Аксакову посвящается. Урок.
план-конспект урока по литературе

Дмитриева Александра Александровна, образование-высшее, категория -высшая.

История семьи Аксаковых в истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksakov.docx115.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                                                              Дмитриева Александра Александровна

                                                             Учитель русского языка и литературы

                                                                Муниципального общеобразовательного

                                                 бюджетного учреждения средняя

                                          общеобразовательная школа

                                                      с. Дияшево МР Бакалинский район

                                      Республики Башкортостан

Интегрированный урок

Жизнь замечательных людей

История семьи Аксаковых в истории страны

Тема: Жизнь замечательных людей. История семьи Аксаковых в истории страны.

Аудитория: обучающиеся 8-11 классов

Время: 90 минут

Приглашенные: учителя истории, музыки, родной литературы, руководитель школьного театра.

Цель: познакомить обучающихся  с биографией и творчеством С.Т. Аксакова и членам и его семьи.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству С.Т.Аксакова и членов его семьи;

2) развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающем мире, интерес к прошлому и настоящему своего края;

3) воспитывать у детей чувство любви к малой родине через творчество писателя, к природе родного края, через вклад семьи жизнь страны и республики.

Создать условия для формирования УУД:

личностные - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

регулятивные - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия, оценивать результаты своих действий;

познавательные - знать биографию писателя Аксакова, его произведения, содержание сказки «Аленький цветочек», аксаковские места; знать кратко биографии членов семьи Аксаковых и их вклад в историю страны и республики;

коммуникативные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; отвечать на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения – диалога, сотрудничество и умение работать в команде.

Оборудование: ноутбукпроекторпрезентации(


https://cloud.mail.ru/public/74pt/Nca7jHG6N), библиотечная выставка, фото - галерея на доске(https://cloud.mail.ru/public/xiza/gHbRY9TfN  ), оформлена классная доска(Приложение 3)

Начинается урок с показа участниками школьного театра  фрагмента из спектакля, сцена 1.  (Приложение 1).

Часть 1.Вводная.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Все ли узнали произведение, фрагмент которого мы увидели сейчас?

(ответы детей)

-Верно! Это знаменитая сказка «Аленький цветочек», автором которой является наш  не менее знаменитый земляк, выходец земли Башкирской, Сергей Тимофеевич Аксаков.

-Как вы думаете, кому и чему мы посвящаем сегодня наш необычный урок? И как бы вы сформулировали тему урока?

(ответы детей)

(на экран выводится портрет С.Т.Аксакова…Члены семьи Аксаковых…Тема…. и далее по сценарию)

Часть 2.Основная.

Исполняется песня «Есть на свете цветок…» (вокальный ансамбль «Алтын»)

Героиня в образе младшей дочери выносит Аленький цветочек и прикрепляет на доску (Приложение 2).

Литератор: Сегодня у нас урок не совсем обычный. Много гостей. (Роль гостей могут исполнить приглашенные учителя истории - Историк, музыки -Музыкант, литературы -Литератор, родной русской литературы -Краевед, руководитель школьного театра -Театровед  или сами обучающиеся).  И всех объединяет одна общая тема. Мы поговорим о творческом вкладе семьи Аксаковых в историю нашей страны, нашей республики и  в разные сферы жизни. А именно, в литературную, театральную, музыкальную, историческую, краеведческую. Рассмотрим тему с пяти разных сторон, по количеству лепестков Аленького цветочка.

-А  свой рассказ о жизни и творчестве писателя  мне бы хотелось начать словами современницы писателя Елизаветы Поповой:

Ты известен России немало;

Тебя славят потомки теперь;

Ты у нас – наша гордость и слава,

Наш любимый Аксаков Сергей

Итак, мы начинаем наше повествование! (Прикрепляется табличка на сердцевинку цветка –Семья Аксаковых).

 Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября 1791 года в г. Уфе в старинной дворянской семье прокурора Тимофея Степановича Аксакова и аристократки Марии Николаевны Зубовой. Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М.Н.Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца.

По преданию основателем рода Аксаковых был варяжский князь Симон Африканович, племянник короля норвежского Гокона Слепого, прибывшего со своей дружиной в 1027 году в Киев на службу к Великому князю Ярославу Мудрому, а затем и его сыновьям.

 О чём свидетельствует старинный герб, на котором отображена вся история древнего знатного рода Аксаковых? – В щите, имеющем серебряное поле, изображено сердце, пронзённое стрелой. Щит венчает рыцарский шлем с дворянской короной и страусовыми перьями. Поддерживают щит два воина в латах с копьями в руках. Древность дворянского рода была гордостью

Степана Михайловича, деда Сергея, который обладал твердой волей, неизменной правдивостью, практической сообразительностью. Он так же вел родословную своего рода (хранившуюся у него в двухдонном, кованом ларце), тщательно внося в неё каждого вновь появившегося на свет

 потомкаДед Степан Михайлович оказал значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве.

И как литератор, я постараюсь вам показать о великом вкладе Сергея Аксакова и всей его семьи в литературу в целом.

(Прикрепляется табличка «Литературная дорога»на первый лепесток).

Аксаковы — это не только писатели и общественные деятели, но и представители благородной знати, которые активно участвовали в событиях своего времени. Основателем династии Аксаковых был Сергей Иванович Аксаков, который стал знаменитым благодаря своему роману «Детские годы Багрова-внука». Он и его сын, Константин Сергеевич Аксаков, были писателями и активными участниками общественной жизни России. Их произведения отличались яркими образами, глубокой психологией и реалистическим подходом к описанию жизни и нравов своего времени. Особенно большой вклад в русскую культуру внесла сестра Константина Аксакова, Варвара Аксакова. Она была талантливой писательницей, просветительницей и деятельницей женского движения. Варвара Аксакова написала ряд романов, повестей и пьес, которые стали классикой русской литературы. Основанная на семейных легендах и архивных материалах, эта книга стала непременным источником информации о жизни и традициях знатных семей России в тот период. В ней также содержатся интересные подробности о людях, с которыми встречались и общались Аксаковы, о влиянии, которое они оказывали на общество и культуру. Основателем династии Аксаковых был Сергей Тимофеевич Аксаков, известный писатель, литературный критик и составитель первого русского словаря. Он также был отцом двух выдающихся писателей – Константина и Ивана Аксаковых. Константин Сергеевич Аксаков – автор романтических произведений, в которых любовь и природа занимают центральное место. Его роман «Семейный очаг» стал классикой русской литературы и запечатлел идеальную семейную модель, основанную на любви, верности и принципах христианской морали. Иван Сергеевич Аксаков – известный историк, этнограф и публицист. Он внес значительный вклад в изучение русской истории и культуры, особенно в области народного творчества и обычаев. Иван Аксаков также был автором путевых заметок и статей о природе и жизни различных регионов России. Окружение этих выдающихся личностей также оказало большое влияние на русскую культуру. Семья Аксаковых была местом общения и обмена идеями для многих других известных писателей, поэтов, ученых и деятелей культуры. В доме Аксаковых часто проводились собрания и литературные вечера, где обсуждались актуальные вопросы и разрабатывались новые идеи. Таким образом, семья Аксаковых оказала огромное влияние на формирование и развитие русской литературы,

науки и общества в целом. Их произведения и идеи до сих пор актуальны и важны для современного читателя и исследователя.

(звучит отрывок из любого литературного  произведения Аксаковых наизусть, выученный заранее обучающимся)

Краевед: а я покажу вам  Аксаковых  в историю нашей родной республики.

(в руках Краеведа – книга.)

«...Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом, купленный моим отцом, как я после узнал, с аукциона за триста рублей ассигнациями. Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей; парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю свою ширину», – пишет Аксаков в «Детских годах Багрова-внука».

(Прикрепляется табличка – «Пою мою Республику»на  второй  лепесток ).

Творчество С. Т. Аксакова очень ценят и любят на его малой родине, ежегодно в музее семьи Аксаковых (филиал Национального музея республики Башкортостан), который находится в родовом имении Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района, проводятся Аксаковские дни, на которых вспоминают о произведениях писателя о его творчестве. Сергей Тимофеевич величайший художник слова. Все его творчество наполнено любовью к человеку, к родной земле, птицам и зверям, к лугам и лесам, рекам и озерам нашей республики.

Усадебный дом, в котором когда-то жил писатель с семьей, в годы Гражданской войны сгорел, остался только фундамент сгоревшей усадьбы. В 2002 году была восстановлена дворянская усадьба, в которой и располагается музей в настоящее время.

Книги С.Т. Аксакова « Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», « Рассказы и воспоминания охотника», где воссоздан мир природы нашего края, неожиданно были восприняты читателем, как произведения искусства, отрывающие человека в его гармоничном отношении к окружающему.

Основное место в литературном наследии Сергея Аксакова занимает автобиографическая трилогия « Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», - написанная на основе семейных преданий и личных воспоминаний о жизни в Уфе и губернских селах.

В «Семейной хронике» создается неповторимый поэтический образ природы как неотъемлемой органической части башкирского мира. Для автора «уфимское наместничество» - прежде всего «прекрасная родина», которая любима страстно, до самозабвения. Это край «благословенный», «чудесный», «хранилище земных богатств». Произведение начинается с воспевания красоты и величия природы.

На протяжении всего произведения он описывает красивые башкирские угодья. «Что за угодья, что за приволье было тогда на этих берегах! Вода такая чистая, что даже в омутах, сажени в две глубиною, можно было видеть на дне брошенную медную денежку! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек; местами росла тучная высокая трава с бесчисленным множеством цветков, над которыми возносили верхи свои душистая кашка, татарское мыло (боярская спесь), скорлазубец (царские кудри) и кошачья трава (валериана). Воздух оглашался другими особенными свистами и голосами; там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кречетки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов».

С. Т. Аксаков описал в этом произведении всю замечательную природу нашего края. Его героя Алексея Степаныча приводила в восхищение « цветущая, душистая степь; то и дело стрепета поднимались с дороги, и кроншнепы постоянно провожали экипаж, кружась над ним и залетая вперед, садясь по верхам и оглашая воздух своими звонкими трелями».

Читая произведения С. Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», мы с уверенностью можем сказать, что он очень любил свою малую Родину – Башкортостан.

Говорят, что человек не выбирает родину, но я очень рад, что мне посчастливилось родиться и жить в удивительно живописном краю. Край наш несказанно красив, привлекателен и богат несметными сокровищами. Вокруг Башкортостана раскинулись на вольных просторах леса, поля, луга. Богата наша земля, но самое главное богатство республики – это люди, их исторические и культурные традиции. А еще богатство нашего края – это леса.

И еще я горд, что моим соотечественником был такой прекрасный писатель и человек – Сергей Тимофеевич Аксаков. В своих произведениях он воспевал очарование земли башкирской, ее угодья, нравы, традиции и быт местных жителей. Особое очарование в его произведениях вызывают те страницы, где он описывает заповедные места родного края: демские просторы, прохладу лесных массивов, журчание горных родников, раздолье степных равнин «Сергей Тимофеевич Аксаков первым затронул проблемы бережного отношения к природному богатству нашего края: истребление лесов, высыхания родников и малых речек». Своими произведениями С. Т. Аксаков учит нас любить свою малую родину, заботиться о ней, беречь и преумножать ее богатства.

Видео (на усмотрение ответственного учителя), подтверждающие слова Краеведа , например:

  1. Дом музей писателя С.Т.Аксакова в Уфе.
  2. Аксаковы. История одной семьи.
  3. История семи Аксаковых.

Историк: Семья Аксаковых внесла значительный вклад в развитие образования и науки в России.

(Прикрепляется табличка – «История Страны -моя история»на третий лепесток).

(Слова Историка на фоне презентации)

Благодаря своим образовательным и научным интересам, Аксаковы активно участвовали в создании и развитии образовательных учреждений, а также способствовали прогрессу научных исследований. Отец Алексей Аксаков, Сергей Тимофеевич Аксаков, был известным писателем и общественным деятелем. Он считал, что образование является основой развития общества и активно поддерживал создание новых школ и университетов. Благодаря его усилиям было создано несколько школ и гимназий, которые стали центрами прогрессивного образования. Дети Алексея Аксакова также активно участвовали в развитии науки. Константин Сергеевич Аксаков, известный писатель и литературный критик, осуществлял переводы произведений зарубежных авторов и внес значительный вклад в развитие литературных исследований. Его брат, Иван Сергеевич Аксаков, был полковником и активным участником общественного движения, его исследования фокусировались на истории и общественной жизни. Общая тенденция семьи Аксаковых – активная поддержка и развитие науки и образования. Их исследования и литературные работы стали важными источниками информации и вдохновением для многих ученых и писателей, таких как Иван Тургенев и Николай Михайлович Карамзин.

Музыкант:  В большой и дружной семье Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны Аксаковых знали и ценили народные песни.

(Прикрепляется табличка – «Моя душа-музыка» на четвертый лепесток).

Художественные (включая музыкальные) интересы их сыновей и дочерей не оставались без внимания. Тонкий вкус обнаруживал в своих замечаниях о музыке, встречающихся в письмах к родным, Иван Сергеевич (1823—1886). Незаурядными музыкальными способностями (в том числе композиторскими) поражал окружающих рано умерший младший сын С.Т. Аксакова — Михаил Сергеевич (1824—1841). Хорошие вокальные данные были у дочери писателя Надежды Сергеевны (1829—1869). Исполнение ею украинских народных песен очень нравилось Н.В. Гоголю. Причем, по свидетельству современников, бывавших вместе с писателем в доме Аксаковых в начале 1850-х годов, Надежда Сергеевна пела не только уже опубликованные, но и записанные ею от Н.В. Гоголя мелодии. Музыкальность рода унаследовал и праправнук С.Т. Аксакова — Сергей Сергеевич (1890—1968), композитор и педагог, ученик К.Н. Игумнова и А.Т. Гречанинова; в его творческом наследии — симфонические, хоровые, инструментальные произведения, романсы, песни. Впервые имя Сергея Сергеевича Аксакова широкой советской аудитории стало известно в 1962 г. после выхода статьи, напечатанной в альманахе «Волга» в связи с розысками потомков С. Т. Аксакова. Сергей Сергеевич Аксаков, известный русский композитор, родился 24 декабря 1890 года (по старому стилю) в Самаре, в семье коллежского секретаря Сергея Григорьевича Аксакова и Серафимы Ивановны (урожденная Свешникова, дочь контр-адмирала). Окрестили

мальчика 6 января 1891 года в Самарской Преображенской церкви. Крестными были брат матери приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета титулярный советник Митрофан Иванович Свешников и сестра отца, дочь тайного советника Ольга Григорьевна Аксакова, которая была любимой внучкой С. Т. Аксакова. Сережа был третьим ребенком в семье. Старшей Марии в это время было почти шесть лет, Константину шел третий год. Как подобает детям дворян, маленький Сережа учился в знаменитой Поливановской мужской гимназии в Москве, где одновременно занимался по классу рояля у профессора К. Игумнова, по композиции у композитора А. Гречанинова и по музыковедению у профессора Ю. Энгеля. С 1904 по 1911 год под их руководством он усвоил программу консерватории. Отец Сережи тоже был неравнодушен к музыке и прекрасно играл на скрипке. Сергей Григорьевич в 1891 году был земским начальником Бузулукского уезда. Семья проживала в Санкт-Петербурге и Москве, а летом поселялась в своем имении Страхово Самарской губернии.По настоянию отца, который хотел, чтобы сын стал юристом (это было традицией в роду Аксаковых), Сергей поступил в Императорский Александровский лицей. Но музыку не забросил, он брал уроки у композитора С. Ляпунова (продолжателя традиций «Могучей кучки»). В семье Ирины Сергеевны Аксаковой — дочери Сергея Сергеевича — сохранилась фотография отца в лицейской форменной накидке, отделанной бобровым мехом. Как позже вспоминал композитор, такой наряд мог позволить себе не каждый учащийся. «Устав братства лицеистов» допускал возможность надевать эту роскошь на студенческие вечеринки по очереди. Со временем бобровая накидка насквозь пропиталась винными и табачными парами, которые не могла выветрить ни одна чистка.В 1914 году, окончив лицей, Сергей Сергеевич получил должность губернского секретаря в Отделении Свода законов в Государственной канцелярии. В это же время он начал давать концерты в Москве, Киеве, Минске. Его музыкальные произведения публиковались в Петербурге и Киеве. О его творчестве писали многие краеведы. Сергей Сергеевич был женат дважды, хотя сведений о первом браке практически никогда не указывал. Его избранницей стала сверстница, уроженка Самары, дочь генерала от инфантерии Вера Евгеньевна Уссаковская. Начавшаяся вскоре Первая мировая война резко изменила жизнь молодоженов. 16 февраля 1915 года Сергей Сергеевич, прервав государственную службу, поступил в Пажеский корпус, где по окончании ускоренного курса ему было присвоено офицерское звание. В 1916 году он в качестве начальника отряда Общества Красного Креста был направлен в Полоцк, затем в Ригу и Псков. В 1918-м г. отряд был расформирован, и наш герой через Самару в 1920 году уехал в Харбин. К тому времени его родители умерли, подрастала маленькая дочка Вера, нужно было кормить семью, да и Советской России было совсем не до музыки. Но и в Харбине пришлось работать в самых различных местах: и заведующим климатической станцией на КВДЖ, и в штате врачебносанитарной части, и агентом экономического бюро. Когда служба стала давать стабильный заработок,

Аксаков параллельно начал педагогическую деятельность в Харбинской высшей музыкальной школе имени Глазунова. В феврале 1930 г. Аксаков впервые на шанхайской сцене открыто заявил себя как композитор. О нем и его творчестве появляются статьи и рецензии, в частности, один из рецензентов отмечал: «Проживающим сейчас в Шанхае музыкальным критиком и композитором С. С. Аксаковым… до сего времени написано 30 отдельных романсов, много фортепианных пьес, симфоническая картина «Из Данте», сонаты, несколько хоров, начата опера «Психея» и др. В первом периоде своего творчества… композитор С. Аксаков чистый лирик. В этом периоде его творчество можно включить в плеяду направления в России, как Гречанинов и Аренский. Но последний период музыкального творчества С. Аксакова представляет собою сферу новых особых исканий. Это направление мы попытались бы охарактеризовать как стилизацию реализма, своеобразный и самобытный «неореализм». Здесь особенно глубок и волнующ цикл вокальныхинтерпретаций произведений замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой. Есть у С. Аксакова и музыка на слова такого сложного автора, как Алексей Ремизов. В данное время композитор Аксаков ведет переговоры о дальнейшем, прерванном революцией, издании своих произведений как с парижскими, так и с американскими издательствами…» В самом деле, в августе 1929 г. в «Шанхайской Заре» сообщалось, что «композитор С. С. Аксаков получил предложение одной из крупнейших американских издательских фирм «Сэм Фокс Паблишинг Компани» предоставить этой фирме право издания своих музыкальных произведений.Эмигрантские газеты тех лет печатали не только статьи и заметки признанных знатоков музыки, но и отзывы благодарных зрителей. Так, в «Шанхайской Заре» среди многих было опубликовано следующее письмо: «Милостивый Государь, господин Редактор! Позвольте нам, группе русских слушателей-посетителей камерных концертов Арт-Клуба, через посредство Вашей газеты выразить искреннюю благодарность этой организации за редкое музыкальное и эстетическое наслаждение, которое нам доставили эти концерты. Тщательный выбор программы, вдумчивое отношение к делу, участие таких высокоодаренных и тонких артистов, как гг. Захаров, Аксаков, Шевцов, Крылова, Бурская и других не могло не вызвать горячего отклика слушателей. Особенно же нам, русским, хочется отметить исключительно талантливое и проникновенное исполнение г. С. Аксаковым «Града Китежа», которое оставило незабываемое впечатление. Группа слушателей» Но если внешне жизнь устроилась, то в личной жизни все было не так просто. Радовала дочка (ее всегда, даже когда она была взрослой, звали Лялей, чтобы не путать с мамой Верой Евгеньевной), а женой взаимопонимания не было. Вскоре их брак распался, и Вера Евгеньевна связала свою дальнейшую судьбу с состоятельным эмигрантом Василием Ивановичем Лавровым. Незадолго до боевых действии на КВЖД Сергей Сергеевич получил приглашение работать в Шанхайской государственной консерватории в качестве профессора фортепианного класса. Заработная плата (это 96 юаней в 1920-м и 220 юаней в 1937-м), частные уроки и

собственная музыкальная студия, открытая в 1930 году, позволили купить дом в Шанхае. Вместе с Сергеем путешествовали его брат Константин, который в России был директором своего театра, а в Китае заведовал бюро по найму прислуги и хозяйственного персонала. В 1934 году композитор женился на дочери богатого домовладельца Клавдии Степановне Ивановой-Колударовой, которая была младше мужа на 15 лет. С первой супругой Сергей Сергеевич поддерживал дружеские отношения и вел переписку, а через некоторое время к отцу в Шанхай приехала дочь Ляля. Клавдия Степановна сразу подружилась с молодой красивой девушкой. Очень скоро Ляля вышла замуж за преуспевающего бизнесмена Виктора Андреевича Меньшикова (в семье у него была кличка Hello-boy), который вел коммерческие дела с японцами, что в то время в Китае считалось чуть ли не преступлением, поэтому в семье об этом говорили шепотом, а при посторонних вообще умалчивали. Ляля жила в роскоши в самом престижной районе города, а на Пасху всегда одевала ожерелье из золотых пасхальных яиц, которые по традиции ей каждый год дарили родные и близкие. Очень скоро у нее родилась первая дочь Наташа, затем у ее отца появилась на свет дочь Ира. Следом у Ляли родилась вторая дочь Таня, а за ней у Сергея Сергеевича - дочь Оля. Получилось, что тетки были младше своих племянниц. Дружили девочки попарно в соответствии с возрастом. Повзрослев, Наташа с Ирой уже думали о кавалерах, а младшие Таня и Оля еще носились в компании сверстников по Шанхаю. Однако в воспитании детей наблюдалась существенная разница. Наташу и Таню воспитывали в американском духе, для них культом было все, сделанное в США. Сергей Сергеевич придерживался чисто русской школы воспитания, основанной на отечественной классике и православных устоях. В Сочельник глава семьи неизменно садился за фортепиано и исполнял печатную лирическую мелодию из одноактной оперы Ребикова «Елка», а на Пасху в его обязанности входило проращивать овес, в чьи зеленые ростки клали разноцветные пасхальные яйца, которых обязательно должно было быть сто штук. Клавдия Степановна выпекала двадцать куличей, готовила пасху и собственноручно огромную рульку окорока. Стол постоянно был готов к трапезе, а двери дома открыты для гостей. С переломом в Великой Отечественной войне (1943 г.) русских эмигрантов все сильнее охватывали патриотические чувства и все больше людей обращалось в Генеральное Консульство СССР в Шанхае с просьбой о разрешении вернуться на родину.. В 1946 году семья Аксаковых получила советское гражданство. Общество граждан СССР в Шанхае приняло композитора в свои ряды, где в рамках общественной работы Сергей Сергеевич читал цикл лекций по истории музыки, выступал в дни государственных праздников и знаменательных дат. Все шло к тому, чтобы возвращаться на родину. Но ухудшилось здоровье Константина Сергеевича, которого композитор не только искренне любил, но и считал своим ангелом-хранителем. Болезнь и последующая смерть брата в 1950 году отложила возвращение на родину и позволила избежать неминуемой участи первых возвращенцев - сталинских лагерей. Сергей

Сергеевич потом часто повторял своим детям, что покойному Константину он обязан жизнью. В 1954 году генеральный консул в СССР в Шанхае Н. Шестериков известил семьи о том, что ходатайство о выезде в СССР на работу по освоению целинных и залежных земель удовлетворено и выезд состоится 16 июля. Почему на целину? Желание вернуться на Родину заставляло эмигрантов использовать любой предлог, однако власти понимали все буквально, и летом 1954 года семья Сергея Сергеевича оказалась в совхозе «Новоивановский» Омской области, основной контингент работников которого составляли ссыльные молдаване. Поселили Аксаковых в пустующей в летний период сельской школе, которая представляла собой одно большое помещение, разделенное на две части занавесками. Одну половину заняла семья композитора, а в другой разместилась семья переселенцев. На третий день в село из области прибыл ревизор по перемещенным лицам, которому хватило одного взгляда на растерянное лицо композитора, чтобы понять его душевное состояние. После короткого диалога ревизор посоветовал Сергею Сергеевичу немедленно ехать в Омск, получить паспорт и обратиться в соответствующие музыкальные инстанции. Все так и случилось. Ему удалось получить работу руководителя фортепианных и теоретических классов в музыкальной школе города Тара Омской области. Когда в 1959 г. в Москве отмечалось 100-летие со дня смерти С. Т. Аксакова, С. С. Аксаков принял в нем самое активное участие. «Под огромным портретом писателя сидел за столом президиума… вместе с двумя своими дочерьми счастливый и гордый его правнук. Семья была благодарна Китаю, который их приютил, России, разрешившей вернуться на Родину, и, конечно же, Белоруссии, которая создала все условия для творчества. В течение года, ожидая квартиру, Аксаковы жили в номере люкс минской гостиницы «Беларусь» на полном обеспечении государства. Произведения, написанные в Китае, наконец-то увидели свет. Они исполнялись на концертах, песни пелись в хоровом исполнении и на эстраде, на радио был открыт цикл передач с участием Сергея Сергеевича. В Минске он трудился до самой смерти. Там сейчас проживают дети и внуки его младшей дочери Ольги. Вера Евгеньевна, первая жена, прожила более ста лет и умерла в 1990-х годах в Америке. Сергей Сергеевич ушел из жизни на 78-м году. Ирина Сергеевна обменяла минскую квартиру и перебралась в Подмосковье, где подрастает старший внук Сергей Сергеевич Аксаков. Младший внук - Иван.

(Заслушать фрагмент. Например:Романсы и дуэты С.С. Аксакова: -Колыбельная, сл.А.Майкова (1927 г.) -Ночь, сл. А.Голенищева-Кутузова (1928 г.) -Осенняя песня, сл. В.Чванова (1930 г.) -«Угас последний луч...», сл. В.Эшпар (1934 г.) -«Мне холодно», сл.В.Гофмана (1935) -«Колыбельная Бил... «, сл.В.Брюсова (1938 г.). -«Сказка», сл.В.Брюсова (1940 г.) -«Когда умру я...», сл. А.Плещеева (1951 г.) -«Из Гейне», сл. А.Плещеева (1951 г.) -Цикл «Три женские песни», сл. А.Ахматовой (1934 г.) -«Пусть небо серое», сл. С.Зубава (1952 г.) -«Песня о Родине», сл. А.Разина (1955) -«Письмо», сл. Н.Гофмана(1957) -«Пора настала ...», сл. Н.Кириенко (1957) -Дуэт «Из

Данте», сл. В.Брюсова (1950) -Дуэт «Где... над омутом ...», сл.А.Толстого (1952))

Театровед: «склонность к театральным сочинениям у Аксакова проявилась еще в раннем детстве после того, как он прочел театральную «пьеску» под названием «Драматическая пустельга», и она глубоко запала ему в душу».

(Прикрепляется табличка – «Вся жизнь – театр» на пятый лепесток).

А первые спектакли, увиденные Аксаковым на казанской сцене, оказали на него такое сильное воздействие, что он «думал о них и день и ночь и на время потерял всякое желание учиться». Это впечатление было сравнимо, по признанию Аксакова, только с впечатлением от ружейной охоты. Страстный театрал, имел огромный сценический талант. Его выразительным чтением восхищался сам поэт Гавриил Державин. Сергей Тимофеевич выступал  и как театральный критик,  со статьями и рецензиями. Вскоре становится фактически руководителем театрального отдела журнала «Московские вести».

(Фрагмент спектакля, сцена на выбор)

Часть 3. Рефлексивная.

Литератор: Таким образом, семья Аксаковых была не только примером сильной и успешной семьи, но и внесла значительный вклад в развитие русской культуры и истории, оставив незабываемое наследие для будущих поколений. Семья Аксаковых - замечательное и, по-своему, уникальное явление русской жизни 1830-1850 годов. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение.

Современников привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота её нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений. Все члены семьи постоянно делились мыслями, планами, даже когда не были вместе. Родители и дети, братья и сёстры писали друг другу письма. Эта переписка даёт богатый материал о духовной жизни, литературных вкусах и общественных взглядах Аксаковых.

В последнее время в стране начинает возрождаться интерес к национальным традициям, своим корням, собственно своей корневой культуре. В этой связи все более актуальными становятся проблемы семейного воспитания и культуры семьи. Надежда на то, что национальная идея и тесно связанные с ней принципы семейной культуры, семейной педагогики, укрепят общественные устои, оправдана.

Сейчас, когда извечные споры о русской идее, «особом пути России» приобретают особую остроту и актуальность, жизнь, судьба, взгляды и литературно-педагогические идеи большого русского писателя С.Т.Аксакова и его семьи вызывают все больший интерес историков, литературоведов, культурологов, педагогов и психологов.

Многие идеи Аксаковых, отбрасываемые за ненадобностью в течение столетия, приобрели в последние годы исключительную актуальность. Не только у нас в России, но и в Европе, и Америке их философское, литературное, но прежде всего педагогическое и культурное наследие,

внимательно изучается и берется на вооружение различными общественными группировками.

Сегодняшние попытки реформирования российской государственности заставляют по-новому взглянуть на творческое наследие Аксаковых, пытаясь найти в нем ответы на вопросы современности. Именно в их наследии феномен семьи оказался определяющим элементом культуры.

(Закрыть урок рекомендуется фрагментом из спектакля «Аленький цветочек» или  песней).

Литература и источники к уроку:

  1. http://www.aksakov.info/index.php?id=112 (внешняя ссылка) .
  2. Лариса Черникова «Неизвестный Аксаков» https://www.russianshanghai.com/hi-story/now/post411 (внешняя ссылка).
  3. Инфоурок.
  4. Ресурсы интернета.
  5. https://cilekroom.ru/semya-aksakovyx-v-istorii-russkoi-kultury
  1. Лобанов, М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 (2-е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей).
  2. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973
  3. Галимзянова, Г. Аксаковское время / Г.Галимзянова // Ватандаш. -2007. - №8. - С. 164-167.
  4. Лобанов, М.П. Аксаков. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 354 С.  : - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1123 (923).
  5. Петрова, Т. Жизнь кипит в особняке старинном, делая нас лучше, чище и мудрей / Т. Петрова // Вечерняя Уфа. - 2010. - 5 февр. - С. 11.
  6. Темирова, А. Певец семьи и отечества: С. Т. Аксаков /А.Темирова //Родина. - 2005. - №12. - С. 115-116.
  7. Аксакова В. С. Дневник 1854 - 1855 гг. М., 2004
  8. 1. Анненкова Е.И. Аксаковы - Санкт-Петербург: Наука. 1998.
  9. 2. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И С.Т.Аксаков Семья и окружение Краеведческие очерки. - Уфа: Башк.кн.из-во, 1991
  10. Кулешов А. С. Аксаковы. История разбитых судеб. — Москва: Территория, 2009.
  11. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аксаковы

       17. http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061

Приложение 1

Сцена 1.

Купец. Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие. Еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство. Сколько времени проезжу – не ведаю. Наказываю вам жить честно и смирно. Привезу вам гостинцев, каких хотите.

Старшая дочь (кланяясь). Государь ты мой батюшка! Привези мне золотой венец из каменев самоцветных, чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого.

Купец (подумав). Хорошо, дочь моя милая! Знаю я за морем человека, который достанет мне такой венец.

Средняя дочь (кланяясь). Государь ты мой батюшка! Мне привези зеркало из хрусталя восточного, чтоб, смотрясь в него, я не старилась.

Купец (подумав). Хорошо дочь моя милая! Достану я тебе зеркало хрустальное.

Младшая дочь (кланяясь). Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне аленький цветочек, которого краше не было бы на белом свете.

Купец. Да, задала ты мне работу. Как найти то, чего сам не знаешь? Что ж буду стараться.

Сцена 2.

Купец плывет на пароходе. Море спокойно. Купец смотрит по сторонам.

 

Купец. Отыскал я гостинец для старшей дочери, отыскал для средней. Только для младшей найти не могу. И где искать его – цветочек аленький?

Ветер, море волнуется, корабль тонет, купца выбрасывает на берег.

Купец (поднимаясь с земли). Что за диво – дивное? Куда это я попал? Зайду во дворец, посмотрю на хозяев. (Идет по сцене) Нет нигде никого. Чудеса! Да, все здесь хорошо, да есть нечего! (Садится за стол, ест) Спасибо тебе за хлеб, за соль, хозяин невиданный. Пойду, поищу в саду кого. (Ходит по сцене, вдруг видит аленький цветочек). Вот он, цветочек аленький, которого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.            

(Купец срывает цветочек, шум, грохот).

(Выходит чудище).

Чудище. Что ты сделал? Как посмел ты сорвать в моем саду мой любимый цветок? Я хранил его и радовался на него глядючи. Умереть тебе за свою вину смертью безвременной!

Купец (падает на колени).  Господин честной, зверь лесной, чудо морское! Не погуби ты моей души! Прикажи слово вымолвить. Есть у меня три дочери – красавицы. Обещал я им по гостинцу привезти: старшей дочери – самоцветный венец, средней – зеркало хрустальное, а меньшой – аленький цветочек. Ты прости меня, отпусти к дочерям, заплачу тебе казны золотой, что потребуешь.

Чудище. Не надо мне твоей золотой казны, мне своей девать некуда. Пришлешь мне одну из дочерей – отпущу. Я ей обиды не сделаю, будет жить у меня в чести и довольстве. Скучно стало мне жить одному. А не пришлешь дочь – умрешь смертью безвременной. Вот тебе перстень волшебный. Надень его, поверни – дома окажешься, другой раз повернешь – ко мне попадешь.

Сцена 3.

(Купец дома, дочери, второй купец).

На первом плане купцы, вдали – дочери – подарки рассматривают.

Купец (другу). Приключилась со мной беда. Попал я в сад волшебный, сорвал там цветочек аленький, да за него должен теперь одну из дочерей к хозяину цветка послать. Иначе умереть мне. Но не пошлю дочерей, лучше сам умру. Завтра одену перстень волшебный, поверну его, да и – прощай, жизнь!

(Купцы уходят)

Настенька слышит разговор, подходит к перстню.

Настенька. Так вот ты какой, цветочек аленький! Что ж, для меня старался батюшка, мне его и выручать. Поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. (Кланяется дому) Прощай, батюшка, прощай, дом родной! (Надевает перстень, занавес).

Ведущий. И стала жить Настенька во дворце волшебном у Чудища невиданного в чести и довольстве.

Сцена 4.

(Настенька и Чудище)

Настенька. Здесь ли ты мой добрый господин? Выйди, дай на тебя посмотреть, не боюсь твоего вида страшного.

Чудище. Как спалось тебе, красавица? Отчего ты сегодня такая грустная?

Настенька. Видела я недобрый сон, будто батюшка не здоров лежит. Столько времени я у тебя гощу, отпусти меня батюшку проведать!

Чудище. И зачем тебе мое дозволение? Перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Но помни: если ровно через 3 дня и 3 ночи не воротишься, то не будет меня на свете, умру я. Потому что люблю тебя больше жизни, жить без тебя не могу!

Настенька. Что ты, что ты, господин мой добрый! Ровно в срок вернусь. (Занавес)

Ведущий. Очутилась Настенька у отца в доме, рады все были ей. Долго они целовались, миловались, ласковыми речами утешались. Рассказала Настенька про житье свое привольное, беззаботное. Порадовался за нее Купец, а сестры старшие позавидовали. Решили они уморить зверя невиданного, и перевели они все часы назад на час.

Сцена 5.

Настенька. Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь? Я воротилась назад раньше срока назначенного! (Ищет чудовище) Нигде нет друга моего верного! (Видит чудовище, падает на колени перед ним, обнимает)

Настенька (громко). Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного! (Целует, чудище преображается).

Принц. Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного за мою добрую душу и любовь к тебе. Полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною!

Приложение 2

C:\Users\user\Downloads\1681964749_sneg-top-p-alenkii-tsvetochek-kartinka-tsvetka-instag-13.jpg

Приложение 3

Примерное  оформление классной доски

Экран

 

Жизнь

    Замечательных

эпиграф

      Людей     История семьи Аксаковых в истории страны.

Семейный портрет

                       

Галерея из фото семьи Аксаковых

Книжная выставка  произведений семьи

Ключевые слова урока

Книжная, предметная, наглядная  выставка о семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Презентация к уроку по произведению С.Т. Аксакова "Буран"

Презентация используется на уроке: "Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова "Буран"....

Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.Вступит...

урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе

АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Мини-проект "Моему прадеду ,Медину Николаю Егоровичу ,посвящается"(урок мужества)

Поектная работа по патриотическоту воспитанию школьников для использования на уроках мужества....