«Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

1. Показать особенности  композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1. Показать особенности  композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Понять замысел писателя, осмыслить переклички линий романа.

4. Понять  главные ценности, о которых говорит писатель.

Воспитательные:

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, используя различные формы искусства.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты:

1. Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

2. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

3. при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  1. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты:

  1. давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении

2.использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

Основные виды учебной деятельности: анализ и интерпретация художественного текста, установление связи литературы с историей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный этап. Запись и уяснение темы урока.

2. Актуализация имеющихся знаний и сведений.

Мотивация учебной деятельности

Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

Какие   бы вы поставили вопросы, которые связывали все сюжетные линии книги?

- Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?

- Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?

- Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

-Что собой представляет жанр «Мастера и Маргариты»?

-Расскажите о композиции романа. В чем ее особенность?

3. Этап усвоения новых знаний.

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному  М.Булгаковым. Цели нашего урока следующие(перчислить)

У нас три группы, которые представят три мира романа:

- Ершалаимский мир;

- Московская действительность;

- Фантастический мир.

Проблематика романа:

  1. Что такое истина
  2. Человек и власть
  3. Художник и общество.

Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)

        C:\Users\Acer\AppData\Local\Temp\ksohtml6692\wps2.png

        

Групповая работа

  1. Древний Ершалаимский мир.

Вопросы:

- Как раскрывает характер Пилата его портрет?            

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

- Каково главное убеждение Иешуа?

Ответы учащихся.                                

Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.

Кто является олицетворением власти?                              

Каким изображает Булгаков Пилата?

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Ответы учащихся.

Составление кластера Понтия Пилата.

Учитель: найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).

Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?») 

Учитель: Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат?

Ученики: «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета).

  1. Современный  московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Учитель: Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство»  Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7)

Варенуха (гл.10,14)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Аннушка (гл.24,27)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Учитель: Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила  вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Ответы учащихся.

  1. Потусторонний мир.

Учитель:  С кем пришел Воланд на землю?  С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Кто составлял свиту Воланда?

Ответы учащихся.

Учитель: Какую проблему поднимает автор  в потустороннем мире?  Проблема смысла жизни.

Учитель: Какая действительность в Москве?

Ответы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Учитель: Чем схожи Ершалаим и Москва?

Ответы.

Индивидуальная работа:

- составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);

- рисование символических образов на компьютере (программа GIMP);

- презентация ученических  работ.

Проверка выполнения заданий.

Итоги урока, выводы.

Выводы:

- все планы книги объединены проблемой добра и зла;

- темы: поиска истины, тема творчества;

- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

- и сатирический роман

- и утопия с элементами фантастики

- и историческое повествование

Рефлексия:

Предлагалось  отметить моменты занятия (по выбору)

  • когда было сложно (почему?)
  • когда было интересно
  • когда (чему?) удивились
  • когда хотелось спорить

Домашнее задание:

Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.

 Определить особенности стиля этих глав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Урок литературы в 11 классе)

Тема: Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Цель: актуализировать имеющиеся знания и сведения у учащихся о романе, заметить и осмыслить переклички сюжетных линий романа; развивать навыки ...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....