Воспитание. Роль учителя в духовно-нравственном становлении учащихся
презентация к уроку по литературе (6, 8 класс)

Данный материал содержит примеры работы с детьми на уроках русского языка и литературы, которые влияют на формирование личности. Работа с пословицами и поговорками, их анализ и обсуждение. Комплексная работа с текстом, которая предполагает не только знание правил орфографии и пунктуации, но и заставляет обучающихся определять тему и основную мысль текста, рассуждать о прочитанном. Подбор синонимов и антонимов к словам, называющим чувства и качества человека - важная работа, позволяющая детям увидеть положительные и отрицательные стороны, глубже понять значение слова, сделать определённые выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воспитание. Роль учителя в духовно-нравственном становлении и формировании культуры здоровья обучающихся» Автор: Маркевич Надежда Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Ульт-Ягунская СОШ»

Слайд 2

«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом». К. Ушинский …Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести… (Вадим Шефнер «Слова»)

Слайд 3

« Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». Словарь С.И. Ожегова Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Слайд 4

Урок русского языка Работа с пословицами и поговорками при изучении орфографии и пунктуации: Задание 1: Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните ь в глаголах 2-го лица ед. числа. Какая из пословиц вам особенно понравилась и почему? Ответ аргументируйте. 1) Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь. (Русская.) 2) Плывешь по реке – следуй ее изгибам, входишь в дом – следуй его обычаям. (Вьетнамская.) 3) Любишь жизнь – дорожи временем. (Эстонская.) 4) Изучая старое – узнаешь новое. Японская) 5) Толку зерно я, а пыхтишь ты. (Курдская.) 6) Покупаешь коня – смотри на его зубы; заводишь друга – смотри в его сердце. (Китайская.) 7) Помашешь косой – будет сладок покой. (Болгарская)

Слайд 5

Задание 2: Восстановите пословицы при списывании. В записанных предложениях подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания. В каких случаях вы поставили тире? Почему? Каковы причины отсутствия тире в остальных предложениях? 1) Доброе дело… 2) Ум одежда… 3) Дружба с хорошим человеком свет… 4) Длинный язык это лестница… 5) Москва…6) Мир что огород… Материал для справок: …половина дела; … дружба с плохим человеком змеиный яд; … по которой в дом входят несчастье; … которая никогда не износится; … всем городам мать; …в нем все растет.

Слайд 6

Самая большая це ( н,нн )ость народа — это язык, — язык, на котором он пиш_т , говорит, дума_т . Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся с_знательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоц_и , ощущения — только окрашивают то, что мы дума_м , или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умстве ( н,нн ) ое развитие, его моральный облик, его характер — прислушат_ся к тому, как он говорит. Если мы замеча_м манеру человека себя держать его походку его поведение и по ним судим о человеке иногда впрочем ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. (Д.С. Лихачёв) Комплексный анализ текста

Слайд 7

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. 2. Озаглавьте текст. 3. Составьте тезисный план (озаглавьте каждый пункт плана цитатами из текста). 4. Выпишите 5 ключевых слов (в которых сосредоточен основной смысл текста). 5. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?» Задания к тексту:

Слайд 8

Подберите к фразеологизму первого столбика: 1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы (синонимы) 2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы (антонимы) Золотые руки с глазу на глаз Капля в море смотреть сквозь пальцы Один в поле не воин мастер на все руки Закрывать глаза кот наплакал Брать себя в руки воспрять духом Засучив рукава рукой подать За тридевять земель спустя рукава Повесить голову выходить из себя

Слайд 9

Отрывки из сочинений «…Просить прощения – это проявить уважение к человеку, который вам дорог. Ведь эти слова идут от сердца, с искренностью и любовью…» Ульяна К., 8 кл . «Прощение – это умение переступить через себя, признать свои ошибки и не стыдиться этого… Из-за глупой гордыни и неумения извиняться можно навсегда потерять тех, кто очень дорог…» Таисия М., 8 кл . «Прощение – это необходимая функция общения, ведь у каждого человека есть своя точка зрения на происходящее, и часто эти точки зрения не сходятся, становясь причиной разлада в отношениях… Обязательно нужно уметь просить прощения, ведь иначе можно разрушить крепкую дружбу. Лучше побороть своё «Я» и извиниться…» Захар Х., 8 кл .

Слайд 10

Отрывки из сочинений «…Я думаю, обязательно нужно уметь прощать и просить прощения…Если мы прощаем, то отпускаем все обиды, все плохие эмоции и начинаем жить в гармонии с самим собой… Даже если нам трудно простить или просить прощения, мы должны научиться делать это…» Алиса Б., 8 кл . «… Иногда прощать очень сложно, ведь обида бывает сильной… Просить прощения обязательно нужно и важно, так как лучше быть с чистой душой, чем знать, что на тебя до сих пор держат обиду…» Эллина Л., 8 кл .

Слайд 11

Нравственное воспитание на уроках литературы: Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» – учитель воспитывает у учащихся чувство долга, справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этих чувств в других людях, благодарность за сделанное добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», насилию. Рассказ А.П. Платонова «Юшка» заставляет задуматься о милосердии, сострадании, ответственности, человечности. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» затрагивает важнейшее достоинство человеческой души – совесть. Почему «чистая совесть» является величайшим благом для человека»?

Слайд 12

Девочка пишет Здания-карандаши, книги Книги, будильник, линии Мудрый филин и сова, рамка Рамка Ученик делает уроки Школа, деревья, здания На момент создания шаблона все ссылки являются активными Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/ © Полшкова В.В., 2019 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...

ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»

Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания

Выступлепние на конференциях, семинарах о роли краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания...