Тема: Нетрадиционные уроки в условиях реализации ФГОС СПО.
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Марина Сергеевна Смирнова

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нетрадиционные уроки  в условиях реализации ФГОС СПО.

Цель: создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Срок работы над темой самообразования: 2 года.

Актуальность темы.

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы: Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? · Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». (А. И. Савенков) Исследование полностью незнакомая деятельность неизвестный результат. Проект есть задача, известен результат подбор алгоритма деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Как я считаю, материалы в учебниках не способствуют в полной мере развитию исследовательских навыков, формированию информационной компетенции учеников. Исходя из вышесказанного, у меня назрела необходимость в выборе данной темы самообразования.

Цели нестандартных уроков

  • ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и    мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;
  • научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;
  • воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.

Принципы деятельности:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • дифференцированный подход к изучению предмета;
  • повышение интереса к изучаемому материалу;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Технология методики

Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы

Именно сегодня, когда часов на изучение литературы так мало, когда массовая культура (особенно в формах «фоно»- и «видео»-) столь наступательная, мы находимся в постоянном поиске преподавания литературы.

Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы.

Это обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, использовать возможности для развития монологической речи студентов, организовать различные формы общения.

Творческие принципы методики  нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся группы в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

При всем множестве определений чаще под технологией понимают: 1) Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; 2) Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая педагогическая технология - это, прежде всего, процессная система совместной деятельности учащихся и  учителя по проектированию (планированию) и организации образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении конкретного обеспечения участниками. (Селевко Г. К.)

Употребление термина «нетрадиционный» тип урока (или форма урока) уместно в контексте  понимания технологического подхода. Бесспорно, все новое – хорошо забытое старое, и любой новейший тип урока можно соотнести с традиционной классификацией уроков. Вместе с тем применение нетрадиционных уроков обусловлено необходимостью научить учащихся свободно  ориентироваться в нарастающем потоке информации.

Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умению отслеживать ход своих  мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, интегрирование школьных предметов, дебатная, модульная, проектная технологии, - в конечно счете преследуют общую образовательную и воспитательную задачу: формирование компетентности личности, способной ориентироваться в современном, постоянно меняющимся мире.

Осуществление современного образовательного процесса невозможно в отрыве от последних достижений науки и техники и передового опыта в педагогической практике. Поскольку деятельность школы как социального института направлена на развитие интеллектуально творческих возможностей учащегося, важно разработать наиболее эффективные алгоритмы работы с каждым учеником.

Средством формирования исследовательских умений у учащихся могут выступать характерные семинары и конференции, а также игромоделирование, под которым нам видятся различные типы нетрадиционного интерактивного урока. Выбор информационно-творческой модели современного урока, при котором знания лишь средства для развития творческих способностей учащихся, для каждого преподавателя  индивидуален.

При выборе методической формы урока педагог опирается на весь комплекс образовательных задач, который предстоит решать. Уровень подготовленности класса предусматривает вариативность методических форм и приемов организации урока.

Нетрадиционные уроки литературы условно можно разделить на четыре блока:

- позиционные уроки

- исследовательские уроки

- имитационные уроки

- аналитические уроки

Позиционные уроки:

-урок - дебаты

-урок-диспут

-урок-дискуссия

-урок-брифинг

Исследовательские уроки:

-урок-практикум

-урок - творческая мастерская

- урок - синквейн

-урок-проектирование

-урок-моделирование

-урок-конференция

-урок-симпозиум

Имитационные уроки:

-урок-суд

-урок - литературный ринг

-заседание PR-агенства

-урок - литературная композиция

-урок - литературная гостиная

-урок - устный журнал

Аналитические уроки:

-урок - аналитическая беседа

-урок аналитического чтения

-урок – чтение с остановками

-урок - совместный аналитический обзор

-урок-монтаж

-урок-анализ цветовой палитры произведения

I. Позиционные уроки

Эту категорию составляют уроки, содержание которых предусматривает наличие противоположных точек зрения на одну проблему персонажей-антиподов, двойников или двух лагерей персонажей. Результативно использовать эти формы уроков, если изначально произведение задумано автором как полемический ответ на другое произведение писателя-современника, или самой своей публикацией вызвало в современной критике различные интерпретации. Данная разновидность урока рассчитана на развитие у учащихся умения четко формулировать  позицию литературного персонажа и/или автора, и свою позицию, логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на художественный текст.

Урок – дебаты

Образовательная технология дебаты появилась сравнительно недавно и уже приобрела определенную популярность и у учителей, и у учащихся.  Известные еще в период древнегреческой демократии, дебаты в применении к форме урока соотносимы с широко используемыми в недалекой педагогической практике с уроками – диспутами, уроками –дискуссиями. Сегодня уроки-дебаты не только создают проблемную ситуацию и стимулируют к поиску вариантов решения. Но и способствуют развитию логического и одновременного критического мышления, приобретению умения и навыков ведения дискуссии с оппонентом, формируют терпимость к различным взглядам, умение рассматривать предмет или явление с разных позиций, методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.

Урок-дебаты имеет форму интеллектуальной игры с обязательным этапом предварительной подготовки и в качестве такого не может использоваться часто, наиболее уместен на обобщающем этапе определенного образовательного периода. Зато вполне приемлемо периодически проводить занятия с элементами «дебатной» образовательной технологии, постепенно формируя способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь.

Алгоритм проведения уроков-дебатов:

1.Учащиеся одного или двух классов формируют две команды по четыре человека, один из  которых является капитаном-координатором.

2.Обсуждение заданной темы  в форме тезиса, требующего доказательств соответственно с двух диаметрально противоположных позиций:

А) одна команда должна привести аргументы в пользу данного положения;

В) другая команда, напротив, - представить доказательства, опровергающие позиции противника, корректно и последовательно проиллюстрировать ошибочность и слабые стороны обсуждаемого положения.

3. Жеребьевка непосредственно перед началом дебатов решает, какую сторону будет защищать команда, утверждающую или отрицающую.

4. Процесс обсуждения происходит в соответствии с обоюдно установленным регламентом (например, каждому выступающему отводится 3-4 минуты), за порядком выступлений следит эксперт.

5. Цель выступлений участников дебатов - приобретение навыков выстраивать убедительную систему аргументов.

Примерная тема для урока-дебатов: Ф. М. Достоевский более «тяжелый», «мрачный», «неясный», «ненужный», «реакционный», чем «трудный», «современный», «вечный».

Урок-диспут

 Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог, вариант, в каком-то смысле прототип урока - дебатов. Урок-диспут трудно отнести к новым методическим формам проведения урока, однако при этом указанная форма не перестает быть нестандартной, поскольку потенциально содержит бесконечное число вариаций раскрытия содержания произведения. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения.

 В основе любого диспута - столкновение разных точек зрения. Это могут быть разные мнения героев одного произведения или героев разных произведений, написанных художниками-современниками, а могут быть мнения разных критиков по поводу основной идеи произведения. В любом случае, в основе такого урока - проблемная ситуация, конфликт.

Примерная тема для урока-диспута: Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».

Урок-дискуссия

В отличие от урока - дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.

Примерная тема для урока-дискуссии: Гений и злодейство - две вещи несовместимые? (по трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сольери»).

Урок-брифинг

Уроки с элементами дебатных технологий объединяет создание ситуации, представляющей выбор позиции, поведенческой стратегии, которая, в свою очередь, основана на собственной оценке героя, поступка, картины, авторской позиции.

Уроки этой группы рекомендуется использовать при анализе художественных текстов, содержащих проблемную тему, систему образов-двойников, два противоположных лагеря персонажей, открытую позицию автора, разное восприятие произведения современниками и др.

Предполагаемый вариант нетрадиционного урока специфичен и преследует цель закрепления пройденной темы.  Может, по желанию учителя, использоваться как самостоятельный урок или как фрагмент урока на этапе закрепления материала целого раздела.

В определении термина «брифинг» присутствует аналогия с пресс-конференцией. (отличие: отсутствие презентационной части). Брифинг обычно проводится для журналистов после мероприятия.

Как разновидность игромоделирование урок-брифинг поможет уточнить авторскую установку в определении темы и идеи произведения, которая своей структурой ограничено для построения брифинговой модели.

Примерная тема для урока-брифинга: На чьей же стороне автор? (по романы И.С Тургенева «Отцы и дети»).

II. Исследовательские уроки

Эти уроки предлагают обязательную поисковую работу, к тому же  воспроизводят саму форму исследовательской работы или на предварительной стадии (сбор материала), или в форме презентации итогов проведенного исследования (выступления на конференции, симпозиуме и т. д.).

Урок-практикум

Методическая форма творческого практикума предусматривает преобладание на уроке самостоятельной работы учащихся. В основе такого урока – привычная формулировка проблемной ситуации, разрешить которую возможно только при условии применения необходимых специальных навыков филологического анализа текста.

Примерная тема для урока-практикума: Мистификация автора в «Повестях Белкина». А.С. Пушкин: автор или издатель.

Урок – творческая мастерская

Инновационная технология творческих мастерских базируется на идеях французской группы «Новое образование», которые получили свое развитие в российской методике в 1990-е гг. в совместном проекте «Развитие демократии через образование» (центр – Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства).  Методика проведения мастерских стимулирует сотворчество учителя и учащихся, дарит радость нового открытия мира и своих возможностей, создание условие для ощущения свободы в познании и творчестве. Выделяются следующие разновидности  мастерских: творческого письма, построение знаний, построение отношений, ценностных ориентаций, самопознанию, проектные и др. Непременным условием мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, учащиеся получают возможность пережить определенный творческий прорыв, открытие.

План работы на уроке - творческой мастерской:

  1. Создание эмоционального настроя, толчок к творческой деятельности.
  2. Формулирование нестандартного, неожиданного задания.
  3. Реконструкция поэтических образов из хаоса слов путем смысловым и звуковых ассоциаций, создание художественного текста.
  4. Чтение и обсуждение текстов с последующей доработкой.
  5. Осознание ограниченности прежних представлений с новым открытием своих возможностей, побуждения к новым формам творческой самореализации.
  6. Рефлексия: самоанализ действий, чувств, открытий.  Рефлексия может быть не только эмоциональной, но и логической. Логическая рефлексия направлена на анализ приобщения как новых, так и актуализацию старых знаний.

Являясь рефлексивной технологией, мастерская развивает способность к аналитической, креативной и поисково-исследовательской деятельности, а также повышает роль самоконтроля и самоанализа.  

Примерная тема для урока – творческая мастерская: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе .

Урок - синквейн

Наименования урок - синквейн и урок-кластер использованы в виде контекстных синонимов: данная методика построения урока предусматривает определенную этапность в получении, что важнее, - самостоятельном добывании информации по произведении. На этапе побуждения интереса  можно использовать, например, написание эссе на заданную тему.

Составление синквейна требует синтеза информации и материала в коротких выражениях и, что немаловажно,  приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять удачные варианты.

Синквейны эффективны при сборке, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании понятийного аппарата и словарного запаса учащихся.

Примерная тема для урока - синквейна: Образ Мцыри: Двойственность героя (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри») .

Урок-проектирование

Метод проектов понимается как совокупность учебно-познавательных приемов, при помощи которых решают ту или иную проблему. В основе этого метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы.

Урок-проектирование способствует обновлению литературного образования. Также способствует формированию новых видов общеучебных умений и навыков, связанных с овладением исследовательскими, поисковыми, проблемными методами, творческими по свое сути.  

Метод проектов может быть реализован как коллективной, групповой, так и индивидуальной формой.

Примерная тема для урока-проектирования: Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

Урок-моделирование

Одним из эффективных методов анализа в 5 классе является моделирование художественного мира произведения, а при изучении нескольких произведений одного автора - художественного мира писателя.

В качестве характеристик художественного мира выступают пространственно-временные параметры и субъектная организация самой повествовательной ткани произведения.

Первоначально учащимся предлагается с помощью красок, использовать цветовую символику  и художественные особенности произведения, отобразить увиденный ими в тексте мир. Затем моделирование предполагает схематическое изображение мира произведения с использованием символов. Самым сложным оказывается выделение отличительных черт художественного мира писателя и отражения их в целостной модели. Такой метод позволяет увидеть особенности мира художественной литературы и ее связь с реальным миром.

Примерная тема для урока-моделирования: Почему нельзя жить с «охлажденным» сердцем? (По рассказу К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»).

Урок – конференция

Будучи отправной точкой самостоятельного исследования ученика или группой ребят (темой сообщения или доклада), вопрос (или блок вопросов) формулируется как частная проблема, соотнесенная с проблемой основной. Эти же вопросы используются как организующие чтение во время домашней подготовки не только для тех, кто будет выступать с докладом, но и для всего класса. На уроке конференции учитель является ведущим коллективного обсуждения. Его задача придать разным по содержательному уровню выступлениям учащихся некое единство.

Примерная тема для урока - конференции:  образы и их исторические прототипы произведений Н.А. Некрасова «Русские женщины» .

Урок-симпозиум

Данный тип урока является наиболее сложным в плане организации и требует высокого уровня подготовки учащихся, уже имеющих опыт работы в подобном режиме. Необходимое условие проведения предполагаемой игры – создание соответствующей научной и творческой среды в комплексной учебной деятельности.

Примерная тема для урока – симпозиума: Роды и жанры литературы.

III. Имитационные уроки

Такие уроки демонстрируют тесное взаимодействие литературы и театра как видов искусства. Имитация либо роли или вида человеческой деятельности, поведения заключает неоценимую  воспитательную функцию, и в конечном счете способствует социализации будущего гражданина.  

Урок-суд

Ролевая игра в форме судебного процесса  как разновидность имитационной игры может применяется при изучении литературного материала, требующего нравственного, этического и эстетического суда над негативными,  с точки зрения общечеловеческой морали, явлениями жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками. Подобные уроки несут, прежде всего, огромную воспитательную функцию: в игровой манере они вовлекают подростков в ситуацию, приближенную к жизненной и требующую от каждого серьезного нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

В основе ролевой игры – стереотипная процедура ведения судебного заседания.

Ролевая игра должна завершаться рефлексией, анализирующей ход ролевой игры и ее результаты.

Примерная тема для урока – суда: Победитель или проигравший. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок - литературный ринг

Это игра – соревнования, не требующая вхождения в роль, которая применяется на уроке для проверки и актуализации знаний, а также на этапе обобщающего повторения. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса знатоков или в виде телевизионных шоу-игр  проходит в формате литературного ринга между командами или индивидуальными игроками.

Примерная тема для урока – литературного ринга: Викторина по русской литературе классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма «Умники и умницы».

Заседание PR-агентства

Урок в этом формате соответствует современному мышлению учащихся, однако рекомендуется использовать эту технологию в подготовленной к подобной форме учащейся аудитории. При этом постараться сохранить романтическую атмосферу художественного текста.

Примерная тема для заседания PR-агентства: А.Грин «Алые паруса».

Урок - литературная композиция

Литературную композицию на первый взгляд трудно назвать нестандартной формой урока. Вместе с тем она остается самой популярной в любой аудитории разновидностью нестандартного урока.

При подготовке данной формы урока учитель должен четко осознавать и продумывать целевую установку каждого этапа.

Формирование читательского опыта учащихся происходит в процессе подготовки материала самими учащимися: важно научить их самих участвовать в сборе материала, подборе музыкального сопровождения, видеоряда, кастинга, реквизита.

Примерная тема для урока –литературная композиция: «Ты пришел из просторных степей…» (литературная композиция, посвященная творчеству П.Н Васильева) .

Урок – литературная гостиная

Эта форма урока настолько популярна, что стала терять свое изначальное собственно литературное содержание. Такая форма урока, прежде всего, предусматривает атмосферу праздника, в которой не только подается информация, сколько разыгрывается ситуация эпохи, духовного состояния поэта.

Проведение литературой гостиной требует от учителя целенаправленного видения, четкого определения целей и задач мероприятия.

Главная цель подобных уроков – через эпоху, окружение художника понять самоценность его творческой  личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведения.

Примерная тема для урока – литературная гостиная: Жизнь и творчество Марины Цветаевой.

Урок – устный журнал

Проведение урока в форме устного журнала применятся на практике чаще всего.  Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады  с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. В процессе подготовки «журнала» должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, выстраивать гипотезы, быть критиками других учеников или преподавателей. К уроку готовятся экспресс - доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.

Примерная тема для урока – устного журнала: Е.Н.Пермитин «Алтайский самородок».

 

IV. Аналитические уроки

Эту разновидность представляют уроки, основанные на формировании умений и навыков работы с художественным текстом.   Аналитические примы, в свою очередь, способствуют приобретению умения систематизации материала, развитию креативного мышления на основе работы со словом и в целом с художественным текстом.  

Урок - аналитическая беседа

Урок в форме аналитической беседы предусматривает использование технологии индивидуальных опережающих знаний. Главной образовательной задачей такого урока является самостоятельный поиск – «добывание» - учащимися знаний.

Собственно глубокое постижение произведения это и есть умение читать, понимая роль каждой детали в образном воплощении эстетической концепции.

Примерная тема для урока – аналитическая беседа: Мифологический мир в повести братьев Стругацких «Малыш».

Урок аналитического чтения

Это урок постижения художественного мира поэта. Методика медленного аналитического чтения позволяет сформировать аргументированную читательскую позицию, возможность глубже проникнуть в художественный мир произведения, от накопленных впечатлений перейти к осмыслению их.

Урок-чтение с остановками

Это урок аналитического чтения в более младших классах или на более простом материале, однако дающем возможность поразмышлять над словом или художественным смыслом произведения.  Прием ИНСЕРТа (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

V

+

(-)

?

уже знал

новое

думал иначе или не знал

не понял, есть вопросы

Урок - совместный аналитический обзор

При подготовке заключительных уроков по изучению творчества писателя стоит задача структурировать огромный фактический и творческий материал, найти такую методическую форму уроков,  которая была бы наиболее продуктивной. Этой задаче отвечает такая форма организация урока как совместный аналитический обзор. Обзорным этот урок можно назвать потому, что здесь охватывается, как правило, последний период творчества писателя, и каждое из рассматриваемых произведений оказывается итогом предшествующих исканий.

Принцип обзорности, т.е. экстенсивного, а не интенсивного изучения предполагает знакомство с художественным произведением, не требует медленного чтения  и глубокого погружения в текст. Обзорными могут быть не только итоговые, но и вступительные уроки к теме, на изучение которой отводится небольшое количество часов. Поверхность изучения материала преодолевается рядом методических приемов: строгой дозировкой текста, отбираемого для анализа, особым характером вопросов, обеспечивающих домашнюю подготовку и целенаправленную подготовку на уроке. В зависимости от характера изучаемого материала и от того, какой должна быть степень погружения в текст произведения, обзор будет приближаться то к беседе, то к лекции, то к конференции.  Чтобы удержать внимание учащихся и их интерес к предмету разговора в течение всех обзорных уроков можно использовать следующие методические приемы: это и построение урока как своеобразного исследования, интрига которого должна быть очевидной и вызвать интерес; это и заранее намеченная актуализация ранее полученных знаний и умений; наконец это и целая цепь риторических вопросов, которые учитель будет ставить в ходе уроков, демонстрируя, что он сам тоже не владеет готовыми ответами, а думает и приглашает к раздумьям своих слушателей.

Примерная тема для урока – совместного аналитического обзора: Лирический автопортрет А.А.Фета .

Урок-монтаж

«Применяя понятие «монтаж» к конструированию урока литературы основанием термина можно считать следующее: учителю нужна технология проясняющая процесс конструирования урока, опорной точки этого процесса». (Р.Ф.Брандесов. Моделирование урока  литературы). На монтажном принципе основано и построение произведений искусства, и их восприятие.

Осознанный подход к проблеме монтажа урока позволяет учителю на композиционном уровне реализовать свой замысел, мысль ученика движется в подготовленном русле, возникает эффект собственного открытия, сопереживания, соучастия. Восприятие материала наполняется эмоциями, усиливающими любые логические выводы.

Понятие «монтаж» применительно к уроку литературы можно использовать в двух значениях: композиционный принцип организации всего урока и композиционный прием, с помощью которого соединяются фрагменты урока. Это позволяет рассматривать монтаж не как механическую «склейку» составных частей, а как такое расположение шагов урока, которая определяется его типом и формой, которая отражает интригу. (Л.И.Стрелец в бесконечном лабиринте сцеплений: искусство урок литературы). В этом случае цельность урока создается пересечением сквозных, стержневых линий.

Именно монтажный эффект позволяет сделать ученика активным участником процесса постижения искусства слова.

Примерная тема для урока-монтажа: Жизнь и творчество А.А.Фета .

Урок-анализ цветовой палитры произведения

Писатели используют цветовые номинации при построении своего художественного мира, учитывая различные функции цвета: информационную, эстетическую, номинативную, символическую. «Как правило, в этом случае речь идет о соотношении традиционного иносказательного восприятия цвета в конкретных национальных культурах, семантике, цветообозначений у других авторов и расширенный, обновленный полисемии цвета в новом авторском контексте». (С.М.Соловьев. Цвет, число и русская словесность). С древнейших времен поэтическое сознание пыталось с помощью цвета выражать определенные ассоциации и передавать различные оттенки психологического состояния персонажа.

Примерная тема для урока - анализа цветовой палитры произведения: «Когда люди обретут правду…» («Полусказка о Красной Шапочке» О.Н.Бондаренко) .

Современная концепция обучения литературе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Среди основных направлений обновления образовательного процесса в качестве приоритетных могут быть  названы:

- личностная ориентация образования: развитие индивидуальных способностей учащихся, учет их интересов и склонностей при выборе индивидуальной образовательной траектории;

- усиление методологической составляющей в структуре знаний учащихся: усвоение системы способов исследований, применяемых в базовых науках; (А.В.Губская. Научно-исследовательская деятельность  как психолого-педагогическая проблема).

- креативность образования: содержание формируется самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции;

- усиление в содержании деятельностного компонента и практической направленности как основных видов и способов учебной деятельности.

В современной информационно-творческой модели урока знания являются лишь средством для развития творческих способностей учащихся.

Современные педагогические технологи открывают возможности применения активно -    деятельностных подходов, что позволяет формировать навык самостоятельного приобретения знаний:

  1. Поисково-исследовательской деятельности;
  2. Самостоятельного изучения материала;
  3. Коммуникационных технологий (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией);
  4. Индивидуализации и дифференциации обучения.

Возможны и другие формы уроков, требующие собственных сюжетных решений, такие как уроки - сопоставления, в основе которых сравнение художественных миров писателей; уроки-отражения, предполагающие знакомство с тем, как отразилась личность и творчество в произведениях других писателей, художников, музыкантов; уроки-театрализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС"

Доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС" поможет при переходе на программы ФГОС в средней и старшей школе.При написании доклада использовала материалы презентации Зартинова Л.А....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Традиционные и нетрадиционные формы работы на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Описан опыт рвботы на уроках математики в условиях реализации ФГОС...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Нетрадиционные техники рисования на уроках изо в условиях реализации ФГОС.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.Применение нетрадицион...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...