доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС"
статья (5 класс) по теме

Дьяченко Наталья Юрьевна

Доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС" поможет при переходе на программы ФГОС в средней и старшей школе.При написании доклада использовала материалы презентации Зартинова Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Оценивание проектной деятельности и формы контрольно-оценочных действий учащихся»

Дьяченко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ

 « Тучковская СОШ№3»

                                              декабрь 2014 года

В первую очередь следует выделить следующие формы контрольно-оценочных действий учащихся:

-Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,метапредметных и личностных результатов)

- Использование планируемых результатов освоения основных образовательныхпрограмм в качестве содержательной и критериальной базы оценки

- Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - познавательных и учебно-практических задач

- Оценка динамики образовательных достижений учащихся

- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения

качества образования

- Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся неперсонифицированных процедур в целях оценкисостояния и тенденций развития системы образования

-Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария ипредставлению данных

-Использование накопительной системы оценивания, характеризующей

динамику индивидуальных образовательных достижений

-Использование наряду со стандартизированными письменными или

устными работами таких методов оценки, как проекты, практические

работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д

Всем известны такие понятия как

Контроль- проверка с целью получения информации о результатах деятельности

Оценка- установление соответствия полученных

результатов с планируемым

Отметка- условное выражение оценки

Принципы:

- естественность процесса оценки

-приоритет самооценки;

- критериальность;

- личностная направленность;

- систематичность оценивания

Виды оценивания

- стартовая диагностика,

- текущее оценивание,

- итоговое оценивание

Стартовая диагностика

Проводится в 5-9 классах для определения

уровня остаточных знаний,

сформированных УУД,

организации коррекционной работы в зоне

«актуального развития».

Стартовая диагностика

Контрольные работы по предметам;

Диагностика сформированности УУД

Текущее оценивание

Включает в себя:

-процесс  самооценивания учащимися своих достижений,

осуществляемый постоянно и систематически

-процесс оценки учителем результатов полученных в ходе наблюдений за

деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности выполнения

стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических  работ

выполнения  нестандартизированных работ- проекта ,творческих,

практических работ и т.д.

Самооценка- Виды контроля:

 Ретроспективная - самооценка ученика предшествует

учительской оценке.

 Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются

знания о собственном знании и не знании, о собственных

возможностях и ограничениях – являются две способности:

способность видеть себя со стороны, не считать свою точку

зрения единственно возможной; способность анализировать

собственные действия

 Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции

«Справлюсь ли я с решением?»

Варианты самооценки письменных

работ (ретроспективная оценка):

- оценка учеником уже выполненной, но не

проверенной учителем работы;

- оценка учеником уже проверенной, но не

оцененной учителем работы;

«Оценочные суждения»

- справился отлично, не допустил не одной ошибки,

изложил логично, полно, привлек дополнительный

материал;

- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос,

самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения,

видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки,

не успел их исправить, в следующий раз надо поискать

еще более удобный способ решения и т.д.;

- выполнил наиболее важные требования, знает основу,

понимает суть, однако не все учел, переставил местами

логические звенья и т.д.;

-выполнил все эти требования, осталось поработать вот

над этим…. Вместе посмотрим вот это….

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее

целесообразно применять для оценивания сформированности и

индивидуального прогресса в развитии:

навыков учения:

- Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).

- Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).

- Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).

- Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать

уникальные черты).

- Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).

- Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов,

условий).

социальных навыков:

- способность принимать ответственность;

-способность уважать других;

-умение сотрудничать;

- умение участвовать в выработке общего решения;

- способность разрешать конфликты;

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

коммуникативных навыков:

- слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

- чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации);

- письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести

дневник).

Выступают обучающим средством

Проектирование

Оценка процесса выполнения-

Оценка учителем результатов, полученных в ходе выполнения стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических

работ на протяжении всего периода обучения

Планирование результата

учитель должен уметь:

- формулировать дидактическую цель (проект будущего желаемого результата) урока;

- формулировать задачи, направленные на достижение всех групп результатов,поставленной цели;

- определить базовый и повышенный уровни овладения новым способом действия;

- формулировать результаты урока в соответствии с задачами;

-подбирать задания для итоговых и срезовых

работ…

Все проверочные (любые классные) работы

имеют следующие этапы проведения:

- рассказ учителя о внешних критериях оценки(эталонах),

- выработка критериев,

- выполнение самой работы,

-оценка учащимися своей работы по заданным

критериям,

-проверка учителем и его оценка по тем же

критериям работ учащихся,

- соотнесение оценки учителя и оценки

учащихся,

- обнаружение расхождений в оценке.

Годовые проверочные работы

-Целью годовых проверочных работ по предметам

является оценка способности учащихся решать

учебно-познавательные и учебно-практические

задачи средствами данного предмета.

- Также оценивается сформированность УУД на

межпредметной основе:

Нестандартизированные виды оценивания

•Проекты

•Практические работы

•Творческие работы

•Исследовательские работы

•Портфолио

•Самооценка

•Самоанализ и т.д.

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов:

Работа в группах над проектами

1. Познавательный «Что мы знаем о Земле»: Работа с источниками.

Обработка текстов.

Результат: Плакат или презентация, содержащие Текст и рисунки

Загадки и пословицы, математические задачи и др.

2. Исследовательский «Как мы проводим свободное время».

Подготовка и проведение опроса. Обработка данных.

Результат: Плакат или презентация, содержащие заданные вопросы,

форму для фиксации ответов, собранные данные, диаграмму с ответами,

выводы

3. Конструкторский «Макет детской площадки в школьном дворе».

Работа с пластилином, ЛЕГО или рисунок

Результат: Натуральный макет + фотоснимок+объяснения в виде текста

или презентации

4. Социальный «Помоги будущему первокласснику»

Подготовка плана помощи

Результат: Текст или презентация с планом

Итоговое оценивание

Итоговая оценка формируемся на основе:

-Результатов внутришкольного мониторинга

образовательных достижений во всем предметам

- Оценок за выполнение итоговых работ по всем

учебным предметам, не выносимым на ГИА

- Оценки за выполнение и защиту индивидуального

проекта

- Оценок за работы, выносимые на государственную

итоговую аттестацию (ГИА)

Проектирование

Учебный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои

достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и

способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность  (учебно-познавательную,

конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде

прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,

компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Критерии оценки проектной работы

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению

проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать

адекватные способы её решения, включая поиск и обработку

информации, формулировку выводов и/или обоснование и

реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание

модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Данный критерий в целом включает оценку сформированности

познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и

обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой

использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в

умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной

деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для

достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в

трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в

умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её

результаты, аргументированно ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Презентация к докладу "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлена структура современного урока в условиях реализации ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта), основные требования ,методы и формы его провед...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...