Конспект урока по литературе в 8 классе по теме «Чувствуя братство нашего народа» (по рассказу А. Платонова «Ветер-хлебопашец»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Тема войны традиционна для уроков литературы. Но, к сожалению, подростки плохо читают произведения большого объёма. Поэтому рассматриваем рассказы.  А. Платонов в рассказе «Ветер-хлебопашец» показывает жестокость войны, связь фронта и тыла, единство народа. Произведение позволяет оценить поведение детей, их чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._platonov_veter-hlebopashets.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «…чувствуя братство нашего народа»

(по рассказу А. Платонова «Ветер-хлебопашец»)

Тип урока:

  Урок освоения новых знаний и формирования умений и навыков

Цели и задачи:

  • Совершенствование навыка анализа произведения.
  • Формирование навыка информационной обработки и анализа текста.
  • Выявление своеобразия создания образа в рассказе.

Прогнозируемые результаты:

  • Анализируют рассказ как жанр прозы
  • Принимают участие в беседе
  • Выполняют аналитическую работу в группах
  • Оценивают результат своей работы на уроке

Оборудование:

раздаточный материал;  портрет писателя; презентация;  
выставка произведений А. Платонова

Ход урока

  1. Организационный этап

Задание к уроку:

*Для всего класса – прочитать рассказ А. Платонова “Ветер – хлебопашец”.

*Для групп – 5 групп (по количеству действий)

  1. Факты биографии писателя.
  2. Рассказать, как показана война в рассказе? Цитаты выписать.
  3. Оценить героев рассказа:  пахаря, подростка, старика.
  4. Словарная работа:

плуг, село, мельница, хлебопашец, братство, народ

  1. Образ рассказчика. Записать цитаты

 II. Актуализация опорных знаний

  • Какие жизненные события повлияли на формирование личности А. Платонова?
  • Актуален ли рассказ сейчас?
  • Какие нравственные, психологические проблемы вы обнаружили во время чтения?

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

Факты биографии А. Платонова  (ответ 1 группы)

А.П. Платонов родился и вырос в Воронеже в семье рабочего, с 14 лет начал работать. Учился в церковно – приходской школе, затем в училище. В годы гражданской войны служил в Красной армии. Позднее учился в политехническом институте. Начал писать ещё в годы гражданской войны – очерки, рассказы, стихи, статьи, печатался в провинциальных газетах и журналах. Во время Великой Отечественной войны, с октября 1942, - фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”.

В конце урока надо ответить на вопросы:

- Какие вопросы поднимает в рассказе автор?

- Какие черты русского национального характера выделяет Платонов?

IV. Работа по теме урока

  1. Творческая история рассказа.

Тема военных очерков и рассказов – героизм народа, разоблачение фашистской идеологии, вера в победу над врагом. Эти темы составляют основное содержание сборников прозы –

  “Под небесами Родины” – 1942 г.

  “Рассказы о Родине” – 1943 г.

  “Броня” – 1943 г.

  “В сторону заката солнца” – 1945 г.

  “Солдатское сердце” – 1946 г.

Литературовед  Ортенберг  Д. в статье “Андрей Платонов – военный корреспондент” писал: “Платонов на фронте!.. Солдатский окоп, траншея, землянка рядом с бойцами и среди бойцов – его “командный пункт”. Там он набирался мудрости о войне”.

  1. Словарная работа по раздаточному материалу  (ответ 4 группы)

- объяснение слов: плуг, село, мельница, хлебопашец, братство, народ

  1. Знакомство с рассказом

А. Платонов писал: “Мы с пахарем живём одним делом”.

- Прокомментируйте фразу из текста.  Можно ли с ней согласиться? Почему?

- Какие ассоциации вызывает слово “война”?

  Запишите ваши варианты на раздаточном материале.

- Какой изображена война в рассказе? (ответ 2-й группы)

- Как связан заголовок произведения с содержанием?

Вывод:

Нет прямого изображения военных событий, но влияние войны  проявляется во всём: в описании действий пахаря, в образе рассказчика, в оценке села.

  1. Знакомство с героями рассказа (ответ 3-й группы)

В годы войны приходилось выживать и на фронте, и в тылу, надеясь только на себя. Фашистов изгнали из захваченного села, но мирная жизнь начинается с трудностей.

- Найдите цитаты о жизни села в тексте, запишите на раздаточном материале.

Только два подростка способны выйти на полевые работы, остальные жители – старики и дети. Мудрый старик подсказал, как без техники и лошадей вспахать поле. Платонов в деталях описывает оригинальный способ вспашки поля. Дед Кондратий Ефимович не может трудиться из-за старости, зато имеет жизненный опыт и способен подсказать подросткам, как надо действовать. Сила духа, воля, находчивость способны помочь выжить в условиях войны.

Вывод:

  Бои идут далеко от села, но люди никогда не смогут забыть того, что произошло. Но будущее показано в рассказе: мальчик утверждает, что они проживут. Они пашут, затем  посеют зерно, будет и урожай. Они, два подростка, берут на себя ответственность за жизнь оставшихся 43 человек.

  1. Образ рассказчика (ответ 5-й группы)

Повествование ведётся от 1-го лица. Это солдат, который возвращается из госпиталя на передовую в свою часть: “Шёл я однажды по этому делу из госпиталя. Я шёл уже не в первый раз, а в четвёртый”. Рассказчик давно на фронте. Он внимательно слушает немногословный рассказ пахаря о жизни села, о людях. Искренне удивляется изобретению, придуманному мудрым стариком. Образ пахаря близок рассказчику: “И жалко мне было сразу расставаться с этим сухоруким пахарем”. Война страшным бременем ложится не только на солдат, но и на мирных жителей. По Платонову, именно дети, внезапно состарившиеся, ни в чём не повинные, несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир.

V.Итоги урока

Рассказы А. Платонова, написанные им в “действующей армии” (именно так подписаны сохранившиеся рукописи 1942 – 1945 годов) – это уникальное явление духовной прозы в русской  литературе. Он был свидетелем Курской битвы, форсирования Днепра, освобождения Белоруссии.

В письмах жене, сейчас они опубликованы, писал:

  “Наши бойцы действуют изумительно. Велик, добр и отважен наш народ!” (из письма 27 июля 1942 г.)

  “Русский солдат для меня святыня…” (из письма 3 октября 1943 г.)

Платонов ещё в 30-е годы писал: «Гений детства в соединении с опытом зрелости обеспечивает успех и безопасность человеческой жизни». Война возложила на плечи детей недетские заботы: они заняли место отцов, ушедших на фронт, их сердце стало тревожным и мудрым. Рассказ несёт в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.

Задание:

  • Какие черты русского национального характера выделяет в рассказе Платонов?
  • Запишите в раздаточном материале.

Примерный ответ

 Черты русского национального характера:

  • любовь к жизни, друг к другу, к людям;
  • трудолюбие;
  • чувство долга перед землёй, людьми, страной;
  • сметливость, находчивость;
  • честность перед самим собой;
  • мужество в каждодневной борьбе за жизнь;
  • сострадание;
  • ощущение мира в душе, лад с самим собой

VI. Рефлексия

  Закончите предложения.

  1. Главное в жизни пахаря…
  2. Война – это…
  3. «братство нашего народа» - это…

VII. Домашнее задание

Выбрать один вариант задания

  1. Объяснить одну из пословиц:

«Войну хорошо слышать, да тяжело видеть», «Пахать – не руками махать», «Находчивость – великая сила».

  1. Написать отзыв на рассказ А. Платонова «Ветер-хлебопашец».

Лист контроля

Тема: «…чувствуя братство нашего народа»

(по рассказу А. Платонова «Ветер-хлебопашец»)

  1. Словарная работа:

Плуг –

Село –

Мельница –

Хлебопашец –

Братство –

Народ –

  1. Ассоциации к слову «война».

  1. Цитаты о жизни села.

  1. Цитаты о солдате-рассказчике.

  1. Черты русского национального характера.

  1. В чём «чувство братства нашего народа»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

Конспект урока по литературе 9 класс М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Герой нашего времени»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. познакомить учащихся с прозаическим творчеством М.Ю.Лермонтова;2. дать понятие социально психологический роман;3. обзор и обсуждение романа;4. выявление читательской позиции учащихся;5....