Виды работ над текстом на уроках литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Литература относится к наиболее сложному интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер, при чтении человек получает тем болшее наслаждение художественными образами, чем ярче и более осязаемыми оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. В статье предложены виды работ с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rabot_nad_tekstom_na_urokah_liteatury.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕАТУРЫ

                                                     Бугаева Любовь Ивановна

                                                     учитель русского языка и литературы

        2023г

Литература относится к наиболее сложному интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер, при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче и более осязаемо оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Нужно включать в процесс обучения те приёмы и способы деятельности, которые помогают детям полно и всесторонне воспринимать художественное произведение на основе актуализации собственных творческих способностей, говоря словами М. Цветаевой, прежде всего сотворчество: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайны, оставшейся за строчками, за пределами слов»

Параллельно с формированием беглости чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения проникать в смысл прочитанного, обобщать, выделять главное.

Среди основных задач, связанных с приобщением ребёнка к художественной литературе и обогащением его чувственно конкретного опыта, остается одна из основных – развитие у детей полноценного навыка чтения, что дает ребенку возможность самостоятельно читать литературу и получать от чтения удовольствие.

Основным приёмом. обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребёнок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением разнообразия форм, методов и видов работ. Какие же виды работ можно использовать на уроке?

Чтение и деление текста на части.

Чтение с сокращением текста. Это постепенная подготовка к сжатому пересказу.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Подобрать рисунок к тексту, доказать- почему? Сравнить рисунок и фрагмент текста, выявить , если есть несоответствия, устно внести коррективы.

Нахождение по данному началу или концу логически законченного отрывка. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. Чтение и составление сценария к фильму.

Беседа с сопровождением выборочного чтения.

Высказывание своих суждений о прослушанном.

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, возмущением, насмешкой, радостно, весело...

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Чтение и расстановка пауз.

Чтение и пометка непонятных слов. Словарная, лексическая работа. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Работа с фразеологизмами. Понимая значение устойчивых сочетаний, дети уже при пересказе обязательно будут употреблять данные фразеологизмы.  Ведь мы должны не только научить быстро читать, но и читать вдумчиво, осознанно, уметь интересно, связно пересказывать. избегая тавтологии. Для этого нужно проводить систематически работу с контекстуальными синонимами. Работа с выразительными средствами языка. А это обогащает речь, словарный запас учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Виды работы над текстом на уроке чтения

Виды работы над текстом на уроке чтения...

Виды работы с текстом на уроках трудового обучения

В данной презентации перечислены основные виды работы с текстом на уроках трудового обучения, с приведением примеров и инструкций к выполнению....

Виды работы с текстом на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе.

Презентация содержит примеры различных видов работы с текстом на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Методические рекомендации по теме "Виды работ над текстом на уроках литературного чтения"

Обучение навыку чтения – процесс непростой. Но часто бывает так, что уже перво­классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте­ния считают одним из ...