№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивация | Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова: «Река времен в своем стремленье - Уносит все дела людей. И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей».
| Приветствие учителя и друг друга | Личностные, Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества |
2. | Актуализация | 1.Орг. момент На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, знакомясь с историей разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в виртуальное путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему? В ходе этого путешествия вы все станете исследователями. У каждого на партах есть карты, которыми можно пользоваться, отмечая всё самое необходимое и атласы.. Ещё вы должны будете вести дневники путешествия, которые прикреплены к карте. Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимо выбрать страну. Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, c интересным названием, попробуйте догадаться, как называется эта страна. Эта страна находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат (показать на карте место расположения и реки). Предположите, какое могло быть название у этой страны, если она расположена на двух реках. В разное время эту страну называли по-разному: - Междуречье, Месопотамия или Вавилония. Вот вы самостоятельно и вывели тему нашего урока: Древнее Двуречье. В процессе урока мы будем знакомиться с Древним Двуречьем и сравнивать с Египтом. | Ответы и рассуждения учеников.
Ребята отвечают: - Выбрать страну, куда мы хотим поехать.
Ученики на своих картах подписывают реки.
Выводят тему урока, высказывают собственное мнение, ведут диалог с учителем и с одноклассниками.
Возможные ответы учеников: - Междуречье или Двуречье.
| Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; работают в контурной карте, формируя зрительную память; Принимают участие в беседе, формулируют и ставят познавательные задачи.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения; учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.
Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)
|
3. | Повторение ранее изученного материала | А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте. Викторина по теме «Древний Египет» (работа с настенной картой ) - Где расположено государство Древний Египет?
- Какие моря его омывают?
- «Он творец пшеницы и ячменя.
Его воды дают жизнь всему живому» О чем идет речь в стихотворении? - О ком говорится в отрывке мифа? «
«Долго плакала она и молила богов о воскрешении. Они услышали ее мольбы. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле, а стал царем и судьей в « стране мертвых» - Назовите 4 прилагательных, характеризующих климат в Древнем Египте?
- О каком открытии начала 20 века идет речь? «И открыв ее они нашли многие богатства , но навлекли на себя беду, так как существовало «проклятие фараонов»
7. Какие достижения и произведения искусства Древнего Египта сохранились до наших дней? 8. В каких музеях России можно увидеть папирусы, саркофаги, мумии и другие произведения искусства Египта? 9. Разгадайте ребусы:
Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Давайте заполним Визу. | Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, атласами. Демонстрируют знания по теме «Египет».
| Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.
Регулятивные: уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.
Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и с друг другом во время фронтальной беседы. |
4. | Открытие нового знания | Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия? Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране? Варианты ответов Учитель обобщает полученные ответы. Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны. И в этом нам помогут специалисты.
1 группа – СИНОПТИКИ (Группа работает с учебником стр.65-66, находит материал про природно-климатические условия и занятия населения.)
2 группа – АРХЕОЛОГИ Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства (Эта группа ведет у нас раскопки древних городов. Работа с учебником стр.66-67) ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?
3 группа – РЕЛИГИОВЕДЫ Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой (Эта группа будет ведать нам о религии Двуречья. Работа с учебником стр.67.)
4 группа – ПАЛЕОГРАФЫ (Эта группа познакомит нас с новым видом письма, который существовал в Двуречье. Работа с текстом учебника стр.67-68)
|
Отвечают: Познакомиться с историей Древнего Двуречья.
- Посмотреть как выглядят люди Двуречья - Узнать чем они занимаются и т.д.
Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик
1 группа: работа с текстом учебника + дополнительный материал и заполнение таблицы: Египет | Двуречье | 1. Климат: | 1. Климат: | 2. Почва: | 2. Почва: | 3. Занятия: | 3. Занятия: | 4. В чем отличия? |
|
2 группа: показывает на карте города: Ур и Урук. Занятия горожан. Задания: дополнить рассказ и решить задачу.
Задача: В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. 3 группа: работа с текстом учебника. Составление таблицы: Боги Двуречья | Занятия жрецов |
|
|
Вопрос: сравните с религией Древнего Египта. Что общего, а что различного?
4 группа: работа с текстом учебника. Задание: Подготовьте краткий рассказ по плану: 1. Название письма 2. В чем сложность этого письма? 3. На чем и чем писали? 4. Кто учился в школе? 5. Чему учили в школе? 6. Сравнение с Древним Египтом? (Что общего и что различного?)
| Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста учебника; умение устанавливать аналогии (сравнивать Египет с Двуречьем), делать самостоятельные выводы; формирование навыков поисковой деятельности.
Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: формирование интереса к выполнению поставленной учебной задачи; осознание необходимости личного вклада в успех работы группы; формирование этических чувств -доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
5. | Физкультминутка | Демонстрация музыкальной видеозаписи |
|
|
6. | Открытие нового знания | Выступление групп. - А чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо познакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. 1 группы «СИНОПТИКИ» 2 группа «АРХЕОЛОГИ» После выступления 2 группы в качестве наглядного обобщения информации о природно-климатических условиях, городах и жителях Двуречья учитель демонстрирует 2минутный видеоролик по этой теме. 3 группа «РЕЛИГИОВЕДЫ» 4 группа «ПАЛЕОЛОГИ» Учитель рассказывает по картине на слайде «В школе Двуречья» Делается общий вывод по теме урока. | Выступление учащихся групп. Диалог с учителем и одноклассниками.
Подведение итогов выступления каждой группы, формулирование выводов.
Выполнение необходимых записей в тетради.
| Познавательные: умение представлять информацию кратко, схематично; умение делать выводы на основе анализа объектов; умение обобщать и классифицировать по признакам; формируются навыки публичного выступления Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и членами группы Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга; оформляют свои мысли в устной форме Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
7. | Закрепление изученного материала | Наше путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы проверим наши знания по теме в ходе игры. Игра «Да» или «Нет». Да – хлопают Нет - топают
Я утверждаю, что… 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Реки в Двуречье - Тигр и Нил. (Нет). 3. В Египте и Двуречье нет лесов (Да) 4. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 5. Ур и Урук это название рек. (Нет). 6. Бога солнца звали Шамаш. (Да). 7. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да). 8. Междуречье – страна между реками Тигр и Евфрат (Да) 9. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет). 10. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 11. Письменность в Двуречье проще, чем в Египте (Нет) 12. В школах древних государств учились только мальчики. (Да)
| Отвечают на вопросы, диалог с учителем и одноклассниками.
| Коммуникативные: взаимодействие в коллективе Регулятивные: умение оценивать собственные возможности; Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор, личностная мотивация к изучению истории. |
8. | Рефлексия | - Вам понравилось путешествие? - Что вы узнали нового, интересного? - Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке? Итог урока: В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Ответы уч-ся | Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.
| Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Выделять и формулировать , осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.
|
9. | Домашнее задание | Параграф 13. Прочитать и ответить устно на вопросы. *** Найдите ответы на вопросы; 1. Почему реки Тигр и Евфрат называют «реками задом наперед» 2. Какие современные государства находятся на месте Древнего Двуречья?
| Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание |
|