Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Краснова Ирина Николаевна

Цели:

  1. воспитательная:
  • формирование нравственных основ мировоззрения студентов: любви, искренности, гуманности, уважения, сострадания, гармонии человеческих отношений;
  • воспитание интереса и любви к русской классической литературе;
  • воспитание бережного отношения к русскому литературному языку;
  • приобщение к творческому наследию Ф. И. Тютчева;
  1. образовательная:
  • формирование представления об особенностях любовной лирики Ф. И. Тютчева, об адресатах любовной лирики поэта;
  • погружение в художественный мир любовной лирики Ф. И. Тютчева, осмысление гениальности поэта в любви;
  1. развивающая:
  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала студентов;
  • формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lyubovnaya_lirika_tyutcheva.docx845.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». (10 класс)

Цели: 

  1. воспитательная:
  • формирование нравственных основ мировоззрения студентов: любви, искренности, гуманности, уважения, сострадания, гармонии человеческих отношений;
  • воспитание интереса и любви к русской классической литературе;
  • воспитание бережного отношения к русскому литературному языку;
  • приобщение к творческому наследию Ф. И. Тютчева;
  1. образовательная:
  • формирование представления об особенностях любовной лирики Ф. И. Тютчева, об адресатах любовной лирики поэта;
  • погружение в художественный мир любовной лирики Ф. И. Тютчева, осмысление гениальности поэта в любви;
  1. развивающая:
  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала студентов;
  • формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Методические приёмы:  фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, чтение  стихотворений, анализ лирического текста,  индивидуальный проект,  романс, презентация.

Технология: компетентностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационная,  элементы метода проекта, технология группового взаимодействия.

Оборудование: компьютер, тексты стихотворений Ф. И. Тютчева,  музыкальный фрагмент, индивидуальный проект.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Мотивация учебной деятельности.  Целеполагание.
  1. Прослушивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение» Объявление темы урока.

Слово преподавателя.

Любовь – чувство необыкновенное, необъяснимое, заставляющее пылко биться сердца, замирать от счастья и безумной страсти, ненависти и боли. Любовь властвует над мыслями, поступками человека со дня сотворения мира. Любовь наполняет смыслом дни существования, поэтому любовь как в жизни, так и в искусстве вечна.

Любили, горели на алтаре неземного счастья, писали о любви Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Каждый из них по-своему видел, понимал, выражал в своих поэтических творениях любовное чувство, но все же любовь для этих великих художников слова – гармоничное, законченное, возвышенное чувство, счастливый дар человека. Любил, страдал, писал о любви и Фёдор Иванович Тютчев.

Сегодня мы будем говорить о любовной лирике Ф. И. Тютчева. Тема занятия звучит так: «Продлись, продлись, очарованье…» (Любовная лирика Ф. И. Тютчева).

Запись темы урока в тетрадь и обсуждение целей урока III.Совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся  по   теме урока. 

  1. Слово преподавателя:

Любовная лирика Ф. И. Тютчева исполнена психологизма и романтизма, она написана сердцем, от сердца и для сердца. Любовная лирика Фёдора Тютчева – это исповедь, исповедь о любви как движущей силе в его жизни, исповедь, которую нам сегодня предстоит прочесть, понять и оценить.

  1. Проблемный вопрос.

Что неожиданного, необыкновенного в строках о любви  Ф. И. Тютчева? Кто  же    были  они,  эти  Прекрасные  Дамы,  породившие  лирику  необыкновенной силы  и  глубины?

  1. Сообщение учащегося «Первая любовь. История отношений Фёдора Тютчева и Амалии фон Лерхенфельд», сопровождающееся презентацией.
  • Запись в тетрадь:

Тютчев и Амалия фон Лерхенфельд:

«Друг, откройся предо мной...»

«Твой милый взор, невинной страсти полный...»

«К Нисе...»

«Я помню время золотое…»

«Я встретил вас…»

  • Чтение стихотворения  «Я помню время золотое….» в сопровождении тихо звучащей  музыки И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае…»

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

  • Фронтальная беседа:
  • Какова история создания стихотворения?

(Стихотворение написано в 1836 году и посвящено возлюбленной Амалии. В душе поэта всколыхнулись воспоминания десятилетней давности)

  • Какова тема стихотворения?

(Воспоминание о прекрасном юношеском чувстве. Прошлое видится лирическому герою не сквозь туманную дымку, a простым и ясным. То было время, когда он был счастлив, влюблён, a поэтому все казалось ему даже лучше, чем оно было на самом деле)

  • Какова композиция стихотворения?

(Композиция одночастная, всё произведение представляет собой цельное воспоминание лирического героя. Тютчев последовательно воссоздаст картину прошлого, описывая сначала экспозицию: Дунай, шумящий y подножия холма, руины замка и прогуливающихся двух молодых людей. Он почти ничего не говорит о девушке. Можно понять, что она молода и так прекрасна, что даже солнце медлит, прощаясь с ней. Завершает произведение идиллическая картина, наполненная беззаботностью: они молоды, им хорошо вместе, они наслаждаются жизнью и обществом друг друга)

  • Какой предстала перед нами возлюбленная Тютчева?

(Возлюбленная предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира. Свою избранницу поэт именует «младая фея» - девушка - подросток, которая полна скрытой прелести и грации. Eё поступки кажутся поэту детскими и наивными, но в жестах и взгляде уже сквозят манеры светской львицы, которой через несколько лет предстоит произвести настоящий фурор при дворе не только Германии, но и России)

  • Какова роль пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева?

(В стихотворении романтический пейзаж окружает лирического героя и его младую фею. Тихий вечер, живописный закат, цветение диких яблонь – все эти художественные детали призваны создать идиллическую картину безмятежного счастья. Особое значение в стихотворении приобретает тема времени. На протяжении развития сюжета стихотворения день вечереет, солнце медлит, день догорает, что создает эффект растянутости каждой минуты этого радостного дня любви и счастья)

  • Какой художественный приём лежит в основе композиции?

В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза. 

Вечной древности противопоставлена вечная юность: детали древнего (вечного): “руины замка”, “мшистый гранит”, “обломки груды вековой” и детали юности: “младая фея”, “ногой младенческой касаясь”. Контраст юной лирической героини и вековых обломков еще раз подчеркивает, что от вечного до временного в мире – один шаг. 

Особую атмосферу в произведении создает игра света и тени (“Внизу, в тени, шумел Дунай”, “Край неба дымно гас в лучах”, “Река в померкших берегах”). Тема борьбы света и тени, дня и вечера органично завершается в заключительной строфе произведения ключевым в философском отношении образом: “И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень”.

Мы чувствуем, как в счастливые воспоминания о юности, о первой любви вплетается горечь от осознания быстротечности жизни, неизбежности будущих утрат. Это еще одна антитеза)

  • Назовите выразительные средства, которыми наполнено произведение?

(Эпитеты – “золотое время”, “милый край”, “мшистый гранит”.

Meтaфopы – “сердцу милый край”, “день догорал”, “тень жизни быстротечной”.

Олицетворение – “шумел Дунай”, “руина глядит”, “солнце медлило, прощаясь”, “ветер играл”)

  • Слово преподавателя:

Счастье ассоциируется у лирического героя с беззаботностью, с веселой беспечностью. Даже воспоминание о таком радостном дне, проведенном наедине с любимой женщиной, способно оживить душу лирического героя вдохновением. Спустя годы Тютчев понимает, что тот памятный вечер был настоящим подарком судьбы. Ведь перед его очарованием даже теперь меркнут все остальные события в жизни, которая, по мнению поэта, пролетела, словно тень, не оставив o себе ни одного яркого воспоминания, за исключением этой удивительной встречи.

Судьба ещё дважды подарила Тютчеву и Амалии дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Представьте себе: солнечный осенний день; старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам; деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое:зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и темноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое.

  • Послушайте романс в исполнении И. Козловского «Я встретил Вас…»
  • Анализ стихотворения «Я встретил Вас…»
  • Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

(Тема любви звучит в стихотворении как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты...")

  • Какие уже знакомые нам слова встречаются в этом стихотворении?

(«Я вспомнил время золотое…»)

  • Какое значение в стихотворении имеют строки: «когда повеет вдруг весною»?

(Весна жизни – молодость – время любви).

  • Какова композиция стихотворения?

(Для небольшого по объему произведения, написанного в форме лирического отрывка, поэт избрал двухчастную композицию.

В первой части Тютчев говорит о том, что после неожиданной встречи в его сердце растаял лед, и сердце погрузилось в удивительно прекрасный мир счастья, « время золотое».

Во второй строфе появляется описание природы весной, сравниваемое с молодостью человека. Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием. Со встречей с любимой к поэту приходит оживляющая душу весна)

  • Какие художественные средства использует автор?

(Метафоры - «весь обвеян дуновеньем», «сердцу стало так тепло», эпитеты - «отжившее сердце», «вековая разлука», олицетворения - «тут жизнь заговорила вновь», «все былое в отжившем сердце ожило».

  • Какова основная мысль этого стихотворения?

(Это стихотворение о верности в любви, о верности однажды пережитому чувству. Не все, что было, прошло. Есть постоянные ценности, к которым относится любовь и верность ей. Любовь дает человеку возможность жить)

  • Слово преподавателя.

Удивительно чистое и искреннее стихотворение Тютчева доказывает: невзирая на возраст, человеческое сердце и душа не стареют. Великая и вечная сила любви возрождает человека: «Жизнь заговорила вновь», а значит, жизнь будет продолжаться.

  • Чтение  стихотворения А. С. Пушкна «Я помню чудное мгновенье…»
  • Что объединяет эти стихотворения?

(Стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Оба стихотворения звучат очень мелодично, написаны искренне, задушевно, слова, найденные поэтами, очень просты, но они наполнены глубоким чувством, и заставляют пережить то, что ощущали Пушкин и Тютчев. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Произведения схожи по поэтическому сюжету -  «пробуждение» души лирического героя. Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

  • Чем отличаются стихотворения?

(Стихотворения различны в изображении героинь. Пушкин обожествляет, изображает женщину как идеал («без божества», «небесные черты»), героиня Тютчева обладает земными «милыми чертами»)

  • Слово преподавателя.

Волшебством, романтикой веет от этих строк, одухотворённых юношеской любовью. Такова лирика Тютчева раннего периода – чистая, лёгкая, вдохновенная, божественная. И эта страница лирического дневника, на мой взгляд, самая счастливая, ничем не омрачённая. А мы открываем следующую страницу лирического дневника Фёдора Тютчева.

  • Индивидуальный проект «Элеонора Петерсон и Эрнестина Дернберг – жёны Тютчева». (Приложение 1)
  • Запись в тетрадь:

Тютчев и Элеонора Петерсон (Тютчева):

«Ещё томлюсь тоской желаний...»

«В часы, когда бывает...»

Тютчев и Эрнестина Дернберг (Тютчева):

«Люблю глаза твои, мой друг…»

«Она сидела на полу…»

 «С какою негою, с какой тоской влюбленной...»

«Не знаю я, коснется ль благодать...»

  • Чтение  стихотворений, посвящённым Элеоноре и Эрнестине Тютчевым: «Ещё томлюсь тоской желаний...», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Она сидела на полу…».
  • Слово преподавателя.

Любовная лирика Тютчева, от самых ранних ее этапов до самых поздних, возвеличивает силу любви. Любовь для поэта «волшебный мир», «живая прелесть», «неразгаданная тайна», «весенняя нега», «земное провиденье» и она же «сон – одно мгновенье». Он понимает быстротечность любви, от того она становится еще ценнее, еще дороже.

Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно сказал: «Я отжил свой век, и у меня ничего нет в настоящем». Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта?

  • Видеосюжет «Последняя любовь. Тютчев и Елена Денисьева».
  • Запись в тетрадь:

Тютчев и Елена Денисьева:

 «Последняя любовь»

«Не раз ты слышала признанье...»

«Весь день она лежала в забытьи...»

«Чему молилась ты с любовью…»

 «О, как убийственно мы любим…»

«Не раз ты слышала признанье...»

«Предопределение»

«Не говори: меня он, как и прежде, любит...»

  • Анализ стихотворений из «денисьевского цикла».
  • Чтение  стихотворения «О, как убийственно мы любим»
  • Какова тема стихотворения?

(В стихотворении раскрывается тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом)

  • Какова идея произведения?

(Чистую любовь и объект светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих)

  • Определите жанр произведения.

(«О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской)

  • Какой мы видим героиню до первой встречи и год спустя?

(В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала её душу, женщине удалось сберечь только «злую боль»)

  • Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения?

(Лирический герой проникнут горечью, мукой от осознания своей вины перед возлюбленной).

  • Какой стилистический приём использует Тютчев в первых строках стихотворения “О, как убийственно мы любим...”?

(Оксюморон, сочетание совершенно противоположных вещей, явлений, чувств)

  • Кого винит поэт в том, что даже взаимная любовь может стать убийственной?

(С глубокой горечью осознаёт поэт, что его нежность принесла женщине неисчислимые страдания и главным виновником он называет себя. Всё чаще и чаще звучит в любовной лирике трагическая тема. Но в одном поэт остаётся неизменен: его интересует душевное переживание героя, движения его души, рассуждения о своих чувствах и поступках)

  • Чтение  стихотворения «Чему молилась ты с любовью…»

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн, и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Её спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!

  • Слово преподавателя.

Это стихотворение подтверждает излюбленную мысль поэта о разрушительности страсти, обнажающей внутренний мир человека и делающей его беззащитным перед чуждым вторжением.

  • Каков образ героини в этом стихотворении?

(Очень нежный, почти небесный: «молилась… с любовью», «как святыню, берегла», «святилище души твоей». А её внутренний мир, мир женщины, способной на глубокие чувства, уподобляется «храму»)

  • Что противостоит этой женщине и её чувству?

(«Толпа вошла, толпа вломилась…»)

  • Чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала — увлечена,

Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

  • Какова общая тональность произведения?

(Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека)

  • Почему в рассказе о болезни любимой присутствует образ «тёплого летнего дождя»?

(Видимо, за окном действительно шел августовский дождь в то время, когда дорогая поэту женщина уходила из жизни. Проводится и определённая параллель: она, возлюбленная, сама была в его судьбе сродни этому «тёплому летнему дождю», освежающему, дающему всему вокруг чистоту и яркость)

  • Потрясает одна из строк 3-го четверостишия, стоящая в скобках «(Я был при ней, убитый, но живой)». Что передаёт эта строка?

(Она удивительно точно передаёт психологическое состояние героя, сокрушенного горем)

  • Прокомментируйте последнее четверостишие.

(Здесь и восхищение талантом любви, который даётся Богом далеко не каждому, и скорбь, глубокая, искренняя, переходящая в беспредельное отчаяние.)

  • Звучит романс «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

  • Почему автор совместил трагический тон и «очарованье»?

(Трагизм связан, по-видимому, с пониманием того, что лирический герой не может дать любимой счастья, которого она заслуживает. Но его последняя любовь – всё равно подарок судьбы: в возрасте, для многих мужчин уже не обещающем страстных взлётов души, он способен на сильное, подлинно глубокое чувство.)

  • Почему он хочет, чтобы оно продлилось?

(Лирический герой не мыслит своей жизни без любви, именно это чувство позволяет ему быть счастливым человеком)

  • Слово преподавателя.

Вот мы и прочли лирический дневник Ф. И. Тютчева. Своими стихами Фёдор Иванович, чуткий тайновидец человеческого сердца, обессмертил не только собственное имя, но и имена тех удивительных женщин, которые были его музами. Лучшие образцы любовной лирики поэта проникнуты глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний.

  • Каковы же особенности любовной лирики Тютчева? Запись в тетрадь.

- Автобиографичность любовной лирики.

- Любовь для поэта – напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец.

- Трагический оттенок любви, её утрата.

- Объективность в раскрытии мира чувств, личности лирической героини.

- Любимая в стихах Тютчева предстаёт как подлинная героиня любви, совершившая подвиг.

- Индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

  1. Подведение итогов. Обобщение.
  • Слово преподавателя.

«Мало быть поэтом, нужно быть влюбленным»,- эти слова сказал французский поэт Буало и был, конечно, прав. Среди влюбленных поэтов в числе первых должен быть назван Ф.И. Тютчев. Он славил не только первую и зрелую любовь, как это мы видим у многих других поэтов. С небывалой силой воспел он позднюю любовь, которую назвал последней.

Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений. Любовь для Тютчева – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец

  1. Рефлексия.

-Какие стихотворения Ф. И. Тютчева о любви вам особенно понравились и почему?

Стихи Фёдора Тютчева – это лирико - философский роман о жизни. Отнюдь не случайно Фёдор Михайлович Достоевский почитал Тютчева как «первого поэта-философа, которому равного не было, кроме Пушкина». С именем Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств. До  конца  своей  жизни  Тютчев сохранил мысль, что страстная любовь может дать истинное счастье человеку. Поэт в  своём  сердце  воздвиг  великолепный  поэтический  храм  своему  божеству  – женщине, создал чудесные шедевры, которые с наслаждением мы перечитываем.

Приложение 1.        

ЭЛЕОНОРА ПЕТЕРСОН И ЭРНЕСТИНА ДЁРНБЕРГ – ЖЁНЫ ТЮТЧЕВА

Актуальность проекта: Фёдор Иванович Тютчев – известный русский поэт.  Приобщение к его творчеству, открытие новой страницы его личной жизни – долг каждого гражданина России.

Цель работы - исследование биографической литературы и лирических произведений Ф. И. Тютчева на предмет выявления в них адресатов любовной лирики поэта, развития отношений поэта с Элеонорой и Эрнестиной.

Задача: выявить прототипы лирических героинь в любовной лирике Ф. И. Тютчева.

Объектом исследования являются стихотворения о любви Ф. И. Тютчева.

Кто же они, жёны Тютчева, благодаря которым мы, читатели, наслаждаемся прекрасными шедеврами?

Лирика Фёдора Ивановича Тютчева никого не оставляет равнодушным. Непревзойденный мастер поэтического слова, он умел любить без остатка. Слово «измена» не понимал и искренне удивлялся, отчего же нельзя любить двух - трех женщин сразу, если он без них не может жить?

Ещё томлюсь тоской желаний,  

Еще стремлюсь к тебе душой,  

И в сумраке воспоминаний  

Ещё ловлю я образ твой...  

Эти строчки посвящены первой жене Элеоноре  Петерсон.  В  1826  году  Фёдор  Иванович    встречает  Элеонору  Петерсон,  покорившую  его  своей красотой, живостью ума и силой любви. Это был во многом необычный, странный брак. 22-летний юноша обвенчался с вдовой, матерью четверых детей, которая к тому же была старше его на четыре года. Многие считали, что он искал в женитьбе спасение от тоски и горечи, вызванных утратой возлюбленной Амалии. Так или иначе, но первые семь лет были годами безоблачного счастья. Элеонора любила Тютчева, она его боготворила.  Они прожили 12 лет, Элеонора подарила мужу трёх дочерей. На  долю  семьи  Тютчева  выпало    жестокое  испытание.  В  мае  1838  года  произошла трагедия. На  пароходе «Николай  I», на  котором плыли в Турин жена и трое детей Тютчева,  возник  страшный  пожар.  Элеонора  мужественно  перенесла всё и  сумела  спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает.

По  семейному  преданию,  Тютчев,  проведя  ночь  у  гроба    первой  жены,  поседел  от  горя. Через тридцать с лишним лет, в стихотворении «В часы, когда бывает...», Тютчев сравнивал любовь к нему жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:    

Так мило - благодатна.

Воздушна и светла.  

Души моей стократно

Любовь твоя была.

Смерть  жены  страшно  потрясла  поэта. В  воспоминаниях  дочери  поэта  Анны сохранился рассказ отца. Беседуя  с дочерью,  Тютчев  вспоминал:   «... А ведь  я  был  молод!  Как  всё было молодо тогда, и свежо, и прекрасно! А теперь это лишь сон. И она, которая была  для  меня  жизнью…  Исчезнувшая  тень.  А  я  считал  ее  настолько необходимой для моего существования, что жить без нее мне казалось невозможным, все равно как жить без головы на плечах...» Поэт долго не мог забыть свою Элеонору. Даже десять лет спустя, в одну из грустных минут, у него вырывается выстраданное поэтическое признание: «Еще томлюсь тоской желаний...» Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращённое к тени Элеоноры; оно продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», живой, неутихающей любовью, великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства.

Люблю глаза твои, мой друг,  

С игрой их пламенно - чудесной,  

Когда их преподымешь вдруг,  

И, словно молнией небесной,  

Окинешь бегло целый круг.  

Эти строки  посвящены двадцатидвухлетней красавице Эрнестине Дёрнберг, которую Тютчев встретил за пять лет до смерти первой жены, Элеоноры, на одном из балов. Эрнестина произвела сильное впечатление на поэта. Произошла странная история: барон, муж Эрнестины, почувствовал себя плохо и, покидая бал, сказал Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», - а через несколько дней скончался. После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена, а когда вернулась между ней и Тютчевым началась та любовь, которой явно не хватало поэту в браке – духовное взаимопонимание и страсть, которая даже страшила его.

В июле 1839 года Тютчев обвенчался с Эрнестиной в Берне, в церкви при русском посольстве. Жизнь как бы начиналась снова. Отношения со второй женой были близки к идеальным. Эрнестина Федоровна была образованным человеком, интересным собеседником, она выучила русский язык и полюбила Россию и имение Овстуг. Через 17 лет брака Тютчев напишет: «Ты самое лучшее из всего, что известно мне в мире … и хотя ты любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою…».
        Однако не всё в отношениях возлюбленных было идеально. Новая любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и счастье, и горе, и трагедию. Он не мог развестись с женой, но и не мог бросить Елену, поэтому роман продолжался, а мужчина буквально разрывался между двумя женщинами. Этот треугольник с женой и любовницей просуществовал целых четырнадцать лет, пока смерть Елены не вернула Тютчева в семейное лоно. Но всю свою оставшуюся жизнь он продолжал любить обеих, и был им обоим благодарен за то, что ему удалось пережить такие сильные чувства.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлёстывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Нести, как называл поэт жену, настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их. Это она, в пору его великого горя после утраты Лёли, сказала злорадствующим людям: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина». Только ее доброта, сила любви помогли поэту пережить трагедию, заняться работой: «Ах, насколько ты лучше меня, выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!» - писал он жене. Величие и красоту ее души Тютчев оценил давно. Оценка эта нашла отражение в стихотворении «Не знаю я, коснётся ль благодать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия сердца (урок по любовной лирике Ф.И.Тютчева)

Методическая разработка урока по литературе 19 века (10 класс) с использованием мультимедийной презентации...

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"

"Жизни блаженство в одной лишь любви..." (И.В.Гете). Урок-семинар с элементами исследования. Чем до сих пор привлекают современников стихи Тютчева? Урок призван ответить на этот вопрос, учит правильно...

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...

Урок литературы в 10 классе «Жизни блаженство в одной лишь любви…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)

По словам И.С. Тургенева, «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Я думаю, этот урок позволит  разгадать некоторые загадки, связанные с жизнью и творчеством поэта....

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Уроки в 10 классе.

В статье описана система работы по изучению любовной лирики Тютчева в 10 классе, даются советы по привлечению музыкальных источников (романсов на стихи Тютчева). В статье указываются адресаты любовной...