Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бочоришвили Хатуна Андреевна

Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья  в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс

 

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с первыми двумя этапами жизненного и творческого пути А.С.Пушкина.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  •      формировать умение подвести  итог  знаниям,  полученным при           изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
  •     формировать умение интерпретировать стихотворное произведение;

 

Развивающие:

  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;

Воспитательные:

  • воспитывать осознание  значения дружбы в жизни человека  (стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»);
  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности -  частично-поисковый).

Планируемые результаты:

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

 Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Предметные.

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок 9 класс36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья  в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с первыми двумя этапами жизненного и творческого пути А.С.Пушкина.

Задачи урока:

Образовательные:

  •      формировать умение подвести  итог  знаниям,  полученным при           изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
  •     формировать умение интерпретировать стихотворное произведение;

Развивающие:

  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;

Воспитательные:

  • воспитывать осознание  значения дружбы в жизни человека  (стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»);
  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности -  частично-поисковый).

Планируемые результаты:

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Предметные.

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

План урока.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

     III.       Постановка цели и определение темы урока.

     IV.      Работа по теме урока.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.

2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :

  • А.С.Пушкин.
  • Какой он?- три определения.
  • Моё любимое произведение поэта.
  • Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
  • Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1

       

      V.        Проверка домашнего задания.

             1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

             2.Презентация «Лицейские друзья».

             3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

             4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.

       VI.     Итог урока. Рефлексия.    

Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция  с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);

Литература:  И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Включение в учебную деятельность.

Приветствуем друг друга.

Проверяем готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечаем отсутствующих.

Оформляем доску: число, тема урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель: На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались  к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы побывали во многих музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района, в мае 2012 года посетили Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появиться своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.

И поэтому ваше домашнее задание к уроку – устное сообщение «Мой Пушкин».

Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о  его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта,  «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».

  1. Постановка цели и определение темы урока.

Известные литературоведы давно определили четкие этапы в  жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит:  определить и вспомнить первые два периода.

  1.       Работа по теме урока.

                 1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).

Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».

(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве:   родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который  рассказывает о том, как   маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).

Учитель (шутит): Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.

Ученик: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.

Учитель: Вы совершенно правы.  Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта.  А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:

  1. 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.

                    2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :

Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь  с помощью синквейна поделиться друг с другом своим представлением о поэте.

Вы будете работать самостоятельно,  под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к  повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские  слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

Учащиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:

  1. Пушкин А.С.
  2. Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.

Варианты ответов учащихся (получены  на уроке):  одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;

  1. Моё любимое произведение поэта.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».

  1. Актуальна поэзия Пушкина сейчас?

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия  актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.

  1. Подбери лексический синоним.

(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин»(М.Горький).

Варианты ответов учащихся (получены на уроке):  Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.  

Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

Учащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».

                      2.   Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников  подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.

              3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

 «Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

Учитель: В стихотворении «19 октября» наиболее ярко проявятся мотивы дружбы и братства, которые в дальнейшем пройдут через все стихотворные произведения, посвященные Лицею.

Ученик: 

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

Учитель: Да, именно в этих стихотворных строчках А.С.Пушкин подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины», ни от переменного счастья.  «Родина» «лицейского» братства  –  Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба. Сегодня прозвучат  поэтические строки, посвященные самым близким Пушкину лицеистам.

Ученик: Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность, поэтому поэт не может забыть приезд И.И.Пущина в январе 1825 года в Михайловское, в год его ссылки. Об этом строки в стихотворении «19 октября»:

И.И.Пущин:

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

Учитель: В Лицее не только Пушкин писал стихи. Было время, когда преподаватели первым поэтом в Лицее считали Алексея Иличевского, творили Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.

Ученик: Мне кажется,  поэтому в строках, обращенных к Кюхельбекеру, прослеживается связь темы дружбы и темы поэта и поэзии.

В.К.Кюхельбекер:

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?...».

Учитель: Не только И.И.Пущин навестил поэта в ссылке в Михайловском, поэт-друг Антон Дельвиг провел целый месяц у опального А.С.Пушкина.

Ученик: А я заметил интересную особенность, что Пушкин, завершая свое обращение к Дельвигу, пишет: «…И бодро я судьбу благословил…». Удивительно, но позже он напишет свое известное послание «Пущину», где также напишет: «Мой первый друг! Мой друг бесценный! / И я судьбу благословил…».  Может быть это не случайно?

Учитель: Молодец, внимательно работал над словом. Можно предположить, что такой поэтический повтор, действительно, неслучайный. Два друга поддержали его в трудный момент  жизни, и их приезд воспринимается поэтом как благословление.

Ученик:

А.А.Дельвиг:

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

Учитель: А.М.Горчаков не был близким другом А.С.Пушкина, но поэт  высоко ценит проявление дружбы:

 «… мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

 

Ученик:

А.М.Горчаков:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгий;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

Учитель: С дружбой связаны пиры и веселье. Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая, к сожалению, проходит.  Но Лицей – навсегда  в их жизни, как и «лицейское братство».

Ученик:

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!...»

Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:

2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели,  друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как  поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

  • Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина,  В.А.Жуковского;
  • Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
  • Учебный класс с  тридцатью конторками, где постигали учебные предметы со своими педагогами.
  • Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:  Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?

 После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.

Нам предстоит познакомиться со стихотворениями «19 октября», 1827г., «Чем чаще празднует Лицей», 1832г.

Урок прошел хорошо. Вы,  ребята, порадовали меня своими  устными сообщениями «Мой Пушкин». Неожиданно, но интересно для меня раскрылось ваше восприятие поэта. Приятно, что творчество А.С.Пушкина актуально и в наши дни.

Интересен подбор материала, который вы подобрали для презентации «Лицейские друзья».  Вы продемонстрировали серьезную работу с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительно прозвучали стихотворные строки из стихотворения «19 октября», 1825года. Особенно хочется отметить учащегося, сумевшего провести интересную параллель со стихотворениями «Пущину» и «19 октября».

Работали все активно, поэтому оценки только «4» и «5».  

Домашнее задание: Стихотворения для анализа «19 октября», 1827г., «Чем чаще празднует Лицей», 1832. Определить в чем сходство и отличие темы «дружбы и лицейского братства» в стихотворениях 1825, 1827, 1832г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анал...

Конспект урока литературы в 9 «а» классе Дата проведения: 05.11.2019 г. Учитель: Цориева Ж.Х. Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэти...

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

1 урок Тема урока: «Я пришел из детства, как из страны»

В данном документе представлен первый урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит...