Валентин Распутин «Женский разговор»
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)

Соболева Елена Валентиновна

Урок  внеклассного чтения по произведению Распутина "Женский разговор". Материал полезен учащимся 10-11 классов как для урока литературы, так и классного часа (по нравственности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v._rasputin_zhenskiy_razgovor.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Валентин Распутин «Женский разговор»

                                             (внеклассное чтение)

Цель:

  1. Знакомство с особенностями проектной деятельности;
  2. Вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения;
  3. Воспитывать активное отношение к жизни.

Тип урока: дискуссия

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя

Картинка 22 из 27603

        В. Распутин – удивительный человек, и все рассказы его и повести тоже удивительны, ибо это признание в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.

        Рассказ «Женский разговор» - яркое подтверждение тому. Именно рассматривая это произведение, мы можем ответить на вопрос – что нужно делать, как нужно жить правильно, по совести, как достичь высшего счастья в жизни, не растерять себя, быть морально ответственным за свою жизнь и жизнь ближнего.

  1. Словарная работа

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе;

           Лидер -  человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-    нибудь коллективе;

           Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении;

           Целеустремленный -  направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.

  1. Дискуссия.

Класс поделен на две группы, которые позже будут меняться местами, рассаживаются в два полукруга – внутренний и внешний, ведущий находится в центре. Дискуссию ведет только внутренний полукруг, внешний не вмешивается в работу внутреннего. Работа внешнего полукруга – наблюдая за дискуссией, заполнить оценочный лист.

Оценочный лист

№ группы  

Охват материала  

Оригинальность идей  

Дополнение  

Поведение  

Умение сотрудничать  

Общий балл  

 

 

 

 

 

 

 

А) Учитель:

 Мы должны решить важную проблему: Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики. Это нормально? (общая проблема)

Внутренний полукруг делим на две группы: одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики. Это нормально.

 Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики. Это ненормально.

(4-5 минут для подготовки)

Внешний полукруг в это время оценивает работу внутреннего полукруга.

Б) Далее внутренний полукруг становится наблюдателем, получая программу наблюдения, а внешний   становится внутренним и две подгруппы получают задание.

 Первая подгруппа: Счастливая женщина – «та женщина…, которая сильная, целеустремленная»

 Вторая подгруппа: Счастливая женщина – «… не надо сильнее. Надо любее. Любее любой.»

(4-5 минут для подготовки)

Внешний полукруг в это время оценивает работу внутреннего полукруга.

В) Решение последнего проблемного вопроса: В народе говорят: “На ошибках учатся...” Каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, проступки и подвиги. Возможен ли тогда диалог — обмен опытом между поколениями?

Заслушиваются высказывания всех членов групп.

Вступает в работу внешний круг.

  1. Итог дискуссии.

      Финал рассказа остается открытым. Как вы думаете, изменит ли разговор дальнейшую жизнь Вики?  (каждый желающий высказывает свое мнение)

Обсуждение.

-Учитель:

        Финал рассказа автор оставляет открытым. Страшен мир, в котором рушатся традиционные ценности. Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Я думаю, есть, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.

Домашнее задание.

Написать отзыв на рассказ В.Распутина «Женский разговор»

В конце урока учитель собирает оценочные листы, подводит итоги, делает выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Опыт сопоставительного анализа....

"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"

Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит?

Сочинение ученицы 9 класса Лебедевой Виктории по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...

Рассказ В.Распутина "Женский разговор" опыт рецензирования

Материал  к уроку литературы в 10 классеМатериалы к ЕГЭ и  ГИА...