Урок родной литературы в 10 классе «Попрание смерти жизнью…» (по мотивам рассказа - были Константина Воробьёва «Седой тополь»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Гриненко Инна Викторовна

Урок- анализ с обучающимися рассказа – были К.Воробьёва «Седой тополь» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Беловодская средняя школа № 1»

Урок родной литературы в 10 классе

«Попрание смерти жизнью…»

(по мотивам рассказа - были Константина Воробьёва

«Седой тополь»)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гриненко И.В.

Цель урока – проанализировать с обучающимися рассказ – быль К.Воробьёва «Седой тополь», расширить знания о немецких концлагерях, о жестоком обращении с пленными. Дать характеристику образам главных героев, детально изучить психологическое состояние человека в трагических условиях плена.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать духовно- нравственные качества личности обучающегося; формировать уважительное отношение к людям, способным на подвиг и самопожертвование во имя любви к Отчизне.

Метапредметные: формировать умение самостоятельно анализировать и структуировать материал; подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения; уметь раскрывать внутренние мотивы поведения человека и анализировать их; выделять причинно – следственные связи в устных и письменных высказываниях, делать выводы; формировать умение самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Коммуникативные: формировать и высказывать свою точку зрения на данный вопрос; развивать навыки осмысленного чтения текста и его адекватного восприятия; формировать умение работать с иллюстрациями, тематическими картинками к тексту; уметь вести монолог, диалог.

Предметные: понимать ключевые проблемы изучаемого произведения; анализировать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему; давать характеристику и оценку действий героев.

Оборудование: текст рассказа К.Воробьёва «Седой тополь», компьютерная презентация к уроку, видеоролик «Сюжет рассказа», видеоролик «Шум тополя», ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Урок проводится с использованием элементов компьютерных технологий.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.

  1. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя.

Прошло уже так много лет

Со дней событий давних, страшных…

И невернувшихся домой

Мы помним, чтим солдат отважных.

Они погибли: кто в боях, кто,

Не доживши до Победы

В госпиталях, концлагерях

Оставил жизнь… Все наши деды.

Должны мы помнить, чтить и знать

Их жизни отданы за дело!

Чтоб через много-много лет

Сейчас… Им наша память души грела.

  1. Постановка цели и задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы вами перенесёмся в события 1942 года, на Латвийскую границу, в концлагерь Саласпилс, именуемый «Долина смерти». В рассказе Константина Воробьёва «Седой тополь» отражены события тех страшных военных лет, о которых мы не имеем морального права забывать. Сегодня на уроке каждый из вас может заработать две оценки; одну за устную работу, анализ произведения, а вторую – за работу в тетради. Мы проанализируем рассказ – быль, дадим оценку действиям главных героев Климова и Воронова, попытаемся раскрыть и понять психологическое состояние человека в трагических условиях плена.

  1. Работа над темой урока.

Запишите дату, тему урока в тетради.

  1. Актуализация знаний обучающихся.

Для того, чтобы вспомнить сюжет рассказа К.Воробьёва «Седой тополь» предлагаю вам просмотреть ролик, где отображены ключевые события произведения. Затем вы назовёте их и мы кратко обсудим содержание. Если вы назовёте 5 и более правильных фрагментов сюжета рассказа, вы можете поставить себе в тетради 1 балл за этот вид работы.

Просмотр видеоролика. Обсуждение.

Далее я предлагаю вам выполнить задание «Закончи/ восстанови предложение». За 5 правильных ответов вы зарабатываете 2 балла, за 4-3 правильных ответа – 1 балл.

  1. Рассказ К.Воробьва «Седой тополь» носит … характер.
  2. О ком идёт речь? «Заросшее нетвердой и негустой щетиной лицо покрыто лишаями и струпьями. Волосы его русы и длинны, концы их свисают из-под пилотки на плечи и вьются.От всего себя Климов сохранил только голос – резкий и четкий. Непонятно,почему охранники до сих пор не прибили его,- они ведь особенно ненавидят высоких, крутолобых и сероглазых пленных».
  3. «Посередине лагеря стоит … – огромный, прямой, старый. Его кора до высоты человеческого роста объедена людьми»
  4. Сильнее тифа и ран был …
  5. Рассказ заканчивается …

Работа в парах, Обмен тетрадями, выставление баллов за работу.

  1. Основное содержание работы на уроке.

Ребята, мы вспомнили содержание рассказа «Седой тополь», его основные моменты. Давайте обсудим ключевые вопросы, которые дадут нам возможность целостно проанализировать образ главного героя лейтенанта Сергея Климова.

  • Что вас наиболее удивило и впечатлило после прочтения рассказа?
  • Какое отношение у вас к главному герою лейтенанту Сергею Климову? Почему?
  • Что вы можете сказать о военнопленном Воронове, расскажите о случае с орденом. Как вы считаете, почему так произошло?
  • Каков внутренний мир у Сергея Климова? Чего он желает больше всего?
  • Почему тополь в рассказе назван «седым»? Можем ли мы назвать тополь одним из героев произведения? Как к тополю относятся слова «попрание смерти жизнью»?

  1. Рефлексия учебной деятельности обучающихся.

Просмотр видеоролика «Шум тополя», краткое его обсуждение.

  1. Закрепление материала.

Мы подошли ребята к одному из ключевых моментов урока – анализ образа главного героя лейтенанта Сергея Климова. Предлагаю в тетрадях схематически составить ответ на данный вопрос.

Проверка, обсуждение ответов обучающихся. Если вы правильно назвали 4 и более качеств Климова, то поставьте себе 1 балл.

Мы досконально проанализировали образ Сергея Климова, пытались разобраться в мотивах его действий, поняли, что человек с большой силой воли, способный на подвиг и самопожертвование во имя любви к Отчизне.

Заключительным этапом нашей работы будет написание вами мини высказывания «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Седой тополь»? За содержательное высказывание, которое выражает вашу позицию и точку зрения, вы можете получить 1 балл.

Зачитывание обучающимися собственных высказываний.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Для того, чтобы подвести итого урока предлагаю вам закончить предложения:

Я понял…

Я узнал…

Фраза «попрание смерти жизнью» означает…

Мне было интересно…

Больше всего меня впечатлило…

Дети выставляют оценки за урок в тетрадях, тетради сдают на проверку учителю.

Сегодня мы открыли еще одну сторону войны. Мы заочно побывали в немецком лагере Саласпилсе и узнали о том, как выживали военнопленные. Именно благодаря их подвигу, жертвенности, мы живём с вами сейчас. Мы не имеем права забывать о героях, которым мы обязаны жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")

Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....