И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Краснова Ирина Николаевна

Разработка урока по литературе по творчеству Бродского И.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brodskiy.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.

Цели урока:

Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бродского, показать богатство и глубину его поэтического мастерства, осмыслить место поэта в литературном процессе второй половины ХХ века.

Развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, .развивать способность к размышлению над поставленными вопросами, делать обобщения, развивать ассоциативное мышление и творческие способности.

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к творчеству И.Бродского, воспитывать коллективизм (работа в группе).

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: поисковая беседа.

Оборудование:фотографии И. Бродского,тексты стихотворений поэта, карточки с высказыванием писателей, литературоведов, тетрадь-помощник(языковые средства выразительности).

                                                   Ход урока:

I.Орг.момент: минутка приятных воспоминаний.

II. Мотивация

Слово учителя :сегодня мы познакомимся с известным поэтом xx века, нашим современником. Имя его официально появилось около 25 лет назад, поэтому  перед нами трудная, но интересная задача- открыть для себя великого поэта Скоро мы будем отмечать его 75-летие.Этот урок посвятим будущему юбилею.

На партах у всех -  стихотворение ’’Я входил вместо дикого зверя в клетку…’’

Задание: прочитайте стихотворение, и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху  гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

Знакомимся с автором: Иосиф Бродский. Записываем на доске и в тетради имя, даты жизни.

III. Изучение нового материала.

Годы и факты

Слова учителя:

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде.

Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты . Мать, Мария Моисеева  Вольперт , всю жизнь проработала бухгалтером.

В 1949 году семья  получила “полторы комнаты” в знаменитом доме на улице  Пестеля, где с 1949 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру  А. Блок, а в 1920 году собирались участники “Цеха поэтов”.

-Знакомы Вам эти имена?

В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” – уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости убогого материализма”. Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.

Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский преодолевает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

Весной 1960-го Броский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале “Синтаксис” Александра Гинзбурга.

В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахметовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

29 ноября 1963 года в газете “Вечерний Ленинград” появился фельетон “Окололитературный трутень”, с этого времени начинаются  преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за  тунеядство.

(Инсценирование  отрывка стенограммы из зала суда.)

Судья. Объясните суду, почему вы… не работали и вели  паразитический образ жизни”

Бродский. Я работал… я  писал стихи.

Судья. А что вы сделали полезного для Родины?

Бродский. Я трудился. Я писал стих.

Судья. А кто признал , что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский. Никто.

Судья. А вы учились?.. Чтобы быть поэтом?..

Бродский. Я не думал,  что это  даётся  образованием… Я думаю это (растерянно) от Бога”.

-Как вы оцениваете поведение И. Бродского на процессе?  Как понимает он роль поэта  в обществе?

Несмотря на беспочвенность обвинений и достойную защиту, Бродский был осуждён на пять лет принудительных работ : за тунеядство и выслан из Ленинграда в Архангельскую  область, в деревню  Корейскую.

Это  трудное время. Мы должны пережить,

перегнать эти годы,

с каждым новым страданьем забывая

былые невзгоды

и встречая, как новость, эти раны

и боль поминутно,

беспокойно вступая в туманное новое утро.

Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией.

‘’Одной поэтессе’’

Оставим счеты. Я давно в неволе.

Картофель ем и сплю на сеновале.

Могу прибавить, что теперь на воре

уже не шапка - лысина горит.

Я эпигон и попугай. Не вы ли

жизнь попугая от себя скрывали?

Когда мне вышли от закона "вилы",

я вашим прорицаньем был согрет.

Служенье Муз чего-то там не терпит.

Зато само обычно так торопит,

что по рукам бежит священный трепет,

и несомненна близость Божества.

Один певец подготовляет рапорт,

другой рождает приглушенный ропот,

а третий знает, что он сам - лишь рупор,

и он срывает все цветы родства.

В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобождён. Восемнадцать месяцев, проведённых  поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность. Но поэт вынужден покинуть страну.

4 июня 1972 года самолёт с изгнанным  поэтом на борту приземлился в Вене.

Мне говорят, что нужно уезжать.

Да-да. Благодарю. Я собираюсь.

Да-да. Я понимаю. Провожать

не следует. Да, я не потеряюсь.

Ах, что вы говорите - дальний путь.

Какой-нибудь ближайший полустанок.

Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь.

Я вовсе налегке. Без чемоданов.

Да-да. Пора идти. Благодарю.

Да-да. Пора. И каждый понимает.

Безрадостную зимнюю зарю

над родиной деревья поднимают.

Все кончено. Не стану возражать.

Ладони бы пожать - и до свиданья.

Я выздоровел. Нужно уезжать.

Да-да. Благодарю за расставанье.

Вези меня по родине, такси.

Как будто бы я адрес забываю.

В умолкшие поля меня неси.

Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.

Накануне отъезда он  пишет открытое письмо Л.И. Брежневу: “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что  имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо , переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во  плоти или на бумаге…”

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя что сызнова входит в моду,

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

Бродский оседает в США, преподаёт русскую литературу в университетах. В 1978-м становится почётным членом Американской Академии искусств, из которой, однако вышел в знак протеста против избрания почётным членом Академии Е. Евтушенко.

1987 – Нобелевская премия по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли  и поэтической глубины”, как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.

В 1991-1992 – получает звание поэта лауреата Библиотеки Конгресса США.

Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

Это, боюсь, не вопрос  чутья…

Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996 году. Ему было 55 лет. Похоронен  в Венеции.

Работа по группам:

-Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников,  выпишите то, что кажется главным.

-Образ  какого человека создается?

1-я группа

П. Вайль: “Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским – даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами – всегда была наслаждением. Совместный поход в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник”.

2-я группа

Сильвана  Давидович: “Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам – и вдруг раз – всё опять исчезает. Тот же тон его голоса – то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чём она говорит.

Когда он читал стихи, даже человека, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущением, что присутствует при некоем священнодействии. Голос  пробирает до самой глубины, ты получаешь  необычный эмоциональный толчок”.

3-я группа

Андрей Битов: “Смерть поэта – это не личная смерть. Поэты не умирают… Я позвонил Иосифу на -кануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать… Он мечтал быть футболистом или лётчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом… 28 января   умер  Пётр I . 28 января умирал Пушкин.  28 января умер Достоевский.  28 января Блок заканчивает “Двенадцать”, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала…Нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С  этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге”.

Вывод:  создается образ человека щедрого, заботливого, внимательного, прекрасного собеседника, компаньона, глубокого, виртуозного, целеустремленного, профессионала, талантливого рассказчика, обладающему артистической и этической свободой, одинокого, спортсмена и путешественника, создателя своего Мира.

Впечатление о стихах

Перед учащимися стихотворения  Бродского разных лет.

-Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

-Сформулируйте  в нескольких словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

- Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.

-Какое стихотворение Вам показалось самым близким, понятным и почему?

Вариант выполнения работы по группам .

1-я группа:

“Стансы”

2-я группа:

“Части речи”

3-я группа: “Одиссей Телемаку”

“Бабочка”.

“Стансы”             Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман.

“Части речи”     Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество,экстравагантность.    

“Одиссей Телемаку”   Тоска по родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну.

“Бабочка”           Неуловимое , хрупкое, на грани материального и тонкого мира, взволнованное.

Поэтическое наследие

- О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников?

Учащиеся  просматривают отпечатанную карточку.

1861 Поэма “Петербургский роман”, цикл “Июльское интермеццо”, поэма-мистерия “Шествие”.

1963 Цикл “Песни счастливой зимы”, “Большая элегия Джону Донну”, поэма “Исаак и Авраам”, поэма-эпопея “Столетняя война”.

1966 Роман в стихах “Горбунов и Горчаков”.

1972 “Бабочка”, “Сретенье”.

1973 Первый английский сборник “Second Poems”

1975 “Осенний крик ястреба”.

1976 Цикл “Часть речи”.

1980 Том переводов английской и американской поэзии.

1981 “Римские элегии”.

1983 Книга любовной лирики “Новые стансы к Августе”.

1986 Том эссе “Меньше единицы”.

1987 Сборник “Урания”.

1990 Сборник “Назидание”.

1992 Двухтомное собрание сочинений “Форма времени”.

1992/95 Подготовленные пушкинским фондом “Сочинения Иосифа Бродского” в пяти томах.

Вывод:

Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и лёгком внедрении в любую культурную среду.

IV.Физкульт.минутка.

V. Анализ стихов

Слово учителя:

Для Бродского стихи не были упражнением, он уже был взрослым человеком, озабоченным смыслом существования, и поэтический труд сразу стал для него образом жизни, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Это и отличало его стихи, оттого и были они сразу замечены в литературной среде.

Одно из ранних стихотворений,  в котором изображалась скачка во тьме “по бескрайним холодным холмам”,  символизировало, если можно так упрощённо сказать, одинокий труд жизненного искания (читает ученик):

Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным

                                                                         холмам

вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме,

                                                к треугольным домам,

вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве,

                                                       по песчаному дну,

освещенный луной, и ее замечая одну.

Гулкий топот копыт по застывшим холмам –

                                       это не с чем сравнить,

это ты там, внизу, вдоль оврагов ты вьешь

                                                          свою нить,

там куда-то во тьму от дороги твоей отбегает

                                                                 ручей,

где на склоне шуршит твоя быстрая тень

                                          по спине кирпичей…

…  Нет, не думай, что жизнь - это замкнутый

                                                       круг небылиц,

ибо сотни холмов - поразительных круп кобылиц

 на которых в ночи, но при свете луны, мимо

                                                              сонных округ,

засыпая, во сне, мы стремительно скачем на юг…

-Разве  жизнь может быть замкнутой кругом  небылиц? И почему холмы – это один круп (в единственном числе) нескольких (во множественном числе) кобылиц? “Во сне… скачем” – более или менее  понятно, только почему “засыпая”? Но эти вопросы не приходят в голову: такая волшебная, такая обворожительная мелодия! Образ холмов рисуется поэтом как взлеты и падения в жизни любого человека, это сама жизнь в разных ассоциациях.В других стихотворениях Бродского есть похожие образы.

В 1962 году Бродский впервые читает в “Литературном кафе” своё стихотворение ‘’Холмы’’

Прочитайте фрагмент этого стихотворения(читает ученик)


Холмы - это наша юность,

гоним ее, не узнав.

Холмы - это сотни улиц,

Холмы - это сонм канав.

Холмы - это боль и гордость.

Холмы - это край земли.

Чем выше на них восходишь,

тем больше их видишь вдали.

Холмы - это наши страданья.

Холмы - это наша любовь.

Холмы - это крик, рыданье,

уходят, приходят вновь.

Свет и безмерность боли,

наша тоска и страх,

наши мечты и горе,

все это - в их кустах.

Холмы - это вечная слава.

Ставят всегда напоказ

на наши страданья право.

Холмы - это выше нас.

Всегда видны их вершины,

видны средь кромешной тьмы.

Присно, вчера и ныне

по склону движемся мы.

Смерть - это только равнины.

Жизнь - холмы, холмы.

- Каким настроением, по вашему, проникнуто стихотворение?

(Чувство отчаяния и безысходности, это крик, боль. От этого стихотворения идёт большая внутренняя энергия. Большое количество  коротких предложений создаёт ощущение бесконечности движения вверх – вниз, при котором сбиваются дыхание, ритм)

- Какие художественно изобразительные средства использует поэт в отрывке? Какую роль они играют?

(Бродский использует анафору: “Холмы – это…” Создаётся ощущение необъятности пространства, покрытого холмами. А так как холмы – это юность, улицы, канавы, боль, гордость, страдания, любовь, мечты, горе, то становится ясно, откуда такое ощущение. Холмы – это сама жизнь.)

Холмы – это жизнь, это развернутая метафора лежит в основе данного текста. Предложения построены по принципу синтаксического параллелизма, и стих звучит как заклинание.

- Назовите контекстуальные антонимы.

(Боль – гордость, выше – больше, свет – боль, мечты – горе, вчера и ныне, смерть – жизнь)

- Почему их так много, подумайте.

( Потому что жизнь соткана из противоречий)

- Какую поэтическую тему уводит в стихотворение финальная антитеза: “Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы”?

( Финальные антитезы заявляют тему смерти и жизни. Это определяющий мотив поэзии Бродского)

С самого начала Бродским было уловлено таинственное свойство поэзии- сочетать печаль со счастливыми порывами души , когда она наделена творческой силой.

-Вы прочитали, услышали стихи И. Бродского. Назовите излюбленные темы поэта.

(время,пространство,Бог,жизнь,смерть,искусство.изгнание,одиночество).

Согласны ли вы с мнением литературоведа Б.Хазанова: “При первом знакомстве Бродский может показаться самым непоэтическим из поэтом?” (В результате обсуждения – приходим к выводу: в стихах Бродского мы видим не результат, а скорее процесс мышления. Поэт активно использует перенос , часто  употребляет неточную рифму. Это способствует созданию небрежной разговорной интонации, а иногда , наоборот, - резким выделительным средством повышения эмоциональной  напряженности. “Мысль уточняется, договаривается, одно выражение её сменяется другим, лучшим…” (Записываем  цитату)

По нашим наблюдениям у Бродского фраза может растянуться на целое стихотворение. Поэт не даёт перевести дух.

- Как вы думаете, почему?

(Чтобы передать взволнованное состояние лирического героя).

У Бродского поразительные тропы , метафоры, сравнения и т.д.

Для Бродского слово поэта долговечнее самого поэта , а язык долговечнее любого слова, благодаря этому язык обретает жизнь вечную и обладает особой энергетикой.

Вывод: говоря о поэзии Бродского, следует прежде всего подчеркнуть широту ее проблемно- тематического диапазона ,естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно- исторических, философских ,литературно- поэтических и  автобиографических  пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, вылившейся в стихотворную форму.

VI. Итог урока.Обобщение.

Важно сказать о колоссальной  работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий  потенциал.

Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда всё истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полна трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.

В заключении прочитаем стихотворение, написанное Бродским незадолго до смерти.

Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.

Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

                                                                (1994)

VII. Рефлексия

-Запишите слова, которые относятся к теме урока(кто что запомнил), ассоциации, образы.

    или

-Закончите фразу:

  Сегодня я узнал…

  Было интересно…

  Меня удивило…

   Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.Философская глубина лирики Пастернака»

Цель: раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака, показать особенности его восприятия мира.Задачи: познакомить с философской лирикой Б. Пастернака; -показать своеобразие и свеже...

Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...

Личностно-ориентированный урок И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно - тематический диапазон лирики.

Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бродского, показать богатство и глубину его поэтического мастерства, осмыслить место поэта в литературном процессе второй половины ХХ века.Разви...