Теоретический материал
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

Изобразительно-выразительные средства языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительные средства  языка (тропы)

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество ( изумрудная трава)

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого. При помощи союзов « как, словно, будто, точно); при помощи сравнительного творительного( птица упала камнем = птица упала, как камень);при помощи слов «подобный», «похожий».  

Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката.  Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).

Метонимия  - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Я три тарелки съел. (Крылов)  –  не сами тарелки, а содержимое.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь)  - единственное число употребляется вместо множественного.

2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.

3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.

4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)

Литота – преуменьшение свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения  и т.д. какого-либо явления.

Мальчик с пальчик;  в двух шагах отсюда

Аллегория   (от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла.

Ирония – иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке).

Олицетворение — неживое в роли живого.

Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).

Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза  - окольная речь.

Царь зверей (вместо лев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал в формеметодической презентации "Интегрирование биологии в другие науки "

Выступление на педагогическом совете(теория)смотрите к нему имеется и (приложение )...

Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания

1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала по «Искусству дизайна»

Тестирование                    Разработаны тестовые материалы для итогового контроля по программе ...

Теоретический материал и контрольные работы по теме "Смутое время"

Конспект лекции по теме "Кризис династии Рюриковичей. Смутное время" и два варианта контрольной работы в формате ЕГЭ....

Теоретический материал к семинару «Технология французских мастерских»

Краткое теоретическое описание технологии французских мастерских....

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (напр...