Урок - конспект "Древнее Двуречье" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Гурьянова Елена Александровна

Технологическая карта открытого урока по Истории Древнего мира в 5 классе  - в помощь педагогам. В ходе урока используются различные методы и технологии обучения ФГОС второго поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по ФГОС второго поколения

Тема урока   «Древнее Двуречье»

  1. ФИО учителя: Гурьянова Елена Александровна
  2. Место работы: МБУ «Школа № 31»
  3. Должность: учитель истории
  4. Предмет: История России. Всеобщая история
  5. Класс: 5
  6. Дата проведения урока: 22.10.2020 г
  7. УМК: Рабочая программа. Всеобщая история 5-9 класс. УМК Вигасина А.А. ,   Сороко – Цюпы О.С.   АО "Издательство "Просвещение", 2014;

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С./под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. АО "Издательство "Просвещение" 2017.

  1. Цель урока: Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.
  2. Задачи урока:

I. Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания

Регулятивные УУД:

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

● формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах;

● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

  1. Предполагаемый результат:

                Знать: 1) географическое положение Древнего Двуречья; 2) занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

    Уметь: 1) извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; 2)строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

  1. Тип урока: открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: беседа, работа с учебником, иллюстрированным и раздаточным материалом, парная, групповая работа, участие в учебном диалоге.
  3. Необходимое техническое оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, Учебник «История Древнего мира» 5 кл., мультимедийная установка, ПК.
  4. Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивация

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

«Река времен в своем стремленье -
Уносит все дела людей.
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей».

Приветствие учителя и друг друга

Личностные,

Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

2.

Актуализация

1.Орг. момент

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, знакомясь с  историей разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в виртуальное путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

 В ходе этого путешествия вы все станете исследователями.

 У каждого на партах есть карты, которыми можно пользоваться, отмечая всё самое необходимое и атласы.. Ещё вы должны будете вести дневники путешествия, которые прикреплены к карте.

Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимо выбрать страну.

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, c интересным названием, попробуйте догадаться, как называется эта страна.  

Эта страна находится  на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат (показать на карте место расположения и реки). Предположите, какое могло быть название у этой страны, если она расположена на двух реках.  

В разное время эту страну называли по-разному:

- Междуречье, Месопотамия или Вавилония.

Вот вы самостоятельно и вывели тему нашего урока: Древнее Двуречье.

В процессе урока мы будем знакомиться с Древним Двуречьем  и сравнивать с Египтом.

Ответы и рассуждения учеников.

Ребята отвечают:

- Выбрать страну, куда мы хотим поехать.

Ученики на своих картах подписывают реки.

Выводят тему урока, высказывают собственное мнение, ведут диалог с учителем и с одноклассниками.

Возможные ответы учеников:

- Междуречье или Двуречье.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; работают в контурной карте, формируя зрительную память;

Принимают участие в беседе, формулируют и ставят познавательные задачи.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения;

учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные:  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

3.

Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Викторина по теме «Древний Египет» (работа с настенной картой )

  1. Где расположено государство Древний Египет?
  2. Какие моря его омывают?
  3. «Он творец пшеницы и ячменя.

Его воды дают жизнь всему живому»

О чем идет речь в стихотворении?

  1. О ком говорится в отрывке мифа? «

«Долго плакала она и молила богов о воскрешении. Они услышали ее мольбы. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле, а стал царем и судьей в « стране мертвых»

  1. Назовите 4 прилагательных, характеризующих  климат в Древнем Египте?
  2. О каком открытии начала 20 века идет речь?  «И открыв ее они нашли многие богатства , но навлекли на себя беду, так как существовало «проклятие фараонов»

7. Какие достижения и произведения искусства Древнего Египта сохранились до наших  дней?

     8.  В каких музеях России можно увидеть папирусы, саркофаги, мумии и другие произведения искусства Египта?

9. Разгадайте ребусы:

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Давайте заполним Визу.

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, атласами. Демонстрируют знания по теме «Египет».

Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные:  уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные:  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и с друг другом во время фронтальной беседы.

4.

Открытие нового знания

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны. И в этом нам помогут специалисты.

1 группа – СИНОПТИКИ

(Группа работает с учебником стр.65-66, находит материал про природно-климатические условия и занятия населения.)

2 группа – АРХЕОЛОГИ

Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства

(Эта группа ведет у нас раскопки древних городов. Работа с учебником стр.66-67)

ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?

3 группа – РЕЛИГИОВЕДЫ

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

(Эта группа будет ведать нам о религии Двуречья. Работа с учебником стр.67.)

4 группа – ПАЛЕОГРАФЫ 

(Эта группа познакомит нас с новым видом письма, который существовал в Двуречье. Работа с текстом учебника стр.67-68)

Отвечают: Познакомиться с историей Древнего Двуречья.

- Посмотреть как выглядят люди Двуречья

- Узнать чем они занимаются и т.д.

Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик

1 группа: работа с текстом учебника + дополнительный материал и заполнение таблицы:

Египет

Двуречье

1. Климат:

1. Климат:

2. Почва:

2. Почва:

3. Занятия:

3. Занятия:

4. В чем отличия?

2 группа: показывает на карте города: Ур и Урук.  Занятия горожан. Задания: дополнить рассказ и решить задачу.

Задача:

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

3 группа: работа с текстом учебника. Составление таблицы:

Боги Двуречья

Занятия жрецов

Вопрос: сравните с религией Древнего Египта. Что общего, а что различного?

4 группа: работа с текстом учебника.

Задание: Подготовьте краткий рассказ по плану:

1. Название письма

2. В чем сложность этого письма?

3. На чем и чем писали?

4. Кто учился в школе?

5. Чему учили в школе?

6. Сравнение с Древним Египтом? (Что общего и что различного?)

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста учебника;

умение устанавливать аналогии (сравнивать Египет с Двуречьем), делать самостоятельные выводы;

формирование навыков поисковой деятельности.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: формирование интереса к выполнению поставленной учебной задачи; осознание необходимости личного вклада в успех работы группы;  формирование этических  чувств -доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

5.

Физкультминутка

Демонстрация музыкальной видеозаписи

6.

Открытие нового знания

  Выступление групп.

 - А чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо познакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом.

1 группы «СИНОПТИКИ»

2 группа «АРХЕОЛОГИ»

После выступления 2 группы в качестве наглядного обобщения информации о природно-климатических условиях, городах и жителях Двуречья учитель демонстрирует 2минутный видеоролик по этой теме.

3 группа «РЕЛИГИОВЕДЫ»

4 группа «ПАЛЕОЛОГИ»

Учитель рассказывает по картине на слайде «В школе Двуречья»

Делается общий вывод по теме урока.        

Выступление учащихся групп.

Диалог с учителем и одноклассниками.

Подведение итогов выступления каждой группы, формулирование выводов.

Выполнение необходимых записей в тетради.

Познавательные: умение представлять информацию кратко, схематично; умение делать выводы на основе анализа объектов; умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируются навыки публичного выступления

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и членами группы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга; оформляют свои мысли в устной форме

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7.

Закрепление изученного материала

Наше путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы проверим наши знания по теме в ходе игры.

Игра «Да» или «Нет».  

Да – хлопают

Нет - топают

Я утверждаю, что…

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Реки в Двуречье -  Тигр и Нил. (Нет).

3. В Египте и Двуречье нет лесов  (Да)

4. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

5. Ур и Урук это название рек. (Нет).

6. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

7. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

8. Междуречье – страна между реками Тигр и Евфрат  (Да)

9. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

10. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

11. Письменность в Двуречье проще, чем в Египте  (Нет) 

12. В школах древних государств учились только мальчики. (Да)

Отвечают на вопросы, диалог с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: взаимодействие в коллективе

Регулятивные: умение оценивать собственные возможности;

Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор, личностная мотивация к изучению истории.

8.

Рефлексия

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке? 

Итог урока: В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Ответы уч-ся

Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: Выделять и формулировать , осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.

9.

Домашнее задание

Параграф 13. Прочитать и ответить устно на вопросы.

*** Найдите ответы на вопросы;

1. Почему реки Тигр и Евфрат называют «реками задом наперед»

2. Какие современные государства находятся на месте Древнего Двуречья?

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....