«Жизнь богата человеком» (по рассказу Б.П.Екимова «Живые помощи»)
методическая разработка по литературе (7, 8 класс)

Николаева Елена Васильевна

Урок по рассказу Б.П.Екимова "Живые помощи" проведён в 7 классах. Это произведение о трудной судьбе ребёнка, пережившего войну в Сталинграде. Автор в необычной форме  знакомит читателя с главным героем - Дедом, который является воплощением доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_b.ekimova.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Перемышльская СОШ» Калужской области

Номинация: методическая разработка по одному рассказу (анализ произведения)

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Тема: «Жизнь богата человеком» (по рассказу Б.П.Екимова «Живые помощи»)

Урок внеклассного чтения в 7 классе

«Жизнь богата человеком» (по рассказу Б.П.Екимова «Живые помощи»)

Цели:

Совершенствование умений анализа фрагментов художественного произведения; расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.

Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.

Формирование личностного отношения к прочитанному. Вызвать эмоциональный отклик на произведение, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в годы Великой Отечественной войны, вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль.

Формирование УУД:

1. Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения; сравнивать объекты по заданным критериям; представлять информацию в разных формах.

2. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

3. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, факты; корректировать своё мнение; создавать устные тексты; организовывать работу в паре, в группе, уметь договариваться с людьми.

4. Личностные: осознавать свои эмоции, осознавать свои черты характера, интересы, позиции; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к мнению других; выбирать, как поступить и отвечать за свой выбор.

Оборудование: выстака книг Б.П.Екимова, презентация.

Ход урока

…боль войны жива в народе… 

А. Селезнёв

   1 ноября 2023 года был подведен итог XVIII открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», проводимого Издательским советом Русской Православной Церкви. Первое место в номинации «Лучшее прозаическое произведение» присуждено сборнику рассказов Бориса Петровича Екимова «Живые помощи». Книга выпущена издательством Сретенского монастыря.

   Борис Петрович Екимов — лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

  1. Сообщение о биографии Б.П.Екимова (ученик)

   Екимов Борис Петрович родился 19 ноября1938 г. в г. Игарка Красноярского края.

   Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

   Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

   За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях.

   В настоящее время писатель живет в Волгограде, но значительную часть времени проводит в Калаче-на-Дону…

   Б.П.Екимов обращается к решению нравственных проблем. Особое звучание в прозе писателя приобретает тема памяти, связи поколений. Дом, Родина, созидательный труд - вот глубинные основания бытия лучших героев писателя.

  Очень часто героями произведений Б.Екимова являются дети. Если ребенок с детства воспитывается в атмосфере доброты, любви, заботы, то из него вырастает настоящий человек. Именно на них Б.П.Екимов возлагает надежды и связывает с ними будущее нашей страны.

   О своем жизненном и творческом пути писатель говорит так:

«Всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного. Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения (читать я научился в 4 года)».

  1. Слово о рассказе.

   Короткий рассказ Б. Екимова «Живые помощи» (2016) – о неизбывно-мучительной памяти пожилого человека о страшном детстве на окраине Сталинграда: чёрное от немецких самолетов небо, горящая Волга, щель в поле, куда зарывались они с матерью, нестерпимый ужас и псалом «Живый в помощи», которым надеялись спастись люди.

Как рассказать об этом внукам – маленьким, веселым, любящим гулять и играть с дедом? Как не повредить их душам, не надорвать их? За доброту к людям, помощь близким, отзывчивость деда называют «живые помощи».

   Читатель понимает, что это не только характер человека, но и благодарность его Богу за спасение, за жизнь. Так жить и таким остаться в памяти внуков – главное для героя рассказа, а горькой своей памятью мучать их он не решается.

   Творчество Б. Екимова пронизано тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, его будущее.В своих произведениях Борис Петрович обращается к вечным проблемам. В рассказах писателя заложен огромный заряд нравственной силы и чистоты.

    На вопрос: «О чём должна быть литература?» - он отвечает: «Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет» (Б. Екимов «Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного»// ж. «Уроки литературы», №8, 2005г.). Сюжеты рассказов Екимова – «огромная  живая земля, живая вода, бездонное небо и душа человечья, за всё благодарная, порою до забытья, до слёз».

    В рассказе «Живые помощи» главный герой - немолодой человек, много переживший, ему бы больше отдыхать, но он не привык к такому образу жизни. Он занимается участком, обустройством дома, сам может приготовить еду и напитки, которые сейчас делать мало кто умеет. Он мечтает взять ещё землю, возделать её, развести там виноградник, посадить сад, устроить огород с разными посадками. Со временем построить новый дом. Все его зовут дед, хотя он не так стар, и во всем рассчитывает на свои силы. Он понимает, что сын и сноха работают, заняты делами, да и интереса к земле такого, какой есть у него, у них нет. В то же время он осознавал, что из-за возраста, болезней (хотя не любил о них думать и говорить) может и не успеть сделать на новом большом участке то, что задумал, о чём так мечтал, всё, что запланировал. Но это не расстраивало деда и не останавливало его: делал ради внуков, надеясь, что со временем, пусть уже и без него, всё же там будет виноградник. Тяга к работе на земле, умение её возделывать, стремление обустроить хозяйство — черта героя Бориса Екимова.

  1. Работа с текстом. Чтение с остановками.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ? 

 - Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? 

- Всё прекрасное на земле рождено женщиной и любовью. А человеческое в человеке берёт начало с материнской любви.Что может быть на свете священнее имени матери!..

Рефреном проходят слова: «Это было давным-давно, век назад». Герой,дед, вспоминает детство в Сталинграде, маму, которая спасла его в те страшные годы.

 - Чтение фрагмента: «Помню, как жили мы… в веселе и тепле» до слов «Молитва матери:

Живый в помощи Вышняго,В крове Бога Небесного…» включительно.

 - Что вспоминает герой?

- Как жили люди до войны?

 - Слова с какими суффиксами употребляет писатель? О чём это говорит?

 - Легко ли вспоминать герою о военном детстве в Сталинграде?

«Помню, как жили мы С мамой родною…» - эти слова с любовью произносит немолодой человек.

 - Какую роль в годы войны сыграла мама героя?

 - Сможет ли он это забыть?

А говорили всё проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в берёзе сок. А.Селезнёв

 Так как же всё-таки излечить боль войны? Возможно ли это? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в рассказе Б. Екимова

-  Кто из героев рассказа испытал на себе «боль войны»?

Чтение от «Тогда — век назад — тоже была ночь. Но не было тьмы»  до слов «Все это было. Давным-давно, целый век назад. Было, но иным быльем поросло».

 - Какие слова говорит  мама и заставляет повторять сына? (слова молитвы)

- О ком думает мама, кого хочет спасти, даже ценой своей жизни?

- Почему дед помнит Трезорку?

 - Почему герой не рассказывает о тех страшных событиях? («Век прошел. А вспомнить горько: Шурочку, маму ее, бабушку Клаву, Ваську, Павлика, Толика, Олю и совсем малую Любушку, ей дали мамино имя, на малый срок.

Вот почему он отказывался в школы ходить, что-то рассказывать людям чужим, тем более детям. Разве поймут? Разве это можно понять? Не увидев, не пережив. Лишь мать его понимала. А еще — жена, которая тоже была сталинградкой…»)

Чтение фрагмента «Век назад ночная переправа на Волге оказалась страшнее дневной» до слов «Лучше на земле помрём, у себя» включительно.

 - Охарактеризуйте маму. Как она ведёт к критических ситуациях? О ком болит её душа?

  «Всю правду о войне, да и о жизни нашей знает только Бог», – сказал В.П. Астафьев.

   Человечность, милосердие, чуткость, доброта, трудолюбие — вечные ценности и черты лучших героев Бориса Екимова. Тут можно только добавить словами апостола: «Кто делает добро, тот от Бога» (3 Ин. 11). «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2: 10).

 - Как относится к деду сын? внуки? (любят, заботятся о нём)

 - Что волнует героя? (чтобы у внуков был сад…) Дед живёт ради внуков, а внуки любят деда.

- Как вы понимаете заглавие рассказа

- Как вы думаете, продолжит ли сын, а потом внуки начатое дедом?

- На какой ноте заканчивается рассказ? Грустно ли читать конец?

 - Каким хочет остаться в памяти внуков Дед?

Рефлексия.

- Какие нравственные уроки преподал вам Борис Екимов?

 (Война не только убивает, ранит физически, но ещё наносит душевные раны, от которых оправиться очень сложно.

Материнская любовь с молитвой спасла сына, любовью к сыну и внукам живёт главный герой, внуки растут в любви, которую потом будут передавать своим детям.)

Домашнее задание (на выбор): первые три задания в формате ОГЭ 13.3

1. Что такое доброта? Что значит быть добрым?

2. Что такое материнская любовь? Как проявляется материнская любовь?

3. Что такое память сердца? Что называется памятью сердца?

4. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Б. Екимова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕМ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА Б. П. ЕКИМОВА «НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ»

В методической разработке исследуются особенности использования мем-технологий на уроках литературы. Рассмотрены теоретические и практические основы применения мем-технологий на уроках литературы. Пре...

Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»

Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»...