Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Дубовик Оксана Викторовна

Тема: “И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”)

Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В. П. Астафьева, разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль.

Выяснить роль фотографий в жизни человека; как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», каких близких людей сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

https://youtu.be/X-mf7r4PYmw

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по рассказу

В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

учитель МБОУ Кутуликская СОШ Дубовик Оксана Викторовна

Тема: “И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”)

Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В. П. Астафьева, разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль.

Выяснить роль фотографий в жизни человека; как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», каких близких людей сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества   В.П. Астафьева;
  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

развивающие: 

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;
  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

личностные:  

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.
  4. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии», карточки для групповой работы, раздаточный материал.

   

 1.Мотивация учебной деятельности учащихся

Обратиться к стенду «Старые фотографии». Учитель читает отрывок из стихотворения   Н. Рубцова.

          Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным-полна, –

И близких всех душа не позабудет… – писал Николай Рубцов в стихотворении «Русский огонек».

- В чем смысл фотографий? Для чего они нужны людям? И нужны ли вообще?

Фотография – это олицетворение человеческой памяти и история страны.

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.

2.Актуализация знаний

  • Учитель: На тему человека и истории, о проблеме нравственной памяти размышляет в автобиографическом рассказе «Фотография, на которой меня нет» Виктор Петрович Астафьев. Некоторые произведения этого писателя вам известны. Назовите какие?

И «Конь с розовой гривой», и «Фотография, на которой меня нет» – все эти произведения – главы из книги «Последний поклон».

  • Обратиться к теме урока на слайде презентации.
  • В  биографии Астафьева нельзя не упомянуть о трагических моментах жизни писателя.

Виктор Петрович Астафьев – выдающийся российский писатель, посвятивший свое творчество военной и деревенской темам. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец писателя был арестован , а мать погибла, когда Виктору было семь лет. Трудное детство автора вместило жизнь на улице, пребывание в детском доме, бегство   на корабле по Енисею в Овсянку к бабушке, а также ранние заработки в стремлении выжить. Эти факты нашли отражение в повестях и рассказах автора.

После обучения  работал на железнодорожной станции «Енисей» сцепщиком поездов, а впоследствии – дежурным по станции. В восемнадцать лет, несмотря на бронь для железнодорожных служащих, добровольцем ушел на фронт. Испытал все тяготы войны в статусе шофера, а затем и связиста. Имеет многочисленные награды, был тяжело ранен и получил контузию.

Сменил множество специальностей: был слесарем, дежурным по станции, учителем, кладовщиком и подсобным рабочим. 

 Писатель удостоен звания Героя Труда, двух Государственных премий Советского Союза, награжден тремя российскими Государственными премиями. Писатель скончался в 2001 году. В этом году отмечается 100-летие Астафьева.

В.П. Астафьев после смерти матери жил у её родителей: Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылицыных. О своём детстве Астафьев рассказал в первой части «Последнего поклона» и назвал её «страницами детства». Главный герой здесь – Витька Потылицын. Он рассказывает о своём довоенном детстве и о событиях, которые с благодарностью всплывают в памяти уже взрослого человека.

«…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле», — говорит Астафьев в предисловии к изданию «Последнего поклона».

Вся повесть в рассказах «Последний поклон» - произведение, посвящённое бабушке, это действительно последний поклон писателя вырастившей его бабушке, с которой автор не успел попрощаться перед её смертью.         

  • Постановка цели и задач урока. Обратиться к эпиграфу о детстве.

Мир детства, с ним навечно расставанье,

Назад ни тропок нету, ни следа,

Тот мир далек, и лишь воспоминанья

Все чаще возвращают нас туда.

Кайсын Кулиев

Народный поэт Кабардино-Балкарии

  • Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

3.Первичное усвоение новых знаний. Стадия осмысления содержания.

3.1. На доске плакаты. Работа с классом

 

  • составить ассоциативное колесо памяти на тему: «Бабушка Катерина Петровна»
  • составить ассоциативное колесо памяти на тему: «Учитель Овсянской  школы»
  • составить ассоциативное колесо памяти на тему: «Главный герой Витька»

Дети называют ассоциации, учитель записывает.(приложение)

3.2. Первичная проверка понимания. Работа в группах.

Задание 1 группе

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
  2. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
  3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
  4. Что особенно ценит Витка в бабушке, о чем вспоминает с нежностью и грустью?
  1. Хорошая бабушка у Витьки?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры.   Один из них-бабушка ...”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

  • Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

 Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…» (слайд)

Задание 2 группе.

 Составьте связный рассказ об учителе Овсянской  школы и школе 30-х годов и   её учениках »включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

 1. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

2.Почему учитель приносит фотографию Витьке?

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

     1. Опишите школу, в которой учился герой.

     2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

  • Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей. (слайд)

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.

В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Задание 3 группе.

 Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

      1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) отношение к школьной фотографии.

  2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о случае, который произошёл с ним в школе..”. (расскажите, какой случай произошёл с Витькой и Санькой)

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”

  • Детство – важная пора для каждого человека. Это время проб и ошибок. Это пора становления его как личности. Очень важно окружение ребёнка в этот период, его семья. Детство героя представлено в тяжёлое для страны время. Он живёт в деревне. Он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

Герой Астафьева благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: «И близких всех душа не позабудет.»

4.Исполнительный этап. Первичное закрепление.

На листах с колёсами памяти из записанных ассоциативных слов, составить предложения по заданиям в группах. Эти предложения выйти и зачитать.

(приложение)  

(обобщить, пролистывая презентацию по слайдам)

5.Итоговая беседа.

  • Чтение  заключительной части рассказа
  • Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

«Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней. Где они сейчас? Кто они? Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки. Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

Основная мысль рассказа. «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

 Смысл этой фразы: история страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.

  1. Разрыв. Обратиться к фотографиям. Сделать мне вывод.

Фильм о Астафьеве. 

Именно поэтому творчество Виктора Петровича Астафьева остаётся актуальным и сейчас.

  1. Рефлексия: Кому и почему я бы посоветовал (а) прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

  1. Вывод: О роли памяти в жизни человека замечательно сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

«…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» В.П.Астафьев

  • Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться.

Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»

  1.  Оценки за урок.

  1.  Дом задание. Принести фотографию, подготовить рассказ о ней.                  

Приложение

1.Составить ассоциативное колесо памяти на тему:

«Бабушка Катерина Петровна»

Бабушка Катерина Петровна- простая, деревенская, мудрая женщина, заботливая, душевная, с уважением относилась к сельскому учителю, жалела, лечила и любила Витьку, учила жить по совести, это самый дорогой человек для Витьки!

2.Составить ассоциативное колесо памяти на тему:

«Учитель Овсянской  школы»

Сельский учитель- умный, интеллигентный, смелый, уважает учеников, заботится о школе, он совершил настоящий подвиг, приехав в село, к нему относились с огромным уважением и любовью!

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

3.Составить ассоциативное колесо памяти на тему:

«Главный герой Витька»

Главный герой Витька- сирота, живёт у бабушки, уважает учителя, помнит добро, ценит заботу, благородный, совестливый, хранит школьную фотографию, на которой его нет, потому что ему дорога память о прошлом!

Фотография тех лет – часть этой истории.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 7 классе.

учитель МБОУ Кутуликская СОШ Дубовик Оксана Викторовна

Тема: “И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В. П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”)

Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В. П. Астафьева, разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль.

Выяснить роль фотографий в жизни человека; как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», каких близких людей сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Задачи:

предметные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества   В.П. Астафьева;
  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

метапредметные: 

1.Способствовать развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

2.развивать способности к переключению уровней мышления;

3.развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

4.развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

личностные:  

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.
  4. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии»,  карточки для групповой работы, раздаточный материал

Содержание урока соответствует программе и задачам.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX - начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов одного из рассказов

Проектирование урока:в тематическом плане работы на изучение этого произведения отводится один час.

При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в которых проводился урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок с элементами беседы

Методы обучения.  На уроке были использованы эвристический, исследовательский, проблемный методы. Объяснительно-иллюстративный метод играл вспомогательную роль.

Этапы урока: 1. Организационный момент.

                        2. Этап мотивации.

                        3. Этап актуализации знаний.

                        4. Выявление восприятия. Стадия осмысления содержания.

                        5. Исполнительный этап.

                        6. Итоговая беседа.

                        7. Разрыв.

                        8. Рефлексия.

                        9. Домашнее задание.

  • На этапе мотивации мы обратились к импровизированному стенду со старыми фотографиями. Таким образом подошли к теме нашего урока.

  • ТРКМ этап «Вызов»

В процессе реализации исполнительного этапа  был использован новый (точнее – модернизированный) методический прием анализа текста:

«Ассоциативное колесо памяти»  («Концептуальное колесо» или «Понятийное колесо».) 

Данный прием позволяет учащимся систематизировать информацию по определенной теме, выделить основные взаимосвязи. Он подходит для индивидуальной, парной и групповой работы.

  • На стадии осмысления содержания  была организована работа в группах, которая логично вытекала из предыдущего этапа урока.
  • На исполнительном этапе происходит снова обращение к ассоциативным колёсам памяти: по записанным словам из ассоциативного ряда составить предложения, которые и являются фактом достижения целей урока.

Технологический приём  делает зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы стало обсуждение записей. Обучающиеся отлично справились , что говорит о высоком  уровне  усвоения нового материала.   Приём «Колеса понятий» развивает аналитические способности обучающихся, помогает им противопоставлять и сравнивать понятия и термины, делать логичные и обоснованные выводы.

  • В конце урока осуществлен разрыв: обращение вновь к фотографиям и их роли в моей жизни. Его цель: активизировать процесс усвоения полученных представлений через личное активное действие, переживание.

  • Форма организации познавательной деятельности: эвристическая беседа,  работа в парах, группах, фронтальная работа с классом, включение каждого обучающегося в сотрудничество, использование приёмов технологии развития критического мышления.

  • Все этапы урока последовательно и логично связаны между собой. Я подводила учащихся к размышлению о том, что память о прошлом помогает жить человеку сегодня, что прошлое определяет нравственную состоятельность человека, уровень его духовного развития.
  • Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну, память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту восприятия мира. И нам его уроки могут помочь по-новому взглянуть на близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки.  Была продемонстрирована личная позиция, предполагающая  нравственную,  оценку происходящих событий и поступков героев.

В результате ученики приобрели опыт отношения к прошлому с позиций нравственных, эмоциональных, этических, развили в себе склонность к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего.

Планируемые результаты:

Личностные умения: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

Уважение к информационным результатам других людей; умение выражать своё отношение к поставленной проблеме и рассуждать на литературоведческую тему; понимание значимости приобретённых знаний и умений и использование их в учебной деятельности.

Метапредметные  умения   (познавательные, регулятивные, коммуникативные): установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений и подбор примеров, подтверждающих тезис; аргументирование своей точки зрения; классификация и систематизация информации; понимание проблемы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение отвечать на поставленные вопросы; целеполагание, планирование, саморегуляция.

Предметные: умение анализировать литературное произведение; делать выводы.

Урок достиг цели. Содержание  учебного материала, методы  и формы обучения  обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.

Психологические основы урока. На уроке создана атмосфера сотрудничества, благоприятная эмоционально - психологическая  обстановка.

В результате проведения урока все поставленные задачи были успешно выполнены.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнём, враждой Земля полным-полна, – И близких всех душа не позабудет… Н. Рубцов

Слайд 2

Виктор Петрович Астафьев ( 01.05. 1924-29.11.2001)

Слайд 3

«И близких всех душа не позабудет…» (по рассказу В. П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”)

Слайд 6

Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа, Тот мир далек, и лишь воспоминанья Все чаще возвращают нас туда. К. Кулиев народный поэт Кабардино-Балкарии В. П. Астафьев с родителями

Слайд 8

Задание 1 группе Задание 1: составить ассоциативное колесо памяти на тему «Бабушка Катерина Петровна» Задание 2 группе Задание 1: составить ассоциативное колесо памяти на тему: «Учитель Овсянской школы» Задание 3 группе Задание 1: составить ассоциативное колесо памяти на тему: «Школа 30-х годов и её ученики» Задание 4 группе Задание 1: составить ассоциативное колесо памяти на тему: «Главный герой Витька»

Слайд 9

Работа в группах, выполнение групповых заданий Задание 1 группе Задание 2: составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Задание 2 группе Задание 2: составьте связный рассказ об учителе Овсянской школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Задание 3 группе Задание 2 : составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Задание 4 группе Задание 2 : составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

Слайд 10

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: « Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

Слайд 12

И близких всех душа не позабудет…

Слайд 14

«Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». В. П. Астафьев «Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство». Д.С. Лихачёв

Слайд 15

Рефлексия Продолжите предложение: Герой: Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке… Бабушка: Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что… Учитель: В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель… Школа: Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

Слайд 16

Домашнее задание Принести фотографию, (семейную, школьную) подготовить рассказ о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

·                  Урок литературы проведён в 6  классе с использованием таких сингапурских структур как    ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙ...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...