«Пиковая дама»: повесть А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)
Ученица ставит перед собой следующие задачи: 1. изучить тексты повести А.С. Пушкина и либретто оперы П.И. Чайковского;
2. сравнить особенности развертывания сюжетных линий и характеристики персонажей у А.С. Пушкина и у автора либретто оперы М.П. Чайковского (при непосредственном участии П.И. Чайковского);
3. установить и описать изменения, которые внесены при интерпретации сюжета А.С. Пушкина в либретто оперы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пиковая дама»: повесть А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского
Я учусь в музыкальной школе по классу аккордеона. Помимо специальности, мы посещаем также и предмет музыкальная литература. Именно там мы познакомились с оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама», которая заинтересовала меня своим сюжетом, эмоциональностью, проблемами. Затем я прочитала «Пиковую даму», написанную А.С. Пушкиным, и обнаружила ряд различий между сюжетом повести и либретто оперы.
Цель исследования: выявление различий в сюжетах повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и либретто одноимённой оперы П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить тексты повести А.С. Пушкина и либретто оперы П.И. Чайковского;
- сравнить особенности развертывания сюжетных линий и характеристики персонажей у А.С. Пушкина и у автора либретто оперы М.П. Чайковского (при непосредственном участии П.И. Чайковского);
- установить и описать изменения, которые внесены при интерпретации сюжета А.С. Пушкина в либретто оперы.
Гипотеза: при создании либретто оперы сюжет повести Пушкина претерпел значительные изменения.
Безусловно, в оперном спектакле музыка – главное и наиважнейшее средство выразительности. Но либретто тоже можно рассматривать как литературный жанр. Достаточно вспомнить, что на заре оперного жанра, на рубеже XVI - XVII веков, авторами оперы считались два человека – композитор и поэт.
Какие изменения происходят с прозаическим текстом А.С. Пушкина, превращаемым в речитативы и арии? Как меняются персонажи, приобретая музыкальные характеристики? Ответы на эти вопросы предстоит выяснить в процессе исследования.
Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина
Сюжет произведения «Пиковая дама» поэт взял из рассказа своего друга Сергея Голицына. Александра Сергеевича увлекла мистическая идея трёх карт: тройки, семёрки, туза, которую на ушко нашептал некий граф Сен-Жермен Наталье Голицыной, которая проигрывалась в Париже.
Данное произведение можно рассматривать с разных точек зрения. Одни видят в этой повести трагическую историю любви Германна и Лизаветы. Другие отмечают мистическую тему. Третьи видят в поведении Германна нечто от Наполеона.
Проанализируем мистическую точку зрения.
А.С. Пушкин был состоял в ложе масонов. Но «идеалы» масонства скоро разочаровали его. В масонстве Пушкин не нашел ответов для выработки христианского самосознания.
Александр Сергеевич показал несостоятельность их идеалов в «Пиковой даме». Он, пользуясь художественными средствами, изложил масонский миф. В нём присутствуют масонские образы и символы. Так что его повесть – это, скорее, философская статья, чем художественное произведение. Даже трудно однозначно определить жанр этой повести, потому что сознательно Пушкин пишет произведение, но бессознательно создаёт разоблачение масонов.
Тем самым, «Пикoвая дама» - этo мистическoе прoизведение, замаскирoваннoе под любовную историю. Германн хочет взять грех старушки на свою душу. Возможно, Анна Федотовна была повязана договором с дьяволом. На самом деле читатели чувствовали этот мистический характер и внушение мистического характера. Также в повести присутствуют прямые, прозрачные намёки, в которых могли разобраться только масоны. Разоблачение масонского мировоззрения - протест Пушкина против их идеологии.
Например, во всём произведении стоит один вопрос: «Нужны ли была жертва ради этих трёх карт?», как и у декабристов, которые, как мы знаем, по крайней мере, часть из них, состояли в масонских ложах. Только у них была другая фразировка этого вопроса: «Нужно ли убивать императора? И принесёт ли это деяние пользу?»
Проанализируем любовную точку зрения.
Идея Александра Сергеевича Пушкина – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его.
В этом произведении своеобразный любовный треугольник. Вернее сказать, ложный любовный треугольник: Лизавета, Германн, карты. Германн говорит о себе: «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость». То есть ему не нужна любовь Лизы, хотя она его по-настоящему любила: «Письмо содержало в себе признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им довольна». Здесь Германн добивается признания его Лизаветой, чтобы получить тайну «трёх карт», то есть тайну его любимого занятия - игры в карты. Получается, что ему нужна была связь с Лизаветой, чтобы пробраться в её дом для встречи со старухой, которая знает, как выигрывать в карты. Тем самым, здесь показана больше любовь к вещам, чем к человеку, что показывает нам бесчеловечность, цинизм по отношению к Лизе, так как Германну не было стыдно за то, что он убил родственницу «возлюбленной».
Проанализируем сходство Германна с Наполеоном.
В образе Германна прослеживается профиль Наполеона. У них очень много общих черт. Например, три «битвы» Германна с Чекалинским и три войны Наполеона с Россией – прусская, австрийская 1805 г и Отечественная война 1812 г. Александр Сергеевич сравнивает игру Германна с поединком. В Чекалинском можно найти некоторые черты Александра I. Девиз «всё или ничего» у обоих одинаков: у Наполеона выражается «победа или поражение» в войнах, а у Германна «все деньги поставить на игру или ничего». Германн использует Лизу, чтобы попасть к графине, и забывает о ней, так как он только что узнал секрет трех карт, поэтому она ему больше не нужна. Наполеон женится на Жозефине Богарне, чтобы быть в высшем парижском обществе.
Расчет, умеренность и трудолюбие - именно эти качества объединяют Наполеона с Германном. Недаром Томский говорит о нашем герое: «Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».
Опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского.
Идея написания оперы возникла у директора Императорских театров И. Всеволжского и не давала ему покоя в течение нескольких лет. Либретто было создано Модестом Петровичем Чайковским, а музыка заказана композитору Н. Кленовскому, но тот отказался. Тогда Модест предложил своё либретто брату, Петру Ильичу.
Новый замысел поглотил его (Чайковского) совершенно! Он «не вылезал из своей конуры» и работал с наслаждением. Странное переплетение судеб героев нашло в душе композитора своеобразный мистический облик.
Интересный факт: последняя квартира Чайковского, в которой он умер, располагалась напротив дома, где, по преданию, жила «пиковая дама».
В июне была готова инструментовка оперы, после чего труд был вручен заказчику.
Сравнение сюжетов повести «Пиковая дама» и оперного либретто обнаруживает множество различий. Сын обрусевшего немца, инженер Германн оборачивается гусаром Германом, несчастная воспитанница графини Лизавета Ивановна предстаёт перед нами в качестве завидной невесты, чьей руки просит князь Елецкий – персонаж, который в произведении А.С. Пушкина не встретится вовсе. Именно с оперной сцены мы слышим своеобразные «крылатые выражения», которые ассоциируются у нас с загадочной историей о трёх картах. Пожалуй, самое известное из них – «Что наша жизнь? – Игра!»
Не зря автор либретто Модест Чайковский укажет, что сюжет повести А.С. Пушкина заимствован. Переосмысляя судьбу Германа и Лизы, либреттист и композитор не только по-другому смотрят на героев, но и полемизируют с автором сюжета. И главный спорный вопрос, как представляется, связан не с неравенством положения в обществе героев оперы, а с другим отношением к теме судьбы.
У Пушкина Германн предстаёт лицом истинно романтическим. Он вступает в игру, поединок с роком по своему желанию, обдуманно. И наказание для него поэтому – сумасшествие, то есть потеря той самой практичности, которую Германн так в себе ценит. «Я не мот. Я знаю цену деньгам», - говорит он графине, пожалуй, даже горделиво.
Такой характеристики в опере мы не найдём. Главное чувство, движущее Германом Чайковского – это любовь к Лизе. Он изначально затянут в этот водоворот страстей, и становится не игроком, а игрушкой судьбы. Атмосфера таинственности, страха, бесовства присутствует уже в тот момент, когда Герман впервые выходит на сцену:
Я имени ее не знаю
И не могу узнать,
Земным названьем не желая,
Её назвать...
Страсть, которая томит Германа – любовная. И Лиза влюбляется в него тоже абсолютно чисто и бескорыстно. Это подчеркнуто и с помощью пасторали «Искренность пастушки», разыгранной на балу. Как и Лиза, Прилепа выбирает мужчину, полагаясь на чувства, а не на расчёт.
Поэтому безумие Германа в опере не является наказанием. Оно представляется насмешкой судьбы, проявлением враждебности света к герою (Чекалинский и Сурин буквально нашёптывают Герману идею о трёх картах; их поддерживает хор, традиционно символизирующий силу рока в театре).
Герман, таким образом, скорее жертва не страсти к деньгам, а таинственной силы судьбы. Показательна и принципиальна в этом плане и участь Лизы: если в повести Пушкина бедная девушка в итоге даже может обрести счастье, то в опере Чайковского такое невозможно. Это не дань мелодраматичности, а логичное разрешение судьбы героини. Она так же, как и Герман – игрушка для таинственных сил, и боязнь её даже более очевидна. Даже в моменты истинного счастья, понимания взаимности чувства, Лизой владеет иррациональный страх.
Как и Герман, она отдаётся этой игре без остатка. И очевидно, что выстоять в противостоянии с фатумом не могут ни Лиза, ни Герман. Захваченные будто вихрем, герои гибнут.
Примечательно, что в либретто оперы Лиза именно бросается в реку. Графиня в повести боится именно таких исходов в романах. И Чайковский, видимо, делает такой выбор не случайно. С одной стороны, споря с Пушкиным по поводу роли рока в жизни человека, он, с другой стороны, повторяет в видоизменённом варианте иронический вывод Пушкина: видимо, романа, где нет утопленников, для Чайковского на самом деле нет.
Выводы
Итак, в ходе анализа сюжетов повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной оперы П.И. Чайковского удалось установить следующие отличия:
- Герман появляется в опере уже влюблённым в Лизу, но он беден и понимает, что Лиза его не примет. Герман хочет разбогатеть. Постепенно две значимые для него вещи (любовь и богатство) приведёт к самоубийству.
- Значительно изменен образ Лизы. Ещё до знакомства с Германом она помолвлена с Елецким.
- Действие оперы перенесено в XVIII век. Причину этого обычно связывают с постановкой оперы, со стремлением блеснуть пышностью её декораций и стилизовать в духе саксонского фарфора. Стремление к пышности, яркости костюмов, декораций - характерная черта большой французской оперы, которая оказала огромное влияние на «Пиковую даму» Чайковского.
- Томский у Пушкина - внук старой Графини. В опере Томский - офицер, который находился в окружении Германа. Также он один из членов игрецкого сообщества.
- Лизавета у Чайковского является внучкой Графини, а у Пушкина она бедная воспитанница Анны Федотовны.
- Оперная «Пиковая дама» разворачивается не вокруг одержимости картами Германна, а вокруг влюблённого человека. У Чайковского он лирический персонаж, который безответно влюблён в Лизавету.
- В повести Пушкина главный персонаж носит фамилию с двумя «н» - Германн. А у Чайковского Герман.
- В конце оперы Лиза утопилась. Возможно, что Чайковский прочитал в криминальной газете о даме, бросившейся в Зимнюю канавку. Поэтому он вдохновился этим и написал это в своей 6 картине.
Схожие черты:
- Герои Чайковского оказываются на балу у вельможи. В опере присутствует юная пастушка Прилепа, за сердце которой сражаются двое- небогатый Миловозор и знатный барин Златогор. Несомненно, это похоже на пушкинскую повесть, так как здесь появляется тема любви и денег. Интермедия-пастораль «Искренность пастушки» в опере Чайковского является своеобразным обобщением многовековых традиций этого жанра. Чайковский переносит жанр пасторали на русскую почву, во многом сохраняя его традиционные закономерности и особенности. В частности, для пасторали очень характерны были сцены из сельской жизни, с участием пастушков и пастушек (название «пастораль» происходит от итальянского слова pastorale, что означает «пастушеский») и с выделением из общей массы так называемого «любовного треугольника» (Прилепа, Миловзор, Златогор), который идёт от итальянских комедий dell arte. Типична и счастливая развязка этого сюжета.
- И опера, и повесть начинается с анекдота Томского, но в опере он его рассказывает в Летнем саду.
Чайковский, как и Пушкин, строит любовные треугольники:
- Лизавета, князь Елецкий и Герман. Здесь всё довольно-таки просто. До знакомства с Германом, Лизавета встречалась с Елецким.
- Лизавета, Герман и Графиня. Почему Графиня? Потому что Герман, обращаясь к портрету Графини, поёт: «Смотрю я на тебя и ненавижу, а наглядеться вдоволь не могу…»
Итоги исследования заключаются в том, что либретто и музыка в «Пиковой даме» представляют единое целое и все изменения, внесённые в сюжет повести А.С. Пушкина, обусловлены музыкальной драматургией оперного спектакля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/26/picture-52029.jpg)
Презентация "Загадка пушкинской прозы" (по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама")
Презентация представляет собой исследование по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-110105-1571061921.jpg)
Тест на знание содержания повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
Тест представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Для выполнения теста необходимо сопоставить отрывки из разных столбцов, выписав номера отрывков....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-132665-1351629903.jpg)
художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
урок посвящен анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-177294-1360215748.jpg)
Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)
УМК Г.И.Беленького. Тема урока: Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-211311-1361783797.jpg)
Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-195072-1359895376.jpg)
Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")
Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-101352-1359492373.jpg)
Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.
Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....