Материалы для анализа романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
материал по литературе (10 класс)

Мацкевич Мария Васильевна

Материал для анализа романа Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный анализ романа Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание»

Обращаться к биографии Достоевского

У ключевых идей и событий романа есть параллели в биографии и духовной жизни самого писателя. Поэтому на протяжении разговора о «Преступлении и наказании» я постоянно возвращаюсь к ним, чтобы ученики соотносили текст с этими событиями.

Например, молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевцев, у которых была идея поджечь Петербург, чтобы устроить бунт во имя Христа. Тайные планы стали известны властям, и заговорщики были сурово наказаны. Достоевский и его товарищи были приговорены к казни, и только в последний момент ее заменили каторгой. В результате писатель четыре года провел в сибирском остроге, откуда вышел уже не прогрессивным западником, а глубоко религиозным славянофилом.

Поджечь город ради идеи — задумка вполне в духе Раскольникова. Тюремное наказание — тоже реальный факт, который роднит автора с персонажем. И духовное перерождение героя, которое брезжит в эпилоге, напоминает религиозную трансформацию самого Достоевского. 

В романе он даже описывает Евангелие, которое в 1850 году ему на каторге подарили жены декабристов. Книжка появляется в сцене, где Раскольников первый раз приходит к Соне Мармеладовой. Притча о Лазаре, которую героиня читает в этом же эпизоде — метафора перерождения, которое испытал сам Достоевский. К нему он ведет и своего героя.

«Преодолевать» описательность

В романе много описаний, которые детям обычно сложно читать — они упускают детали и больше следят за развитием сюжета. Чтобы ученики обратили внимание на художественное пространство текста, я предлагаю им вспомнить биологию. Прошу их назвать рецепторы, с помощью которых мы воспринимаем мир, а потом определить, какие из них «задействованы» в описаниях из первых двух глав. Дети ищут в тексте подходящие цитаты и записывают их в схему на доске.

Они проводят мини-исследование и замечают: в визуальных образах встречается много желтого, черного, грязного. В обонятельных: кислого, испорченного, спиртового. Описания звуков почти не встречаются, разве что топот лошади по мостовой. И совсем отсутствуют вкусовые ощущения — бедным персонажам Достоевского обычно просто нечего есть.

Я предлагаю детям поразмышлять: может ли нормальный человек существовать в таких условиях? Герои живут в нормальном или в измененном состоянии сознания? Рассказываю что изначально роман назывался «Пьяненькие» и был задуман как панорама жизни городской бедноты. Из него в «преступление и наказание» перекочевала линия семейства Мармеладовых. Так от среды мы плавно переходим к рассмотрению самих героев.

Составлять карту персонажей

Моя задача — вовлечь учеников в анализ персонажей, их отношений друг с другом и с самими собой. Объяснить их действия, образ мысли и донести, какую роль они играют в общей конструкции произведения. Для этого я предлагаю детям составить карту ключевых персонажей и описать их связи друг с другом.

Начинаем составлять схему с семейства Мармеладовыми. Хронологически это первые персонажи, с которым начинает взаимодействовать Раскольников. Остальных добавляем по мере развития сюжета — чтобы не запутаться. Последним дети анализируют Раскольникова и его отношения с самим собой.

Я не навязываю детям свое «экспертное мнение», не проверяю их записи — только направляю внимание на ключевые детали. Анализ персонажей — это их личное исследование, повод задуматься, провести параллели с современностью и своим опытом.

Например, я прошу учеников выписать, какие чувства герои испытывают друг к другу, что определяет их отношения. Выясняем, что в семействе Мармеладовых — это жалость. Семен Захарович женится на Катерине Ивановне из этого чувства и требует его для себя. Не получая желаемого, он идет пить. Соня решается на проституцию тоже из жалости — к детям Катерины Ивановны. Я спрашиваю у класса: почему в семье доминирует именно это чувство? Жалость — это плохо или в ней есть созидательное начало? Каждый предлагает свои ответы.

Открытые вопросы — мой главный способ расшевелить детей, подтолкнуть их к тому, чтобы прочувствовать персонажа:

  • Почему Катерина Ивановна «не дает» жалости мужу?
  • Почему Мармеладов год держался, а потом запил?
  • Почему Достоевский не употребляет слово «любовь», а вместо нее использует «жалость»?
  • А вам самим жалко Мармеладова?

Если класс не идет на контакт или чувствую всеобщую усталость и непонимание, добавляю драматургию. Например, делю тех, кто разошелся во мнении, на две группы, развожу по разным углам кабинета и даю им задачу  — «переманить» к себе учеников, которые еще не определились с мнением. Если дети совсем устали, можно отложить разбор и сыграть в мафию по-достоевски — с персонажами из «Преступления и наказания».

Объяснять культурный код

На уроках я часто сталкиваюсь с тем, что дети не знают христианских образов и сюжетов, к которым обращается Достоевский. Они воспринимают текст в совокупности, не замечая скрытых смыслов. В этих случаях я каждый раз возвращаюсь к истокам: объясняю сюжеты Евангелия, отдельные слова и фразы, смыслы христианской мифологии.

При этом стараюсь помещать образ в сеть интертекстуальных связей. Например, объясняя смысл выражения «нести свой крест», возвращаю детей к стихотворению Александра Блока «Россия»: «Тебя жалеть я не умею,\ И крест свой бережно несу…». На этом примере объясняю: герой принимает свою судьбу и соединяет ее с судьбой родины.

Моя задача — чтобы на уроке у ребенка случилось озарение — вот, что я раскопал! Поэтому я не сразу указываю на аллюзии, позволяю ученикам сначала выдвинуть свои гипотезы. Например, спрашиваю: почему Раскольников целует ноги Соне и говорит, что поклонился всему страданию человеческому? Дети предлагают свои варианты, а после я отправляю им ссылку на текст евангельской притчи об омовении ног. Когда ученики соотносят два текста и открывают для себя смысл сцены — они испытывают гордость первопроходцев.

Еще одна любопытная отсылка — число 30, которое неоднократно фигурирует в романе там, где речь идет о деньгах. Соня приносит домой 30 рублей, после своего первого выхода на панель, 30 копеек она отдает Мармеладову на похмелье, 30 тысяч выкупа вносит за Свидригайлова его жена. Это аллюзия на 30 серебренников — библейский символ предательства. На занятии я опять же не рассказываю об этом сразу, а предоставляю ученикам возможность выяснить это самостоятельно. Ведь лучший урок — это где учитель сказал минимум слов.

Проводить параллели с современностью

Ученикам проще объяснять поступки и мировоззрение персонажей, если соотнести реалии, сюжеты, ситуации романа с тем, что они наблюдают в повседневной жизни.

В этом смысле «Евгений Онегин» — инструкция, как избавиться от парня за 10 дней. «Мертвые души» — пособие по мягким переговорам, а «Преступление и наказание» — учебник по психологии, и не только преступников.

Например, в сюжетной линии с женитьбой Лужина Достоевский точно изображает поведение абьюзера, манипулятора или домашнего тирана. У него есть четкое желание властвовать над Дуней, и он делает все, чтобы свое намерение осуществить. Он то внимателен, то холоден, то манипулирует, заставляя ее выбирать между собой и братом, притворяясь жертвой. Дуня — типичный спасатель по треугольнику Карпмана, и ее слабостью пользуется Свидригайлов, когда выставляет себя жертвой своей супруги. Даже после смерти жены, встречаясь с девушкой в Петербурге, он притворяется несчастным, пытаясь этим вызвать ее любовь.

Другой случай — Лизавета — пример доброго человека, который не может сказать «нет». Но окружающие только извлекают из этого свою выгоду. 

Эти сюжеты — повод обратиться к жизненному опыту учеников:

  • Как бы вы поступили, если бы ваш брат/сестра были против вашего избранника?
  • Всегда ли вы бескорыстно пользуетесь добротой других людей?
  • Как распознать манипулятора?

Если остается время, какой-то из подобных вопросов можно даже сделать темой отдельного урока.

«Отдыхать» от текста

В какой-то момент дети устают от пристального анализа романа. Тогда вместо того, чтобы читать, мы смотрим сериал 2007 года. Есть сцены, которые очень удачно дополняют текст и визуализируют тонкости.

Например, напряженный момент, когда Порфирий Петрович приходит к Раскольникову и говорит, что тот — убийца. Монолог следователя весьма сложен для восприятия современными 10-классниками, часто они жалуются на то, что смысл ускользает. В этом случае помогает киноинтерпретация.

Еще одна сцена из сериала, которую я показываю на уроке, — первое знакомство Сони с Дуней и матерью Раскольникова. Здесь есть тонкий драматургический нюанс: когда Пульхерия Александровна смотрит на Соню, она прищуривается и этим выдает свое отношение к ней. Чтобы «прочувствовать» его,  прошу детей повернуться к соседу по парте и посмотреть на него с прищуром. Потом мы обсуждаем ощущения от такого взгляда, и я спрашиваю детей: а как бы вы поступили на месте матери главного героя?

Когда мы разбираем портрет Раскольникова, сразу демонстрирую детям, как он выглядел в сериале. Спрашиваю, не напоминает ли им он им какой-то известный образ. Обычно дети обнаруживают загаданное сходство с Христом, и мы дискутируем о том, что хотел этим сказать режиссер и насколько правомерно такое приращение смысла к оригинальному тексту.

5  принципов увлекательного урока

  1. Чем меньше учитель говорит — тем лучше.
  2. Анализ текста — это самостоятельное открытие каждого ребенка. Благодарим и хвалим его за это.
  3. Обратиться к опыту ученика — верный способ вовлечь в анализ текста.
  4. Открытые вопросы провоцируют на размышление.
  5. Если выстроить драматургию урока, он не оставит детей равнодушными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"

Комплексный анализ текста  включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Комплексный анализ романа Пушкина "Евгений Онегин"

Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Анализ романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"

Материал для анализа романа на уроках или самостоятельного изучения...

Презентация-материалы к изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Материалы являются наглядным дополнением к изучаемой теме....

Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс

Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ ...

Анализ романа "Преступление и наказание"

В данной статье представлен подробный анализ к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"....