"Серебряный век" русской поэзии
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Козлова Светлана Вячеславовна

Цель урока: знакомство с поэтами -представителями "серебряного века", с особенностями их творчества;

   совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений;

    знакомство с литературными понятиями аллитерация, ассонанс;

   формирование навыков анализа поэтического текста.

 

Тип урока: урок-путешествие, первичное ознакомление с материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek_russkoy_poezii.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Серебряный век русской поэзии.

(урок- путешествие)

 

 

Урок литературы  в 5 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Козлова Светлана Вячеславовна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1 г.Волоколамска»

 

 

 

 

Цель: знакомство с поэтами -представителями "серебряного века", с особенностями их творчества;

   совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений;

    знакомство с литературными понятиями аллитерация, ассонанс;

   формирование навыков анализа поэтического текста.

 

Тип урока: урок-путешествие, первичное ознакомление с материалом.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

  1.Слово учителя.

Литературу как самостоятельный предмет мы начали изучать недавно, но вы, наверное, уже почувствовали, что это особый мир,волшебная страна, каждая область которой таит загадку.

Мы побывали в гостях у сказки, в мире животных- героев басен, познакомились с героями 12 века.

Вспомните, стихотворения каких поэтов вам знакомы?

Время, когда творил  Пушкин, получило название  "Золотого века"русской поэзии.

Как вы думаете, почему возникло такое название? (золото- самое дорогое, ценное).

Но была в истории русской литературы и другая эпоха, когда вновь ярким огнем вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая  страна, когда поэзия превратилась в огромную вселенную. И это время получило название "Серебряный век" русской поэзии.

Сегодня нас с вами ждет еще одно замечательное путешествие- мы отправимся в "Серебряный век" русской поэзии.

Прежде всего  необходимо выбрать героя- спутника, с которым нам предстоит совершить путешествие.

Вспомните, каких героев- путешественников вы знаете?

Мы с вами отправимся в путешествие вместе с Маленьким принцем, героем сказки Антуана де Сент-Экзюпери, который однажды решил посетить ближайшие к его планете астероиды, чтобы "найти себя, занятие, да и научиться чему-нибудь".

Давайте представим, что все мы маленькие принцы, которым наскучило жить на однообразной и понятной земле.

Сказочный Маленький принц во время своего путешествия встретился с королем, честолюбцем, фонарщиком, деловым человеком. Мы же будем встречаться с разными поэтами, которые откроют нам тайны Поэтической вселенной "серебряного века".

2.Работа по теме урока..

        На первом астероиде жил поэт, любитель путешествовать: он много странствовал по России, объездил Европу, побывал на ближнем Востоке, в странах Азии. Имя этого поэта Иван Андреевич Бунин. Бунин и прозаик, и поэт, и переводчик.

-Как у каждого человека, воспоминания о детстве у Ивана Андреевича самые яркие: "Сердцем помню только детство". Именно детские воспоминания стали одним из источников вдохновения поэта.

Чтение и беседа: стихотворение "Детство".

-Какие картины родной природы создал поэт в стихотворениях?

-Как вы понимаете выражение "солнечные палаты"?

-Основное ощущение, которое описывает поэт -запах. Какой запах описывает Бунин?

-Какие эпитеты он при этом использует?

-Что чувствует лирический герой этого стихотворения?

 Тема природы встречается в творчестве любого поэта, и Бунин тоже не обходит эту тему стороной.

"Сказка", " Как дымкой даль полей закрыв..."

На чужбине Бунин продолжает писать о России, он не расстается с ней в своей памяти, в своем творчестве.

Стихотворение "Канарейка"- чтение и беседа

-Стихотворение имеет эпиграф. Что сообщается в эпиграфе?

- Из скольких частей состоит стихотворение? Чем отличается их содержание и форма?

-Что чувствует автор, описывая канарейку? Какие слова выражают это чувство?

-С чем может быть связано описываемое чувство печали и тоски?

-Можно ли понимать это стихотворение как иносказание?

-Чем похожа судьба писателя и птицы?

-Чем особенно печальна судьба канарейки?

 

        На втором астероиде жил поэт . повелитель природы. Это был очень странный поэт: он мог писать свои стихи, забираясь по горло в пруд или залезая на вершину дерева- ему казалось, что таким образом, слившись с природой, он лучше почувствует ее и сможет рассказать об этом читателю.

Звали этого чудака Константин Дмитриевич Бальмонт.

-Вы хотите услышать шум дождя в ясный солнечный день или зимой? А почувствовать шелест листьев на деревьях или плеск реки? Константин Бальмонт может сделать это всего лишь словом, волшебным поэтическим словом.

Чтение и беседа: стихотворение "Снежинка".

-Какая картина возникает перед глазами?

-Какими качествами наделяет ее автор?

- В каких словах это выражается?

-Как автор оценивает путь снежинки с небес на землю?

-Какие слова повторяются?

-Какими эпитетами и почему автор наделяет снежинку?

 

---Теория литературы: понятие об аллитерации и ассонансе.

А сейчас  мы познакомимся с двумя волшебными словами, с помощью которых можно заставить зазвучать и волны, и камыши, и ветер.

Первое слово- аллитерация. Оно означает повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков.

Определите, какие согласные звуки повторяются и что они озвучивают?

Второе слово-ассонанс: повтор гласных звуков. Какие гласные звуки повторяются и что они озвучивают?

---А вот ещё одно стихотворение Бальмонта- представьте нарисованные картины.- чтение стихотворения "Золотая рыбка".

Почему стихотворение так называется?

---В1905 году была напечатана книжка К.Бальмонта "Фейные сказки". Посвящалась она дочери. Послушайте стихотворения из этого сборника "У чудищ", "Осень".

-беседа по вопросам: Какие времена года изображены в прочитанных стихотворениях Бальмонта? Какими красками пользуется поэт  при их описании?

     Какими средствами художественной выразительности пользуется поэт для описания времен года?

        На третьем астероиде жил поэт - фантазер, поэт, который любил все необычное, и его стихи звучали необычно.

В те годы имя Игоря Северянина звучало чаще других. Давайте посмотрим, действительно ли его стихотворения необычны.

--Чтение  стихотворения "В парке плакала девочка".

   Работа по рядам:

1ряд- Что вызвало жалость у маленькой героини? Почему поэт так высоко оценил чувства ребенка?

2ряд- Как откликнулся отец на добрые чувства девочки?

3ряд- Какие рифмы запомнились в этом стихотворении?

 

--Стихотворение "Что шепчет парк..."-чтение и беседа:

-Какой прием использован в названии стихотворения? Как он называется?

-О чем "тоскует душой" автор?

-Почему люди названы "животными"?

-Какие эпитеты помогают автору выразить свое отношение к описываемому?

 

III. Итог. Вот и закончилось наше путешествие по Вселенной "Серебряного века". Мы познакомились с разными поэтами и их стихотворениями, попытались понять, к чему они стремились в своем творчестве.

Мы не прощаемся с "Серебряным веком" навсегда: каждый год будем возвращаться к нему снова и снова, всякий раз открывая для себя новые тайны одной из самых замечательных эпох в истории русской поэзии.

IV.Домашнее задание.

    -Выучить наизусть 1 стихотворение.

-Сочинение- миниатюра «Над чем заставило меня задуматься это стихотворение».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...