Лирика молодых поэтов, не пришедших с войны.
проект по литературе

Краснова Ирина Николаевна

Образовательные

  • Познакомить с творчеством поэтов, погибших на ВОВ;
  • Создать атмосферу погружения в военное время;
  • Углубить знания обучающихся о поэзии периода Великой Отечественной войны
  • Расширить круг читательских интересов

Развивающие:

  • Раскрыть творческие способности школьников
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения
  • Мотивировать к чтению
  • Развивать читательскую компетентность

Воспитательные:

  • Воспитывать в учениках человечность, чувство патриотизма и уважения к защитникам Отечества
  • Прививать интерес к литературе как учебному предмету
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_molodyh_poetov_ne_prishedshih_s_voyny.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение

                        «Центр образования  Самарской области»

           

                           Открытый  урок в 11 классе

                Лирика молодых поэтов, не пришедших с войны.

                                                   Составила:

Краснова Ирина Николаевна,

                                                                              учитель русского языка и

                                                        литературы

Лирика молодых поэтов, не пришедших с войны.

Цели урока:

Образовательные

  • Познакомить с творчеством поэтов, погибших на ВОВ;
  • Создать атмосферу погружения в военное время;
  • Углубить знания обучающихся о поэзии периода Великой Отечественной войны
  • Расширить круг читательских интересов

Развивающие:

  • Раскрыть творческие способности школьников
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения
  • Мотивировать к чтению
  • Развивать читательскую компетентность

Воспитательные:

  • Воспитывать в учениках человечность, чувство патриотизма и уважения к защитникам Отечества
  • Прививать интерес к литературе как учебному предмету
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет,  «раскладушка» со стихотворениями и фрагментами  воспоминаний.

Тип урока: урок изучения нового материала

Активные и интерактивные формы и методы обучения:

  • опережающие задания;
  • использование ИКТ;
  • проблемный метод обучения;
  • работа с поэтическим текстом
  • работа в малых группах;
  • коллективная мыслительная деятельность и коллективное обсуждение

Эпиграф урока:

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового,

И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

                        Николай Майоров

I.Орг.момент:  психологический настрой на урок.

II. Мотивация. Тихо звучит песня «Священная война».

Слово учителя.

Давно отбушевала военная гроза 1941-1945 годов, но навечно в  памяти народной имена героев минувшей войны. Каким оно было, далекое от нас молодое поколение грозных лет Великой Отечественной войны? Об этом мы можем узнать, читая пожелтевшие фронтовые треугольники, перебирая старые фотографии. Наш рассказ о тех, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, кто поведал об этом в своих стихах. Что мы знаем о них?

До войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, 944 ушли на фронт, не вернулись с войны 417.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою Родину.

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах -мотив жертвенности. Тот жизненный опыт, который отразился в  их стихах, позволит нам лучше понять образ мыслей молодежи военных и предвоенных лет, этапы взросления.
Мы попытаемся понять, откуда в творчестве молодых поэтов появляются стихи с военной тематикой, как и почему меняется взгляд на войну на протяжении последних лет жизни.
 Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

  Познакомившись с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышав их       страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи, подумайте над вопросом : «Что вы можете сказать о людях, их написавших ?»

 III. Изучение нового материала. 

Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

Работа по группам: учащиеся делятся на три рабочие группы: в  каждой группе биографы, чтецы и художники. Ученикам предлагается обратиться к истории жизни поэта- фронтовика и подготовить рассказ, художники подбирают фотографии из предложенного материала. Чтецы готовят выразительное чтение стихотворений.        

       1-я группа учащихся     представляет поэтов:   Всеволод Багрицкий, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль

     2-группа учащихся :Муса Джалиль, Георгий Суворов,  Павел Коган

      3-я группа учашихся :куйбышевские поэты

Слово учителя:

Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности за Россию, за народ и за всё на свете.

Немало молодых поэтов, от которых много ждали, разделили высокую и трагическую судьбу тысяч своих сверстников. Они покоятся в братских могилах на Карельском перешейке, под Новороссийском, в Сталинграде, на Смоленщине…

Они не состояли в Союзе писателей, почти ничего при жизни не успели напечатать; далеко не всё сохранилось из написанного ими.

Несколько лет назад имена молодых поэтов – Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Николая Отрады – были торжественно занесены на мраморную мемориальную доску писателей, павших смертью храбрых в боях за Родину. Сейчас выходят их книги. Молодые поэты, начинавшие свой путь стихами, написанными в предвоенное время, по праву заняли своё место в поэзии Великой Отечественной войны.

1-я группа учащихся     

Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны В.Багрицкий рвался на фронт. Получив отказ, молодой поэт не собирался сдаваться и, следуя примеру некоторых из своих приятелей, 6 декабря 1941 года написал заявление в Политуправление РККА, в котором высказал просьбу о принятии его во фронтовую печать. В этот раз просьба Багрицкого была удовлетворена: он получил назначение в армейскую газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта, которая с юга направлялась на освобождение осажденного Ленинграда. Таким образом, 23 декабря 1941 года Багрицкий отправился на фронт, где вел жизнь рядового армейского журналиста: ходил в немецкий тыл и писал стихи и статьи. Служить Всеволоду было легко, наученный стойкости, он  переносил все тяготы армейской жизни, все время находился на фронте, следил за проведением боевых действий, а в редакции газеты появлялся только для сдачи очередной статьи.

Воюя, Багрицкий твердо верил в победу Красной армии над фашизмом, об этом недвусмысленно говорят строки написанного с фронта письма матери: «Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния войны».

К сожалению, военная карьера Багрицкого продлилась всего два месяца — 26 февраля 1941 года его не стало. Выполняя задание редакции газеты «Отвага», он отправился в деревню Дубовик (Чудово, Ленинградская область), чтобы записать рассказы летчика, который на днях сбил два немецких истребителя. В это время началась бомбежка, и оба они погибли. Очевидно, смерть поэта наступила мгновенно — осколком ему пробило позвоночник. На следующий день, 27 февраля, мертвого Всеволода Багрицкого привезли в часть. При нем была также пробитая осколками полевая сумка, в которой обнаружили тетрадь стихов и последнее письмо матери.

Мне противно жить не раздеваясь,

На гнилой соломе спать.

И, замерзшим нищим подавая,

Надоевший голод забывать.

Коченея, прятаться от ветра,

Вспоминать погибших имена,

Из дому не получать ответа,

Барахло на черный хлеб менять.

Дважды в день считать себя умершим,

Путать планы, числа и пути,

Ликовать, что жил на свете меньше

Двадцати. (1941)

– Стихотворение написано в первый, очень тяжелый период войны. О каких ощущениях, чувствах пишет Багрицкий?  Какие картины предстают перед ним?

Под Смоленском погибли – Борис Богатков и Николай Майоров

 Борис Богатков предпочитает добровольно уйти в пехоту, сразу на фронт. Но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом, и вот тяжелая контузия и госпиталь. Его оружием стали перо и карандаш, а его поэтический дар звал наш народ к труду и борьбе. Ночи напролёт просиживал Борис в своей скромной комнатенке, выводя в тетради строчки новых стихов и злых частушек, клеймивших фашистское зверьё.

В 1942 году после контузии был комиссован и вернулся в Новосибирск. Работал в «Окнах ТАСС». Добился зачисления в состав 22-й Гвардейской Сибирской добровольческой  дивизии. Командовал взводом автоматчиков. Погиб в бою за Гнездиловские высоты на Смоленском направлении, подняв под шквальным огнем песней собственного сочинения взвод в атаку. Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Имя Б. Богаткова навечно занесено в списки 22-й Гвардейской Сибирской дивизии. Его именем названа одна из главных магистралей Новосибирска.

Погиб  11августа 1943 года под Смоленском.

НАКОНЕЦ-ТО!

Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок...

Я заранее припас все это,

Чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал ее! И наконец-то

Вот она, желанная, в руках!..

...Пролетело, отшумело детство

В школах, в пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками

Обнимала и ласкала нас,

Молодость холодными штыками

Засверкала на фронтах сейчас.

Молодость за все родное биться

Повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам своим!

1941

Так, прожив на свете чуть более двадцати лет, погиб сибирский поэт, воин-комсомолец Борис Андреевич Богатков.

-Обратите внимание на изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), которые помогают создать сжатые, но емкие картины  довоенного времени и самой войны.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Прочитайте строки, где слышится сострадание, сочувствие и нежность ко всем, кто пережил это страшное время.

– Как поэт выразил свою любовь к Родине, высоту морального духа?

Майоров Николай: его литературное наследство-это сто страниц, три тысячи машинописных строк. Он очень рано осознал себя поэтом своего поколения – глашатаем того предвоенного поколения, которое приходило к внутренней зрелости в конце 30-х годов. Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в семье рабочих.

В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Вспоминает Борис Слуцкий: “Был октябрь 1941 года, один из самых тяжёлых для Москвы дней октября — 16 или 17 число. Немцы наступали где-то у Можайска. Их ещё не удалось остановить… Каждый час тысячи людей уходили и уезжали на запад, на юго-запад, на северо-запад — на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию. Вот в такой день на улице Герцена я встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Какой он был тогда — помню: хмурый, лобастый, неторопливый, с медленной доброй усмешкой на губах. «А я вот еду в военкомат — записываюсь в армию…»” Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области. Похоронен в братской могиле в селе Карманово Гагаринского района Смоленской области.

Когда к ногам подходит стужа пыткой

 - В глазах блеснёт морозное стекло,

Как будто вместе с посланной открыткой

Ты отослал последнее тепло.

А между тем всё жизненно и просто,

И в память входят славой на века

Тяжёлых танков каменная поступь

 И острый блеск холодного штыка. /1941 год/

Мы

Есть в голосе моем звучание металла.

Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет, не все войдет в каталог.

Но только пусть под именем моим

потомок различит в архивном хламе

кусок горячей, верной нам земли,

где мы прошли с обугленными ртами

и мужество, как знамя, пронесли.

Мы жгли костры и вспять пускали реки

Нам не хватало неба и воды.

Упрямой жизни в каждом человеке

железом обозначены следы -

так в нас запали прошлого приметы.

А как любили мы — спросите жен!

Пройдут века, и вам солгут портреты,

где нашей жизни ход изображен

Мы были высоки, русоволосы,

вы в книгах прочитаете, как миф,

о людях, что ушли, недолюбив,

не докурив последней папиросы...

Беседа по стихотворению

— Перед нами портрет поколения. Каковы его основные черты?

— Найдите переклички стихотворения Н. Майорова со стихотворениями Маяковского. Как их можно интерпретировать?

 Н. Майоров умер, как сам предсказал: в бою. Доброволец-разведчик погиб, недокурил последней папиросы, недописал последнего стихотворения, недолюбил, не дождался книги своих стихов, не окончил университета, не -доучился в Литературном институте, не раскрыл всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным...

Под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий был в армии. В декабре 1942 года он окончил пулеметно-минометное училище, в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: "лейтенант"

звучит вот так: "Налейте нам!"

И, зная топографию,

он топает по гравию.

Война - совсем не фейерверк,

а просто - трудная работа,

когда,

черна от пота,

вверх

скользит по пахоте пехота.

Марш!

И глина в чавкающем топоте

до мозга костей промерзших ног

наворачивается на чeботы

весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

с ежедневными Бородино. (1942)

Михаил Кульчицкий погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

Беседа по стихотворению

— Какой предстаёт война в изображении поэта?

— На сколько частей вы бы разделили стихотворение? По какому принципу?

— Проследите, как меняется ритм стихотворения. Как вы можете объяснить эти изменения?

- Почему это стихотворение затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

Вывод: 

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, неимоверно тяжелая.

Не все написанное этими поэтами сохранилось, но то, что уцелело и было опубликовано посмертно, свидетельствует о том, что это были самобытные и большие поэты. В силу своей молодости они не успели пережить сомнений и разочарований в своих идеалах. Их мировосприятие осталось светлым и героическим.

У каждого поэта был свой путь на войне: политруком пулеметной роты был Н.П. Майоров, командиром минометного взвода - М.В. Кульчицкий, разведчиком - П.Д. Коган, фронтовым журналистом - И.П. Уткин. Каждое слово в их стихах имело особую весомость и наполненность. Темы их произведений различны, но понятны всем: жизнь и смерть, радости жизни, любовь, дружба, одиночество, быстротечность времени, родная природа и любимый город, муки творчества, мечты и разочарования, гражданская позиция поэта.

2-я группа учащихся     

Имя поэта-фронтовика Георгия Суворова в равной степени известно на берегах Енисея и Невы. Родившийся в марте 1919 года в селе Абаканском (ныне город Краснотуранск), он сложил голову 13 февраля под Нарвой. В его полевой сумке обнаружились две тетради стихов, в большинстве своем неопубликованных. В конце сентября 1941 года Георгий Суворов отправлен на фронт. Начав Великую Отечественную войну рядовым красноармейцем, дослужился до звания лейтенанта. Первые месяцы войны провел в рядах прославленной Панфиловской дивизии, был ранен в бою под Ельней, но с начала 1942 года снова в строю. После госпиталя, весной 1942 года, переведен под Ленинград, где командует взводом противотанковых ружей 45-й гвардейской стрелковой дивизиии и работает в дивизионной газете «За Родину». Примерно в это время печатаются подборки его стихов в журналах «Звезда» и «Ленинград».

Погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарва во время боев за Нарвский плацдарм. Похоронен неподалеку от места гибели.

При строительстве Нарвского водохранилища останки Георгия Суворова перенесены в братское захоронение в городе Сланцы Ленинградской области.

Книжка стихов Георгия Суворова «Слово солдата» была подписана к печати через несколько месяцев после его гибели. Позднее она неоднократно переиздавалась и пополнялась. Стало широко известно стихотворение “Еще на зорях черный дым клубится...”.

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день - мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло!

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили как люди -

И для людей...

Беседа по стихотворению

-Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны

- Какую роль играет звукопись?

-Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?»

-Как поэт создает в своем стихотворении образ времени?

-  В чем сила этого стихотворения?

Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его « Моабитских тетрадях», - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмеы в Берлине. Муса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Поэзия М. Джалиля - это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мой Иваныч». Это был ключ ко всем другим стихам моабитских тетрадей:

 Пел я весеннюю свежесть кочуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит

 Жизнь моя песней звенела в народе,

 Смерть моя песней борьбы прозвучит.

– Война, в самом пекле которой оказался Джалиль, была жестокой и беспощадной. И смерть, о которой не раз писал поэт, стояла за спиной – Муса, он затылком чувствовал ее ледяное дыхание. Побои, пытки, издевательства – все это была грубая повседневная реальность. И кровь, запекшаяся на висках, была собственной горячей кровью. Отсюда рождается ощущение подлинности поэзии Джалиля – поэзии, в которой боль, муки, тяжесть неволи направляются в светлую торжествующую песнь жизни. Ведь с ним случилось самое страшное – плен. В июле 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный в плечо Муса Джалиль попал в руки врага. “Прости, Родина! – восклицает поэт, клянясь. – Гнев мой к врагу и любовь к Отчизне выйдут из плена вместе со мной”.

Вспоминм строки из стихотворения «Волки»:

Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Чуя запах добычи, вблизи
Рыщут волки всю ночь напролет…
…Что там волки! Ужасней и злей –
Стаи хищных двуногих зверей.


Эти строки написаны в марте 1943 года. Муса Джалиль остался не сломленным до самой смерти. Этот Человек вызывает восхищение и гордость не только у татарского народа, но и у народов всей России. Он из плена, из нечеловеческих условий сделал послание будущему поколению в виде стихов, наполненных патриотизмом, любви к Родине и ненавистью к фашизму. Уже этим он увековечил свое имя и стал для нас примером и настоящим Героем.

Погиб на войне поэт Борис Котов. В 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, вопреки решению врачебной комиссии, признавшей его непригодным к военной службе. Писал стихи на поле боя.

Фрагмент из стихотворения “Когда нагрянет враг”.

Теперь иные звуки…
Но, коль нагрянет враг,
Возьму винтовку в руки
И выровняю шаг!

Эти строки стали его клятвой. Борис Котов посмертно в 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина, медалью.

Вывод: Эти стихи учат нас мужеству. Настоящее мужество, настоящая доблесть заключаются не в том, чтобы слепо бросаться в атаку, а в том, чтобы суметь преодолеть страх. Преодолеть – значит выжить. Струсить – значит умереть. На войне, где люди не раз смотрели в глаза смерти, совсем другие ценности. То, что раньше казалось важным, теперь было мелочным и суетным. Люди, пройдя через горнило испытаний, делались чище и лучше. Ибо завтра могло и не быть. Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

3-я группа учащихся     

В 1943 году вышел первый номер альманаха «Волга», посвященный теме защиты Родины. Много куйбышевских литераторов ушло на фронт. Пали в боях Иван Булкин, Сергей Шапошников, Александр Макаров, Андрей Петтоки, Леонид Кацнельсон,

Захар Городисский, писавший:

 И если мне смерть повстречается близко

Когда? - мы не будем об этом гадать,

 Ты скажешь друзьям, что Захар Городисский

В боях не привык отступать.

 Что он, нахлебавшись смертельного ветра

 Упал головой не назад, а вперед.

Чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра

Вошли в завоеванный счет.

Городисский написал около 300 стихотворений. Лучшие из них были созданы на фронте, Они призывали к борьбе, воспевали силу и мужество.. В Зеленодольске Захар Городисский умер от ран. Ему шел 20-й год. Композитор Митителло посвятил ему симфонию. Городисский Захар Матвеевич 1923 - 12.8.1943 Городское кладбище г. Зеленодольск

Иван Гурьянович БУЛКИН Он родился в бедной мордовской семье в селе Шилан Красноярского района нашей области. Учился в селе Большая Раковка. В 1927 г. закончил школу. Семья переехала в Самару. 16-летний Иван Булкин пришел на завод имени Масленникова, стал учеником слесаря . Закончил заводской механический техникум, работал техником по холодной обработке металла. Он был участником заводской художественной самодеятельности, охотно занимался в парашютном отряде ОСОАВИАХИМа. 1934-1936 гг. служил в Красной Армии, служба его проходила здесь на аэродроме ОСОАВИАХИМа. После армии работал в горкоме комсомола, два года заведовал отделом учащейся молодежи. В 1939 г. Иван Булкин снова на заводе имени Масленникова. Все это время он пишет стихи: о революции, о Волге, о перелетах через Северный полюс. 20 января 1943 г. Погиб в Ставрополе 24 июля 1912 – 20 января1943 За проявленные находчивость и отвагу награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды

На Площади Красной столицы,

 Где сходятся наши пути,

Вольна и свободна, как птица,

Лети, моя песня, лети.

Лети в глубокое пространство,

Где соколы наши парят,

Туда, где над Площадью Красной

Рубинами звезды горят.

Всем расскажи, что мы твердо

 Стоим на родной земле,

Сметаем фашистские орды,

Что лезут на нас, обнаглев.

За Родину, жизнь и свободу,

 За честь, что для нас дорога,

Пройдем все огни и все воды,

По трупам смердящим врага.

Клянемся фашистскую нечисть

 Смести навсегда мы с пути.

В бессмертье, в народную вечность

 Лети, моя песня, лети! (1 мая 1942 года).

Святая память хранит имена фронтовых журналистов — наших боевых товарищей, не вернувшихся с войны. Оставшееся от них — не холодный перечень имен, времени и места их гибели, а жгучее, опаленное огнем дыхание их жизни, не угасшее до последней оборванной минуты.

Вывод:

И это далеко не все поэты, которые не вернулись из боя. Жизнь их оборвалась на самом начале их творческого пути. Конечно, уход из жизни любого человека – это всегда потеря, но уход из жизни поэта – это гибель целой поэтической Вселенной, особого мира, созданного им и уходящего вместе с ним...

Они вечно будут жить в наших сердцах и в нашей памяти. Слава воинам – поэтам, отдавшим свои жизни ради мира на земле.

-Мы узнали многое о поэтах, жизнь которых оборвалась на войне. Что вы можете сказать об этих людях, об их творчестве?

        С первого дня молодые люди почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали. Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся. Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей,  минутой молчания.

(минута молчания)

IV. Итог урока. Обобщение.

                -Какими же молодые поэты вступили в эту войну?

Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне. Запишите своё ощущение войны одним словом – эпитетом или метафорой.( Продолжить  фразу: Наша память о войне - это...)

- Давайте прочитаем, что у нас получилось

Война – это очень страшно, это смерть, разрушение, горе…

Не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей – одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить.

Война совсем не фейерверк,
а просто трудная работа.
СТРАХ, СМЕРТЬ, УЖАС, НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ….

Слово учителя:

На войне погибло целое поколение поэтов. Они погибли, а стихи их до сих пор звучат, поражая своей чистотой и искренностью. В рядах сражающихся поэты шли на бой, не надеясь на бессмертье и на посмертное признание, для них важно было иное. Они защищали Родину.
Так сложилось, что молодые поэты, которые за свою короткую жизнь не успели войти в настоящую литературу, донесли до нас в своих стихах тот первозданный круг мыслей, вопросов, представлений, которые были характерны для всего предвоенного поколения молодых поэтов.
Когда заходит речь о поэтическом поколении начала 1940-х, мы привычно повторяем: "ушли, не долюбив, не докурив последней сигареты" (Н.Майоров), "умирали, не дописав неровных строчек, не долюбив, не досказав, не доделав" (Б.Смоленский).
Но так ли уж безошибочно верны все эти определения по отношению к "лобастым мальчикам невиданной революции"? Да, они погибли, "красивые, двадцатидвухлетние"; да, их при жизни почти не печатали; да, мало кому из них довелось вкусить тихих семейных радостей и, тем не менее, перечитывая даже то немногое, что опубликовано в посмертных коллективных сборниках и немногочисленных отдельных изданиях их произведений, видишь, что, вопреки всему, это было одно из самых высказавшихся, выразивших себя поэтических поколений.

V.Рефлексия -  психологический тренинг   «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Список литературы:

Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, 1941–1945. Москва, "Прогресс", 1978.

Борис Александрович Котов: (К 80-летию со дня рождения) // Тамб. даты. 1989 год.: рек. библиогр. указ. – Тамбов, 1988. – С. 26–27.

Долгое эхо войны: Книга стихотворений. – Екатеринбург: Издательский дом “Сократ”, 2005. – 400 с.

Коган Павел. Кульчицкий Михаил. Майоров Николай. Отрада Николай. Сквозь время.// В.А.Швейцер.М., Сов.писатель, 1964. – 216 с.

Савина Е. Муса Джалиль. Красная ромашка. Казань. Татарское кн. Изд-во.1981, 545 с.

Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне: Академический проект, 2005. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам памяти и славы (о молодых поэтах, не вернувшихся с войны)

Разработка представляет собой готовый сценарий с текстами стихов и презентацией, содержащей портреты и краткие биографические сведения о не вернувшихся с войны поэтах:М. Кульчицком, Е. Березницком, В....

Урок литературы в 11 классе "Памяти писателей, не пришедших с войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти писателей, не вернувшихся с Великой Отечественной войны...

"Лирика сибирских поэтов в годы Великой Отечественной войны", презентация

Презентация к исследовательской работе по литературе, основанной на анализе произведений сибирских поэтов, напечатанных в журнале "Сибирские огни" в 1943 году....

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне».

Цель урока - познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)....

Вахта памяти. Солдаты, не пришедшие с войны.

Наша работа рассказывает о памяти нашей семьи к ушедшим на войну прадедам, как мы долгие годы искали место захоронения Трубачева Анатолия Михеевича....

Земляки, не пришедшие с войны. История 1.

laquo;Вам, ушедшим в бессмертие,вечная слава и память потомков»....

Урок литературы в 5 классе. Война и дети в лирике русских поэтов.

Урок литературы в 5 классеТема урока: Дети и война. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете".  А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»        ...