Личностно-ориентированный урок И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно - тематический диапазон лирики.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Краснова Ирина Николаевна

Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бродского, показать богатство и глубину его поэтического мастерства, осмыслить место поэта в литературном процессе второй половины ХХ века.

Развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, .развивать способность к размышлению над поставленными вопросами, делать обобщения, развивать ассоциативное мышление и творческие способности.

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к творчеству И.Бродского, воспитывать коллективизм (работа в группе).

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_simvolizm.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме:                                                                           «Русский символизм и его истоки».

Цели:

- Образовательная: показать основные моменты, раскрывающие суть символизма, познакомить с творчеством поэтов- символистов, научиться видеть  черты  символизма  в разных  видах  искусства.

- Развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, развить способность к размышлению над поставленными вопросами, поиска ответов на них и к аргументации своих выводов, делать обобщение, развивать творческие способности учащихся, развивать ассоциативное мышление.

 - Воспитательная: прививать интерес к предмету, способности  к развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитывать общую культур

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Методы обучения: поисковая беседа, исследовательский.

Технологии: компетентностно-ориентированная, здоровье- сберегающая.

Оборудование: Портреты поэтов- символистов, музыка А.Н. Скрябина, стихотворения поэтов символистов, картины М.А.Врубеля.

                                             Ход урока:

  1. Сообщение цели и темы урока. Повторение пройденного.

    Позитивный настрой на восприятие урока.

- В сравнении с какой эпохой развития русской литературы эпоха конца девятнадцатого века и начала двадцатого века получила название «серебряного века»?

(в сравнение с «золотым веком»)

- Что эти эпохи сближаются и отличаются друг от друга?

(стремление к преображению - один из ключевых импульсов людей искусства «серебряного века», вылившийся в процессе жизнетворчества.)

- В чем причины возникновения литературных направлений, открывших эпоху «серебряного века»? Назовите эти направления.

(сама эпоха меняла стиль мышления, отвергая рациональное, оперируя символами в искусстве, философии, жизни. Стремление преобразить жизнь внесоциальным путем объединило в творческие группы, которые опирались на общие основы - осмысление человеческих отношений и жизни. Поэтому «серебряный век»- не только время, но и отношение художника к этому времени. Поэты создали свою концепцию мира и человека в этом мире. Появились декадентские течения  (символизм, акмеизм, футуризм).

  1. Основная тема урока.

Слово учителя: послушайте музыку А.Н. Скрябина. Это композитор, в творчестве которого отразился 20-ый век.  Этот век подарил нашей культуре великое множество гениальных людей, обогатил искусство новыми направлениями и течениями. Начало века получило в литературной критике название «серебряный», век изящного, неординарного самобытного искусства.

Русская литература развивалась не обособленно, а впитывала в себя все лучшее, что создавалось мировой культурой.

- Искусство какой страны оказало наибольшее влияние на русское искусство начало 20-ого века? (развитие русского искусства начала 20-ого века тесно связано с культурой Франции).

- Какое направление, возникшее под влиянием французской культуры, стало ведущим в это время в России? (Символизм.)

- Итак, мы говорим сегодня о символизме. Наша основная задача- научиться видеть черты этого направления в разных видах искусства.

- Что это за направление?

Символизм - литературно-художественное направление конца 19-ого - начала 20-ого века, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

- А что такое символ?

Символ (от греческого условный знак) - предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, которая и определяет характер символа (революционный, религиозный и др.).

  1. Анализ творчества Поля Верлена.

- Какие французские поэты стоят у истоков этого направления?

Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларме.

- В чем же особенность творчества французских символистов? Каким настроением проникнуты их стихи? Чтобы не быть голословными и услышать мелодику французской поэзии, давайте обратимся к творчеству Поля Верлена. Кто он, король французских символистов? Какова его судьба? И отразилась ли она в его  творчестве? Чтобы стихи Верлена стали более понятны, попрошу вас рассказать о творчестве и судьбе этого поэта.

Поль Верлен - уникальный голос во французской поэзии. Он стал одним из вождей символизма, о чем свидетельствует его программное стихотворение «Поэтическое искусство», где излагаются основные принципы этой школы. Судьба поэта печальна. «Король символистов» не мог найти издателя для своих произведений, жил нищим, часто презираемым и умер на больничной койке, одинокий, оставленный всеми. Жизнь Верлена не была легкой, и это нашло выражение в его глубоком пессимизме.

Чтение стихотворения Поля Верлена «Мистические сумерки».

Дрожали, рдея в раскаленной дали.

Воспоминанье с вечернею мглой.

Костры надежды тихо догорали,

И дым вставал таинственной стеной,

Увитой расцветающей волной

Тюльпанов, лилий, лютико, и далий,

Что будто вверх по решетке взбежали.

И этот дым блуждал среди больной

Атмосферы, отравой горячей, густой

Тюльпанов, лилий, лютиков и далий,

Залив мне сердце, дух, рассудок мой,

Связав Огромным обмороком с тьмой

Воспоминание в раскаленной дали.

 - Приступая к анализу этого стихотворения, я хочу вас попросить помнить о том, что трактовать стихотворение однозначно нельзя: ведь перед нами художественный перевод, а значит, произведение, пропущенное через сознание русского автора. «Символы не говорят, они молча кивают», - писал немецкий философ Ницше. Не забывайте и об этом. О чем же вам «кивают» символы мистических сумерек?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроением грусти, отчаяния.)

- Как вы думаете, почему? (Вместе с вечерней мглой, «рдея в раскаленной дали», дрожат воспоминания- символ прошлого. «Догорают» костры надежды - лирический герой не видит будущего, оно зыбко.)

- Если даль раскалена, каково это прошлое?

( Возможно, оно дорого до такой степени, что обжигает сердце героя.)

- Но может ли мы говорить о том, что лирический герой питает еще какие-то надежды на лучшее? (Скорее да, ведь «таинственная стена», которая, возможно, разделяет настоящее с будущим, увита цветами -символом красоты, естественности, надежды на лучшее.)

- Что же разрушает эту красоту, не дает лирическому герою поверить в лучшее? (Отравленная атмосфера сегодняшнего дня. Она больна, человеку нечем дышать,  и даже цветы становятся отравой.)

- Есть ли выход из сложившейся ситуации? В чем он для героя? (Возможно, в отрешенности от действительности («Связав огромный обмороком с тьмой воспоминанье».)

- В оригинале стихотворения в конце остается слово «сумерки», то есть не полной тьмы, значит, есть надежда. В переводе - безнадежность: лирического героя охватила тьма. Что, на ваш взгляд, это привносит в стихотворение? (Больший пессимизм.)

- Почему же сумерки мистические? (Они окружены тайной, «дым встает таинственной стеной», погружены, словно в туман и мглу, в которых герою видятся разные образы.)

  1. Поэзия русских символистов.

Поэты - символисты России обогатили это направление несколько иным содержанием.

- Назовите имена русских поэтов, чье творчество неразрывно связано с символизмом.

К старшему поколению символистов (80-90-е гг.19-ого века) относятся Д.С.Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб. К младосимволистам - Вячеслав Иванов, Андрей Белый, А.Блок, Сергей Соловьев.

- Кто является теоретиком этого направления?

Дмитрий Сергеевич Мережковский, выступавший в 1892 году с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».

- Вспомните, какие три главных начала «нового искусства»выделил в своей  работе   Мережковский?

«Мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности ».

-Какие черты русского символизма являются  основными с точки зрения современного литературоведения?

Представление о двух мирах (реальном фантастическом).

Особая роль символа.

Особое значение фонетического звучания стиха.

Отрицание реальной достоверности изображаемого.

Мистическое содержание.

- Внешний облик поэта- символиста, о творчестве которого сейчас пойдет речь, знаком практически каждому по многочисленным фотографиям и нескольким прижизненным портретам. «Нравится мне его строгое лицо и голова фло-рентийца эпохи Возрождения»,- говорил о нем М.Горький. А вот каким видел его поэт- футурист И.Северянин.

                             

И. Северянин «Блок»

Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем.

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал — поэтно- видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила Смерть, он понял: — Незнакомка...

У рая слышен легкий хруст шагов:

Подходит Блок. С ним — от его стихов

Лучащаяся — странничья котомка...

Кто же, она блоковская незнакомка? Чтобы узнать об этом, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Блока. (Чтение стихотворения Блока «Незнакомка»)

- Используя основные установки символизма, докажите принадлежность стихотворение А.Блока к данному направлению.

А) Представление о двух мирах (реальном и выдуманном)

В стихотворении поэт совмещает две точки зрения на действительность: трактирный, угарный, «пьяный» мир – реальность; «берег очарованный и очарованная даль» - лучший, выдуманный мир, возникающий с появлением Незнакомки.

Б) Посредник между двумя мирами - символ.

- Кто выступает посредником между трактирным миром и «очарованными далями»?

Незнакомка выступает как посредник между двумя мирами. С одной стороны, она одинока («Всегда без спутников, одна…»), и в этом откровении она душа, родственная лирическому герою. К тому же она, как и он , трагична (Перья на ее шляпе «траурные»). С другой стороны, Незнакомка явно принадлежит этому ресторанному миру, вписывается в него. Она из сна («Иль это только сниться мне?») и одновременно из яви, ибо медленно проходит межу вполне реальными пьяными.

В) Особое значение фонетического звучания

- В одинаковых ли звуковых ключах дано описание мира реального стиха и выдуманного?

Первая и вторая части написаны в совершенно различных звуковых и лирических ключах.

- Есть ли разница между первым и вторым в звуковом решении?

В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных («По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух…» - пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх и тд.), т.е. аллитерация.

- Какова задача художников в первой части?

(создать картины реального мира.)

- Каким способом это достигается? (Аллитерацией.)

- Как лексический состав стихотворения способствует созданию особой атмосферы стихотворения?

Лексика подчеркнуто заземлена и оценена (воздух дик и глух, окриками пьяными, пылью переулочной, женский визг, лунный диск, «бессмысленно кривится».)

- Итак, как же показан реальный мир?(Негативно.)

- Как меняется звуковой строй стиха с появлением Незнакомки?

  С появлением образа Незнакомки в звуковом мире стихотворения, с одной стороны, возникает нагнетание шипящих и свистящих, возможно, для того, чтобы передать шелест платья, таинственность и т.д. С другой стороны, Блок использует повтор гласных, то есть ассонанс (ударные аеаа/иоие/иааа/аие/еаа…)

-Что дает повтор гласных? (Мелодичное звучание стиха.)

- Зачем автор это делает? (Рождается новый мир.)

Какой же мир?(Светлый, чистый, таинственный.)

- Какая лексика появляется?

Языковые средства, создающие образ Незнакомки, носят возвышенный, символический и романтический характер («девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне»; «дыша духами и туманами», «веют древними поверьями ее упругие шелка».)

Г) Отрицание реальной достоверности изображаемого.

- Что открывается лирическому герою за «темной вуалью» Незнакомки?

  Лирический герой смотрит «за темную вуаль» Незнакомки, и ему открывается иной мир, новый образ- символ, соответствующий его идеалу («И вижу берег очарованный…»)

- Как вы думаете, что связывается с этой «очарованной далью»?

С «очарованной далью» связана какая-то особенная «пленительная тайна», возникает образ очей, «синих, бездонных», принадлежащих героине другого берега.

- Почему мы не можем говорить о реальности этого образа? (Этот образ таинственен и туманен, то есть лишен осязаемости.)

Д) Мистическое содержание.

- В чем своеобразие атмосферы стихотворения? Можем ли мы назвать ее мистической?

Сама задымленная атмосфера трактира способствует игре воображения лирического героя. Таким образом , рождается очередной контраст земного и небесного, реального и мистического. Но в переживания колдовского очарования поселяется тревога.

- В чем признается лирический герой? (Лирический герой признается, что в душе его «лежит сокровище».)

- Что это за сокровище?

Это душевное богатство, но оно зыбко и призрачно, если лишено опоры в действительности.

- Что вновь омрачает думы лирического героя?

Возникает образ огромной трагической силы: пьяницы соединяются в «пьяное чудовище», заставляющее героя признать свою правоту («истина в вине»).

- Может ли мы говорить о том, что у лирического героя есть шанс выбраться из этого отвратительного, душного кабака? (Круг замкнулся, выхода нет, нет надежды, что он когда-либо разомкнется.)

-К каким же выводам вы пришли?

В стихотворении А.Блока «Незнакомка» можно обнаружить все черты, свойственные символизму.

5. Анализ произведения  изобразительного искусства.

- Символизм нашел свое отражение и в живописи, и в музыке. Имя Михаила Александровича Врубеля связано с символизмом в изобразительном искусстве.

 - Попробуйте найти среди представленных репродукций те, которые принадлежат Врубелю. Обоснуйте свой выбор.

«Демон сидящий» - демон прекрасен, юн, полон сверхчеловеческой силы, но одинок, охвачен безграничной тоской. Создавая символико-фантастический образ, художник нашел выразительные средства, позволяющие добиться впечатлений сверхчеловеческой мощи фигуры, окруженной гигантскими, фантастическими цветами (широкие мазки, лилово-синий фон, обобщение и укрупнение цветового пятна,  усиление звучности и силы цвета, напряженность).

Блок писал о своей «Незнакомке»: «Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал демона; но всякий делает то, что ему назначено».

«Царевна-лебедь» - образ прекрасен своей одухотворенностью, бледное лицо полно задумчивости и проникновенной грусти. Глядя на картину, невольно испытываешь тревогу за судьбу этой сказочной царевны, тоскующей среди потемневшего морского простора. В картине слились воедино лирическое настроение, загадочность образа, сказочная фантастика и реальность.

В образе Царевны-лебедя воплощена женская мечта о счастье, о большом и светлом человеческом чувстве. Это один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля.

«Пан» - полуфантастическое существо, похожего на русского Лешего. Создается впечатление, будто Пан вырос из земли. Он органично сливается с природой. Бросается в глаза голубизна проницательно-мудрых глаз. Пан также стар и мудр, как сама природа, которую он олицетворяет.

Пан – эллинский бог природы. Образ навеян рассказом А.Франца «Святой сатир».

Каким же образом нашел свое отражение символизм в живописи?

В живописи, также как и в литературе, соединяются реальное и фантастическое, образы полотен символичные, картинам присуще мистическое  содержание. Художники используют темные тона, на фоне которых контрастно выделяются таинственные образы.

Символизм на языке живописи выразился через цвет, масштабность изображения. Через таинственность сюжета художник передавал свое восприятие мира. Не  случайно на нашем уроке звучит и музыка А.Н.Скрябина.

  1. Итоги урока.

Вывод: у каждого вида искусства свой язык, у каждого художника свое особенное видение мира, а значит, и разные способы самовыражения.

- Ну что общего у всех деятелей искусства этого периода? Что объединяет их творчество?

Их объединяет принадлежность к одному течению – символизму. Художники - символисты, поэты-символисты, музыканты символисты – предавали слову, цвету, звуку невиданную ранее многозначность, открыли в них множество дополнительных оттенков и смыслов. Все они стремились сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием. Но каким бы методом не пользовался художник, значительность произведения всегда определяется масштабом личности его создателя.