Урок-конспект по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Карпенко Анна Михайловна

Урок-конспект по литературе 5 класс, Лермонтов, Крылов, Пушкин, Малые жанры фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5

Дата: #1075;.

Предмет: литература

Тема урока: М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика

Цель урока

  • Чтение и анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сегодня мы приступаем к знакомству с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова.

  1. Повторение ранее изученного материала. Актуализация знаний.

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.

В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».

  1. Изучение нового материала.

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?»

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.

В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!»

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

«Забил заряд я в пушку туго»

или

«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

ФИЗМИНУТКА

Сделай зарядку для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до трех, открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 – 5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Повторить 2 раза.
  1. Закрепление

Задание 1.

Вопрос: Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…»; «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий…»

Варианты ответов:

Метафора

Антитеза

Эпитет

Гипербола

Задание 2.

Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

Список ответов:

- папа Юрий Петрович;

- бабушка Елизавета Алексеевна;

- тетя Мария Михайловна;

- брат Аким Павлович.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Понравилось ли вам стихотворение?

6. Домашнее задание: выучить наизусть: 1 вариант – с начала до «И только небо засветилось…», 2 вариант – с этих строк – до конца.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цели:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много». Л.Н.Толстой

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка)

III. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы учащихся)

- Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

(Ответы учащихся)

- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

- Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

(Примерные ответы:

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем. и т.д.)

2. Работа с литературоведческим словарём:

- Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

3. Сравнительный анализ:

- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Пословица

Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение

Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека

4. Игровая пауза.

Учащиеся делятся на группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

- Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2) На рынке пословицы не купишь.

3) Нет пословицы без правды.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Пословица не даром молвится.

- А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить

2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

- Что нового вы для себя узнали?

- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)



Предварительный просмотр:

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текста.

Содержательная: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её идейно-художественного своеобразия.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро», «зло»; воспитание любви к сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД: обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Коммуникативные УУД: учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Предметные: понимание ключевых проблем сказки; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа.

Необходимое оборудование: учебник - «Литература», 5 класс, автор - Меркин Г.С.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, таблица с заданиями.

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

Ход урока

«Под именем любым зло будет злом,

Как и добро останется добром»

У. Шекспир

#1052;отивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться в

окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Учитель рассказывает притчу.

- Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

Учитель. Как вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)

Учитель. Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с обсуждения понятий «добро» и «зло»?

Ученик. Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.

#1040;ктуализация опорных знаний и пробного учебного действия.

Учитель. Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

Ученики. Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Учитель. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов)

  • «Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
  • Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
  • «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
  • Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)

Учитель. Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам. Проведем викторину.

Учитель. Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…

Ученик. Литературные.

Учитель. Чем они отличаются?

Ученик. У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть автор.

Учитель. В чём сходство народной и литературной сказки?

Ученик. В сказках всегда добро побеждает зло.

Ученик. В сказках бывают волшебные предметы.

Ученик. В сказках есть присказка, зачин, концовка.

Ученик. Сказочные выражения, постоянные эпитеты.

Учитель. Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ученик. Царица и царевна.

Учитель. Это народная сказка?

Ученик. Нет. Литературная.

Учитель. По какому признаку вы догадались?

Ученик. Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.

Учитель. Чем близка она по содержанию к народной?

Ученик. Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии, победа добра над злом.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас на партах лежат листы самооценки, оцените себя.

1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,

0,5 - если отвечали, но не на все вопросы,

  1. — если не участвовали в беседе.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:

«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»

Учитель. Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере ответить на поставленный вопрос).

Учитель. Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю получить ответы и проверить себя, анализируя сказки. А именно сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы, для чего мы определяли ключевые слова «добро» и «зло», как связаны эти слова с проблемой урока?

Ученик. Раскрыть понятия «добро» и «зло» по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Ученик. Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках, сравним их.

Ученик. Мы будем анализировать текст.

Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей

работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в процессе изучения

сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

5. Реализация построения проекта.

Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Работа с текстом.

Учитель. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом. Работа в парах.

Чернавку кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?

Учитель. Почему?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)

Проверка по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь богатырей) ,отрицательные (царица )

Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики. В персонажах Царевны и царицы.

Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.

Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученик. Ненависть, зависть.

Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель. А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель. Ребята, что вы можете сказать о царице? С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель. А теперь немного отдохнём. Все встаньте.

Проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений. Если это герои сказок А.С. Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – приседаете на корточки.

Золотой петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей.

Учитель. Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

Ученик. Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель. Что сделала героиня в доме?

Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель. Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».

Учитель. Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученик. Царица, переодетая монахиней.

Учитель. На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученик. Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель. Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель. В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».

Учитель. Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,

0,5 - если отвечали, но не на все вопросы,

  1. — если не участвовали в беседе.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Хорошо, ребята. Сейчас я вам предлагаю составить сравнительную характеристику царевны и царицы.

Работа в группах по заданному плану. Заполнение таблицы.

  1. Описание внешности- 1 группа
  2. Черты характера-2 группа
  3. Отношение окружающих к героине-3 группа
  4. Отношение автора к героине-4 группа

#1062;ветовая гамма-5 группа

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Царевна

Царица

Внешность

Черты характера

Отношение окружающих к героине

Отношение автора к героине

Цветовая гамма

Моё отношение к героине

Учитель. А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).

Царевна

Царица

Внешность

Белолица
Черноброва

Высока
Стройна
Бела

Черты характера

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Отношение окружающих к героине

Они любили её (Чернавка, богатыри)

Боялись её, не любили

Отношение автора к героиням

Тёплое отношение (моя душа, к алым губкам)

Холодное отношение (гневная баба, злая мачеха)

Цветовая гамма

Черный (зависть)

Белый
Красный
Румяный

Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,

0,5 - если отвечали, но не на все вопросы,

  1. — если не участвовали в беседе.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Теперь вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Вы ставите знак - если не согласны с утверждением

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.
  2. В сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.
  3. Главная мысль сказок выражена пословицей «Добро не умрет, а зло пропадет».
  4. В сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.

#1057;оздатель литературных сказок-народ.

6. «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.

#1061;арактерная черта литературной сказки-реальные события.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

-

-

+

+

-

+

-

Учитель. Кто написал без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

2 балла — если нет ошибок

1 балл - если 1- 2 ошибки

0,5 балл – если 3 ошибки

0— если 4 ошибки

#1069;тап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.

«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»

(У.Шекспир)

Учитель. Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?

Ученик. Я считаю, что добро бессмертно, если добрый человек и умрет, его добрые дела не забудутся.

Ученик. Я думаю, что добрый человек сеет вокруг себя добро, и люди становятся намного добрее, и это качество души всегда будет жить.

Ученик. А зло всегда наказывается.

Учитель. Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?

Запишите понравившуюся пословицу. Объясните свой выбор.

Все любят добро, да не всякого любит оно.

Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.

Добро сотворить — себя увеселить

Доброму Бог помогает.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Плох тот ветер, который не приносит добра.

Учитель. Подберите синонимы к словам «добро» и «зло»? Обменяйтесь тетрадями.

Ученики. Добро: помощь, милосердие, сострадание, отзывчивость, забота…

Зло: ненависть, жестокость, равнодушие, зависть, бессердечие…

Учитель. Давайте сделаем вывод. Каким должен быть добрый человек?

Ученик. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.

Ученик. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить.

Ученик. Добрый человек бывает вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.


#1069;тап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:

  1. Я научился…
  2. Я узнал на уроке…
  3. Мне было трудно, когда…
  4. Мне было интересно…

Ученик. Я научился сравнивать героев произведений.

Ученик. Я научился искать информацию по учебнику.

Ученик. Я узнал, как проявляется «добро» и «зло» в сказках.

Ученик. Мне было трудно, когда нужно было объяснить смысл эпиграфа к уроку.

Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу.

Ученик. Мне было интересно, выполнять графический диктант.

Учитель. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка? Считаете ли вы себя добрыми?

Ученик. Эта сказка научила меня быть добрым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Я понял, что в жизни всегда рядом добро и зло. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. Я считаю себя добрым человеком. Ложась спать, я всегда стараюсь вспомнить о том, какие добрые поступки я совершил сегодня.

Ученик. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла, такой является Чернавка. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. Наша задача быть такими как царевна, и тогда зла будет меньше.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:

1. Составьте кластер по теме «Царевна и её помощники».

2. Какой эпиграф предложили бы вы к нашему уроку? Объясните свой выбор.

3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро и зло?»

Учитель. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе

«Жанр басни в мировой литературе»

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (см. приложение)

Ход урока:

Оргмомент, постановка целей и задач урока:

Тема нашего урока «Жанр басни в мировой литературе» (слайд 1). Сегодня у нас урок по общей теме «Басни». Мы с вами будем должны совершить небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни; узнаем имена тех, кто работал в жанре басни помимо И.А. Крылова; будем совершенствовать свое умение анализировать и выразительно читать басни; учиться правильно понимать смысл и мораль басен, а также развивать свои творческие способности. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала следующие слова: «Басня – подруга жизни…»

-Имеем ли мы право так утверждать?

-Почему мы можем назвать басню «подругой»? Кто такой друг, подруга? (выслушиваем ответы учащихся)

-Вывод: назначение басни – на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.

Работа по теме:

Жанр басни известен с древних времен (слайд 4).

- Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. (записать в тетради). Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром; все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Мораль в них всегда помещена в конце. Давайте прослушаем некоторые из басен Эзопа и попытаемся раскрыть их смысл.

(В исполнении учащихся звучат басни Эзопа «Собака с куском мяса», «Олень и виноград»).

- Какие пороки высмеивает Эзоп в своих баснях? (ответы учащихся: жадность, глупость, излишнюю доверчивость, наивность).

- Какие русские пословицы отражают суть эзоповских басен? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Не руби сук, на котором сидишь»).

-В XVII веке древний жанр был возвеличен (слайд 5) французским писателем Жаном де Лафонтеном (записать в тетради).

В XVIII веке басня начала быстро развиваться в России (слайд 6), в творчестве В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, а также Майкова В.И., Дмитриева И.И., Хемницера И.И. Они стремились писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.

Позже самую широкую известность получили басни (слайд 7), созданные И.А. Крыловым. Как-то Крылов очень почтительно обратился к прославленному в то время поэту и баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву с просьбой посмотреть его безделку: три басенки, которые он перевел из Лафонтена. Дмитриев, сам когда-то переводивший эти же басни, пришел в полный восторг. «Вы нашли себя, говорил он Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…» высоко оценивал дар Крылова и Н.В. Гоголь. В своей статье он писал: «Его басни отнюдь не для детей. Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски. Всюду у него Русь и пахнет Русью».

- Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение.

Чтение басен учителем (Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова) - см. приложение 1

-Сейчас, ребята, пользуясь планом сравнительного анализа на слайде (слайд 8), попробуем найти общее и различное в этих трех баснях. Учащиеся, отвечая, попутно заполняют таблицу «Общее и различное» (слайд 9) в тетрадях).

Общее:

1 Общая тема, герой

2. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.

3. В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие).

4. Басня имеет поучение – мораль.

Различное:

  1. Басня Эзопа по объему короче остальных, она написана в прозаической форме, содержит мораль.
  2. Басня Жана де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, лис-нормандец); зачатки стихотворной формы; Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

3. Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены русские просторечные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око (глаз), неймет, попусту. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет»

Викторина по басням И.А. Крылова

Я предлагаю вам еще раз вспомнить замечательные басни И.А. Крылова. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Ученик, набравший наибольшее количество жетонов, получит за урок «5» (слайды 11-17).

Задание 1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки (учащимся предлагается вспомнить названия басен по небольшим отрывкам. Когда будет получен правильный ответ, на экране должен появиться рисунок, иллюстрирующий данную басню. Пример задания на слайде 11):

  • Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

(«Лебедь, Рак да Щука»)

  • А вы, друзья,

как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

(«Квартет»)

  • То их понюхает,

то их полижет…

Очки не действуют никак!

(«Мартышка и Очки»)

  • Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, То все у них пустяк. («Петух и жемчужное зерно»)

Задание 2. Закончите крылатые выражения (Учащимся предлагается закончить известные крылатые выражения. Перед выполнением задания целесообразно вспомнить, что такое крылатые выражения. Замечательно, если дети прокомментируют некоторые из крылатых выражений):

  • Ты всё пела? Это дело… (так поди же попляши!)
  • Кукушка хвалит петуха… (за то, что хвалит он Кукушку)
  • Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
  • А ларчик просто… (открывался)
  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (а сапоги тачать пирожник)
  • У сильного всегда… (бессильный виноват)
  • А Васька слушает… (да ест)
  • Слона-то я и… (не приметил)
  • Ай, Моська! Знать она… (сильна, коль лает на слона!)

Задание 3. Помогите герою басни найти свою пару (На слайде учащиеся видят только одного героя, им нужно найти пару для него. Для некоторых героев басен можно найти несколько вариантов пар (петух – кукушка; петух – жемчужное зерно) :

  • Свинья - дуб
  • Петух - кукушка
  • Моська - слон
  • Ворона - лисица
  • Ягненок - волк
  • Стрекоза - муравей
  • Фока - Демьян
  • Васька – повар

Задание 4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен? (Учащимся предлагается прослушать басню, составленную из отрывков 3-х известных басен).

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

(«Лебедь, Рак да Щука», «Квартет», «Соловей»)

Подсчет жетонов, награждение победителя. Выставление оценок.

- В 1855 году скульптор П.К. Клодт создал в городе Санкт-Петербург уникальный памятник И.А. Крылову. В основании памятника он разместил героев его басен – зверей, птиц, растений. Так память о легендарном русском баснописце останется вечной.

- В XX столетии жанр басни тоже развивался. Один из известных советских баснописцев – С.В. Михалков (слайд 19). Давайте познакомимся с его басней «Грибы»:

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

  • Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
  • Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

- Определите мораль басни?

Выводы по уроку (отвечая на поставленные учителем вопросы, ученики тем самым делают выводы не только по данному уроку, но и по всей теме (3-4 урока) в целом) :

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для чего нужно читать басни?

Домашнее задание:

- ХХI век принесет миру много новых имен. Будут, наверное, среди них и новые баснописцы. Может быть, вы окажитесь ими? Запишем домашнее задание.

Приложение 1

Басни для сравнительного анализа

Эзоп:

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен:

Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый, в румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А. Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь!»

Приложение 2

Примерное сообщение об Эзопе

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он – раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый…»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.

Басня в его устах – орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.

Отсюда название – эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.

Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Урок-конспект "Подземные воды" 6 класс для учащихся с ОВЗ,работающих дистанционно с учителем.

Этот урок разработан с использованием индивидуального информационного метода проектов.Тип урока комбинированный. P { margin-bottom: 0.21cm; } Место и роль данного урока в дистанционном курсе: данн...

Урок- конспект по осетинской литературе

Схожесть творчества Коста Хетагурова и А.С. Пушкина...

Урок-конспект "Прямоугольное проецирование", 8 класс. Черчение

Урок - конспект "Прямоугольное проецирование"...

Урок - конспект "Древнее Двуречье" 5 класс

Технологическая карта открытого урока по Истории Древнего мира в 5 классе  - в помощь педагогам. В ходе урока используются различные методы и технологии обучения ФГОС второго поколения....