Мастер-класс. Театроведение и киноведение на уроках литературы
план-конспект по литературе

Беляева Надежда Аркадьевна

Мастер-класс. Театроведение и киноведение. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass._teatrovedenie_i_kinovedenie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Театроведение и киноведение на уроках литературы»

      Киновикторина «Узнай фильм по кадру».

План выступлени:

  1. Вступление. О воспитательной функции уроков литературы.
  2. Основная часть (М/М сопровождение):
  1. Литература + театр + кино =… (формы ВВР)
  2. Школьный кинотеатр, его роль в воспитании культурного зрителя, активного читателя.
  3. Уроки литературы как средство формирования зрительской культуры. Их роль в нравственном воспитании школьников.
  4. Театральные методики на уроках литературы:
  • Инсценирование
  • Составление киносценария

              5.  Урок-театральная мастерская

              6.  «Книга спорит с фильмом» - необычная форма обычного урока.

              7.  Урок- спектакль, урок- суд над литературным героем.

III. Заключение. Выводы, рекомендации.

     

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Я, Надежда Аркадьевна Беляева, рада вас приветствовать.

Для начала прошу вас ответить на вопросы: любите ли вы театр и кино? А знаете ли вы театр и кино хотя бы в той степени, которая необходима для успешного сотрудничества этих видов искусства с литературой? Проверим на практике

Киновикторина «Узнай книгу по кадру»:

Вывод по результатам викторины: участники викторины старшего поколения справились с заданием лучше, так как имели возможность познакомиться с киноверсиями литературных шедевров в юные годы (кино 70-80-х годов было массовым и популярным).

Ответы к киновикторине:

  1.  «Шинель» (А. Баталов, 1959)
  2. «Война и мир» (С. Бондарчук, 1965-67)
  3. «Преступление и наказание» (Л. Кулиджанов, 1969)
  4. «Мёртвые души» (М. Швейцер, 1984)
  5. «Тихий Дон» (С. Герасимов, 1957)
  6.  «Собачье сердце»
  7. «Ночь перед Рождеством»
  8. «Чучело»
  9. «Молодая гвардия»
  10.  «Несколько дней из жизни Обломова» (Н. Михалков, 1979)

  1. Вступление. О воспитательной функции уроков литературы.

Ежедневно каждый преподаватель общается с теми, кого ему положено учить и воспитывать. Однако мы начинаем не с нуля. Ученики, приходя к нам, имеют сложный, часто негативный опыт жизни, и это не новость. Их души изломаны, вывернуты наизнанку безудержной разноголосицей информационного потока. С глубокой древности было принято беречь не только физическое, но и духовное здоровье детей. Человеку нужно постепенное созревание; желудок заболевает, если мы едим незрелые сливы и яблоки, а что же ребёнок? Не успел он родиться, как его маленькая душа погружается в беспросветную нравственную грязь, которая начинается с ежедневного сквернословия родителей и окружающих.

Дитя, вы только вдумайтесь в это святое слово, с самых нежных лет, подойдя к киоску взглянуть на яркую игрушку за стеклом, неизбежно увидит обложку глянцевого журнала с тётей или дядей в непристойной позе. Посреди фильма-сказки по телевизору его настигает реклама, способная не просто испортить аппетит, а подорвать нравственный иммунитет, который мы, учителя русского языка и литературы, пытаемся укреплять на своих уроках всеми возможными средствами.

Известно, что произведения литературы и искусства – показатель бытия человеческого.

Мне хотелось бы поговорить о том, какую роль может сыграть искусство – театр и кино -  в формировании нравственного иммунитета школьника на уроках литературы, как сделать, чтобы ученик не просто «проходил» (мимо проходил !) литературный шедевр, а умел понимать,  переживать, ещё долго размышлять над прочитанным.

Задача учителя литературы, на мой взгляд, заключается в умении «оживить» героя (героиню), помочь понять, приблизить его к ученику настолько, чтобы тот увидел в нём человека с реальными чертами характера, особенностями мировоззрения, образа жизни, близкими юному читателю. Ученик только тогда заинтересуется судьбой героя (героини),  когда «примерит на себя» его мир, когда этот герой станет ему понятен.

Скажите, уважаемые коллеги, как толковать поступки Катерины десятиклассникам, как объяснить причины трагедии женской души, если подросток ещё не познал тайн супружеских отношений или знает о них с такой стороны, что урок по «Грозе» покажется ему сказкой с печальным концом?!

Помочь нам в этом непростом деле способен театр. Театральная дверь открывает человеку путь не только в мир игры, но и  свой собственный мир помогает оценить иначе.

Мир без театра – холоднее и суше, прозаичнее и ущербнее.

Мир, в котором присутствует театр, многослойнее и глубже, ярче и духовнее. В момент времени, когда теряют эффективность прежние средства воспитания, театр хоть и подвергается сомнениям и изменениям, остаётся одним из немногих способов формирования ценностных ориентиров юного поколения. И театр может и должен занять своё достойное место на уроке литературы.

        

II. Основная часть.

Большая роль в воспитании школьников через театр и кино отводится    

на уроках по литературе. Формы её могут быть самыми различными – от клуба юнкоров, на занятиях которого дети сочиняют тексты драматических произведений, до народного театра, участниками которого они становятся с младшего школьного возраста.

  Надо ли знакомить подростков с литературными экранизациями? Как это сделать?

Отвечая на эти вопросы, мы пришли к выводу: необходимо организовать при кабинете литературы работу школьного кинотеатра, связав его  с графиком прохождения образовательной программы по литературе.

Дети  должны посмотреть такие киноверсии,  как «Снежная королева», «Робинзон Крузо», «Муму», «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Мастер и Маргарита»,  - золотой фонд отечественного кино будет участвовать не только в образовании, но и воспитании юного зрителя,  научит его со временем  отличать настоящее искусство от того суррогата, который заполонил теле- и киноэкраны России в последнее время.

Организованный кинопросмотр должно предварять чтение литературного источника (иногда бывает наоборот: после знакомства с фильмом ребёнок тянется к книге). Кинофрагменты мы используем в процессе урока, впечатления от просмотренного дети описывают в творческих работах, высказывают при проведении кинодиспутов.

Перед просмотром фильма (телеспектакля) ученик получает задание, цель которого – обратить внимание на разницу между литературным источником и его киноверсией. Наиболее эффективной формой урока в данном случае является урок «книга спорит с фильмом». Посмотрим на конкретных примерах особенности использования театроведческого и киноведческого материала.

2.  Театр и кино – родственные виды искусств, много общего у них и с литературой.

В  школе при проведении обычных уроков педагоги могут  использовать театральные методики, что позволяет успешно развивать психологические данные личности ребёнка (внимание, память, воображение), а также воспитывать интерес к искусству и театральному искусству в частности.

На уроках литературы все мы используем хорошо забытые старые виды работы, среди которых

  • Инсценирование стихов (басен, песен, сказок, драматических произведений)
  • Составление киносценария

Можно выделить особые формы проведения уроков литературы, цель которых – организовать процесс изучения художественного произведения с использованием театроведческих и киноведческих знаний. Среди них

                              – урок- театральная мастерская (2 часа)

  • Чтение текста (заранее)
  • Знакомство с процессом создания спектакля
  • Распределение ролей (режиссёр, композитор, художник по костюмам, гримёр, художник декораций, светомастер, звукооператор, актёр и др.)
  • Работа над созданием спектакля непосредственно на самом уроке

- «Книга спорит с фильмом»

Интересным фактом является создание нескольких киноверсий к одному и тому же литературному источнику – неоспоримый факт живучести, ценности литературного произведения. Здесь можно предложить ученикам поразмышлять над вопросом о том,  с какой целью автор вводит те или иные новшества, что они дают для понимания образа героя, идейного содержания произведения (урок «Две  «Бесприданницы»). Во время просмотра фильма А. Баталова «Шинель» (1959 год) с Р. Быковым в главной роли  можно обнаружить много различий между книгой Гоголя и её интерпретацией. В таком случае часть обобщающего урока по творчеству Н.В. Гоголя можно посвятить анализу киноэпизодов, полезному, на наш взгляд, уже потому, что при таком изучении  литературного произведения невозможно пройти мимо него.

 Сопоставление двух (иногда трёх) киноверсий с литературным источником позволяет проникнуть в глубь мастерской режиссёра, узнать о тайнах театрального творчества, о личности автора кинофильма и его создателях.

Ещё одной интересной формой урока, ориентированной на культурное развитие подростков на уроках литературы, является

 урок «суда над литературным героем». 

Кстати, эта форма не так уж нова: в 20-е годы прошлого столетия она пользовалась большой популярностью среди педагогов и школяров, устраивавших суды над литературными героями. Наша с вами задача – не копировать хорошо забытое старое, а извлечь из него ядра разумного опыта. При проведении подобных уроков мы преследуем цели:

  • Проверить знание учениками художественного текста
  • Заставить учеников выговориться, заявить о собственном отношении к автору, произведению, героям
  • Научить  отстаивать собственную позицию и одновременно – уважать чужую точку зрения
  • Повысить мотивацию к вдумчивому, внимательному чтению литературного источника
  • Расширить и углубить знания учеников о процессе создания спектакля, кинофильма по данному произведению
  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной культуре

     Урок – спектакль «Суд идет» после изучения комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» мы провели в форме суда. Обвинителем стал учитель, роли героев романа исполняют ученики, роль адвоката достается тоже одному из учеников, остальные ученики становятся свидетелями этого действа, т.к. прочли текст и не могли остаться в стороне от  захватывающего зрелища.

Чтение приговора.

  1. Именем правительства дом Простаковых за бесчеловечие принимается в опеку. Госпожа Простакова  в государстве терпима быть не может.
  2. Оповестить всем Скотининым, чтобы они ступали к свиньям.
  3. Учителям: Копейкину за ненасытность души не выплатить ни копейки; Цыфиркину за честное признание, что ничему не научил Митрофана, за добрую душу надобно заплатить; Вральмана за обман людей отстранить не только от учителей, но и от лошадей.
  4. Митрофана предать презрению, отправить его на службу и впоследствии сделать его имя нарицательным.

Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражителей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.

III. Заключение.

Урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры.

Современные уроки литературы выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. 

Литература, театр – это виды искусства, общим для которых является слово.

Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Выступление фокус-группы

Занятия с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к культуре, театру и киноискусству.

Так у подростка формируется новая психология – творца. Дети стремятся стать взрослым, самостоятельным. Ученики сами пробуют себя в создании сценариев, снимают небольшие фильмы.

Я хотела бы вам продемонстрировать ролик – Дети сами сочинили сказку и экранизировали ее.

Просмотр видеоролика «Мечта школьника».

Наша страна огромна и велика, но, как и везде есть свои проблемы или вопросы которые надо решать, мобилизовав все ресурсы страны, как финансовые так и народные. Вероятно, поэтому Президент Российской Федерации 28 апреля 2018 года подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года театра».

Кто знает, может из наших юных воспитанников вырастут великие режиссеры, актеры, операторы..., снимут фильмы, поставят спектакли по литературным произведениям. И возможно их экранизацию мы будем рассматривать при чтении на уроках литературы)

Спасибо большое всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"

Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...

Мастер-класс "Применение иллюстраций и ассоциаций на уроке литературы"

мастер- класс "Иллюстрации на уроке литературы"...

Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»

Предлагаемый  материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь  описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...

Мастер-класс "Эффективные методы эмоционального воздействия на уроках литературы..."

Приёмы, способствующие нравственному воспитанию учащихся....

Мастер - класс "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы по технологии Б.С.Дыхановой"

Мастер-класс предназначен для учителей литературы. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать коммуникативные способности учащихся....

Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...