Урок 23_А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Класс: 6

УМК: Г.С. Меркин

Уровень обучения: базовый

Тема урока: А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название предмета: литература

Класс: 6

УМК: Г.С. Меркин

Уровень обучения: базовый

Тема урока: А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1

Тема: А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе.

Цель:

  • познакомить учащихся с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев;
  • формировать навыки сопоставительного анализа;
  • развивать интерес к истории отечества.

Подготовка к уроку:

  • Информационный материал, словари для работы в парах.
  • Мультимедийная презентация «А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе».
  • Сообщения обучающихся.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…» (по выбору).

III. Изучение нового материала.

#1042;ыявление первоначальных читательских впечатлений. Ответы на вопросы домашнего задания.

- Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

- Какой эпизод запомнился вам более всего?

- Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

#1055;онятие о романе.

Роман (фр. Roman – повествование) – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

#1057;лово учителя.

Первая глава романа «Дубровский» была напечатана 21 октября 1832 г. Пушкин увлечённо работает над рукописью и 6 февраля 1833 г. заканчивает 19-ю главу.

Роман увидел свет лишь в 1842 г. Он должен был иметь продолжение, содержание которого представлялось Пушкину таким:

Жизнь Марьи Кириловны.

Смерть князя Верейского.

Вдова.

Англичанин.

Свидание.

Игроки.

Полицмейстер.

Развязка.

Сюжет романа «Дубровский» был характерен для русской действительности XIX в.

Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Друг А.С.Пушкина, П.В.Нащокин, рассказал ему похожую историю о небогатом дворянине Островском. Этот рассказ дошёл до нас в двух пересказах. М.П.Погодин в письме к П.А.Вяземскому от 29 марта 1837 г. писал об Островском: «Помещик взял своих крестьян, оставшихся без земли, и пошёл с ними разбойничать, несколько раз был пойман, переходил через суды разные очень оригинально…» В записи Бертенева акцентирован другой момент: Островский, «оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других».

Незадолго до начала работы над романом Пушкин стал свидетелем волнений болдинских крестьян, требовавших смещения управляющего.

Местом действия романа сделано Поволжье, где в 1774 г. бушевало восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. В произведении сохранены реальные названия (в восьми километрах от Болдина расположено село Кистенёво). Можно также найти черты сходства пейзажей Покровского и Петровского парка.

В романе нашли отражение нравы, царившие в Петровском, имении двоюродного деда Пушкина, генерал-майора Петра Абрамовича Ганнибала. Некоторые черты К.П.Троекурова сродни тем наклонностям, которые были свойственны П.А.Ганнибалу.

Действие романа происходит в начале XIX в. Обращаясь к недавнему прошлому, Пушкин ищет ответы на многие вопросы об отношении человека и общества, причинах несправедливого социального устройства. В романе богатый и властный помещик Троекуров оказывается виновником разорения и смерти своего друга, бедного дворянина Андрея Дубровского, а сын Дубровского, Владимир, и дочь Троекурова, Маша, не могут быть вместе, хотя любят друг друга.

#1051;ексическая работа (работа в парах).

Определите значения слов и словосочетаний губерния, генерал-аншеф, картуз, отъезжие поля, протравить, псарь, стремянной.

Губерния – это род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии.

Генерал-аншеф – это 1) Высший генеральский чин (в Российском государстве XVIII в.).2) Лицо, имевшее такой чин.

Картуз - это неформенная разновидность фуражки, пришёл на смену не очень практичным широкополым шляпам, первоначально появился в Швеции и представлял из себя мягкий колпак с козырьком и с возможностью прикрывать уши от холода. Картузы широко использовались в европейских армиях XVI—XVII века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения.

Отъезжее поле (спец. устар.). Дальнее, отдаленное от усадьбы, не при усадьбе, такое, куда приходится ездить. Отъезжие угодья. Отъезжее поле (первонач. дальняя, отъезжая охота - см. поле; позже - дальнее поле, преимущ. для охоты и преимущ. во мн. ч.).

Протравить: кого. Разг. Занимаясь травлей зверя, упустить его. Напали на след зайца, да и того протравили.

Псарь - это слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте.

Стремянной – это придворный чин в Московском государстве, верховный конюх, сопровождающий Государя верхом, заведовал царскими верховыми лошадьми и подавал стремя царю, когда последний садился верхом.

5. Русская усадьба XIX в. (Кистенёво, Болдино, Архангельское, Петровское, Михайловское). Слайдовая презентация. Сообщения учащихся.

Архангельское.

Среди архитектурных памятников Подмосковья конца XVIII – начала XIX в. Архангельское занимает исключительное место. Великолепный дворцово-парковый ансамбль складывался здесь в течение пятидесяти лет. Начало его строительства относится к 1780-м гг., когда имение принадлежало князю Голицыну.

Позднее, при новом владельце, князе Н.Б.Юсупове, в строительстве усадьбы принимали участие как известные зодчие, так и крепостные архитекторы, художники, декораторы – В.Стрижаков, Ф.Сотников, М.Ткачёв и др.

Считая, что Архангельское существует «для веселья, а не для прибыли», Юсупов стремился «то заводить, что редко, и чтобы всё было лучше, нежели у других». Юсупов сосредоточил в Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы, бронзы, всякие дорогие и хорошие вещи».

В 1830 г. Пушкин посвящает князю Н.Б.Юсупову послание «К вельможе».

В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства.

В память о посещении Пушкиным усадьбы его именем названа аллея парка. В 1899 г. здесь был установлен памятник поэту.

Михайловские рощи.

От Пушкинских Гор к Михайловскому ведёт четырёхкилометровая дорога, которая на полпути раздваивается: прямая лента уходит дальше, к Тригорскому, а свернув направо, можно попасть в старинную русскую деревню Бугрово (при Пушкине – Бугры).

Сразу за деревней стеной стоит лес – Михайловские рощи. Отсюда до усадьбы поэта в Михайловском дорога, часто и круто поворачивая, идёт по красивому сосновому бору.

Дом, построенный дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибаллом в конце XVIII в., был небольшим и скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении «Домовому» назвал его «скромная семьи моей обитель», а в одном из писем брату «Михайловской избой».

Возле озера Маленец сохранились вековые сосны – современники Пушкина.

Аллея ведёт к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности.

Петровское.

Петровское расположено на противоположном от Михайловского берегу озера Кучане (или Петровское). От Михайловского в Петровское ведут две дороги: одна – по Михайловскому лесу, другая – по заросшему сосновым бором берегу озера Кучане.

Петровское стало по-настоящему обжитым имением раньше Михайловского. Сюда в 1783 г. после выхода в отставку с военной службы прибыл на постоянное жительство двоюродный дед А.С.Пушкина – Пётр Абрамович Ганнибал.

Господский дом (Дом-музей Ганнибалов) в Петровском сгорел в 1918 г. В 1977 г. он был восстановлен, вокруг него воссозданы зелёные беседки, аллеи и дорожки. В самом доме открыт музей.

В противоположном конце большой липовой аллеи лежит камень-валун. По преданию, здесь любил сидеть, предаваясь думам, владелец имения – П.А.Ганнибал. Пушкин не раз встречался с ним, посещая Петровское.

Обстановка и быт ганнибаловского Петровского и его окрестностей нашли отражение в творчестве Пушкина. Усадебный и крепостной быт Покровского – имения Троекурова – во многом сходен с тем, что видел поэт в Покровском. Совпадает с описанным в «Дубровском» и пейзаж, который виден со стороны петровского парка.

Кистенёво, Болдино

На северо-востоке от Болдина, в восьми километрах от него, окружённое плоской равниной, расположено село Кистенёво. Ещё в конце XVI – начале XVII в. оно числилось среди пушкинских владений.

В Болдино остались дом Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и различные хозяйственные постройки: две людские избы, баня, каретный сарай, конюшни.

В самомКистенёве в 1830 г. не существовало уже ни дома, ни многих построек, а остались только «деревянных два флигеля для вотчинного правления». Часть села Кистенёва, выделенная А.С.Пушкину в 1830 г., была единственным принадлежавшим ему имением. В связи с оформлением ввода во владение им он приезжал сюда в первый раз. И как знать, если бы не этот повод, поэту, может быть, и не довелось бы посетить Болдино, где появились произведения, без которых теперь невозможно представить себе его творческое наследие.

Эта мысль заставляет по-особому посмотреть на Кистенёво – обычное, на первый взгляд, ничем не примечательное село.

- Какие эпизоды романа можно соотнести с этим описанием?

#1057;равнение описаний Архангельского, Петровского, Михайловского, Кистенёва, Болдина с местами событий романа «Дубровский».

Выразительное чтение эпизодов.

Покровское. От слов «Вот Покровское!» до слов «…около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями» (глава III).

Кистенёвка. От слов «Выехав из деревни, поднялись они на гору» до слов «…и с плачем обняла своего воспитанника».

Арбатово. От слов «В тридцати верстах от него находилось богатое поместье князя Верейского» до слов «Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях» (глава III).

От слов «Они пили кофе…» до слов «…время прошло незаметно, начало смеркаться».

- Чем отличаются эти усадьбы друг от друга? Что можно сказать о хозяевах имений?

Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского с изысканной картинной галереей свидетельствуют о достатке их владельцев.

Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому.

- Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?

Выразительное чтение эпизодов.

«На псарне Троекурова». От слов «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра» до слов «…то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая» (глава I).

Устройство псарни свидетельствует о том, что хозяин её не привык отказывать себе ни в чём.

«Праздник в доме Троекурова». От слов «Накануне праздника гости начали съезжаться…» до слов «…словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний» (глава IX).

- Как ведёт себя Троекуров во время церковной службы?

Троекуров ведёт себя как хозяин в доме даже в церкви. А.С.Пушкин подчёркивает его «гордое смирение».

- Какие порядки заведены в доме?

Даже за обедом Троекуров демонстрирует всем своё превосходство и властность, указывая каждому своё место («Слуги стали разносить тарелки по чинам…»). Несмотря на хлебосольство хозяина, гости чувствуют себя свободно лишь в его отсутствии.

Приём у князя Верейского. Выразительное чтение от слов «Князь подал Марье Кириловне шаль…» до слов «…дав друг другу обещание вскоре увидеться» (глава XIII).

IV. Подведение итогов урока.

- Какие особенности русской жизни начала XIX в. позволяют отметить описания усадеб и образа жизни их обитателей?

Описания усадеб и развлечений хозяев позволяют воссоздать детали образа жизни богатого помещика, не знающего ограничения своим прихотям, судить об изысканных пристрастиях праздного и пресыщенного вельможи, почувствовать гордость и стремление к независимости обедневшего дворянина.

V. Домашнее задание.

Перечитать первую главу романа А.С.Пушкина «Дубровский».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Романтическая история Маши и Владимира Дубровского. Урок литературы в 6 классе (по роману Пушкина "Дубровский").

Урок литературы в 6 классе с применением технологии педагогической мастерской "Галерея"...

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....

Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").

В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...

Урок - обобщение по произведению пушкина Дубровский 6 класс литература.

Урок - обобщение по произведению пушкина Дубровский 6 класс литература....

Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""

Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....