презентация к уроку по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления"
презентация к уроку по литературе (7, 8, 9 класс)

Зверева Ирина Васильевна

презентация может использоваться для уроков внеклассного чтения для учащихся среднего звена

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б.П. Екимов Русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону. Лауреат Государственной премии РФ. Родился: 19 ноября 1938 г . Игарка , Красноярский край

Слайд 2

Борис Петорвич Екимов Рассказ «Ночь исцеления » Рассказ был написан в 1986 году. В своём произведении автор поднимает проблемы, с которыми сталкивались люди, пережившие военное лихолетье. В центре повествования - баба Дуня, пережившая голод во время войны, и её внук, приехавший к ней на каникулы.

Слайд 3

Вопросы по содержанию 1.Почему бабушка не оставалась ночевать у родных ? 3.В чем причина её тревожных снов? 2 . Кто часто навещал бабушку Дуню? Почему Грише нравилось бывать в деревне? 4 . Когда в рассказе появляется первое упоминание о войне? – Карточки… Где карточки … В синем платочке… Лю добрые . Ребятишкие … Петяня , Шурик, Таечка … Домой приду, они исть попросят… Хлебец ди дай , мамушка. А мамушка ихняя… – Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: – Люди добрые! Не дайте помереть! Потерять хлебную карточку значило, что вся семья будет голодать .

Слайд 4

Вопросы по содержанию рассказа 4 .Какие советы давала мать Грише, чтобы он мог успокоить бабушку? 5 . Какой способ исцеления бабушки Дуни нашел Гриша? Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка. – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня … В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите… Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли: – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

Слайд 5

Что поразило внука, когда он во второй раз разбудил кричащую во сне бабушку? Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы . ***** Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу.

Слайд 6

Почему он не выполнил совета матери ? Как чувствовал себя Гриша после своего поступка? После первого исцеления бабушки Гришу трясло, почему-то было холодно. «Он сидел у печки и плакал. Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…» Кого же жалел мальчик?

Слайд 7

Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите. Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Слайд 8

Чувства Гриши желание помочь любовь к бабушке жалость сочувствие сострадание ответственность за другого человека

Слайд 9

К бабе Дуне он подошел вовремя. – Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать. Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь. – Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. – Документ есть! – выкрикнула баба Дуня. Гриша понял, что надо брать документ. – Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. – Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня. – Все сходится. Проходите. Во время войны было страшно потерять документы, удостоверяющие личность. Человека без паспорта могли причислить к шпионам, немецкой разведке, предателям .

Слайд 10

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем .

Слайд 11

Это рассказ о милосердии, искренней любви к ближним. Вопросы, которые поднимает автор произведения: Как сохранить память поколений? Как не быть равнодушным к страданиям человека? Какое решение будет верным и гуманным в конкретной ситуации? Произведение учит быть чутким и внимательным по отношению к близким, оказывать помощь, не говоря о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....

Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""

Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:·        Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.·        Обучен...

Конспект урока по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Конспект урока по рассказу "Ночь исцеления"...

Эхо войны (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Урок-анализ рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления"Цели урока: *образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставитель...

" Стремись творить добро" Презентация к уроку по рассказу Б Екимова" Ночь исцеления"

Данная презентация является прекрасным дополнением к уроку внеклассного чтения по современной прозе.Цель урока- расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне,усовершенствовать навыки ...