Андрей Андреевич Платонов "Юшка". Конспект урока
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Ирина Юрьевна Козлова

Андрей Андреевич Платонов "Юшка". Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Уметь любить человека») по рассказу А.Платонова «Юшка» Класс: 7

Тип урока – урок формирования и совершенствования навыков и умений.

Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение), работа со словарём, справочниками.

  Цель деятельности: создавать условия анализа рассказа Платонова «Юшка»; расширять понятия «характеристика литературного героя»; помочь выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения.

Метапредметные: развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, умения подбирать материал, пользуясь текстом; умения находить художественные средства в тексте.

Личностные: развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Познавательные: развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы.

Регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия.

Коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.

Оборудование: карточки, презентация, выставка книг А.Платонова

План урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы, формулирование целей урока учащимися.

3.Мотивация учебной деятельности. Выбор эпиграфа.

4. Работа в тетрадях. Запись темы, эпиграфа.

5. Работа по теме урока.

6. Работа в группах.

7. Выступление групп.

8. Работа в тетради – вывод

9.Подведение итогов работы

10. Домашнее задание.

Конспект урока.

I Слово учителя:

Сначала я хотела бы обратиться ко всем:

- Поднимите руку, кого из Вас хоть раз кто-то сильно обидел?

- Поднимите руку, кто из Вас хоть раз, вольно или невольно, обидел другого человека?

- А что переживается сильнее?

II. Актуализация опорных знаний

- Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания, соучастия и т.д.).

- Об этих понятиях напоминает нам Платонов в своих произведениях. Вспомните, какие произведения писателя мы с вами изучили? О чем они?

Вывод. -Из этих произведений мы узнали, что для Платонова важно многое на земле: и животные, и растения. Но самое главное – это человек, который

по – отцовски относится ко всему, что находится рядом, что живет рядом с ним.

-Давайте вспомним, что нам известно о писателе А.П.Платонове?

 (Индивид. сообщение о писателе)

Андрей Платонович Платонов родился 20 августа (1сентября) 1899года в Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Клементова. В семье, состоящей из десяти человек, он был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, Андрей идет « в люди»: выполняет разную черновую работу. Платонов был начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять стихи, которые появляются в журналах и сборниках вплоть до 1932 года. Но определяющим жанром в его творчестве становится проза.                                                                                                                                                   В годы Великой Отечественной войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Он не покидает армии, даже будучи болен туберкулёзом. Корреспонденции, рассказы, очерки Платонова появляются во фронтовых и центральных газетах, выходят сборники военных рассказов.                Много и напряженно писатель работает после войны, несмотря на то, что силы покидают его. Умер А.П.Платонов 5 января 1951 года. Платонов прошел трудный путь, но ему удалось главное: его книги продолжают жить.

Вывод. - Это был необыкновенный человек и писатель. Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет, он и сейчас как будто всматривается в вас и задает вопрос: «Что вы за люди?» Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке.

- Сегодня на уроке мы войдем в художественный мир рассказа «Юшка». О чем этот рассказ? Что хотел сказать нам автор? Как можно обозначить тему нашего урока?

(Тема нашего урока: «Уметь любить человека») 

- Обратите внимание, как связались слова – понятия между собой: продолжите

«Если ты человек, ты должен (уметь любить);

«Чтобы уметь любить, ты должен быть (Человеком)

 «Если ты умеешь любить, ты (Человек) 

 (Учитель читает стих Дементьева) Андрей Дементьев писал в своем стихотворении:

« Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души —
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.    

III. Целеполагание и мотивация (участвуют в целеполагании через формулирование вопросов, принимают цели урока) Слайд №

- Попробуйте теперь сами сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ?

- Что значит быть человеком?

- В чём сущность человека, его назначение?

- Что значит любить человека?

- Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.

Наша цель – вместе прочитать наиболее яркие сцены рассказа «Юшка» и обсудить их, чтобы вызвать сочувствие к главному герою; задуматься о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям.

Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П.Платонова «Юшка», но для этого нам нужно будет всмотреться в каждую строчку произведения.

Выбор эпиграфа урока. Объяснение выбора. (Учащиеся дома подбирали эпиграфы и оформляли на отдельном листе. Каждый читает свой эпиграф и объясняет. Выбираем один из эпиграфов и записываем в тетрадь. В это время звучит песня «Окно»)

Примерные эпиграфы

Побеждай зло добром. (Библия)

Добро из добра приходит. (Пословица)

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. Б.Пастернак

Я предлагаю вам музыкальный эпиграф, песню – притчу. Что такое притча? (Звучит песня С.Копыловой «Окно». О чем песня? -О добре и зле. О чем рассказ «Юшка»? – О добре и зле.) Какой основной прием построения рассказа использует автор? Антитеза. Этот прием мы наблюдаем и в лексике, и в поведении героев, и в описании их внешности.

Работа в тетрадях. Запись эпиграфа.

IV. Анализ произведения.

Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают)

Как начинается рассказ? О каких произведениях напоминает начало рассказа: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек».

(Начало рассказа напоминает фольклорные произведения, оно написано в манере сказа.)

Как вы думаете, о каком это старинном времени идет речь?

Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа?

(На самом деле речь идет не о древности, хотя подобная история могла случиться в любые времена. Можно понять, что действие происходит в первой половине двадцатого века: девушка-сирота, которой помогал Юшка, окончила университет и работала врачом. Раньше это вряд ли могло произойти.)

 -Составим литературный портрет героя. Слайд

1 . Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет. (Стр.115)

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».

Наблюдение над деталью.

Описывая портрет Юшки, автор подчеркивает слабость героя, его незащищенность и акцентирует внимание на описании глаз: « в них всегда стояла влага, как неостывшие слёзы».

- Почему Платонов особо выделяет глаза Юшки? (Глаза – зеркало души. Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)

- Что же отражается в глазах Юшки? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)

2. В какой одежде он ходил?

«Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

3.Где Юшка жил и чем питался?

«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

4. Как Юшка работал?

Он работал с утра до ночи подручным помощником у главного кузнеца. «Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».

 «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».

Какое значение имело то, что Юшка работал в кузнице, подручным помощником кузнеца?

(Кузницы всегда ставили на окраине деревни, кузнецов уважали и побаивались: они были крупными, сильными, могучими людьми, их работа была связана с огнем, с железом; в фольклоре кузнецам приписывались даже колдовские свойства. Юшка же «мал ростом и худ», к тому же болен чахоткой, поэтому выглядит стариком в свои сорок лет. Тяжелая работа в кузнице таким людям противопоказана.)

Молодцы! У нас получился литературный портрет героя. Слайд №                          - А сейчас охарактеризуйте Юшку одним определением (каждый по одному определению)                                                                                            Оформляется запись на доске и в тетради:

  • Слабый. Жалкий. Невзрачный.
  • Тихий. Скромный. Незаметный.
  • Неказистый. Кроткий.

Словарная работа.

Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Смирный – покорный, тихий, спокойный.

-Есть ли среди них синонимы? (кроткий – смирный)                                                              Такой человек должен у окружающих вызывать чувство сострадания, сочувствия. Так ли это? Попробуем взглянуть на героя глазами тех, кто живёт рядом с ним. Анализ текста (работа в парах). Коммуникационная деятельность (исследование в парах).

Учитель делит учащихся на пары, в каждой паре дети с разным уровнем учебных возможностей. Ребята заранее получают задание: ответить на вопросы, сохранив особенности платоновского языка.

- Подчеркните глаголы, которые помогут нам увидеть действия и поступки персонажей -2 мин.

Размышление над образом Юшки. Слайд № 6

1 пара отвечает на вопрос: “Каково отношение к Юшке детей?» (Стр.116)

2 пара отвечает на вопрос: “Каково отношение взрослых к Юшке?”(Стр.117)

1 пара отвечает на вопрос: “Каково отношение Юшки к людям?” (читает по ролям диалог дочери кузнеца Даши и Юшки) (Стр.118)

2 пара читает кульминацию рассказа «Встреча Юшки с «весёлым прохожим». (Стр.120)

1). Юшка и дети. (I пара)

- Как относились дети к Юшке? (Умение видеть текст, анализировать эпизод, сохраняя платоновский язык). 

Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:

- Как дети относились к Юшке? (подчеркните глаголы). Как Юшка относится к детям? (подчеркните глаголы). Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на детей?

- Почему они «удивлялись, что он живой»?

- Что значит для них «живой»? (должен «серчать»!)

( « Дети удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них», « …пусть он лучше злится, раз он и вправду живёт на свете»).

- Почему они добивались того, чтобы он погнался за ними? («…им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними»).

- Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Почему? (Антитеза в поведении героев)

(Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. («…чтоб отозвался им злом и развеселил их…», «…они радовались тому, что с ним можно было делать, что хочешь, а он им ничего не делает»). 

Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его.)

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Почему они стали такими жестокими?

- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации («как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Это для них игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых…

Составляем синквейн «Дети»

Дети.

Злые, вредные.

Кидали, толкали, дразнили.

Дети не умели любить.

Глупцы.

2.  «Юшка и взрослые» (2пара) СЛАЙДЫ

Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:

- Как относятся взрослые к Юшке? (подчеркните глаголы). Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем Юшка отвечает им? (подчеркните глаголы).

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

  • «…злое горе или обида…»
  • «…сердце наполняется лютой яростью…»
  • «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?»
  • «От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.»
  • «Бил…и в зле забывал на время свое горе»

(В процессе подготовки к уроку учащиеся должны уметь определить позицию автора и передать ее, используя слова из текста: «…бывало злое горе или обида; или они были пьяными…», «…сердца наполнялись лютой яростью»).

- Что ставили Юшке в упрёк? («…живи, как я живу…», «…говори, будешь так жить, как надо?»).

(Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью: «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время своё горе»). ( Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди).

- Как вы понимаете слово Кротость? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: БЕЗЗЛОБНОСТЬ, ПОКОРНОСТЬ, СМИРЕНИЕ, БЕЗОТВЕТНОСТЬ, БЕЗРОПОТНОСТЬ…)

- Мы с вами уже отметили, что Юшка был кротким – незлобивым, покорным, смирным.

Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.

Какой Юшка в глазах детей и взрослых?

Старый, больной, слабый, жалкий, плохо одетый, неказистый,

 невзрачный, тихий, молчаливый, странный, ущербный, не

умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»

(ненормальный), «забраковали тебя люди» (не такой, как все,

непохожий, думающий что-то своё).

Что объединило взрослых и детей? (ЗЛО)

На доску вывешивается табличка: ЗЛО

3. Стр.118 (1пара) (Диалог Даши и Юшки. Чтение по ролям)

Задания перед чтением диалога

1. -Что он отвечает Даше, которая в очередной раз подымает и уводит с собой Юшку после избиения? «Лучше бы ты умер, Юшка.»

(Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)

2. - Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

- Почему Юшка всех прощал, всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям? (Он был уверен, что народ его любит.)

Вспомним слова Юшки, обращённые к девочке Даше.

3. - «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», - говорил Юшка.

-Что значит «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? (Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, этот человек любит только самого себя, не испытывает жалости и сострадания к другим.)

- Как вы понимаете слово «СОСТРАДАНИЕ»? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, ЖАЛОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, УЧАСТИЕ)

Прикрепляется табличка: СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ - причина зла.

- Юшка говорит, люди забыли, не понимают, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло? Какие у них ценности? (для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)

- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)

Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить.

Если окружающие воплощали (что?) – зло, то

Юшка - воплощенное добро

Справа от таблички ЗЛО прикрепляется ДОБРО

- Вывод. Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)

4. Фронтальная работа. «Юшка и природа» СЛАЙДЫ

- подготовленный ученик читает эпизод ( звучит музыка)

- Как Юшка относится к природе? (Это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (Среди природы родилась мелодия – появились в тексте ЭПИТЕТЫ («белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте», «работящие кузнечики», «веселые звуки», «сладкий воздух»), МЕТАФОРЫ («голос рек, бормочущих на перекатах», «всматривался в лица бабочек и жуков», «в грудь входил сладкий воздух цветов»)

ФИЗМИНУТКА (Все встали , уходим вместе с Юшкой из города. Смотрим на облака, бегущие по небу. Вдыхаем сладкий воздух цветов, слушаем веселое пение птиц, поднимаем с земли бабочек и жуков, всматриваемся им в «лица», вновь вдыхаем. Теперь садимся (Юшка в тень дерева, где дремал, а мы продолжаем работать)

Справа от таблички ЗЛО прикрепляется ДОБРО

5. (2пара)  Чтение по ролям « Веселый прохожий» и Юшка» - кульминация рассказа.

- Но Юшка не Господь Бог.. Однажды и он осерчал. 

Подберите синонимы:

Рассердился   Разозлился   Разгневался   Возмутился   Вознегодовал

«Осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука…

Беседа с учащимися:

- Что стало причиной того, что Юшка осерчал?

- Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?

(«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).

- Как вы понимаете слова Юшки?

(Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее).

Как называл взрослый человек Юшку?

Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный»).

Словарная работа: Слайд №

Выясним лексическое значение слов: юрод и блаженный. Зачитайте из домашней работы толкование этих слов.

Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания

Блаженный:1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.3.То же, что святой

- За что «весёлый прохожий» убивает Юшку? («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»). (Скажите, какой смысл вложен в слово «весёлый»? Можно ли было обойтись без него? – дополнительный в-с) (Злой)

- Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? 

- Ученики: Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. Он так же отказывал себе в еде и одежде …

Какой Юшка на самом деле?

Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий,  терпеливый, чуткий, умеет сострадать, сочувствовать, человеколюбивый, милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.

Эвристическая беседа

5. Анализ текста (фронтальная беседа) Слайд №

Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь.

- Кто пришел проститься с Юшкой? (Все люди: и старые, и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни)

- Проститься, значит попросить прощения, простить себя?

(Суффикс –ся –возвратный, он показывает, что действие направлено на себя. Я думаю, что люди пришли «проститься» - попросить прощения у Юшки за себя.)

- Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»

(Обязательно мы должны сказать эти слова, они нужны всем людям, которым мы делаем зло)

- Как стали жить люди без Юшки? Раскаялись ли люди? Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?

«Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?

(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.

- Я просила вас найти значение имени главного героя. Что означает слово «юшка»?

Юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Слайд №

Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.

- Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился?

- Выходит, что зло победило?

ЗЛО ? ДОБРО

Ставим знак вопроса между табличками

 (вывешиваются на доске). Нет. Почему? (Комментарии групп)

- Ведь у Юшки была какая-то тайна. «Диалог кузнеца и дочери Юшки».

- При жизни он был Юшкой, когда стали называть его Ефимом Дмитриевичем?

- А что означают эти имена?

Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный. 

Дмитрий - восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия) благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносящей плоды.

- Почему писатель называет своего героя именно так:

Вывод: Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды.

 Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?

Ребята рассказывают о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.

Вывод: — Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А.Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, — «из смерти работать жизнь».

Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».

Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.

- Давайте выведем формулу жизни по А.П.Платонову (Составление кластера)

Жизнь Юшки – это пример служения людям.

V. Итоги урока. Рефлексия. Дети зачитывают свои ответы.

Ответить письменно на вопрос или продолжить фразу:

- Сегодня на уроке я убедился…

- Сегодня на уроке я задумался…

- Какие нравственные заповеди оставил А.П.Платонов?

(Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.)

- Изменилось ли моё отношение к людям после прочтения рассказа?

- Придумать афоризм о доброте.

(Словарь крылатых слов и выражений)

- Побеждай зло добром.

- Нужно любить человека вовремя, чтобы не пришлось потом просить прощение.

- Добро не уходит со смертью человека.

- Счастлив человек не только получающий, но и дающий.

- Жизнь каждого человека ценна

- Ты « тоже всему свету нужен»

- Сердце человека не должно быть слепым.

- Любить друг друга «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»

- Без доброты и сострадания нет человека

- Все имеют право на жизнь

- Нам жизнь дана, чтобы любить

- Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

VI. –Сегодня на уроке мы говорили об очень важных человеческих качествах: милосердии, сострадании, соучастии, сочувствии.

- Что нужно делать, чтобы воспитать в себе эти качества?

(Нужен труд нашей души. Он помогает нам стать честными, добрыми, бескорыстными. Очень часто наши души формируют, а иногда и лечат произведения искусства и литературы, в частности, такие произведения, как рассказ А.П.Платонова «Юшка»)

-Я предлагаю обратить внимание на выставку книг. Это все произведения А.П.Платонова. Книги находятся в нашей школьной библиотеке. Прочитав их, вы сможете глубже проникнуть в художественный мир писателя, научитесь быть добрее, милосерднее.

Чтение учителем стихотворения  (стихотворение Елены Туррка)

Благодарить?
Благодарить...
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги...
Поднять упавшего?
Поднять...Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить...
И проклинающих?
Их тоже...
Любить жестокий мир?
Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...

Не делай зла – вернется бумерангом,                                                                  Не плюй в колодец – будешь воду пить,                                                                               Не оскорбляй того, кто ниже рангом,                                                                                          А вдруг придется что – нибудь просить.                                                                                        Не предавай друзей, их не заменишь,                                                                          И не теряй любимых – не вернешь,                                                                                                Не лги себе – со временем проверишь,                                                                                                                           Что этой ложью сам себя ты предаешь.                         Омар Хайям

Мне хотелось бы, чтобы вы были людьми «со зрячими сердцами».

Домашнее задание: Слайд

Составить план рассказа, синквейн на тему «Юшка».

СИНКВЕЙН – от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из пяти строк.

И строится он следующим образом:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – вывод, одно слово, существительное.      

Оценки:

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока по теме "Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста"

ЦЕЛЬ: - поэтика стихотворения;- смысл главного образа и идея текста;- воспитание чувства патриотизма...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока. «Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова».

Конспект урока о писателе и его творчестве....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....

Андрей Андреевич Платонов. 7 класс

Андрей Андреевич Платонов. 7 класс...