рабочая программа 10 класс литература
рабочая программа по литературе (10 класс)

Пектубаева Алевтина Алексеевна

календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_lit-ra.docx53.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО

на заседании   ШМО

учителей русского языка и

литературы

Протокол № 1 от 31.08.2021г.

Руководитель ШМО

________/Патрушева А.Ю.

СОГЛАСОВАНО

с зам.директора по УВР

________/Шерстнева А.Ю.

«31» августа 2021 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУ  СОШ № 31 от«31» августа 2021 года

 № 252

____________/Николаев Е.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 10 а класса

на 2021-2022 учебный год

Рабочую программу составила

Пектубаева А.А., учитель русского языка

и литературы первой категории

г.Йошкар-Ола

2021 год

Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основе следующих документов и материалов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. 02.07.2021г);

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012г. г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями от 11.12.2020г.);

3. Средняя образовательная программа общего образования МБОУ «СОШ №31 г. Йошкар-Олы»;

4. Авторской программы по литературе  Ю.В.Лебедев  (М.: Просвещение, 2019);

5. Положение МБОУ «СОШ №31 г. Йошкар-Олы» «О рабочей программе учителя»;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2020 г. N 28 (письмо Федеральной службы об аккредитации от 27 января 2021г № 1616\03-ДГ) СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

8. Приказ Министерства Просвещения РФ от 23.12.2020 №766 "О внесении изменений в Приказ Министерства РФ 20.05.2020 № 254 «Об утверждении Федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего образования, среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год.

9.Приказ Министерства РФ 20.05.2020 № 254 «Об утверждении Федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего образования, среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год.

1.2. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Лебедев Ю.В.   Литература 10 класс. Учебник в 2-х частях. Просвещение, 2019.  

1.3. Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы.

2 Общая характеристика учебного предмета

Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Метапредметные УУД:

-умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности жизненных ситуациях;

-умение включать в свою деятельность разные варианты смыслового чтения; переработка информации, анализ текста;

-умение формулировать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы;

-использование понятийного аппарата и научных методов познания;

-умение формулировать и аргументировать свои мысли: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-умение привлекать новый и изученный материал;

-умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

-совершенствование устной и письменной речи;

-самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

-самостоятельная организация собственной деятельности, оценивание её;

-владение некоторыми навыками научной деятельности и представления ее результатов;

-формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов; умение работать с разными источниками информции

Предметные УУД:

Выпускник научится

-демонстрировать знание произведений русской и мировой литературы;

-приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

-понимать ключевые проблемы изученных произведений, связь произведения с эпохой его создания;

-понимать связь творчества автора с историческим периодом, эпохой; проводить наблюдения над динамикой творчества писателя;

-понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

-давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать письменные высказывания о самостоятельно прочитанных произведениях, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения;

-владеть навыками анализа предложенного произведения, понимать слово в художественном произведении в его эстетической функции;

-анализировать художественное произведение в устной и письменной форме (определять его тематику, идеи, анализировать особенности композиции, жанра, уметь -характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, высказываться о художественном своеобразии произведений) с учетом авторской позиции;

-сопоставлять произведения одного автора, разных авторов; соотносить изучаемые произведения с прежним читательским опытом;

-характеризовать героев произведений разных жанров и родов литературы, сопоставлять героев одного произведения;

писать сочинения на темы, связанные с содержанием изученных и самостоятельно прочитанных произведений;

-осваивать технику самостоятельных творческих работ;

-отбирать, классифицировать, систематизировать литературную и историко-культурную информацию с помощью библиотечных ресурсов и ресурсов Интернета;

-выполнять проектные и исследовательские работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

-сопоставлять произведения региональной литературы с программными произведениями на уровне тематики, проблематики, ключевых образов;

рассматривать произведения региональной литературы в контексте отечественного литературного процесса с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.д

-формулировать собственное отношение к изучаемым произведениям;

-уметь вести диалог;

-владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Выпускник получит возможность научиться:

-писать сочинения на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся;

-создавать рефераты на литературные темы;

-отбирать, классифицировать, систематизировать литературную и историко-культурную информацию с помощью библиотечных ресурсов и ресурсов Интернета;

-собирать и обрабатывать информацию о литературных фактах региона с помощью различных ресурсов;

-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать собственные обоснованные интерпретации художественных произведений.

-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (истории, психологии, философии и др.), другими видами искусства (театр, кино);

-использовать научный аппарат литературоведения и литературной критики в процессе создания устных и письменных высказываний;

-пользоваться литературной картой родного края для проведения исследований в области региональной литературы.

Календарно-тематическое планирование

 п\п

Тема урока.

Ко-

личест-во часов

Тип урока.

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид контроля.

1.

Русская литература

в контексте мировой

культуры.

Основные темы и проблемы русской

литературы XIX века.

1

Урок усвоения новых знаний.

Литературные направления начала 19 века. Художественные открытия писателей-классиков.. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Национальное самоопределение русской литературы.

Знать: основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.

Уметь: раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.

Самостоятельная работа.

2.

Художественное

своеобразие пушкинской лирики. Универсальность поэтического языка.

1

Урок углублен-ного изучения материала.

Особенности языка.

Особенности пушкинского лирического героя. Традиции и новаторство в поэзии. Эмоциональный настрой.

Знать: о художественных открытиях Пушкина.

Уметь: анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Самостоятельная работа.

3.

Поэма «Медный

всадник» (обзорное

изучение). Тема

Петра 1 в творчестве Пушкина.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Автор и читатель. Своеобразие жанра и композиции произведения.

Знать: основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.

Уметь: раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I.

Самостоятельная работа.

4.

«Бедный Евгений»

и «державный исполин».

1

Урок проверки и коррекции знаний.

Развитие реализма в творчестве . Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.

Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I.

Уметь анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции.

Устный опрос.

5.

Неповторимый

облик лирического

героя М. Ю. Лермонтова.

1

Урок углублен-ного изучения материала.

Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций.Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Вечные темы,

мотивы.

Эмоциональный настрой.

Знать: основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.

Уметь: анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Письменная работа.

6.

«Петербургские повести». Их место в художественном мире Н.В. Гоголя.

1

Урок проверки и коррек-ции знаний.

Своеобразие стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры Соотношение мечты и действительности.

Знать:характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина.

Уметь анализировать прозаическое произведение, интерпретировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.

Ответы на вопросы.

7.

Особенности гоголевской типизации. Открытие темы «маленького человека».

1

Урок углублен-ного изучения материала.

Нравственная проблематика литературы. Тема «маленького человека» в творчестве

Н. В. Гоголя.

Знать: особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь: анализировать прозаическое произведение.

Самостоятельная работа.

8.

И.С. Тургенев. Судьба писателя.

Преходящее и вечное в художественном

мире И. С. Тургенева.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Основные этапы жизненного и творческого пути Тургенева, его художественный мир.

Особенности тургеневского мировосприятия. Литературное произведение и его автор.

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений.

Уметь делать сообщения.

Уметь найти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему.

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений.

Уметь делать сообщения.

Уметь найти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему

Составление хроно-логической таблицы.

Письменная работа.

9

Творческая история

романа «Отцы и дети».

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX в., развитие жанра романа в творчестве И. С. Тургенева.

Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х

для систематизации информации.

Свободная работа с годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий текстом, понимание его специфики

Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

Ответы на вопросы.

10

Базаров и Павел

Петрович Кирсанов.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Образ жизни русского дворянства. Ознакомление с оценками мира «отцов» русскими критиками.

Знать: смысл конфликта

Е. Базарова и Кирсановых

Уметь: выявить роль споров героев в раскрытии главной мысли романа, составить сравнительную характеристику героев.

Сравнительная

характеристика.

11

Сатирическое

изображение

Тургеневым представителей «отцов»и «детей».

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Содержание, структура литературного произведения. Тема народа в романе. Поэтика романа, своеобразие его жанра. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов.

Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.

Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений. Уметь сравнивать героев-антагонистов.

Ответы на вопросы.

12

Автор и герой в

романе. Сложность

позиции И. С. Тургенева

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Автор и герой в

романе.

Позиция автора.

Знать: содержание романа, систему образов романа

Уметь: выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.

Работа в группах.

13

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью.

Базаров и его родители.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Анализ образа главного героя; сущность внешнего конфликта Базарова; художественные особенности создания образа.

Развитие темы «отцов» и «детей». Новое звучание.

Знать: историю взаимоотношения героев

Уметь: анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками, отрицающей любовь, искусство.,проанализировать

изменения, произошедшие в главном герое.

Знать: историю жизни родителей Е. Базарова

Уметь: выявить, как Евгений относится к своим родителям? Находить нужные цитаты, характеризующие героев, выявить авторское отношение к героям.

Ответы на проблемные вопросы.

Ответы на вопросы.

14

Базаров как «трагическое лицо». Финал романа.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Анализ сущности внутреннего конфликта героя. Обобщение по образу главного героя романа. Представ-ление о многосторон-нем подходе критиков к роману Базаров в ряду других образов русской литературы.

Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены; причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя.

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария

Сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.

Итоговая работа.

15

Судьба и личность

Н. Г. Чернышевского.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Политические и эстетические взгляды Н.Г.Чернышевского.

Знать: основные этапы жизни и творчества Н.Г. Чернышев-ского. Уметь делать сообщения.

Уметь найти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему

Составление хроно-логической таблицы.

16

Своеобразие

жанра романа «Что

делать?»Новые люди и «осо-

бенный человек» в романе. Смысл теории «разумного эгоизма»

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Понятие "жанр утопии". Анализ художественного своеобразия произведения.

Знать: своеобразие

жанра романа «Что

делать?», пнятие «осо-

бенный человек», суть теории «разумного эгоизма». Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

Сбор материала для выборочного пересказа.

17

Личность писателя. Своеобразие

художественного

таланта

И. А. Гончарова.

Черты реализма в прозе И. А. Гончарова

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Биография писателя,

его художествен-ный мир,

сложная противоречивая натура, русская душа.

Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Самостоятельная работа.

18

Роман «Обломов».

Реалистические приёмы изображения

главного героя в пер-

вой части.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Идейное своеобразие романа, авторская позиция в споре.

Знать: историю создания романа, структуру романа, особенности композиции, идею и проблематику романа

Уметь: соотносить события романа с фактами общественной жизни, характеризо-вать особенности стиля писателя.

Письменная работа.

19

Полнота и сложность

характера Обломова.

Истоки характера героя.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Анализ концепции художествен-ного произведения; центральный образ романа. Понятие «обломов-щина»

Знать содержание 1-ой части романа, особенности проблематики романа;

Уметь: давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.

Ответы на проблемные вопросы.

20

Андрей Штольц как

антипод Обломова.

Смысл сопоставления героев в романе.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.

Знать: содержание романа, понятие «антипод», особенности авторской позиции через сопоставление героев, критерии сравнения героев

Уметь: составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; отвечать на проблемные вопросы.

Сравнительная характеристика.

21

Обломов и Ольга

Ильинская: испытание героя любовью. Женские образы

в романе.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Женские образы; анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами.

Знать: какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не состоялась любовь двух героев.

Уметь: анализировать ключевые эпизоды романа, в которых наиболее ярко раскрывается тема любви; составлять сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить причину их разрыва.

Устный опрос.

22

Финал романа.

Авторская оценка жизненного пути героя.

1

Урок проверки и коррекции знаний.

Авторский замысел и его воплощение. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Своеобразие стиля Гончарова.

Знать: Авторский замысел и его воплощение. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Своеобразие стиля Гончарова.

Уметь:давать оценку произведению,соотносить события романа с фактами общественной жизни, характеризо-вать особенности стиля писателя.

Конспект.

23

Классное сочинение по произведениям И.С. Тургенева, И. А. Гончарова.

1

Урок контроля.

Систематизация материалов к сочинению

по творчеству писателя. Написание сочинения.

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформули-ровать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структуриро-вать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении мастерство писателя.

Контрольная работа.

24

Личность и творчество драматурга.

А. Н. Островский —

создатель русского

национального театра.

1

Урок изучения нового материала.

Своеобразие драматургии А. С. Грибоедова,

Н. В. Гоголя. Основные

этапы жизненного и творческого пути драматурга; эволюция русского театра; новаторский характер драматургии

А. Н. Островского.

Знать: основные факты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.

Уметь: готовить сообщения об основных этапах биографии.

Составление хроно-логической таблицы.

25

Драма «Гроза». Творческая история пьесы.

1

Урок изучения нового материала.

История создания пьесы; художествен-ное и жанровое своеобразие драмы. Сопоставление образов

«тиранов» и «жертв».

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.

Уметь характери-зовать самодуров и их жертвы;

работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения;.

уметь анализи-ровать эпизод, выявляя способы выражения авторской позиции;

Уметь делать выписки из литературоведческих статей .

Уметь развёрнуто обосновывать суждения , приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику.

Устный опрос.

26

Нравы города Калинова.

Изображение А.Н. Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху.

Образ Катерины Кабановой. Народныеистоки её характе-

ра

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Содержание, структура литературного произведения. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия Семейный и социальный конфликт.

Составление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «темным царством». Определение художествен-но-стилисти-ческих приемов создания образа.

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народнопоэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; комментиро-

ванно отвечать на вопросы проблемного характера.

Знать основные этапы развития внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их.

Уметь читать по ролям эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тему.

Самостоятельная работа.

Составление характеристики.

27

Смысл названия

пьесы. Пьесы жизни. Худо-

жественное своеобразие драматургии А. Н. Остров-

ского.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Содержание, структура литературного произведения. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

Персонаж, тип, характер. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

Знать: Худо-

жественное свое-

образиедраматур-

гии А. Н. Остров-

ского.

Уметь:Сопоставлять и аналировать, находить общее начало в пьесах А. Н. Островского.

План и конспект критической статьи.

Самостоятельная работа.

28

Судьба и поэзия

Ф. И. Тютчева.

Место поэзии

Тютчева в развитии

русской литературы

XIX века.

1

Урок углублен-ного изучения материала.

Традиции и новаторство в поэзии. Философский характер и символический подтекст стих. Тютчева. Основные темы, мотивы и образы лирики.

Знать о романтической литературе XIX в., её представителяхоб эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобр.-выраз. средствах, о философском характере лирики поэта.

Знать особенности изображения поэтом мира природы. Уметь анализиро-

вать и интерпрети-ровать натурфилософскую лирику Тютчева; определять авторский стиль, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.

Анализ стихотво-рения.

29

Любовь в лирике

Ф. И. Тютчева.

1

Урок углублен-ного изучения материала.

Способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека.

Знать, какую эволюцию претерпела в тв-ве Тютчева тема любви.

Уметь сравнить ст-я Тютчева, Пушкина, Лермонтова, посвящённые теме любви, отмечая их идейно-тематическое и жанровое сходство и различие; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.

Самостоятельная работа.

30

Личность и творчество поэта. Народные истоки миро-

ощущения

Н. А. Некрасова.

Тема гражданской

ответственности по-

эта перед народом в

лирике Н. А. Некрасова. Художественное

своеобразие лирики

Н. А. Некрасова.

1

Урок углублен-ного изучения материала

Основные этапы жизненного и творческого пути поэта; своеобразие художественного мира Некрасова. Анализ стихотворений Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка.

Нравственная проблематика литературы. Решение «вечных» тем в лирике Некрасова. Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха; собирательный образ русского народа.

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.

Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Знать, почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «чистого искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстаёт в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называет её задорной, «сестрой народа», «печальной спутницей печальных бедняков».

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художествен-ной формы.

Конспект.

31

«Кому на Руси жить

хорошо». Творческая

история произведения.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Творческая история поэмы, особенности жанра и композиции. Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира

русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.

Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния.

Понимать, в чём заключается своеобразие её жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы. Уметь анализиро-

вать и комментиро-

вать текст поэмы Н.А. Некрасова.

Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризо-

вать образ Гриши Добросклонова как народного заступника.

Анализ и комментирование текста.

32

Роль фольклорно-ска-

зочных мотивов в поэме-эпопее. Образ повествователя.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Содержание, структура литературного произведения. Сатирические образы помещиков.

Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?». Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование; анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова.

Ответы на проблемные вопросы.

33

Изменение крестьянских представлений

о счастье.

Крестьянские судьбы

в изображении

Н.А. Некрасова. Вера поэта в духовную

силу, богатырство на-

рода.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Содержание, структура литературного произведения. Сатирические образы помещиков.

Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира

русского крестьянства.

Знать, в чем каждый из представителей народного мира видит идеал счастья, прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование.

Цель: показать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; помочь учащимся понять положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова); раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи.

Знать: принципы составления портретной характеристики. Уметь: составлять портретную характеристику персонажа.

Устный опрос.

34

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Смысл «бабьей притчи».

Цель: познакомить с образом народного заступника Гриши Добросклонов, Матрёны Тимофеевны.

Знать: принципы составления портретной характеристики. Уметь: составлять портретную характеристику персонажа.

Портретная

характеристика персонажа

35

Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2

Урок контроля.

Систематизация материала, совершенствование

навыка письменной речи,

создание сочинений различных жанров.

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформули-ровать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структуриро-вать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении мастерство писателя.

Контрольная работа.

36

«Остановленные

мгновения» в стихотворениях А. А. Фета.

Характерные особенности лирики Фета,

её новаторские черты.

1

Урок углублен-ного изучения материала.

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства».

Духовно- нравственные искания человека. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразитель-но-выразительных средствах его произведений, почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «служение чистой красоте».

Уметь анализировать стихотворения.

Знать: основные темы, мотивы и образы поэзии А.А. Фета

Уметь: анализировать стихотворное произведение о природе, находить художественные средства

Знать: содержание стихотворений о любви, адресатов любовной лирики, историю создания стихотворений

Уметь: анализировать стихотворение с точки зрения его идеи, темы, композиции; определять авторский стиль, находить художественные средства.

Анализ стихотворе-ния.

Самостоятельная работа.

37

Лирика А. К. Толстого.

Проза и драматургия

А. К. Толстого.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Стремление к пушкин-

ской универсальности

и гармонии в творчестве

А. К.Толстого.

Лирика А. К. Толстого.

Проза и драматургия

А. К. Толстого.

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворное произведение.

Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для система-тизации информации.

Самостоятельная работа.

38

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Стилизация, пародия.

Юмор.

Знать идейно-художественные особенности сатирических произведений А. Толстого;

Уметь составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализиро-

вать и интерпрети-

ровать сатирическое произведение.

Самостоятельная работа.

39

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Проблематика и

жанровое своеобразие сатиры «История одного города».

Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России.

Народ в «Истории

одного города». Раз-

мышления автора о

прошлом и будущем

России.

1

Урок проверки и коррекции знаний.

Сатирическая летопись истории Российского государства.

Художественная условность.

Идея, пафос.

Автор и повествователь. Образ автора.

Подтекст.

Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Художественный образ.

Знать: о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.

Уметь: делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах.

Знать: своеобразие сатирических приёмов писателя

Систему образов повести

Уметь: находить в тексте и анализировать сатирические приёмы писателя: сарказм, гротеск, гипербола, определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания

Конспект.

Анализ эпизода.

40

Ф. М. Достоевский.

Судьба писателя,

трагические обстоятельства, сформировавшие его

мировоззрение.

Почвенничество Достоевского.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Биография писателя.

Автобиографическая проза.

Публицистика.

Расцвет русского романа. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; формулировать вопросы и писать сочинение в жанре интервью Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Конспект.

41

Атмосфера 60-х

годов XIX века и её

отражение в романе

«Преступление и наказание».

Прототипы Раскольникова. Преображение темы «маленького человека» в творчестве

Ф. М. Достоевского

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Расцвет русского романа. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Тема. Проблематика. Идейные

течения.

Документальная основа произведения.

Вымысел.Система персонажей. Лейтмотивы творчества.

Традиции и новаторство.

Персонаж. Психологизм. Авторская позиция

Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.

Знать, какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над жизнью «униженных и оскорблённых». Уметь: отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на приёмы создания образов «униженных и оскорблённых» в романе

Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов .

Уметь делать мультиме-дийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского»

Ответы на проблемные вопросы.

42

Истоки и смысл теории Раскольникова.

Преступление Раскольникова. Идея и натура Раскольникова.

Наказание героя.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Психологизм. Стиль повествования

Идеологический роман. Идейное многоголосие.

Способы изображения внутреннего мира героя.

Знать: истоки теории героя, причины, побудившие Раскольникова пойти на преступление

Уметь: объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки главного героя;

Уметь: выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова ее развенчание.

Анализ по тексту.

43

Второстепенные

персонажи, их роль в

повествовании.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Система образов.

Герои -

двойники и антиподы.

Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство и различие их теоретических посылок.

Отбор материала для выборочного пересказа.

44

Раскольников и Сонечка. Нравственное

возрождение героя.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» и проблема нравственного идеала романа. Роль эпилога в романе.

Знать:какое место в «Преступлении и наказании» Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы.

Уметь: отбирать материал для выборочного пересказа; сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство их судеб и различие мировоззрений; анализировать конкретный эпизод, определяя его роль в контексте всего романа.

Самостоятельная работа.

45

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл

произведения.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

«Преступление и наказание» и проблема нравственного идеала романа. Роль эпилога в романе.

Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев «Преступления и наказания» помогают понять состояние души Родиона Раскольникова. Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

Ответы на проблемные вопросы.

46

Л. Н. Толстой. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве. Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого.

Религиозно -этическое учение писателя.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.

Уметь делать индивидуальные сообщения информации.

Уметь отбирать материал для киносценария, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании сценария; используя информационные компьютерные технологии, создать видеопроект о жизни и творчестве Толстого и осуществить его презентацию (по желанию учащихся)

Конспект.

47

«Война и мир» как

роман-эпопея.

Творческая история

произведения.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе.

Знать историю создания романа Л. Толстого, прототипов героев «Войны и мира»;

Уметь составлять развернутый план лекции учителя.

Конспект.

48

Сатирическое изображение большого света в романе.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Система образов. Сатира.

Ирония. Противопоставление.

Портретная деталь. Речевая

характеристика героя.

Знать:система образов. Сатира.

Ирония. Противопоставление.

Портретная деталь. Речевая

характеристика героя .

Уметь:давать речевую характеристику героям, находить детали, характеризую-щие героев с точки зрения сатиры.

Ответы на вопросы.

49

Мысль семейная и мысль народная в «мирных» главах

романа.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Семья Ростовых и семья Болконских. Соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости.

Знать: герой, характер.

Авторская позиция.

Юмор. Лиризм повествования.

Композиция. Эпизод.

Тема. Идея. Контекст.

Уметь: сопоставлять эпизоды.

Выразительно читать.

Сотавлять план сообще-

ния.

Выявлять идейно-смыс-

ловую и композицион-ную

роли эпизода.

Сопоставительный анализ эпизодов.

50

Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея

Болконского.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Изображение без-

нравственной сути

войны 1805—1807

годов.

Знать:

авторская позиция.

Пафос.

Историзм. Эпичность.

Уметь:анализировать эпизод.
Выявлять авторскую по-
зицию и средства её выражения.

Работа в группах.

51

Образ Наташи Ростовой.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Особое место

Наташи в системе об-

разов романа «Война

и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой.

Знать: портрет. Внутренний монолог.

Речевая характеристика.

Уметь: выявлять ключевые пор-

третные детали.

Давать характеристику героине.

Комментированное чтение.

52

Духовные искания

Пьера, князя

Андрея, Наташи и

Николая Ростовых.

2

Урок изучения нового материа-

ла.

Герой, характер.

Внутренний мир героя. Эволюция характера.

Динамика образа.

Работа в группах.

53

Война 1812 года в

судьбах героев романа. Наполеон и Кутузов.

Взгляд Л. Н. Толстого

на роль личности в

истории.

2

Урок изучения нового материа-

ла.

Сюжет. Образ автора. Идея.

Авторские отступления.

Художественное пространство

и время. Идея.

Портрет. Речь героя.

Умолчание, остранение, подтекст. Пафос. Народность.

Автор и герой.

Роман-эпопея.Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

Работа в группах.

54

Народность в пони-

мании Л. Н. Толсто-

го. Пьер Безухов и

Платон Каратаев.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории.

Ответы на проблемные вопросы.

55

Финал произведения. Полемический

характер финала.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Проблематика. Антитеза. Конфликт. Образ автора. Психологизм. Художественное время.

Историзм. Реализм.

Художественный образ. Антитеза. Символический образ.

Дискуссия.

56

«Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».Трагическая обречённость главной героини романа. История Анны и Левина.

1

Урок углублен-ного изучения материала

Духовная и ҭворческая эволюция автора. Сюжетные линии Облонских, Левина и Карениной.Трагический конец жизни героини – следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

Комментированное чтение.

57

Классное сочинение

по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

2

Урок контроля.

Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Контрольная работа.

Практическая работа.

58

Самобытность таланта и особенность

идейной позиции

Н. С. Лескова. Пестрота русского мира в хронике Н. С. Лескова «Очарованный странник».

1.

Урок проверки и коррекции знаний.

Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

Работа в группах.

Практическая работа.

59

Формирование типа

русского праведника в трагических

обстоятельствах

жизни. Судьба Ивана

Флягина.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Праведники Лескова и

правдоиска-тели

Некрасова. Два

взгляда на народный

мир.

Своеобразие

по вествователь-ной

манеры Лескова.

Проверочная работа.

Практическая работа.

60

А. П. Чехов. Личность писателя.

Особенности его

Художественного мироощущения. Борьба живого и мёртвого в рассказах

А. П. Чехова

«Студент», «Ионыч»,

«Человек в футляре».

1

Урок проверки и коррекции знаний.

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов.«Человек в футляре». «Футлярное» существование.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

Устный опрос.

61

Драматическая

судьба любви в мире

слабых людей.

Рассказы «О любви»,

«Дама с собачкой»,

«Дом с мезонином»,

«Попрыгунья».

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», , «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «О любви»Чехова.

Проверочная работа.

Практическая работа.

62

«Вишнёвый сад».

Особенности конфликта, система персонажей в пьесе.

1

Урок изучения нового материа- ла.

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Устный опрос.

63

Уходящее поколение

владельцев сада:

Раневская, Гаев.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Старые и новые хозяева как прошлое. Настоящее и будущее России. Отношение автора к героям.

Ответы на проблемные вопросы.

64

Уходящее поколение

владельцев сада:

Раневская, Гаев. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя,

Петя, Аня.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Старые и новые хозяева как прошлое. Настоящее и будущее России. Отношение автора к героям.

Ответы на проблемные вопросы.

65

Черты «новой драмы»

А. П. Чехова в пьесе

«Вишнёвый сад».

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

Устный опрос.

66

Ф.Стендаль. « Красное и чёрное». герой буржуазной эпохи в романе.

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Образ героя-честолюбца в романе Стендаля «Красное и черное». Социальное пространство Франции эпохи Реставрации.

Фронтальный опрос.

67

Романы Бальзака. «Евгения Гранде», «Отец Горио».

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Творческий путь

Бальзака.

«Человеческая комедия». Быт и нравы провинциального общества.

Растлевающая власть денег.

Семинар.

Практикум.

68

Ч.Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын». Г.Ибсена. Творческий путь. Особенности драматургии. Ги де Мопассан. Творческий путь. «Ожерелье».

1

Урок изучения нового материа-

ла.

Жизнь и творчество Ч.Диккенса. Антибуржуазн-ый роман. Английского критический реализм. Зрелость писательского мастерства и зрелость западно-европейского реалистического романа XIX века.

Семинар.

Практикум.

69

Семинар «Нравственные уроки русской литературы. Художественное своеобразие литературы 19 в».

1

Урок контроля.

Семинар «Нравственные уроки русской литературы.

Художественное своеобразие литературы 19 в».

Семинар.

Практическая работа.

70

Семинар «Нравственные уроки русской литературы. Художественное своеобразие литературы 19 в».

1

Урок контроля.

Семинар «Нравственные уроки русской литературы.

Художественное своеобразие литературы 19 в».

Семинар.

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...