Заседание элитарного клуба любителей русского языка.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Полищук Диана Георгиевна

Сценарий одного из заседаний клуба. Цель работы клуба: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, расширять кругозор учащихся, способствовать углублению знаний о русском языке, формировать навык работы с дополнительными источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_elitarnogo_kluba_lyubiteley_russkogo_yazyka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание элитарного клуба любителей русского языка.

Ведущий.   Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя. Сегодня мы  собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с  языком, русским языком.

Со словом «язык» связаны многие устойчивые сочетания. Давайте попробуем определить их значение и употребление в различных речевых ситуациях.

Язык проглотил

Прикусить язык

Найти общий язык

Сорваться с языка

Не сходить с языка

 Язык не поворачивается

Тянуть за язык

Язык до Киева доведет

Острый язык

Развязать язык

Ведущий.   Ребята, а что такое язык, для чего он служит?

  • Говорят дети.

Учитель. Я предлагаю вам отрывок из книги Льва Успенского «Слово о словах»

      «С  самого  раннего  детства  и  до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

     Ребенок   еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит   журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.

     Подросток  идет  в  школу.  Юноша  шагает в институт или в университет. Целое    море  слов,  шумный  океан  речи  подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится   ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые  узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его    глаза.  В  звучном  слове  развертываются  перед ним льяносы Ориноко, сверкают  айсберги  Арктики,  шумят  водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный   мир   звездных   пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.

     Новый  человек  роднится  с  древними  мыслями, с теми, что сложились в головах    людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться  к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И  все это только благодаря языку».

             Ведущий.  Какие высказывания о языке вы знаете?

  • Говорят дети.

К вашим высказываниям я добавлю еще.

        Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Тургенев И. С.

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Белинский В. Г.

        Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Паустовский К. Г.

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нём: великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.

М.В.Ломоносов

Ведущий.  Цитировать великих можно очень долго. Представьте себе, что русский язык вдруг исчез. Что бы тогда произошло?

Пока вы думаете, мы предлагаем вам результат анкеты. Вот как на этот вопрос ответили учащиеся 10 – 11 классов.

(Слово детям).

Ведущий.  Да, страшно представить, что могло бы произойти…

  1. Язык – это история народа.  Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

- Занимательная информация.

1. «Язык» муравьев.

2. Обезьяний «язык».

Учитель. Я утверждаю: нет ничего лучше языка.

И я утверждаю: нет ничего хуже языка.

- Как вы понимаете эти слова?

  • Говорят дети.

- В общем-то вы правы. Послушаем легенду о знаменитом баснописце Древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа.

Легенда. (Рассказывает ученик).

Учитель. А вот высказывания Толстого.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом      можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей».

И, конечно, мы должны как можно чаще говорить добрые слова, чтобы люди стали добрее, чутче, ближе друг к другу, чтобы светлее  был каждый их день. И не надо стесняться добрых слов. Послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день. 
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу. 
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Учитель. Слово обладает великой силой, несомненно.

XX век. Великая Отечественная Война.

Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева.

Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнату. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова.

                - Как Вы думаете какие?

Иван Сергеевич Тургенев: “Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” (Слайд 6)

Данные слова, написанные вдалеке от Родины в XIX веке Иваном Сергеевичем Тургеневым, вдохновляют не одно поколение.

Многие поэты восхищаются силой родного языка.

Итак, подведем некоторые итоги.

  Без русского языка не будет русского народа, его истории, культуры.  Русский  язык – жизнь нации. И к нему нужно относиться бережно.

  1.    Ведущий. В связи с этим хотелось бы поговорить о культуре нашей речи. То, что речь наша должна быть правильной, ясно каждому образованному человеку, но все же нужно ли соблюдать нормы литературного языка? Может быть, это нечто бесполезное, лишнее, искусственное изобретение ученых, которое в реальной жизни не слишком необходимо?

Верно ли утверждение: «Как хочу, так и говорю».

(Слово детям).

       Учитель. Казалось бы, не существует вопроса «Нужно ли говорить правильно?» С первого класса мы привыкли к его положительному решению (слова в рамочке в школьном учебнике, учительские исправления, словари, теле – и  радиопередачи).

О чем  тут можно спорить? Но спорит жизнь.

Вот результаты анкеты. На вопрос: «Нужно ли говорить правильно?» - утвердительно ответили  ___, из ___. ___ ответили необязательно.

Допущены орфоэпические ошибки в словах: новорожденный, обеспечение, мусоропровод, фланель у ____ учащихся.

Почему же ребята нарушают норму, не принимают на практике то, чему их учат в школе, говорят, как им хочется?

  • Говорят дети.

Учитель. А бывает ситуация, что так говорят взрослые. Почему?

  • Говорят дети.

Учитель. Говорят, потому что все так говорят, они привыкли, не замечают  своих ошибок, есть дела и поважнее, чем копаться в словарях. Итак поймут.

Сценка. «Очередь в магазине».

Первый покупатель. Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на шестьсот.

Ученик (про себя). Во-первых, не завесьте, а взвесьте, не свеклу, а свёклу – это во-вторых, а в-третьих, не грамм, а граммов.

Второй  покупатель. И мне свеклу грамм на триста, и еще яблоков 5 килограмм.

Ученик (про себя). Кошмар! Надо говорить: яблок 5 килограммов.

Третий  покупатель. Свекла ,говорят, у вас с хорошая. А еще помидор бы мне килограмм шесть.

Ученик (дойдя до прилавка, воровато оглянувшись на стоящих в очереди, смущенно, но членораздельно). И мне, пожалуйста, свёклу грамм на триста и пять килограмм  помидор.

Учитель. Ведь понятно, о чем просят продавца покупатели, хотя их речь – явное отступление от норм.

Так ли уж необходимо говорить правильно?

  • Говорят дети.

Учитель. Речевые единообразия – это условия нашего взаимопонимания. Оформленная по правилам, общим для всех, речь не затрудняет общения, а облегчает его. Несоблюдение норм отвлекает от смысла, вызывает комический эффект. Цивилизованный человек понимает, что живет не на необитаемом острове, а в обществе, он принимает общественные нормы как свои, чтобы облегчить свои контакты с людьми.

Учитель.  А можно ли допустить (хоть иногда) отступление от норм? Подумаешь, кто-то когда-то скажет, что у меня нет выходных туфлей вместо туфель, позвОнит вместо позвонИт. Разве от этого кто-то пострадает?

  • Говорят дети.

Учитель. Конечно, нельзя: ты скажешь, другой подхватит. Тебя слушают, те кто младше, кто не знает, как правильно говорить. Мода пойдет на неправильное произношение. Вот так язык пострадает, и ты испортишь его.

В общем-то нормы меняются, и вы уже были свидетелями этого. Но можно ли допустить, чтобы литературный язык менялся быстро?

  • Говорят дети.

Учитель. Если бы литературный язык менялся быстро, то каждое поколение могло бы  пользоваться лишь только своей литературой или, в лучшем случае, литературой предшествующего поколения.  Но тогда не было бы и самой литературы, т.к. литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал  Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова..

Итак, защищая норму, мы защищаем не себя, не собственные знания, не образованность свою хотим  показать, а боремся за русскую словесность, отстаиваем культурное  наследие нашей нации.

И тут возникает вопрос, почему же  мы молчим, когда при нас разрушают клад, достояние, переданное нам предшественниками.

Ребятам был задан вопрос:

Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

Ответы были разными, давайте послушаем все аргументы.

Да

Нет

Не всегда.

Представим себе, как это бывает в жизни.

В автобусе.

1- й пассажир. Прокомпоссируйте, пожалуйста.

Ученик (молчит, но тихо возмущается).

2 - й пассажир. Пожалуйста, вот талончик.

1-й пассажир. Спасибо. Будьте осторожны: двери открываются вовнутрь.

Ученик (возмущенно). Это в конце концов возмутительно! Послушайте, чему вас учили в школе? Каждый первоклассник знает, что нет литературного «вовнутрь», надо говорить просто «внутрь», и талоны компостируют, а не «компостируют». Стыдно коверкать  язык русский. А еще пожилой человек!

- Правильно ли ведут себя герои этой сценки?

  • Говорят дети.

Учитель.  Нельзя обижать людей, тем более старшего возраста. Лучший способ защитить свой язык в этом случае – повторить при этом пассажире те же слова, которые произнес он, но правильно. «Да, сейчас я закомпостирую ваш талон», «Я знаю, что двери открываются внутрь».

Нельзя демонстрировать ложную стеснительность,  как в первой сценке. Надо стараться всегда говорить правильно. Нельзя поддаваться стадному чувству. Помни, что ты не один – за тобой громада русской словесности.

Итак, подведем итоги.

Надеюсь, что мы сегодня не просто обменялись мнениями по вопросу о правильности русской речи, а выработали общее убеждение, более того – позицию, которую каждый может отстоять, если возникает необходимость.

  • Каждый человек должен соблюдать нормы литературного языка.
  • Почему?

а) норма обеспечивает единообразие речи, единообразие облегчает общение;

б) норма обеспечивает сохранность нашего литературного наследия.

Будьте активными борцами за правильность нашей речи, русской речи.

И хочется закончить нашу встречу словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Приложение.

«Язык» муравьев.

          Муравьи имеют свой особый язык, при помощи которого они предупреждают друг друга об опасности, объясняют, где искать пищу, побуждают к сбору в муравейнике, к обслуживанию «царицы», к выкармливанию молоди. «Словами» для муравьев является не что иное, как химические вещества, называемые феромонами. Они вырабатываются экзокринными железами, то есть железами наружной секреции. Во время передвижений муравьи-разведчики оставляют следы, содержащие феромоны, причем каждой ситуации соответствует определенная их концентрация. Сталкиваясь с таким следами, рабочие муравьи получают четкую установку, что именно в данный момент им следует делать. Причем на запах феромона реагируют муравьи определенного вида.

         Другие виды муравьев «говорят», соответственно, на другом языке. Надо сказать, что даже мертвый муравей вырабатывает феромоны. Рабочие муравьи ухаживают за ним, как за живым. Даже его полная неподвижность не смущает сородичей. И только лишь через несколько дней запах, издаваемый продуктами разложения, побуждает их вынести его на «погост». В состав продуктов разложения входят некоторые жирные кислоты и эфиры, и если этими веществами смазать, например, живого муравья, то его обязательно отнесут на кладбище. И сколько бы он оттуда ни возвращался, этого несчастного тут же удалят обратно. Так будет продолжаться до тех пор, пока с его тела не сойдет характерный запах. 

Обезьяний «язык».

В обезьяньем языке присутствуют десятки звуковых сигналов со значением разных явлений окружающего. Есть основания полагать, что в лексиконе языка обезьян есть звуки, обозначающие «дождь».

Кенийские обезьяны, называемые местными жителями «зелёными кошками», отличаются поразительной способностью общаться звуками. Американские и европейские учёные (П. Марлер и другие) зафиксировали, что ритмичное пощёлкивание обозначает «леопард», серия быстрых свистящих звуков — «по земле ползёт змея», при этом имеется различие в сигналах при ядовитой змее и питоне. Отдельные звуки обозначают хищных птиц, павианов и людей. В лексиконе присутствуют звуковые обозначения «безоружный человек» и «человек с винтовкой или биноклем». Реакция обезьян на воспроизведение записанных звуков характерна даже в отсутствие реальных объектов: крики на леопарда — поднятие на дерево, крики на орла — взгляд вверх, крики на змею — взгляд вниз.

Благодаря исследованиям Г. В. Гершуни в 1970-е годы было установлено сигнальное значение множества голосовых звуков обезьян и выяснено, что имеется много звуковых элементов, сходных по звучанию с фонетическими элементами человеческой речи — гласными, согласными, слогами. Также выяснилось, что эмоциональное значение голосовых звуков обезьян практически полностью совпадает с человеческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

Модернизированная программа сопоставления элементов французской и русской культур на занятиях Клуба любителей французского языка

Данная программа основывается на методических пособиях пособях авторов Л.Е.Демиденко, Ж.М.Арутюновой, С.К. Алиевой, Л.Мурадовой, но в то же время методологическую основу программы составляет концепция...

Заседание общества любителей русского языка

Для внеклассных/открытых мероприятий...

Заседание в клубе любителей английского языка

Материал может быть использован как на уроках в старших классах, так и для внеклассного мероприятия....

Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»

Данный урок может быть использован  как дополнительный по русскому языку, так и   внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на   расширение кругозора учеников, в...

Клуб любителей английского языка "English Club" заседание 2

Заседение 2. Тема: Волонтерская работа в Америке.Совместное внеурочное мероприятие со студенткой из Америки по программе обмена студентов Фулбрайт. Обсуждались направления волонтерского движения в Аме...

Заседание клуба любителей русской словесности «Творчество И.Д.Василенко»

laquo;Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня ...