Писатель из детства (о С. Михалкове)
план-конспект урока по литературе

Дорожкина Оксана Владимировна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_detstva.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну детства (к 100-ю Сергея Михалкова)

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова,
  • развивать речь, выразительное чтение,
  • развивать творческие способности, воображение детей,
  • воспитывать интерес к читательской деятельности,
  • воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, сотрудничество.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. (СЛАЙД №1)

Звучит музыка. "Песенка друзей". Дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.

Учитель: Ребята, а кто написал слова этой песни? (С. В. Михалков.)

Учитель: "Сегодня мы с вами собрались на литературную игру, посвященную детскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову. Мы отправляемся с вами в путешествие по любимым произведениям этого замечательного поэта. Сегодня мы будем не только путешествовать, но и соревноваться. К этой игре вы готовились: читали произведения Михалкова, рисовали рисунки, каждая команда получила свое домашнее задание, а еще вы должны были придумать название своей команде. Давайте с вами познакомимся.

(Представление команд, капитанов, членов жюри)

1 команда_________________

2 команда _________________

3 команда_________________

 

А путешествовать мы будем вместе с веселым паровозиком из Ромашково. (СЛАЙД № 2) 

Для передвижения мы будем использовать карту, а названия станций вы узнаете по ходу путешествия.

2. Рассказ о творчестве С. В. Михалкова.

1 станция: "Встреча с поэтом" (СЛАЙД №3).

Учитель: Нашу игру мы посвящаем творчеству С. В. Михалкова. Послушайте рассказ родителей о его жизни и творчестве.

13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.

С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка". В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков. (Звучит «Гимн Российской Федерации»).

Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

Чтение стихов учащимися

1.Кто не знает дядю Степу?

 Дядя Степа всем знаком

 Из Москвы- столицы родом

 Его автор - Михалков.

2. Наши папы, наши мамы

 Знали Стёпу хорошо.

 Им читали эти главы

 Но хотелось им ещё.

3. Михалков решил продолжить

 Всем ребятам рассказать.

 И про сына дяди Стёпы

 Книжку тоже написать.

4. У Степана сын родился

 Нарекли его Егор

 Что Степан, что сын явился

 Молодцы, как на подбор.

 5. И сегодня, как и раньше.

 Дядю Степу знают все.

 Он нисколько не стареет

 Предстает во всей красе.

Учитель: А мы с вами продолжаем путешествие и следующая станция "Загадочная".

Учитель: Ребята, вы хорошо знакомы с произведениями Михалкова? Вы много читали? А вот как вы их запомнили, мы узнаем, отправившись на станцию "Загадочная".

Кто в викторине победит

Конечно, лучший эрудит,

У нас сомнений в этом нет -

Он самый первый даст ответ.

Учитель: - Сейчас мы посмотрим, как вы знаете произведения С. В. Михалкова. Капитаны выбирают карточку с отрывком стихотворения и должны будут назвать произведение, обсудив его в команде.

Нос распух, не видно глаза

 Перекошена щека

 И впиваясь, как игла

 На хвосте жужжит пчела.

(Мой щенок.)

Вот у Коли, например

 Мама - милиционер

 А у Толи и у Веры

 Обе - мамы

(А что у вас?)

Мне поставили

 Сегодня телефон

 И сказали

 "Телефон у нас включен!"

 Я могу по телефону

 С этих пор

 С кем хочу вести

 Из дома разговор.

(Телефон)

Как-то летом, на лужайке

 Очень умный Майский Жук

 Основал для насекомых

 Академию наук.

(Лесная академия.)

Зеленые стебли,

 Как сосны в лесу,

 На крыльях его

 Осыпают росу.

(Веселый жук)

Писать красиво не легко

 "Да-ет, ко-ро-ва, мо-ло-ко

 За буквой буква, к слогу слог,

 Ну хоть бы кто-нибудь помог?

(Чистописание).

Это только трус боится

 На укол идти к врачу

 Лично я при виде шприца

 Улыбаюсь и шучу

(Прививка)

С горы на лыжах я летел

 У класса на виду -

 Я доказать друзьям хотел,

 Что я не упаду

(Травма)

Я выбежал на улицу

 По мостовой пошел

 Свернул налево за угол

 И кошелек нашел

(Находка)

Учитель: К какому жанру относятся отрывки произведений, которые вы прослушали? (Стихотворение.)

Учитель: Молодцы! Нам пора спешить и мы отправляемся на следующую станцию.

Станция: "Встреча с библиотекарем".

(Выставка книг и рассказ об  иллюстраторах Показ презентации, с иллюстрациями разных художников, сопровождается рассказом библиотекаря.)

Детскую книжку без иллюстраций представить себе невозможно. Для детской книги художник очень важен, он воплощает авторское слово, народную мудрость в зримые образы. (Рассказ сопровождается показом презентации "Иллюстрации разных художников", СЛАЙД № ) 

Художники:

Федор Викторович Лемкуль

1. Анна-Ванна бригадир,

2. Дядя Стёпа,

3. Федор Викторович родился 1914 году. Начал рисовать ещё в ранней юности. Окончив техникум в 1938 году, он начал работать в различных московских издательствах и детских журналах, свою профессиональную деятельность он посвятил работе в книге для детей, проиллюстрировав за годы работы более 130 книг. Любимые всеми персонажи - дядя Стёпа, Пиноккио, Айболит, герои стихов Д.Хармса, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова. Любимая техника Лемкуля - акварель, а её дополнением служит тушь. Книги с иллюстрациями Федора Викторовича создают яркий, праздничный, затейливый и в то же время ясный и простой, индивидуальный стиль.

Михаил Александрович Скобелев (Слайд № 5-8)

4. Дядя Степа, 5. Котята, 6. Модное платье, 7. Мой папа.

Михаил Александрович родился в 1930 году. Он является иллюстратором детских книг. Скобелев прекрасный карикатурист и "крокодилист", также он один из лучших иллюстраторов книг С. В. Михалкова. В детской книге Михаил Александрович работает с 1952 года. Им проиллюстрированы стихи В.В. Маяковского, басни И.А. Крылова, "Золотой ключик" А. Н. Толстого. Его иллюстрации очень веселые, остроумные и живые.

Виктор Александрович Чижиков (Слайд №9-12):

8. Трусохвостик (сказка), 9. Трусохвостик, 10. Праздник непослушания (повесть-сказка).

Виктор Александрович родился в 1935 голу. На протяжении многих десятков лет герои С.В.Михалкова живут в рисунках этого художника. Им были придуманы образы героев михалковских басен и знаменитые три поросенка. Профессионально иллюстрировать Михалкова Чижиков начал много лет спустя, когда работал в детских журналах "Веселые картинки" и "Мурзилка". "Юмор - это главное, что сближает писателя и художника. А смех читателя для обоих - лучший отзыв о произведении, - говорит Виктор Александрович.

Книги Михалкова - настоящая находка для художника. Иллюстрации Чижикова известны во всем мире. За рисунки к детским книжкам художник получил профессиональную награду юмористов "Золотой Остап".

Учитель: Спасибо большое Оксане Анатольевне за интересный рассказ об иллюстраторах, а мы с вами снова отправляемся в путь. Следующая наша остановка на станции «Доскажи словечко»

  1. В доме восемь дробь один
    У заставы Ильича
    Жил высокий гражданин
    По прозванью..................(каланча)
  2. В одном переулке стояли дома.
    В одном из домов жил Упрямый..............(Фома)
  3. На прививку! Первый класс!
    Вы слыхали? Это нас!
    Почему я встал у стенки?
    У меня дрожат................... (коленки)
  4. Мы едем, едем, едем
    В далекие края,
    Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)
  5. Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,  

Толя пел, Борис  молчал,

Николай ногой ……….. (качал)

  1.  Мать сказала:
    – Дверь закрой!
    К нам летит пчелиный…… (рой)                                                      

Учитель:  Хорошо! Молодцы! Нас с вами ждет новая станция "Музыкальная".

 Михалков - поэт наш славный

 Много книг он написал

 Их читают и бывалый

 И конечно все кто мал

Все стихи его чудесны -

 Озорны и веселы

 А на них сложили песни

 Слушайте же, вот они.

Учитель: Ребята, ваша задача прослушать композиции и на листочках написать, на какое из стихотворений С. Михалкова положена музыка? 

Задание: («Дядя стёпа», «Песенка друзей» «36,5»)

Учитель: А сейчас мы с вами побываем в роли артистов. Я предлагаю исполнить отрывки из произведений Сергея Михалкова в стиле рэп. (Учащиеся получают карточки-подсказки)

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

 Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

- А у нас сегодня гость.

А у вас?

На двух колесах

Я качу.

Двумя педалями

Верчу.

За руль держусь,

Гляжу вперед —

Я знаю:

Скоро поворот.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

У меня печальный вид -

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

        Это - грипп.

Не румяный гриб

        в лесу,

А поганый грипп

        в носу!

Кто не знает дядю Степу?

Дядя Степа всем знаком!

Знают все, что дядя Степа

Был когда-то моряком.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

В новом лифте ехал Саша

На тринадцатый этаж.

Вместе с ним на том же лифте

Ехал синий Карандаш.

Поднимается кабина

На тринадцатый этаж,

А на стенке той кабины

Что-то пишет Карандаш.

Я ненавижу слово "спать"!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: "Марш в кровать!

Уже десятый час!"

Когда мне было восемь лет,

Мечтал я лишь о том,

Чтоб небольшой велосипед

Ко мне вкатился в дом.

Я утром, вечером и днем

Катался бы на нем.

Учитель: Следующая станция: "Шифровальная".  На этой станции вам нужно расшифровать названия произведений С. Михалкова.

айкза-нзазакай

пуярымй оклёнзок

жли -ыбл лорокь

еслняа мекадаия

нажыдй вратан.

акк кумжи роовку вроапалд

Ответ: «Зайка-Зазнайка», «Упрямый козлёнок», «Как мужик корову продавал», «Жадный вартан», «Лесная академия», «Жил-был король».

Учитель: К какому жанру относятся названия произведений? (Сказки.)

Станция: "Театральная".

Учитель: Продолжаем наше путешествие, и мы пребываем  на станцию "Театральная". Команды вашему вниманию предоставят домашнее задание по произведениям Сергея Владимировича Михалкова.

1 команда _____________ стихотворение «А что у вас?»

2 команда_____________ басня «Заяц-симулянт»

3 команда _____________ сказку «Как мужик корову продавал»

Учитель: следующая  станция: "Угадай-ка".

В нашем классе

 Каждый знайка

 Но попробуй угадай-ка

 И в одно мгновение

 Узнай произведение.

Задание: Дана иллюстрация - рисунок к произведению. Отгадай из какого она произведения.

 - Цирк,

- Тридцать шесть и пять,

- Что кошка себе вообразила,

- Три поросенка,

- Про мимозу,        

- Как медведь трубку нашел,

- Дядя Степа,

- Фома,

- Зяблик,

- Часы.

Станция: "Заключительная".

Учитель: Вот мы и уже на заключительной станции. Пока жюри подводят итоги. Слово учащимся 5 класса.

1.Мы читали Михалкова

 Учили наизусть

 Теперь мы точно знаем

 То его боится грусть.

2. Что он любит в детях смелость

 Озорство и шаловливость

 И всегда за справедливость

3. Мы читали "Про Мимозу" - это раз!

 Про "словечки" и "колечки" - это два!

 Знаем песни Михалкова.

 Все вы знаете такого?

Ученики отвечают хором: Сергея Владимировича Михалкова!

Подведение итогов. Слово жюри.

Учитель: Всем большое спасибо за внимание и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7-м классе М. Горький. Слово о писателе. «Детство»

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Задачи: Образовательная - отработка т...

Урок, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Мы с детства знакомы…» в 5 – 6 классах

Материал по внеклассной работе учителям русского языка и литературы...

Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»

13  марта  2013  года  –  юбилейная  дата  в  истории  детской  литературы: 100-летие со дня рождения  С.В. Михалкова, известного сове...

Тема детства в произведениях русских писателей.

Анализ произведений русских писателей , отражающих в своем творчестве тему детства....

«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»

Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...