Методическая копилка. Педагогические технологии
статья по литературе

Гладкова Анна Вячеславовна

В данных материалах описан    опыт использования различных технологий на уроках русского языка и литературы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание методического объединения.

Гладкова А.В., учитель русского языка и литературы

Доклад

Технология формирующего оценивания

Функции оценочных инструментов самоанализа и самооценки

образовательных достижений учащихся

     Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из показателей результативности, её регулятором. Итоговая аттестация учащихся на ступени основного образования предполагает выявление предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

    Противоречие заключается в том, что в возрасте от 10 до15 лет происходит становление умения учиться самостоятельно, а существующая система обучения культивирует, прежде всего, исполнительскую позицию, т. е. воспроизведение образцов и алгоритмов, заданных учителем в готовом виде.

   Галина Анатольевна Цукерман объясняет снижение успеваемости в этом возрасте отсутствием навыка учебной самостоятельности. С ее точки зрения, учебная самостоятельность –это способность человека обнаруживать , каких именно знаний и умений ему недостаточно для решения данной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

   Олег Ермолаевич Лебедев акцентирует внимание педагогов на взаимосвязи изменений образовательных результатов и образовательного процесса, то есть деятельности учащихся на уроке или занятии. В связи с тем, что изменения в обществе расширяют круг проблем,которые подросток может решать сам, учебный процесс должен стать основой развития опыта выбора, опыта принятия решений, опыта самостоятельности. Тогда обучающиеся уйдут от позиции исполнителей предписаний педагога к позиции субъектов учебной деятельности, в рамках которой они могут и умеют делать выбор и отвечать за него. Таким образом, основной вектор–это учебная самостоятельность.

   Современные цели образования, образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без изменения системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.

Школа–период взросления, и именно здесь человек осваивает разные виды деятельности. Чтобы ребенок мог чувствовать себя ответственным за свой выбор и результаты своей деятельности, надо менять систему оценивания, именно поэтому необходимо использование новых оценочных инструментов при переходе на формирующее оценивание.

   Принцип «оценивание ради обучения» создает ресурс для дальнейшей деятельностио бучающихся. В результате вырабатывается способность к самооценке и самоанализу. Качественная оценка собственных действий при решении учебной задачи как средство формирования у подростка умения анализировать собственную деятельность входит в понятие «учебная самостоятельность подростка».

   Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных оценочных инструментов учитываются программа и требования стандартов образования. При правильном определении целей достижения образовательных результатов и способов их оценки данные инструменты дают учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достиг ли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть скорректировано в процессе последующего обучения. Благодаря критериальному подходу осуществляется обратная связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативная, чем это позволяют традиционные отметки. Такой подход более трудоёмкий, чем выставление отметок, но именно он обеспечивает решение задач современного образования.

   Оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

   Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и обучение ребенка процессу самоанализа и самооценки, причем самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Новый подход  заключается в интеграции критериального иформирующего оценивания, что даёт возможность подростку зафиксировать индивидуальный прогресс в достижении результатов, увидеть проблемы в обучении, спланировать свои действия по их решению. Владение основами самоконтроля, самооценки и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности - импульс к развитию способностей и ценностных установок обучающегося, поэтому особо актуальны сегодня.

   Диапазон вопросов, связанных с оцениванием, очень широк. Предлагаемые оценочные карты и оценочные листы разрабатывались и внедрялись как инструменты самоанализа и самооценки образовательных достижений учащихся, ихиндивидуального продвижения. Опыт внедрения оценочных инструментов обозначили проблемные вопросы: что считать основными результатами обучения на каждой микроступени школьного образования, например, в четвертом, пятом, шестом классе и т.д.? В чём заключается развитие способности учащихся к самоанализу и самооценке своих образовательных достижений от класса к классу? Какое влияние на образовательную деятельность учащихся может оказывать их самооценка этой деятельности? Это ориентиры для дальнейшей работы.

   Примеры оценочных листов, которые я использую в своей педагогической    деятельности:

Оценочный лист

«Как определить род сложносокращенных слов»

Класс: 6

Тема: «Как определить род сложносокращенных слов?»

Тип урока: урок постановки учебнойзадачи.

Рекомендации к использованию: урок постановки учебной задачи в  классе предполагает составление в группах модели (алгоритма, схемы), которую можно использовать при сложных случаях определения рода сложносокращенных слов. После составления алгоритма дети выполняют задание, проверяющее уровень овладения предполагаемыми действиями, проверяют работу по образцу, затем заполняют оценочный лист.

Я могу определить род сложносокращенныхслов, так как

Я могу,но сомневаюсь определить род сложносокращенных слов, так как

Я не могу определить род сложносокращенных слов, так как

Оценочныйлист

Класс:5

Тема: «Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?»

Тип урока:  урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации к использованию: Предлагаемый оценочный лист составляется детьми в течение двух уроков самоконтроля и самооценки. После выявления расхождений в первом задании приходим к выводу, что необходимо проверить, насколько каждый овладел этими действиями. После коллективной проверки и ндивидуального выполнения задания, опираясь на модельные средства, которые строятся в ходе и по результатам поиска, ребята составляют и при необходимости корректируют данный оценочный лист.

Я знаю (не знаю), как правильно писать личные безударные

Окончания глаголов, так как:

Моя

оценка

Оценка

учителя

Пример заполнения:

Я знаю (не знаю), как правильно писать личные безударные

Окончания глаголов, так как:

Моя оценка

Оценка

учителя

Определяю,под ударением или нет окончания

Умею

Ставлю глагол в инфинитив

Умею

По суффиксу определяю спряжение глагола

Затрудняюсь

Знаю исключения

Плохо

в1спряжении пишу Е, УТ-ЮТ, во2–И, АТ-ЯТ

Умею

 

Оценочный лист ученика        _____класса______________________________

_Класс: 8

Тема:«Что я знаю о словосочетании?»

Тип урока: урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации        к        использованию:        данный        оценочный        лист        и        лист        самоконтроля предлагаются после изучения темы «Словосочетание» в 8 классе.

Я знаю:

Самооценка

1.Что такое словосочетание

СС– это ……

Хорошо

Не очень хорошо

Не знаю

2.Я знаю,что не является СС

СС не является:

Хорошо

Не очень хорошо Не знаю

3.Я знаю признаки СС

Признаки СС:

Хорошо

Не очень хорошо Не знаю

Я умею:

  1. Находить  СС в предложении
  2. Составлять схему СС
  3. Определять тип связи СС

Задание: найдите в предложении СС, выпишите их, составьте схему, определите тип связи

Справляюсь успешно Затрудняюсь

Нужна помощь Не умею

Лист самоконтроля

Класс: 5

Тема: «Каковы условия выбора непроизносимых согласных в словах?»

Тип урока: урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации к использованию: Лист самоконтроля учащиеся заполняют после изучения темы. Он включает в себя вопросы, связанные с теорией и практическое задание, позволяющее определить уровень овладения этой темой.

Лист самоконтроля

Ученика 5_класса        

Знаюл и я,

какпроверитьсловоснепроизносимымсогласным?

Определить,какпроверитьсловоснепроизносимымсогласным:

  1. Подобрать однокоренное слово, где этот согласный произносится
  2. Изменить слово по падежам
  3. Подобрать слово, где этот согласный стоит под ударением

Как я себя оцениваю:

Знаю:         

Не знаю:         

Сомневаюсь:         

Могу ли я переформулировать правило о проверке непроизносимых согласных?

Закончи предложение:

Непроизносимые согласные можно проверить,

Могу:        Немогу:         Сомневаюсь:         

Умею ли я

Правильно писать слов с непроизносимыми согласными?

  • Вставьте пропущенные буквы, выпишите номера слов, где
  1. Есть непроизносимый согласный

  1. Нет непроизносимого согласного:

Аген..ство аэрофлота, 2) уча..ствовать в состязаниях, 3) чу..ствовать боль, 4) длинные рес..ницы, 5) корыс..ный поступок,6) капус..ный салат,7) жаркое со..нце,8) небес..ный

свод, 9) опас..ный маршрут, 10) редкий счас..ливчик, 11) ужас..ный поступок, 12) несчас..ный вид, 13) тяжелая колес..ница,14) жалос..ливо плакать,15)чудес..ное настроение,

16) мес..ный курорт,17) окрес..ные села,18) больно хлес..нуть,

19) яс..ный ответ, 20) звез..ный дождь

Умею:                Не умею:                 Сомневаюсь:                 

 

Способ работы с оценочным листом  на уроках литературы.

(подобные способы оценивания описываются в книге А.Б. Воронцова «Педагогические технологии контроля и оценки учебной деятельности»).

Проведение работы имеет ряд последовательных этапов:

  1. й этап:
  • знакомство с текстом стихотворения;
  • анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению стихотворения;
  • выработка критериев оценки выразительного чтения (выработать критерии можно всем вместе сообща; критерии фиксируются в графе «критерии выразительного чтения наизусть»).
  1. й этап:
  • заучивание учащимися стихотворения наизусть, подготовка к выразительному чтению;
  • выставление прогностической оценки в графе «Моя оценка №1» ((«+»/ «-»/ «?») («+»-смог отразить требования критерия, «-» - не смог отразить требования критерия; «?»- неу верен, что смог отразить требования критерия);
  1. й этап:
  • представление учащимся собственного чтения наизусть, осуществление самооценки на предмет соответствия критериям в графе «Моя оценка №2» («+»/ «-» / «+»). Учащиеся, прослушав выступление, оценивают выразительное чтение в оценочном листе

«Оценочный лист для одноклассников» при помощи знаков («+»/«-»);

  • соотнесение учащимися самооценок; соотнесение самооценки и оценки одноклассников; представление советов и рекомендаций учащимися и учителем для ликвидации трудностей, возникших при выразительном чтении наизусть.
  1. й этап:
  • самостоятельная работа над выразительным чтением стихотворения; осуществление консультационной помощи учителя при ликвидации трудностей, возникших у учащегося (по запросу).
  1. й этап:
  • представление учащимся собственного чтения наизусть, осуществление самооценки на предмет соответствия критериям в графе «Моя оценка №3» («+»/«-»/«+»). Учащиеся,

прослушав выступление,  оценивают  выразительное  чтение  в  оценочном  листе

«Оценочный лист для одноклассников» при помощи знаков («+»/«-»);

  • соотнесение учащимися самооценки и оценки одноклассников; представление и советов и рекомендаций учащимися и учителем  по ликвидациит рудностей, возникших при выразительном чтении наизусть (по необходимости).

Оценочный лист для самооценки

Критерии выразительного чтения наизусть

Мояоценка

№1 (+/-/?)

Мояоценка

№2(+/-/+)

Мояоценка

№3(+/-/+)

1.

Назвал автора и заглавие произведения.

2.

Читал наизусть без ошибок.

3.

Выделял голосом ключевые слова.

4.

Делал паузы внутри и в конце высказывания.

5.

Выбрал необходимый темп чтения.

6.

Текст прочитал с достаточной громкостью.

7.

Передал настроение автора текста.

8.

Одноклассники с интересом слушали

исполнение.

Вывод (выбор):

Я умею читать наизусть, поэтому я могу…        

Мне нужно поработать над…        Мне требуется помощь (вчем?)        

Оценочны йлист дляодноклассников(+/-)

Критерии чтения наизусть

Миша

Маша

1.

Назвал автора и заглавие произведения.

2.

Читал наизусть без ошибок.

3.

Выделял голосом ключевые слова.

4.

Делал паузы внутри и в конце высказывания

5.

Выбрал необходимый темп чтения

6.

Текст прочитал с достаточной громкостью

7.

Передал настроение автора текста

8.

Одноклассники с интересом слушали

Исполнение.

Лист самооценки

Класс: 5

Предмет: литература.

Тема: «Способы анализа текста».

Тип урока: урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации к использованию: на уроках литературы в 5классе были выработаны критерии самооценки при работе с текстом. Подобные листы самооценки используются при анализе текстов (прозаических, поэтических). В течение учебного года использовались на уроках дважды в четверть.

При работе с текстом я умею:

Хорошо/затрудняюсь/плохо

Читать текст

Выделять главные (ключевые) слова

Определять главную мысль, тему

Узнавать значения непонятных слов

Представлять образы, рисовать словесную картинку

Составлять план

Определять точку зрения автора

Определять «настроение» текста

Определять характер героя, переживать его чувства

Делать вывод (для чего написан текст)

Я умею выразительно читать,т.е:

Ставить логическое ударение

Соблюдать паузы

Руководить дыханием

Выдерживать темп

Определять интонацию

Используя новые способы оценивания, можно сделать следующие выводы:

Ученику оценочный инструмент дает возможность:

  • научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;
  • фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;
  • планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных инструментов позволяет учителю:

  • получить информацию о достижениях и проблемах учащихся (которуюу читель не может получить иным путем);
  • делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;
  • получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;
  • проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;
  • договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;
  • выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);
  • заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.


Предварительный просмотр:

Технология формирующего оценивания в современной школе

ФГОС третьего поколения

Ключевые аспекты

    Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — это системность. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся — постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику естественным образом.

Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде четкой последовательности шагов.

Шаг 1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.

Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.

Шаг 2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.

Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.

Шаг 3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.

При этом учителю необходимо:

сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию;

сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите, пробуждали любознательность и интересы ребенка;

принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.

Шаг 4. Определить критерии оценивания.

К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.

Шаг 5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.

Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки, недельные отчеты и др.

Шаг 6. Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — учитель.

Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс.

Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность.

Не забывать отслеживать, улучшает ли взаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.

Шаг 7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений.

Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.

Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса.

Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.

Шаг 9. Скорректировать образовательный маршрут.

С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция

  Главный смысл педагогической деятельности, по моему мнению, - создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом уроке. С этой целью я формирую интерес к русскому языку и литературе через воздействие на эмоциональную сферу школьника, учу его мыслить логически, творчески. Стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик научился:

жить в обществе, участвуя во всех видах деятельности;

просто жить, поверив в себя, в свои собственные силы;

проявлять заботу о своем здоровье и стремится к здоровому образу жизни

  Считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и  метапредметные  универсальные учебные действия, применяю современные образовательные технологии, использую активные формы обучения, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников. Если мы хотим получить всесторонне развитую личность, то  необходимо с самого начала строить личностно-ориентированное обучение. Исходя из этого, основой своей педагогической деятельности я выбрала философию личностно-ориентированного развивающего обучения. Положительным считаю то, что содержание, методы, приемы данной технологии направлены, главным образом, на раскрытие свойств личности (каждого ребенка), ее формирование, ее развитие в соответствии с природными особенностями.    Как показывает опыт, учет психологических характеристик учащихся позволяет повысить качество обучения. В  зависимости от физического, психологического и умственного развития ребенка осуществляю отбор наиболее приемлемых форм и методов обучения. Я считаю, что только системное использование современных технологий и методов обучения позволяет добиться учителю высоких результатов, способствует всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

  При индивидуальной работе с учащимися также использую игровые технологии. Игра в обучении детей   имеет большое значение и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и для много другого. Игра оказывает влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. В игре учащиеся с большим интересом и охотой выполняют то, что вне ее им кажется очень трудным и неинтересным. Использование игровых моментов на уроках русского языка в 5-7 классах позволяет учащимся в игровой форме повторить изученный материал и закрепить его в памяти. Игра способствует формированию у них активной познавательной деятельности.

Основной целью игровой технологии является активизация познавательной деятельности учащихся, что позволяет:

•        повысить мотивацию изучения предмета;

•        расширить кругозор;

•        развить находчивость, смекалку; психологические особенности учащихся (внимание, память, мышления).

  Опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. При использовании игровых ситуаций на уроках русского языка учитываются и возрастные особенности детей (5-6 кл). В этих классах изучаются все разделы русского языка (происходит знакомство). И наша задача – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению у детей интереса к учению, к открытию, делать встречи с фонетикой, лексикой, морфологией, синтаксисом не скучными, а радостными и интересными.   Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.  

  Одним из эффективных средств является внедрение  ИКТ. Это возможность интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Использование информационных технологий неограниченно обогащают содержание учебной деятельности. На уроках использую электронные наглядные пособия. Вместе с детьми учимся создавать презентации – совместная работа сближает, объединяет. Сейчас уже сложно представить школьное образование без Интернета.    

  Стараясь постепенно развивать способности каждого конкретного ребенка, предлагаю ему развивающие, творческие задания. На уроках русского языка после изучения каждого раздела я предлагаю, например, сочинить сказку, составить кроссворд, викторину, подготовить свою презентацию в качестве защиты. В творческих зачетах ребята участвуют по желанию, а у способных детей появляется возможность максимально самореализоваться.

  На уроках литературы в старших классах перед изучением крупных произведений я практикую сбор вопросов, которые ребята могли бы задать автору, литературному герою, учителю. Смысл и содержание этих вопросов помогает мне потом более рационально, т.е. в соответствии с запросами и интересами учеников, выстраивать систему уроков, действовать «применительно к аудитории».

  При планировании любого урока стараюсь продумать деятельность способных ребят на каждом этапе урока. Очень часто предлагаю им роль учителя, например: проверить задание у слабоуспевающего ученика, у своего соседа по парте, подготовить самостоятельное объяснение определенного материала новой темы.

  На уроке я стараюсь меньше говорить, а больше слушать своих учеников. Сильные ученики чувствуют себя более уверенными, сами комментируют мнения одноклассников.

Важным условием творческого развития школьника является использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы. В качестве примера могу отметить такие проведенные уроки, как « Тема Отечественной войны 1812 года в музыке, поэзии, живописи», «Комплексный анализ текста. Звуки леса»

  Активно использую в своей практике и другие педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, дифференцированный подход к обучению. Основными принципами инновационного обучения являются: креативность, усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности. При использовании данных технологий на уроках русского языка и литературы мною успешно применяются такие приемы, как опорный конспект, ассоциативный ряд, мозговая атака, кластеры, синквейн, эссе, исследование текста, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания, использование ИКТ на уроках.

  Кластеры  -то способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа прошу ребят написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Затем вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

  В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить большой объем информации.  



Предварительный просмотр:

                       Здоровьесберегающие образовательные технологии

  Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит  ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни  с раннего детства. 

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

  С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

Каким  же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего,здоровьесберегающий урок  должен:

  Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

  Урок, соблюдающий  «Условия здоровьесбережения»:

1.Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются  здоровьесберегающие действия:

оптимальная плотность урока,

  Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени, чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,  оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

   Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе  работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

   Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

               

                                               Моя копилка физкультминуток

Интерактивные ( включаю видео на  панели и дети повторяют движения вслед за героями ролика)

https://yandex.ru/video/preview/17953468327637379203  -   мультиварик 5-6 кл

https://youtu.be/TleIIw_a6xo   физкультминутка для глаз – 5-11 кл

https://yandex.ru/video/preview/5642756429077826897  физкультминутка для глаз  (5-11 кл.)

https://dzen.ru/video/watch/6280e7c1b708000e0b6b069a?f=d2d   динамическая (5-6 кл.)

https://yandex.ru/video/preview/5216024606128812218   динамическая (5-7 кл.)

https://yandex.ru/video/preview/4320720441649639841  тематическая ( 5-8 кл)

( Дети повторяют движения вслед за учителем, или выполняют его задания)

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Мягкий знак

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного — выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

— Кто догадался из какой пословицы три последних слова?

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара.

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах.

(Игровые  элементы, которые я использую на уроках)

 

            Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету.

Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в основную. Задача учителя  - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии.

  1. I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
  2. Игра « Диктор»

Расставь ударения, произнеси правильно.

Ателье,  ворота, дефис,  звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка,  хаос,  цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.

  1. «Подбери слова»

Учащимся предлагается определенная тема, на которую они должны подобрать слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

Тема «Спорт»: футбол, хоккей, волейбол, спортсмен, бутсы, кроссовки, тренер, тренироваться.

  1. «Пригласи на обед»

          Задание: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (знакомого). В меню, конечно, должны оказаться слова:

тефтели, щавель, творог, винегрет, сливовый или грушевый компот.

 II. Фонетические игры

  Игра «Салат»

 В огороде  выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь);  2 -  в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).

В результате дети получают предложение.  Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

  Игра «Новоселье»

Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное.  Примеры  животных:  ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.

 «У кого хвост длиннее»

 Учитель предлагает учащимся в каждом последующем слове, начиная с первого, заменить один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово.

Образец: бок – сок – док и т.д.

 Док, боб, лом, кора, кочка

  1.  «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

 Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).

 1)      А / Я = О / ? (Ё)

2)      М / М’ = Р / ? (Р’)

3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5)      ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

- Что такое толь? (дополнительный балл).

III. Лексико-фразеологические игры


  1. « Собери фразеологизм»


Как,  Макар, свисти, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. 


Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.
-Как в воду канул.
-Ветер свистит в карманах.
-На языке вертится.
-В ежовых рукавицах.

 

  1. «Собери пословицу»

         Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

 

  1. Акростих


Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определённой буквы

 

К    Кануть в лету
О   Обетованная земля
С   Сорвать маску
М  Мозолить глаза
О   От доски до доски
С   Сбросить иго

  1.  «Собери слово»

         Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки

 (Око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

  1. IV. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм
  2. Словотворение

Записав на доске слова или вывесив заранее приготовленный список, учитель  предлагает изменить каждое слово или образовать новое, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья, здоровый – здоровье).

крыло

здоровый

варить

воробей

звено

зимовать

кушать

берег

медаль

счастливый

под землей

под полом

без дороги

раздумывать

ружейный

скамейка

судить

соловей

  1. «Шифровальщик»

Учащимся предлагаются, например, слова на орфограмму «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ, РАЩ», они должны из закодировать, записав только  только О или А

  1. Растущий, отрасль, растение
  2. Предлагать, росток, водоросли
  3. Разрастаться, выложить, изложение
  4. Налагается, положить, отросли
  5. Растительность, излагать, слагаемое
  6. Предложение, ростовщик, предполагать
  7. Сложить, расположиться, сослагательный
  8. Выросший, росточки, вырасти
  9. Полагается, произрастать, взращённый

Если учащиеся выполняют задание правильно, то должен получиться такой рисунок

  1. а аа
  2. а о о
  3. а о о
  4. а о о
  5. а аа
  6. о о а
  7. о о а
  8. о о а
  9. а аа
  10. «Орфографическое лото»


       Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.


Примеры карточек


к…рпич
б…тарея
г…рань
г…рох

б…тон
в…трина
г…рбарий
г…рчица

 

  1. «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

  1. Диктант – шутка

 Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова- исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

 По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора - обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим

 Игровые задания, направленные на отработку словообразовательных навыков

  1.  «Третий лишний»

 

В этой игре надо догадаться, какой признак имеется в двух высказываниях и отсутствует в третьем. Например, приводятся три слова: водитель, водяной, водичка. Здесь общий признак – корень, водичка и водяной – однокоренные слова, а водитель – лишнее слово.

Эта игра может использоваться при изучении многих языковых явлений.

 

  1. «Составь слово»

 

         В данной игре ученики должны составить слова из значимых частей слова и окончаний других слов.

-  Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики». Назовите слово.

А) подснежники

Б) снежки

В) снеговики

Г) снежинки

 

-  Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка» . Назовите слово.

А) рассказ

Б) завязка

В) рыбалка

Г) сказочка

 

-  Мой корень – родственник «сраженью»,

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

А) забойщик

Б) заражение

В) каменщик

Г) шахтер

 

-  Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода». Назовите слово.

А) писака

Б) рассказ

В) записка

Г) расписка

 

  1. «Раз, два, три – говори»

 

Обращаясь по очереди к участникам игры, учитель читает указанные ниже словосочетания, предлагая заменить каждое из них одним словом с нужным суффиксом. Выигрывает тот, кто правильно назвал все слова.

  1. Музыкант, играющий на трубе.
  2. Житель Тулы.
  3. Смелый человек.
  4. Хитрый человек.
  5. Тот, кто любит шутить.
  6. Тот, кто богат на выдумки.
  7. Любящий мечтать.
  8. Участник игры.
  9. Тот, кто пашет землю.
  10. Сельский житель.
  11. Житель Тамбова.
  12. Специалист по химии.
  13. Собирающий коллекцию.
  14. Детеныш орла.
  15. Женщина – повар.
  16. Болтливая девочка.
  17. Гриб, растущий под березами.
  18. Березовая роща.
  19. Свойство доброго человека.
  20. Стебель соломы.

 

  1. VI. Игровые задания, направленные на отработку морфологических навыков
  2. Игра «Четвертый лишний»

 

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

 

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все слова во множественном числе.

Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

 

  1. «Четвёртое лишнее»

 

Записать без этого слова, определить вид, время, лицо и число глаголов.

 

Принёс, принесут, будут носить, занесут.

Направляем, будут направлять, направят, направлю.

Решаю, решу, решат, будут решать.

 

  1. "Отгадай загадку".

Отгадать загадку и охарактеризовать прилагательное. (По 1 баллу за отгадку и за характеристику прилагательных.)

  1. Жгучая и колючая, жалит, как змея гремучая. (Крапива).
  2. Стоят в поле сестрички; желтые глаза, белые реснички. (Ромашки).
  3. Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой).
  4. Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные. (Оконная рама).
  5. –Это черная?

-Нет, это красная.

   -А почему она белая?

   -Потому что зеленая. (Смородина).

  1. Низок, да колюч; сладок, да пахуч; ягоды сорвешь – всю руку обдерешь. (Крыжовник).

 

  1. Лингвистические шутки

 

-Какое местоимение спрятано в алфавите?(Я)

-Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?(Вы-мы-ты)

-Какие местоимения встречаются на плохих дорогах?(Я-мы)

- Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)

- Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?(Я-майка)

- Какой газ отрицает личное местоимение?(Не-он)


VII. Игровые задания, направленные на отработку синтаксических навыков

  1. «Строители»

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе.

Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

 

  1. «Кто больше!»

Составить словосочетание из предложения, определить главное и зависимое слово

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

(1 ученик из команды выходит с листом и читает, что получилось).

- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал 

  1. «Закодируйте предложение»

Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

Не трещите, морозы, в заповедном бору.

Метели по лесу полетели, и морозы усилились.

  1. «Серпантин одной фразы»

 

Игра используются при изучении темы «Словосочетание и предложение», где отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я пишу стихи.

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

3-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам.

4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день.

 

5-й ученик -  Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

 

VIII. Игровые задания, направленные на отработку пунктуационных  навыков

  1. «Интеллектуальная пауза»

 Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены)Составьте в тетрадях схему:

  1. Наступила поздняя осень.
  2. Как красив лес осенью!
  3. Осень мое любимое время года.

Игровые технологии при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (я не придерживаюсь какой-то определенной классификации и называю свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.

  1. «Грамотей»

      Из  стихотворения С. Маршака «Знаки препинания» выписать   знаки препинания 

Знаки препинания (отрывок)

У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
– Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!

– Сколько вы записали знаков препинания – А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

  1. «Сыщики»

 Найдите предложения, соответствующие схемам и запишите их в тетрадь.

1) [– - =]   

2)[– =], и [– = ]

3)[О,… ]!

4)[…], ( что… ).

5)А: «П».   6) [O и O].

1) Книга – лучший товарищ.

2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.

3) Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!

4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

6) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

 

  1. IX. «Веселые рифмы»

При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление. 

 

Главные члены предложения

Когда перед вами задача - найти 
Главные члены предложения, 
Прежде всего, отыщи глагол, 
Глагол в любом наклонении. 
Когда обнаружишь этот глагол 
Между другими словами, 
То подчеркни его поскорее
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем

И подлежащее, как  на крючок

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения,

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения.

 

Дополнение

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

Определение

Признак предмета или явления
Обозначает определение. 
Чей и какой? - ответы просты, 
Лишь не хватает волнистой черты.



Обстоятельство

На вопросы: где? когда?

Как? откуда? и куда?

Обстоятельства всегда

Дадут ответ вам, да-да-да.

Однородные члены предложения 

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

Словосочетание 

Внимание! Внимание! 
Вот словосочетание. 
В нем ходят парою слова, 
Но не равны у них права. 
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"

прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давл...

Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...

Тема методического объединения: «Педагогические технологии в деятельности дополнительного образования»

Тема методического объединения:«Педагогические технологии в деятельности дополнительного образования»...

Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии"

Все педагогические технологии, которые я применяю на своих уроках....

Методический семинар "Педагогические технологии"

методический семинар муниципального этапа конкурса....

Методическая разработка "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

методическая копилка - педагогическая технология «Квест»

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально шир...