздник. А вот почему так назвали праздник каши, расскажет хранительница старины, работник музея Фомина Т.Л.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.
ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе .На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША».
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.
Х-ка: Давайте-ка и мы с вами ,ребята, приготовим на наш праздник угощение-кашу! Ребята, а что нужно было хозяйке сделать, прежде чем кашу варить?
- Печь затопить.
- Правильно. Так давайте растопим нашу печь. Что для этого нужно?
- Дрова.
- Вот они наши дровишки. Только наши дрова особенные. Чтобы их в печь отправить, надо пословицы составить. На берёзовых начало, на сосновых - конец.
(дети составляют пословицы)
1 Щи да каша-пища наша.
2 Где щи да каша -там и место наше.
3 Горе наше, что без масла каша.
4Кашу маслом не испортишь.
5 Без каши обед не обед.
Х-ка. Вот и затопили печку.
Х-ка. А знаете ли .ребятушки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте-ка мои загадки, тогда мы с вами назовём всё, что для каши нужно.
1 Жидкое, а не вода, белое, а не снег.(молоко)
2 Не едят меня одну, и без меня ничего не едят.(соль)
3 Я бел, как снег
в чести у всех
И нравлюсь вам
Во вред зубам.(сахар)
4 Что всегда поверх каши лежит (масло)
Х-ка: А чего ещё не достаёт?
- крупы.
Х-ка. Правильно. Ну а теперь и в печь можно ставить.
(Дети ставят горшок ухватом в печь)
А пока каша варится, побываем в русской народной сказке "Каша из топора" и посмотрим, как там солдат кашу варил.
(Инсценировка сказки)
Х-ка. А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить солдат вместе с топором?
А знаете ли вы ,как выглядят эти крупы?
Задание 1 Назвать крупу.
манка
пшено
перловка
гречка
геркулес
пшеничная
рис
ячневая
Задание 2. А теперь усложним задание. Угадать крупу на ощупь с закрытыми глазами.
-Х-ка: Молодцы, ребята! А знаете ли вы , из чего получают крупу?
-Из зерна.
(Обо всех крупах -вопрос, ответ ,пояснение)
манка (пшеница)
пшено (просо)
перловка (ячмень)
гречка (гречиха)
геркулес (овёс)
пшеничная (пшеница)
рис (рис)
ячневая (дроблёный ячмень)
-Хозяйка: Каша -любимое блюдо на каждом столе. А сколько сказок, пословиц, поговорок, песен, прибауток , скороговорок сочинил народ про кашу.
Ой, да что это я. Как говорится, "соловья баснями не кормят". Пора нашу кашу из печки доставать.
(достаёт ребёнок). Ой, ребята, вот чудеса! У нас тут вместо каши какие-то задания.
(раздаёт задания на листочках)
1) Сказать скороговорку 3 раза
* У Маши мошка в каше.
* Каши дали Клаше вместо простокваши.
*Кошке кашки плошку
*Хороша кашка -мала чашка.
2) Спеть детскую прибаутку о сороке, которая кашу варила.
3) Назвать сказки, где упоминается каша.
-Х-ка: Ребята, какой же праздник без хороводов и песен. Давайте-ка и мы с вами попляшем.
(в круг "Во поле берёзонька стояла" и стенка на стенку "А мы просо сеяли".
-Х-ка: Ребята, а какую крупу делают из проса?
-Х-ка: Ребята, а вы любите кашу?
Вот послушайте-ка историю про Машу, которая не ела кашу.
(Читают наизусть ребята)
«Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
— Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша сладкая — с песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет:
— Не хочу я каша вашу!
Вдруг гром — тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
— Мы пахали поля, боронили.
Выросла пшеница —
Можно заблудиться:
Густа, высока,
Не достать
До колоска!
Разворчался, разгневался трактор,
Запылил по широкому тракту:
— Тракторист рассердился на Машу,
Что не ест Маша манную кашу!…
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячи гаек.
Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться —
Или зря убирали пшеницу?!
Тарахтя, подкатила трехтонка,
Подкатила и крикнула звонко:
— Мы с шофером слыхали про Машу,
Что не ест Маша манную кашу,
Мы возили зерно по амбарам,
А выходит, старались мы даром!
Стук, лязг под окном,
Ходит дом ходуном,
Мчится мельница,
Жернов вертится.
Гул взлетает к облакам!
Вслед за мельницей — река
Катится лугами,
Плещется волнами.
— Как же тут не шуметь, не сердиться?
Иль напрасно мололи пшеницу —
Манных круп запасали для маши?
Маша даже не смотрит на кашу!..
И корова пришла — замычала:
— Молоко я для каши давала! —
Да как топнет корова копытом:
— На капризу я тоже сердита!
Замотала буренка рогами:
— Зря я, что ли, бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?
Тут заслонкою печь забренчала:
— Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила —
Я для Машеньки кашу варила.
Сколько все потрудилась для Маши…
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: — Дай-ка мне, бабушка, ложку!-
Ароматная каша, густая.
Пять минут — и тарелка пустая!
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню-шоферу,
Жаркой печке,
Проворной трехтонке,
Шумной мельнице,
Рыжей буренке…
Обняла свою бабушку Маша:
— Всем спасибо,
Хорошая каша!!!
-Х-ка: Какой вывод вы сделали из этого стихотворения?
(Труд многих людей вложен в приготовление каши. Этот труд надо уважать и быть благодарным)
-Х-ка: А бывают и такие истории. Послушайте стих -е С Михалкова "Сашина каша".
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, —
Как люди говорят, —
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
-Х-ка: А что, ребята, действительно, у Саши во рту всегда была каша?
-Х-ка: Тогда какая? почему?
-Х-ка: Конечно же нет! Просто так говорят в народе, потому что каша была основной едой и выражение "во рту каша" стало "крылатым". Их в русском языке называют фразеологизмами.
-Х-ка: А вот и ещё "крылатые выражения"найдите
стих -е
Если в беспорядке, мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну, разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять...
Говорят, что во рту у вас - каша !
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь- ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята.
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
-Х-ка: Вот, ребята, сколько всего интересного мы узнали про кашу.
А сейчас прошу всех в избу отведать нашей каши.
Кушайте, ребятушки, кашу гречневую с маслом. А праздник наш подошёл к концу. Спасибо всем: и гостям и хозяевам за хлеб за соль.
(отметить лучших учеников)
-Х-ка: А попрощаемся мы с вами, как прощались на Руси раньше.
Мир тому, кто в этом дому. И хозяевам, и малым детушкам. Всем вам и житья, и бытья, и здоровьица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)
Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-390547-1390742541.jpg)
Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».
Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-667207-1442238631.jpg)
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-667207-1442238631.jpg)
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-658860-1446375429.jpg)
Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-778318-1459886973.jpg)
Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс
В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849281-1478989211.jpg)
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....