Технологическая карта урока "Великие уроки Достоевского".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Мальцева Татьяна Валериевна

Технологическая карта урока литературы для 10 класса по теме "Великие уроки Достоевского" (по роману "Преступление и наказание" разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОШ. Тип урока: комбинированный. Цель урока: формирование представлений учащихся о предпосылках возникновения теории Раскольникова, мотивов совершения преступления и определения наказания Раскольникова по современным законам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Великие уроки Ф.М. Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема

«Великие уроки Ф.М. Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тип урока

Комбинированный урок

Цель темы

  • Формулирование предпосылок возникновения теории Раскольникова, мотивов совершения преступления, определение типа наказания Раскольникова по современным законам.
  • Формирование чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры.
  • Формирование способности оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы.
  • Воспитание духовно-нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним, толерантность, любови к своей стране, истории, ветеранам Великой Отечественной войны.

Планируемый результат

Знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного; сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью; владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания.

Предметные умения

УУД

Умения понимать ключевые проблемы художественного произведения, осознавать нравственные ценности, выявлять связь художественного произведения с современностью.

Познавательные действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; владеть навыками учебно-исследовательской деятельности на основе литературного материала, обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, уметь интегрировать знания из разных предметных областей; самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации.

Универсальные коммуникативные действия:

владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению;

Универсальные регулятивные действия:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; делать осознанный выбор, аргументировать его; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.

Основные понятия

Нравственные уроки, связь поколений, теория Ницще, неофашизм

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Языкознание, история, философия, обществознание и право.

Практикум с элементами ролевой игры; работа в парах; групповая работа.

https://resh.edu.ru

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап «Организационно-мотивационный»

Учитель приветствует учащихся, организует беседу, которая помогает обучающимся сформулировать тему, цели и задачи на урок.

Читает стихотворения О.Хайяма

Мы - источник веселья и скорби рудник.
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик.

Задает вопросы:

-О чем это стихотворение?

-Каких героев из русской литературы можно отнести к героям с противоречивым характером?

Создание проблемной ситуации

-Ребята, о каком же герое сегодня пойдет речь? Как вы думаете, у какого из названных героев самый противоречивый характер?

- Да, действительно, Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Великие уроки Ф.М.Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). А речь пойдет на уроке о преступлении и наказании в жизни и в литературе. А в конце урока мы попробуем сами сформулировать, какие же уроки мы извлекли из романа Достоевского и из сегодняшнего урока. 

Принимают участие в беседе.

-Это стихотворение о сложности человеческих характеров, о двойственности человеческой души.

- Это Григорий Александрович Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин из романа в стихах А.С.Пушкина, Александр Андреевич Чацкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и, конечно, Родион Раскольников из недавно изученного романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. 

- Это Родион Раскольников.

Формулируют тему и задачи урока

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания

 Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

2-й этап «Всесторонняя проверка знаний»

Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся.

урок сегодня не совсем обычный. Его ведут два учителя: учитель литературы и учитель истории.

Итак, самый сложный характер имеет Раскольников. Из всех названных героев только он совершает самый страшный поступок - убийство. «Во мне живут два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой судит его», - говорил о себе Печорин. Такой же и наш герой. Давайте вспомним, что хорошего, доброго делает Родион, а что злого?

Составляют кластер: «Добрые и злые, безнравственные поступки Раскольникова». (Работа в парах)

Представляют результаты деятельности.

Участвуют в обсуждении содержания христианских заповедей, которые нарушает герой романа.

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Используют речевые средства для выполнения задания

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время выполнения учебной задачи

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

Самоконтроль правильности ответов на вопросы

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.

Осуществлять самоконтроль и самооценку

3-й этап «Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала»

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Организует учебное исследование в 5 группах. Каждая группа получает свое задание.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия.

Работа в группах:

1) Обществоведы «Преступление, его признаках и виды. Причины совершения преступлений»;

2) Юристы «Классификация преступников по степени антиобщественной направленности поведения. Виды наказания в современном российском законодательстве»;

3) Историки «Историческая ситуация в России после отмены крепостного права в 1861 году»;

4) Философы «Теорию Ф.Ницше»;

5) Социологи «Проявления неофашизма в современном обществе».

Осуществлять актуализацию полученных знаний

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Смысловое чтение.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами в группе во время выполнения учебной задачи.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия.

4-й этап «Усвоение новых знаний»

Организует представление результатов работы групп. Организует обсуждение. Задает вопросы.

Каковы причины совершения преступления Раскольниковым?

Определите тип преступника в отношении Р.Раскольникова.

Выходит ученик в роли Раскольникова, рассказывает о себе.

- Какова форма вины Раскольникова?

- Какое наказание он бы получил сегодня?

Идеология Родиона Раскольникова опиралась на теорию Ф.Ницше.

Кто еще в истории из известных вам политических деятелей взял за основу его теорию? (Б.Муссолини в Италии и А.Гитлер в Германии)

Оба они пропагандировали теорию фашизма. (Звучит симфония Шостаковича). Учитель читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

Наши деды и прадеды воевали за то, чтобы искоренить фашизм на этой планете раз и навсегда. Но, к сожалению, фашизм не умер, а возрождается в виде неофашизма.Слово социологам.

Как же проявляется неофашизм сегодня?

- Какую опасность он несет?

- По каким признакам его можно распознать?

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей

Выступление обществоведов.

Выступление юристов

Выступление историков и философов

Выступление социологов

Представлять результаты деятельности, участвовать в обсуждении

Отвечают на вопросы

Задают вопросы Раскольникову.

Отвечают на вопросы

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Участвуют в обсуждении содержания материала.

Самоконтроль правильности выполнения задания и представления результатов деятельности.

Осуществлять самоконтроль и самооценку

5-й этап «Закрепление знаний»

Организует обсуждение. Задает вопросы.

Родион Раскольников - это человек, в котором уживались и добро, и зло. А корень дурных дел - в мыслях, как говорил великий мыслитель.

Что же победило? Конечно, добро. А помогла победить зло Сонечка своей любовью, верой. Что бы было с ним, если бы её не оказалось рядом?

(Звучит притча о черном и белом волке)

Осуществлять актуализацию полученных знаний

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания.

Давать оценку новым ситуациям

Принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности

6-й этап «Рефлексия»

Какие же уроки мы извлекли из романа и сегодняшнего урока?

Отвечают на поставленные вопросы

Осуществление комплексного анализа своей деятельности

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания.

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; 6 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний

развивать способность понимать мир с позиции другого человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского

Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...