Главные вкладки

    И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Краснова Ирина Николаевна

    Разработка урока по литературе по творчеству Бродского И.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл brodskiy.docx44.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.

    Цели урока:

    Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бродского, показать богатство и глубину его поэтического мастерства, осмыслить место поэта в литературном процессе второй половины ХХ века.

    Развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, .развивать способность к размышлению над поставленными вопросами, делать обобщения, развивать ассоциативное мышление и творческие способности.

    Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к творчеству И.Бродского, воспитывать коллективизм (работа в группе).

    Тип урока: комбинированный.

    Метод обучения: поисковая беседа.

    Оборудование:фотографии И. Бродского,тексты стихотворений поэта, карточки с высказыванием писателей, литературоведов, тетрадь-помощник(языковые средства выразительности).

                                                       Ход урока:

    I.Орг.момент: минутка приятных воспоминаний.

    II. Мотивация

    Слово учителя :сегодня мы познакомимся с известным поэтом xx века, нашим современником. Имя его официально появилось около 25 лет назад, поэтому  перед нами трудная, но интересная задача- открыть для себя великого поэта Скоро мы будем отмечать его 75-летие.Этот урок посвятим будущему юбилею.

    На партах у всех -  стихотворение ’’Я входил вместо дикого зверя в клетку…’’

    Задание: прочитайте стихотворение, и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.

    Я входил вместо дикого зверя в клетку,
    выжигал свой срок и кликуху  гвоздем в бараке,
    жил у моря, играл в рулетку,
    обедал черт знает с кем во фраке.
    С высоты ледника я озирал полмира,
    трижды тонул, дважды бывал распорот.
    Бросил страну, что меня вскормила.
    Из забывших меня можно составить город.
    Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
    надевал на себя что сызнова входит в моду,
    сеял рожь, покрывал черной толью гумна
    и не пил только сухую воду.
    Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
    жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
    Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
    перешел на шепот. Теперь мне сорок.
    Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
    Только с горем я чувствую солидарность.
    Но пока мне рот не забили глиной,
    из него раздаваться будет лишь благодарность.

    Знакомимся с автором: Иосиф Бродский. Записываем на доске и в тетради имя, даты жизни.

    III. Изучение нового материала.

    Годы и факты

    Слова учителя:

    Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде.

    Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты . Мать, Мария Моисеева  Вольперт , всю жизнь проработала бухгалтером.

    В 1949 году семья  получила “полторы комнаты” в знаменитом доме на улице  Пестеля, где с 1949 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру  А. Блок, а в 1920 году собирались участники “Цеха поэтов”.

    -Знакомы Вам эти имена?

    В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” – уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости убогого материализма”. Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.

    Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский преодолевает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

    Весной 1960-го Броский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале “Синтаксис” Александра Гинзбурга.

    В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахметовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

    29 ноября 1963 года в газете “Вечерний Ленинград” появился фельетон “Окололитературный трутень”, с этого времени начинаются  преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за  тунеядство.

    (Инсценирование  отрывка стенограммы из зала суда.)

    Судья. Объясните суду, почему вы… не работали и вели  паразитический образ жизни”

    Бродский. Я работал… я  писал стихи.

    Судья. А что вы сделали полезного для Родины?

    Бродский. Я трудился. Я писал стих.

    Судья. А кто признал , что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

    Бродский. Никто.

    Судья. А вы учились?.. Чтобы быть поэтом?..

    Бродский. Я не думал,  что это  даётся  образованием… Я думаю это (растерянно) от Бога”.

    -Как вы оцениваете поведение И. Бродского на процессе?  Как понимает он роль поэта  в обществе?

    Несмотря на беспочвенность обвинений и достойную защиту, Бродский был осуждён на пять лет принудительных работ : за тунеядство и выслан из Ленинграда в Архангельскую  область, в деревню  Корейскую.

    Это  трудное время. Мы должны пережить,

    перегнать эти годы,

    с каждым новым страданьем забывая

    былые невзгоды

    и встречая, как новость, эти раны

    и боль поминутно,

    беспокойно вступая в туманное новое утро.

    Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией.

    ‘’Одной поэтессе’’

    Оставим счеты. Я давно в неволе.

    Картофель ем и сплю на сеновале.

    Могу прибавить, что теперь на воре

    уже не шапка - лысина горит.

    Я эпигон и попугай. Не вы ли

    жизнь попугая от себя скрывали?

    Когда мне вышли от закона "вилы",

    я вашим прорицаньем был согрет.

    Служенье Муз чего-то там не терпит.

    Зато само обычно так торопит,

    что по рукам бежит священный трепет,

    и несомненна близость Божества.

    Один певец подготовляет рапорт,

    другой рождает приглушенный ропот,

    а третий знает, что он сам - лишь рупор,

    и он срывает все цветы родства.

    В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобождён. Восемнадцать месяцев, проведённых  поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность. Но поэт вынужден покинуть страну.

    4 июня 1972 года самолёт с изгнанным  поэтом на борту приземлился в Вене.

    Мне говорят, что нужно уезжать.

    Да-да. Благодарю. Я собираюсь.

    Да-да. Я понимаю. Провожать

    не следует. Да, я не потеряюсь.

    Ах, что вы говорите - дальний путь.

    Какой-нибудь ближайший полустанок.

    Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь.

    Я вовсе налегке. Без чемоданов.

    Да-да. Пора идти. Благодарю.

    Да-да. Пора. И каждый понимает.

    Безрадостную зимнюю зарю

    над родиной деревья поднимают.

    Все кончено. Не стану возражать.

    Ладони бы пожать - и до свиданья.

    Я выздоровел. Нужно уезжать.

    Да-да. Благодарю за расставанье.

    Вези меня по родине, такси.

    Как будто бы я адрес забываю.

    В умолкшие поля меня неси.

    Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.

    Накануне отъезда он  пишет открытое письмо Л.И. Брежневу: “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что  имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо , переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во  плоти или на бумаге…”

    С высоты ледника я озирал полмира,

    трижды тонул, дважды бывал распорот.

    Бросил страну, что меня вскормила.

    Из забывших меня можно составить город.

    Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

    надевал на себя что сызнова входит в моду,

    сеял рожь, покрывал черной толью гумна

    и не пил только сухую воду.

    Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

    жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

    Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

    перешел на шепот. Теперь мне сорок.

    Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

    Только с горем я чувствую солидарность.

    Но пока мне рот не забили глиной,

    из него раздаваться будет лишь благодарность.

    Бродский оседает в США, преподаёт русскую литературу в университетах. В 1978-м становится почётным членом Американской Академии искусств, из которой, однако вышел в знак протеста против избрания почётным членом Академии Е. Евтушенко.

    1987 – Нобелевская премия по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли  и поэтической глубины”, как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.

    В 1991-1992 – получает звание поэта лауреата Библиотеки Конгресса США.

    Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

    Это, боюсь, не вопрос  чутья…

    Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996 году. Ему было 55 лет. Похоронен  в Венеции.

    Работа по группам:

    -Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников,  выпишите то, что кажется главным.

    -Образ  какого человека создается?

    1-я группа

    П. Вайль: “Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским – даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами – всегда была наслаждением. Совместный поход в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник”.

    2-я группа

    Сильвана  Давидович: “Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам – и вдруг раз – всё опять исчезает. Тот же тон его голоса – то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чём она говорит.

    Когда он читал стихи, даже человека, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущением, что присутствует при некоем священнодействии. Голос  пробирает до самой глубины, ты получаешь  необычный эмоциональный толчок”.

    3-я группа

    Андрей Битов: “Смерть поэта – это не личная смерть. Поэты не умирают… Я позвонил Иосифу на -кануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать… Он мечтал быть футболистом или лётчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом… 28 января   умер  Пётр I . 28 января умирал Пушкин.  28 января умер Достоевский.  28 января Блок заканчивает “Двенадцать”, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала…Нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С  этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге”.

    Вывод:  создается образ человека щедрого, заботливого, внимательного, прекрасного собеседника, компаньона, глубокого, виртуозного, целеустремленного, профессионала, талантливого рассказчика, обладающему артистической и этической свободой, одинокого, спортсмена и путешественника, создателя своего Мира.

    Впечатление о стихах

    Перед учащимися стихотворения  Бродского разных лет.

    -Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

    -Сформулируйте  в нескольких словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

    - Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.

    -Какое стихотворение Вам показалось самым близким, понятным и почему?

    Вариант выполнения работы по группам .

    1-я группа:

    “Стансы”

    2-я группа:

    “Части речи”

    3-я группа: “Одиссей Телемаку”

    “Бабочка”.

    “Стансы”             Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман.

    “Части речи”     Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество,экстравагантность.    

    “Одиссей Телемаку”   Тоска по родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну.

    “Бабочка”           Неуловимое , хрупкое, на грани материального и тонкого мира, взволнованное.

    Поэтическое наследие

    - О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников?

    Учащиеся  просматривают отпечатанную карточку.

    1861 Поэма “Петербургский роман”, цикл “Июльское интермеццо”, поэма-мистерия “Шествие”.

    1963 Цикл “Песни счастливой зимы”, “Большая элегия Джону Донну”, поэма “Исаак и Авраам”, поэма-эпопея “Столетняя война”.

    1966 Роман в стихах “Горбунов и Горчаков”.

    1972 “Бабочка”, “Сретенье”.

    1973 Первый английский сборник “Second Poems”

    1975 “Осенний крик ястреба”.

    1976 Цикл “Часть речи”.

    1980 Том переводов английской и американской поэзии.

    1981 “Римские элегии”.

    1983 Книга любовной лирики “Новые стансы к Августе”.

    1986 Том эссе “Меньше единицы”.

    1987 Сборник “Урания”.

    1990 Сборник “Назидание”.

    1992 Двухтомное собрание сочинений “Форма времени”.

    1992/95 Подготовленные пушкинским фондом “Сочинения Иосифа Бродского” в пяти томах.

    Вывод:

    Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и лёгком внедрении в любую культурную среду.

    IV.Физкульт.минутка.

    V. Анализ стихов

    Слово учителя:

    Для Бродского стихи не были упражнением, он уже был взрослым человеком, озабоченным смыслом существования, и поэтический труд сразу стал для него образом жизни, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Это и отличало его стихи, оттого и были они сразу замечены в литературной среде.

    Одно из ранних стихотворений,  в котором изображалась скачка во тьме “по бескрайним холодным холмам”,  символизировало, если можно так упрощённо сказать, одинокий труд жизненного искания (читает ученик):

    Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным

                                                                             холмам

    вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме,

                                                    к треугольным домам,

    вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве,

                                                           по песчаному дну,

    освещенный луной, и ее замечая одну.

    Гулкий топот копыт по застывшим холмам –

                                           это не с чем сравнить,

    это ты там, внизу, вдоль оврагов ты вьешь

                                                              свою нить,

    там куда-то во тьму от дороги твоей отбегает

                                                                     ручей,

    где на склоне шуршит твоя быстрая тень

                                              по спине кирпичей…

    …  Нет, не думай, что жизнь - это замкнутый

                                                           круг небылиц,

    ибо сотни холмов - поразительных круп кобылиц

     на которых в ночи, но при свете луны, мимо

                                                                  сонных округ,

    засыпая, во сне, мы стремительно скачем на юг…

    -Разве  жизнь может быть замкнутой кругом  небылиц? И почему холмы – это один круп (в единственном числе) нескольких (во множественном числе) кобылиц? “Во сне… скачем” – более или менее  понятно, только почему “засыпая”? Но эти вопросы не приходят в голову: такая волшебная, такая обворожительная мелодия! Образ холмов рисуется поэтом как взлеты и падения в жизни любого человека, это сама жизнь в разных ассоциациях.В других стихотворениях Бродского есть похожие образы.

    В 1962 году Бродский впервые читает в “Литературном кафе” своё стихотворение ‘’Холмы’’

    Прочитайте фрагмент этого стихотворения(читает ученик)


    Холмы - это наша юность,

    гоним ее, не узнав.

    Холмы - это сотни улиц,

    Холмы - это сонм канав.

    Холмы - это боль и гордость.

    Холмы - это край земли.

    Чем выше на них восходишь,

    тем больше их видишь вдали.

    Холмы - это наши страданья.

    Холмы - это наша любовь.

    Холмы - это крик, рыданье,

    уходят, приходят вновь.

    Свет и безмерность боли,

    наша тоска и страх,

    наши мечты и горе,

    все это - в их кустах.

    Холмы - это вечная слава.

    Ставят всегда напоказ

    на наши страданья право.

    Холмы - это выше нас.

    Всегда видны их вершины,

    видны средь кромешной тьмы.

    Присно, вчера и ныне

    по склону движемся мы.

    Смерть - это только равнины.

    Жизнь - холмы, холмы.

    - Каким настроением, по вашему, проникнуто стихотворение?

    (Чувство отчаяния и безысходности, это крик, боль. От этого стихотворения идёт большая внутренняя энергия. Большое количество  коротких предложений создаёт ощущение бесконечности движения вверх – вниз, при котором сбиваются дыхание, ритм)

    - Какие художественно изобразительные средства использует поэт в отрывке? Какую роль они играют?

    (Бродский использует анафору: “Холмы – это…” Создаётся ощущение необъятности пространства, покрытого холмами. А так как холмы – это юность, улицы, канавы, боль, гордость, страдания, любовь, мечты, горе, то становится ясно, откуда такое ощущение. Холмы – это сама жизнь.)

    Холмы – это жизнь, это развернутая метафора лежит в основе данного текста. Предложения построены по принципу синтаксического параллелизма, и стих звучит как заклинание.

    - Назовите контекстуальные антонимы.

    (Боль – гордость, выше – больше, свет – боль, мечты – горе, вчера и ныне, смерть – жизнь)

    - Почему их так много, подумайте.

    ( Потому что жизнь соткана из противоречий)

    - Какую поэтическую тему уводит в стихотворение финальная антитеза: “Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы”?

    ( Финальные антитезы заявляют тему смерти и жизни. Это определяющий мотив поэзии Бродского)

    С самого начала Бродским было уловлено таинственное свойство поэзии- сочетать печаль со счастливыми порывами души , когда она наделена творческой силой.

    -Вы прочитали, услышали стихи И. Бродского. Назовите излюбленные темы поэта.

    (время,пространство,Бог,жизнь,смерть,искусство.изгнание,одиночество).

    Согласны ли вы с мнением литературоведа Б.Хазанова: “При первом знакомстве Бродский может показаться самым непоэтическим из поэтом?” (В результате обсуждения – приходим к выводу: в стихах Бродского мы видим не результат, а скорее процесс мышления. Поэт активно использует перенос , часто  употребляет неточную рифму. Это способствует созданию небрежной разговорной интонации, а иногда , наоборот, - резким выделительным средством повышения эмоциональной  напряженности. “Мысль уточняется, договаривается, одно выражение её сменяется другим, лучшим…” (Записываем  цитату)

    По нашим наблюдениям у Бродского фраза может растянуться на целое стихотворение. Поэт не даёт перевести дух.

    - Как вы думаете, почему?

    (Чтобы передать взволнованное состояние лирического героя).

    У Бродского поразительные тропы , метафоры, сравнения и т.д.

    Для Бродского слово поэта долговечнее самого поэта , а язык долговечнее любого слова, благодаря этому язык обретает жизнь вечную и обладает особой энергетикой.

    Вывод: говоря о поэзии Бродского, следует прежде всего подчеркнуть широту ее проблемно- тематического диапазона ,естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно- исторических, философских ,литературно- поэтических и  автобиографических  пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, вылившейся в стихотворную форму.

    VI. Итог урока.Обобщение.

    Важно сказать о колоссальной  работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий  потенциал.

    Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда всё истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полна трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.

    В заключении прочитаем стихотворение, написанное Бродским незадолго до смерти.

    Меня упрекали во всем, окромя погоды,
    и сам я грозил себе часто суровой мздой.
    Но скоро, как говорят, я сниму погоны
    и стану просто одной звездой.

    Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
    и прятаться в облако, слыша гром,
    не видя, как войско под натиском ширпотреба
    бежит, преследуемо пером.

    Когда вокруг больше нету того, что было,
    не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
    Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
    готов к умноженью лучше иных таблиц.

    И если за скорость света не ждешь спасибо,
    то общего, может, небытия броня
    ценит попытки ее превращенья в сито
    и за отверстие поблагодарит меня.

                                                                    (1994)

    VII. Рефлексия

    -Запишите слова, которые относятся к теме урока(кто что запомнил), ассоциации, образы.

        или

    -Закончите фразу:

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Меня удивило…

       Мне захотелось…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.Философская глубина лирики Пастернака»

    Цель: раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака, показать особенности его восприятия мира.Задачи: познакомить с философской лирикой Б. Пастернака; -показать своеобразие и свеже...

    Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

    Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....

    Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

    Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

    Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

    Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...