Заседание клуба любителей русской словесности «Творчество И.Д.Василенко»
методическая разработка по литературе (5 класс)

«Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественной науки, экономики, искусства и общества в целом», - сказано в Национальной программе поддержки и развития чтения.

Вот почему мы реализуем третий год долгосрочный проект по популяризации чтения. Растут дети, вместе с ними «растет» и литература, становится серьезней, поднимает более важные проблемы. Родители,  участники проекта, вместе с детьми обсуждают вопросы, находят на них ответы, ставят новые. Внимание к региональной литературе имеет важное значение: это и воспитание патриотизма, умение видеть сердцем, любить и ценить родные с детства места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilenko_tekst.docx25.38 КБ
Файл vasilenko.pptx2.07 МБ
Файл zadaniya_dlya_grupp.docx12.33 КБ
Файл tvorchestvo_i.d.vasilenko.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Писатель нашего детства»

Василенко Иван Дмитриевич

1895 – 1966г.

Слайд 2 - 3.

«Родился я, - писал Иван Василенко в своей автобиографии, - 20 января 1895 года в селе Макеевка бывшего Таганрогского округа (Таганрог тогда входил в состав Украины). Отец – волостной писарь. Когда мне исполнилось 8 лет, вся семья переселилась в Таганрог. Здесь отец в течение нескольких лет заведовал чайной - читальней так называемого общества трезвости. Посетители ее были почти сплошь алкоголики, так что детство свое я провел среди босяков».

Подробно о своих детских годах в чайной, о разнообразных встречах с её удивительными посетителями и другими не менее интересными персонажами старого Таганрога, Василенко написал в первой части своей книжки о «Заморыше». В приключениях Мити Мимоходенко мы найдем и другие пересечения с биографией самого писателя.

Слайд 4.

По окончании четырехклассного Таганрогского училища Иван Василенко устроился писцом в съезд мировых судей, а затем, выдержав экзамен на звание учителя народных училищ, некоторое время преподавал в школе села Ново-Бессергеновское, неподалеку от Таганрога.

Слайд 5.

В 1914 году был принят в Белгородский учительский институт, но тут, же исключен из него из-за участия в революционном кружке. Вернувшись в Таганрог, работал счетоводом в Донском земельном банке. В годы революции и гражданской войны работал на Русско-Балтийском металлургическом заводе. Был связан с большевистским подпольем, вел агитационную работу среди рабочих. После установления в январе 1920 года советской власти в Таганроге революционный комитет назначил Василенко заведующим отделением труда.

Слайд 6.

В 1934 году с ним произошло несчастье: быть может, дало о себе знать «детство заморыша», кто знает, но он заболел туберкулезом и слег. И ученые доктора, покачав своими седыми и лысыми головами, сказали, что это надолго, быть может, и навсегда. Туберкулез в то время лечить, как следует, еще не научились. От этой же болезни тридцать лет назад умер и любимейший писатель Василенко, тоже таганрожец, Антон Павлович Чехов. И вот и ему была суждена та же болезнь. И тот же исход? Доктора не могли дать никаких гарантий.

Вдумаемся в ужас этой ситуации. Был здоровый человек, преподавал в школе, читал лекции, много двигался, любил ходить. И вот теперь – постель: не вставать, не бывать на море, не видеть ничего, кроме постылых стен своей комнаты, да разве еще окна, за которыми приходит и уходит солнце, то весна, то лето, а ты лежишь и лежишь, и так не день и не два – всю жизнь.

Слайд  7.

От тоски, от щемящего одиночества и отчаяния Иван Дмитриевич стал вспоминать трудную, но лучшую пору своей жизни – детство, и написал о нем свою первую повесть «Волшебная шкатулка». Будто для него самого раскрылась чудесная шкатулка – так вдруг расцвели тусклые, серые стены комнаты, так раздвинулась она.

И действительно, свершилось чудо: в больном чиновнике народного образования родился или пробудился, дремавший до этого, даже не подозревавший о своем существовании художник, писатель – да еще какой! Его талантом и фантазией были рождены персонажи, которым суждено было стать любимыми героями многих поколений юных читателей.

Слайд 8.

С первой повестью Василенко связана и чудесная история его выздоровления. Когда «Волшебная шкатулка» была закончена, сестра писателя Катя отнесла ее на почту и отправила в одно из детских издательств. Потянулись долгие недели ожидания, но ответа не было. «Значит все настолько беспомощно и бездарно, - думал Иван Дмитриевич, - что не считают нужным даже ответить».

«Знаете, в тот день, - рассказывал он спустя годы, - врачи сказали маме и сестре, что я едва ли доживу до утра. А вечером пришла телеграмма о том, что повесть напечатают».

«Волшебная шкатулка» совершила одно из своих чудес и вернула жизнь сочинившему её писателю. Как все же хорошо, что люди иногда не жалеют теплых восторженных слов! Как хорошо, что телеграмма не опоздала и пришла вовремя! Болезнь отступила, и родился писатель Василенко.

«Слег учителем – встал писателем», - шутил после об этом он сам.

Слайд 9.

Теме мужественного противостояния недугу в творчестве Ивана Дмитриевича Василенко посвящен один из очерков, который так и называется «Мужество» в его книге «Суворовцы», а также рассказ «Гордиев узел». Рассказ этот о пятнадцатилетнем подростке Олеге, заболевшем туберкулезом, но не пожелавшем сдаваться своей болезни.

Слайд 10.

До Великой Отечественной войны из под его пера вышли повести «Мышонок» о суровых испытаниях, выпавших на долю его юного героя в огненные годы Гражданской войны. Как и «Волшебная шкатулка» она была написана в 1937 году. В 1938 году появилась повесть «Амфора», а в 1939 – «Артёмка в цирке», в ней уже центральным персонажем выступил один из любимейших героев писателя, неунывающий и всепобеждающий Артёмка Загоруйко.

Слайд  11.

Со своей женой Александрой Александровной Бабичевой писатель расстался и один воспитывал их сына Фёдора. В жизни Ивана Дмитриевича мальчик занимал большое место.

Слайд 12.

Фёдор хорошо рисовал карандашами и красками, в школе ему постоянно поручали оформление стенной газеты. Увлекался он, как и многие мальчишки в довоенные годы авиамоделизмом, активно занимался спортом: боксом, футболом, гимнастикой. Молодое поколение тех лет не сомневалось, что рано или поздно ему придётся вступить в бой с ощетинившимися против молодого советского государства врагами. Продолжая учиться в девятом и десятом классах, Фёдор ходил заниматься в аэроклуб.

Слайд  13.

Окончив школу, поступил в 1939 году в знаменитое Качинское авиационное училище, где в своё время учился легендарный советский пилот-рекордсмен Валерий Чкалов.

  Слайд 14.

 И вот началась война, и единственный сын Ивана Василенко геройски погиб в октябре 1941 года в воздушном бою под Конотопом. Только после победы командир части сообщил подробности того боя семье лейтенанта Василенко. Фёдор сбил два самолёта фашистов, один из них тараном. Обнаружить и захоронить его останки не удалось.

Слайд 15.

По воспоминаниям близких, Иван Дмитриевич, получив извещение о гибели сына, заперся у себя в кабинете и спустя долгое время появился перед своими домочадцами, сёстрами и их семьями, абсолютно седым, таким, каким мы и знаем его сегодня по известным фотографиям и портретам.

В октябре 1941 года Советские войска оставили Таганрог. Последним поездом 17 октября родной город покинул и Иван Василенко. Из-за ослабленного здоровья Иван Дмитриевич не мог быть призванным в армию и сражаться на фронте. В эвакуации Василенко работал в областной газете города Нальчика и в газете Действующей армии Закавказского фронта «Боец РККА». Работая в газете, собирая материалы для публикаций он выезжал на передовую, пробирался по окопам. Только ходил по окопам он…с зонтиком. С большим чёрным зонтом. Туберкулёз не любит солнца и перегрева.

Из произведений созданных «солдатом под зонтиком» во время войны, читателям того времени запомнились, напечатанные в газете «Боец РККА» рассказы «Приказ командира», «План жизни». В «Приказе командира» писатель рассказывает о подлинно отцовской любви и заботе воинов к «сыну батальона» Гришутке.

Слайд 16.

Много замечательных рассказов и повестей написал Иван Василенко. Его книги издавались в нашей стране более 160 раз, тиражом около 10 миллионов экземпляров, его произведения переведены на многие иностранные языки и неоднократно переиздавались за рубежом. Но, пожалуй, самые любимые из них и их автором и читателями были книги про Артёмку и «Приключения Заморыша» о Мити Мимоходенко.

В 1946 году Василенко рассказывал друзьям случай, переданный ему знакомым, жившим в Тбилиси. В одной грузинской семье, прочитав книжку таганрогского автора, мальчик сказал: «Если бы встретил этого писателя, побил бы его, да! Зачем не закончил Артёмку, понимаешь!»

То ли испугавшись такой «серьёзной угрозы», то ли поддавшись на уговоры других читателей, а говоря без шуток, видимо, не желая сам расставаться с полюбившимся всем героям, Василенко пишет следующие повести об этом удивительном мальчугане и его друзьях. Так появляются книги «Артёмка у гимназистов», «Заколдованный спектакль» («Артёмка на фронте»), и, наконец, «Золотые туфельки». С неослабевающим интересом читатель узнавал о новых и новых приключениях Артёмки и его друзей: цирковой гимнастки девочки Ляси, её отца клоуна Кубышки, великана борца, доброго и чуть наивного, негра Пепса, красных партизан и подпольщиков и других обитателей южного города, в котором легко угадывался любимый Василенко Таганрог.

В конце 50-х годов прошлого века писатель приступил к новой большой работе. Он задумал создать цикл небольших повестей под общим названием «Жизнь и приключения Заморыша». Одна за другой вышли две книжки этого цикла - «Общество трезвости» (1958) и «Весна» (1959). Самочувствие Ивана Дмитриевича ухудшалось. Болезнь всё больше диктовала свои права. Писать он мог, только прилегши на стоящую в его кабинете кровать. Истерзанным болезнью лёгким всё труднее и труднее было дышать. Он лежал на кровати, с горячим печным щитом за спиной, с наброшенной спереди шубой – потому что в открытую форточку – или даже в целиком открытые окна клубами врывался морозный воздух. Этот воздух, который в доме никто бы не вынес больше пяти минут был для него спасением.

   Слайд 17.

 И еще об одном удивительном герое произведений Василенко хотелось бы здесь сказать особо.

Василенко был неисправимым провинциалом. Влюбленным в свой Таганрог, в его неповторимый говор, в его море, в его сполохи над мартенами.

Неоднократно Иван Дмитриевич говорил друзьям и знакомым, что хочет написать о родном городе большой художественно-исторический очерк.
    «Да что там очерк», - начинал он спорить с самим собой, - «тут каждый переулок – это интересная повесть, а наш замечательный город – это целый роман, да еще какой! Какие события тут происходили, какие люди тут жили!» - восклицал он.

Этому его замыслу не суждено было сбыться. Но, не смотря на это, Таганрог остался, живет, открывается нам с многих страниц повестей и рассказов этого замечательного писателя.

Слайд  18.

А еще писатель Василенко, ну, просто очень-очень любил шоколадные конфеты. Кто знает, чем это объяснить: может, совсем несладкой жизнью этого человека, или болезнь требовала такой поддержки здоровью. Конфеты были его слабостью. Он просил всех знакомых, едущих в командировки в Москву или Ленинград привозить ему самых хороших, самых дорогих конфет. «Кто собирает марки, кто папиросные коробки, а я - конфеты, - писал Василенко одному из знакомых в Ленинград. - Правда, я их отвожу туберкулезным ребятам. Поэтому прошу еще раз поискать в Ленинградских магазинах самых интересных (и обязательно высокосортных) конфет в оригинальных обертках или в красивой коробочке. У ребят конфетные бумажки хранятся вечно. Если конфеты будут без бумажек, но в красивых коробочках, тоже хорошо. С ромом и ликером этим детям не противопоказаны, даже рекомендованы. Если будут шоколадные медали, дети возликуют. Собирают ребята и обертки от чешских конфет».

Слайд  19.

Всю свою жизнь Иван Дмитриевич Василенко прожил в Таганроге в доме на улице Чехова 88.

Вначале неё расположен домик, где родился его великий земляк, в конце, на площади - главный таганрогский памятник Антону Павловичу Чехову. Иван Дмитриевич очень дорожил своим местом жительства и говорил всем, что «живет он на самой лучшей улице в мире».

Слайд  20.

А, когда в 1966 году писателя Василенко не стало, на «самой лучшей в мире улице» Таганрога появился музей  его имени. У его входа нас ждет и встречает сегодня, появившаяся там с недавних пор, небольшая скульптура Артемки, очень похожая, к тому же, и на Митю Мимоходенко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василенко Иван Дмитриевич 1895 – 1966г.

Слайд 2

Родился 20 января 1895 года в селе Макеевка Таганрогского округа.

Слайд 3

Когда Василенко исполнилось 8 лет, вся семья переселилась в Таганрог. Здесь его отец в течение нескольких лет заведовал чайной-читальней так называемого общества трезвости, он был волостным писарем.

Слайд 4

По окончании четырехклассного Таганрогского училища Иван Василенко устроился писцом в съезд мировых судей, а затем, выдержав экзамен на звание учителя народных училищ, некоторое время преподавал в школе села Ново-Бессергеновское , неподалеку от Таганрога.

Слайд 5

В 1914 году был принят в Белгородский учительский институт, но тут же исключен из него из-за участия в революционном кружке. Вернувшись в Таганрог, работал счетоводом в Донском земельном банке. В годы революции и гражданской войны работал на Русско-Балтийском металлургическом заводе. Был связан с большевистским подпольем, вел агитационную работу среди рабочих.

Слайд 6

В 1934 году с ним произошло несчастье, он заболел туберкулезом и слег. Ученые доктора, покачав своими седыми и лысыми головами, сказали, что это надолго, быть может, и навсегда. Туберкулез в то время лечить, как следует, еще не научились.

Слайд 7

От тоски, от щемящего одиночества и отчаяния Иван Дмитриевич стал вспоминать трудную, но лучшую пору своей жизни – детство, и написал о нем свою первую повесть «Волшебная шкатулка» .

Слайд 8

С первой повестью Василенко связана и чудесная история его выздоровления. Когда «Волшебная шкатулка» была закончена, сестра писателя Катя отнесла ее на почту и отправила в одно из детских издательств.

Слайд 9

Теме мужественного противостояния недугу в творчестве Ивана Дмитриевича Василенко посвящен один из очерков, который так и называется «Мужество» в его книге «Суворовцы», а также рассказ «Гордиев узел».

Слайд 10

До Великой Отечественной войны из под его пера вышли повести «Мышонок» В 1938 году появилась повесть «Амфора» , а в 1939 – «Артёмка в цирке».

Слайд 11

Со своей женой Александрой Александровной Бабичевой писатель расстался и один воспитывал их сына Фёдора. В жизни Ивана Дмитриевича мальчик занимал большое место.

Слайд 12

Фёдор хорошо рисовал. Увлекался авиамоделизмом, активно занимался спортом: боксом, футболом, гимнастикой.

Слайд 13

Окончив школу, поступил в 1939 году в знаменитое Качинское авиационное училище, где в своё время учился легендарный советский пилот-рекордсмен Валерий Чкалов.

Слайд 14

Началась война, и единственный сын Ивана Василенко геройски погиб в октябре 1941 года в воздушном бою под Конотопом.

Слайд 16

Много замечательных рассказов и повестей написал Иван Василенко. Его книги издавались в нашей стране более 160 раз, тиражом около 10 миллионов экземпляров, его произведения переведены на многие иностранные языки и неоднократно переиздавались за рубежом. Но, пожалуй, самые любимые из них и их автором и читателями были книги про Артёмку и «Приключения Заморыша » Мити Мимоходенко .

Слайд 17

«…я неисправимый провинциал, влюблен в свой Таганрог, в его неповторимый говор, в его море, в его всполохи над мартенами. Читая меня, вы сразу увидите откуда я родом... И. Д. Василенко»

Слайд 18

«Кто собирает марки, кто папиросные коробки, а я - конфеты, - писал Василенко одному из знакомых в Ленинград. - Правда, я их отвожу туберкулезным ребятам. Поэтому прошу еще раз поискать в Ленинградских магазинах самых интересных конфет в оригинальных обертках или в красивой коробочке. У ребят конфетные бумажки хранятся в ечно.

Слайд 19

Всю свою жизнь Иван Дмитриевич Василенко прожил в Таганроге в доме на улице Чехова 88.

Слайд 20

Город Таганрог музей имени Василенко и скульптура Артемки



Предварительный просмотр:

Задание для первой группы:

  1.  Прочитайте те эпизоды, которые Вам понравились. Расскажите, что заставило задуматься, что потрясло?  Какие эпизоды Вы иллюстрировали и почему?

2. Найдите эпизоды, которые говорят о трудной  жизни мальчишек.

Задание для второй группы:

  1. Прочитайте те эпизоды, которые Вам понравились. Расскажите, что заставило задуматься, что потрясло?  Какие эпизоды Вы иллюстрировали и почему?

  1.  Опишите, как взрослые относятся к детям?

Задание для третьей группы:

  1. Прочитайте те эпизоды, которые Вам понравились. Расскажите, что заставило задуматься, что потрясло?  Какие эпизоды Вы иллюстрировали и почему?

  1.  Как дети ищут выход из ситуаций, в которые попадают?



Предварительный просмотр:

Говоруха Елена Владимировна, МБОУ Багаевская СОШ № 3

 Заседание клуба любителей русской словесности

«Творчество И.Д.Василенко»

  1. Целеполагание.
  1. Содействовать воспитанию любви к малой родине;
  2. помочь осознать ценность любви к языку как интеллектуального ресурса развития личности;
  3. активизировать работу по пропаганде патриотизма.

Участники проекта: 

учащиеся, родители, учитель, библиотекарь.

Задачи: 

1. приобщать детей к истории и культуре родного края, воспитывать патриотизм;

2. способствовать поддержанию интереса к русскому языку через чтение произведений авторов-земляков;

3.воспитывать бережное отношение к русскому языку  и любовь к малой Родине.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Знакомство с  писателем-земляком.

2. Понимание значимости малой родины в жизни каждого гражданина.

3. Умение организовывать и вести беседу.

II. Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты для  деятельности; иллюстрированный материал.

3. Составить перспективный план мероприятий.

III. Выполнение проекта.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность 

Фотовыставка «Моя малая Родина»,

выставка рисунков «Мой любимый книжный герой».

Самостоятельная работа

Отбор материала для сообщений

Работа с текстом

   Анализ произведения

Беседа с родителями, учащимися

Консультация «Как научиться понимать текст»

IV. Презентация проекта.

Фотовыставка  детских работ «Моя семья любит читать».

Выставка рисунков «Иллюстрация к рассказу».

V. Постановка новой задачи.

Ход мероприятия:

Учитель: «Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественной науки, экономики, искусства и общества в целом», - сказано в Национальной программе поддержки и развития чтения.

Вот почему мы реализуем третий год долгосрочный проект по популяризации чтения. Растут дети, вместе с ними «растет» и литература, становится серьезней, поднимает более важные проблемы. Родители,  участники проекта, вместе с детьми обсуждают вопросы, находят на них ответы, ставят новые. Внимание к региональной литературе имеет важное значение: это и воспитание патриотизма, умение видеть сердцем, любить и ценить родные с детства места.

 Представление гостей.

Каждая семья объединена в группу. Вам предстоит совместная работа.

Учитель.

Сегодняшний вечер посвящен творчеству Ивана Дмитриевича Василенко, нашего земляка. «Я – неисправимый провинциал, - писал Василенко. - Я влюблен в свой Таганрог, в его неповторимый говор, в его море, в его сполохи над мартенами. Читая меня, вы сразу увидите, откуда я родом...»

Произведения этого писателя полюбились широким массам взрослых и юных читателей не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

2. Слово  библиотекарю

Презентация «Биография И.Д.Василенко»

Учитель.

С первой повестью Василенко связана и чудесная история его выздоровления. Когда «Волшебная шкатулка» была закончена, сестра писателя Катя отнесла ее на почту и отправила в одно из детских издательств. Потянулись долгие недели ожидания, но ответа не было. «Значит все настолько беспомощно и бездарно, - думал Иван Дмитриевич, - что не считают нужным даже ответить».

«Знаете, в тот день, - рассказывал он спустя годы, - врачи сказали маме и сестре, что я едва ли доживу до утра. А вечером пришла телеграмма о том, что повесть напечатают».

«Волшебная шкатулка» совершила одно из своих чудес и вернула жизнь сочинившему её писателю. Как все же хорошо, что люди иногда не жалеют теплых восторженных слов! Как хорошо, что телеграмма не опоздала и пришла вовремя! Болезнь отступила, и родился писатель Василенко.

«Слег учителем – встал писателем», - шутил после об этом он сам.

Первым же читателям этот герой так пришёлся по душе, что писателю отовсюду стали приходить письма с просьбами, а то и с категорическими требованиями рассказать, что ним было дальше. В 1946 году Василенко рассказывал друзьям случай, переданный ему знакомым, жившим в Тбилиси. В одной грузинской семье, прочитав книжку таганрогского автора, мальчик сказал: «Если бы встретил этого писателя, побил бы его, да! Зачем не закончил Артёмку, понимаешь!»

По мотивам книги  «Волшебная шкатулка» создан фильм «Навстречу жизни» (1952)

Дискуссия

Тема счастья, возвышенной и благородной мечты – центральная тема творчества Ивана Василенко. 

- Проблемный вопрос для обсуждения: Что сильнее в жизни человека: мечта или реальность?

Стать ближе к ответу на этот вопрос поможет анализ рассказа «Волшебная шкатулка»

Художественное чтение. Задание группам.

- Прочитайте те эпизоды, которые Вам понравились. Расскажите, что заставило задуматься, что потрясло?  Какие эпизоды Вы иллюстрировали и почему?

Анализ

- Расскажите о главном герое. Какая у него жизнь, кто его окружает, с кем он дружит?

- В какой момент появляется мечта?

- Почему так вдохновила мальчика вещица, что называет он ее волшебной?

- Как относится друг Артемка к мечте товарища?

- Разделяет ли друг отчаяние Кости и на что решается?

  1. Работа со словом.

- В чем же загадка художественного слова?

- Проанализировать худ текст – это наша цель. Что значит проанализировать? (Разобраться в его идейном замысле, его построении, его художественных особенностях)

- Следует помнить, что создавая текст, автор преследует ряд целей:

- хочет привлечь внимание к проблеме;

- показать круг вопросов

- объяснить свою точку зрения;

- дать анализ чего-либо.

Лингвистический или языковой анализ текста – очень объемная и кропотливая работа, требующая много времени и внимания.

Чтобы выполнить эту работу,  разделим ее на части, каждая группа будет выполнять разные задания. (Знакомятся с заданиями в группах, распределяют между собой задания, выполняют)

- При необходимости обращайтесь за помощью к консультантам групп

Задание для первой группы:

- Найдите эпизоды, которые говорят о трудной  жизни мальчишек.

Задание для второй группы:

- Опишите, как взрослые относятся к детям?

Задание для третьей группы:

- Как дети ищут выход из ситуаций, в которые попадают?

Ответы на задания.

- Чем заканчивается произведение? Почитайте.

Главный герой начал новую жизнь, годы ученичества принесли ему много страданий, все это ради того, чтобы починить волшебную шкатулку. И не забывал о ней никогда.

Сам автор выздоровел, когда узнал о том, что его повесть будет напечатана.

Так что же сильнее в жизни человека, мечта или реальность?

Заключение. Вот и подошел к концу наш литературный вечер.  Мы затронули первую часть из цикла рассказов об Артемке, остальные сможете прочитать теплыми семейными вечерами.  Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

Вывод: Литература как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Литература:

Литература Дона. Хрестоматия для чтения. ЗАО «Книга» 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

Заседание элитарного клуба любителей русского языка.

Сценарий одного из заседаний клуба. Цель работы клуба: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, расширять кругозор учащихся, способствовать углублению знаний о русском языке, формировать навык ...

Заседание клуба любителей кроссвордов.

Решение кроссвордов 5-11 класс....

Клуб любителей русской словесности

Содержание программы  “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА

Содержание программы  “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...

План работы клуба любителей русской словесности (клуба семейного чтения) "Книгочей"

Цель – приобщение к ценностям современной отечественной литературы, развитие литературного и художественного вкуса.Задачи:Создание пространства для диалога ребенка и взрослого;Формирование навык...

Заседание Клуба любителей русской словесности «Последний классик – первый классик»

На мероприятии обучающиеся познакомятся с жизнью Бунина И. А.;- рассмотрят особенности лирики Бунина, проводя исследовательскую работу по художественному анализу стихотворений о природе....